Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полиструктурность географического пространства и топологические типы пространственных связей.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Предмет и объект географии. Подходы к определению объектов и предметов изучения географии менялись на протяжении истории развития науки. Общим оставалось одно: большинство ученых рассматривало как главный объект географической науки поверхность Земли. При этом К. Риттер считал объектом географии весь земной шар, А. Геттнер — страны, которые изучаются с точки зрения пространственного размещения предметов и явлений, Ф. Рихтгофен — земную поверхность, Э. Мартонн — распределение по поверхности Земли физических, биологических и связанных с деятельностью человека явлений, а также причины этого распределения, О. Пешель — природу Земли и т. д.Заведующий кафедрой географии Петербургского университета П. И. Броунов предложил в 1910 г. рассматривать в качестве объекта географии «современное физическое устройство наружной земной оболочки». 1. Географическая оболочка (Григорьев, Калесник и др.) - сложное образование, состоящее из взаимодействующих главных земных сфер или их элементов - литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы. 2. Географическая среда - часть ГО, которую затрагивает человек своей хоз. деятельностью Чаще всего является объектом изучения общей физической географии и ряда других естественно-географических дисциплин. 3. Ойкумена - наиболее освоенная и населенная человеком часть географической оболочки Земли. В ее пределах протекает основная жизнедеятельность людей и воспроизводятся все сферы жизни общества – демографическая, хозяйственная, социальная, культурная, политическая, духовная и др. 4. Регион - определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Предмет: пространственные соотношения развивающихся территориальных объектов (физико-географических, экономико-географических и др.). Даже при разных объектах изучения, предмет у них один. На разных этапах развития географии изменялись границы объекта и предмета изучения географии: от исследования поверхности континентов и их отдельных регионов к изучению географической оболочки (от озонового слоя до фундамента материков и дна океанов), а также социальных групп людей и среды их жизни в системе взаимосвязей природных и социальных явлений; от морфологии отдельных объектов и явлений природы и общества к пространственной морфологии (страны, районы, население, хозяйство) и рассмотрению внешних факторов и процессов, обусловливающих пространственную неоднородность и изменения во времени.
В античное время формировалась нерасчлененная хорографическая география (пространствоведение), задачами которой было описание отдельных объектов и явлений поверхности и особенностей их пространственного размещения. Сформировались и соответствующие методы исследования - описательный и морфометрический анализ Средневековую географию по-прежнему называют хорографической (описательное пространствоведение). Ее задачей было описание и нанесение на карту множества «пространств» Старого и Нового света (множество Ойкумен). Частью их являлось «ментальное место», которое отражало восприятие реальной территории в религиозном миропонимании и в связи с социальными потребностями людей, интересами отдельных государств. Описательный метод в сочетании с историческим подходом утвердил позиции описательного страноведения. Математико-геодезический подход способствовал становлению общегеографического метода - картографического, который позволял моделировать объект изучения (пространство) в картографическом изображении, а компоненты объекта размещать в системе координат. В то же время, картографическое восприятие географической действительности способствовало формированию двухмерного «образа» пространства (широта и долгота) и пространствоведения, которое изучала объекты лишь поверхности Земли. Объяснение их сущности носило теологический (божественный) характер в культурных рамках своей эпохи и было антропоцентрично В эпоху новой географии, эпоху научных методов исследования задачами географии стали реально существующие явления, изучаемые в плане эксперимента. Объектами изучения здесь становятся отдельные природные компоненты геосфер и индивидуальных пространств, а целью - выявление закономерностей с помощью факторного анализа. Например, влияние климата на растительность или рельефа на климат. Объяснительной частью предмета становится географический детерминизм.
При становлении современной географии по-прежнему прослеживается пространственный подход. Общегеографическими идеальными объектами физической географии, возникшими в системе естественнонаучной парадигмы, становятся географическая оболочка, природные геокомплексы и ландшафты. Объектами экономической, а позже социально-экономической географии определяются территориально-производственные комплексы, экономический район и культурный ландшафт. Ведущими методами, наряду с описательным и районированием, становится метод функционального анализа. В объектной и предметной областях наметились тенденции объединения географии вокруг изучения системы взаимосвязей общества и природы (географический подход).
Геокомпонентная парадигма Объект исследования – геокомпоненты. Предмет исследования – их состояния и динамика этих состояний. Суть: ландшафт — как комплекс взаимосвязанных компонентов. Проявляется в представлениях об одновариантности окружающего мира, в однозначных трактовках явлений, часто в поисках пропорциональных зависимостей между причиной и следствием. Суммирование отдельных компонентных процессов = процесс формирования и функционирования ландшафтов. Географическое пространство = сумма вз/св, но в целом самостоятельных компонентных миров, где каждый мир может рассматриваться как основная причина формирования определенного варианта устойчивой в пространстве ландшафтной дифференциации Главное содержание ландшафтного вз/д - изменение состояний привилегированного компонента, а главным результатом — его новые состояния До сих пор является основным подходом в физической географии. Также геокомпонентная парадигма легла в основу охраны природы во всех странах мира.
Ресурсно-цикловой метод Используется при исследовании процессов взаимодействия хозяйства и природной среды. Автор - Игорь Валерьянович Комар, 1975 г. Основа метода – круговорот вещества в природе. Ресурсный цикл – хозяйственное звено круговорот вещества, не замкнут, продолжителен. Основные виды: - цикл энергоресурсов и получения энергии; - цикл металлических ресурсов и получения металлов; - цикл неметаллических минеральных ресурсов и получения химических, строительных, технических материалов; - цикл лесных ресурсов и получения продуктов лесного хозяйства и древесных материалов; - цикл земельно-климатических ресурсов и получение сельскохозяйственных продуктов и сырья; - цикл ресурсов дикой фауны и флоры с получением продукции промыслов - охотничьих, рыбных, собирательства полезных расте Ресурсные циклы включают совокупность превращений и пространственных перемещений веществ на всех этапах использования их человеком: выявление, подготовку к эксплуатации, извлечение необходимых веществ из природной среды, их переработку, потребление и возвращение в природу.
35. Функциональный потенциал ландшафта (дубль предыдущего вопроса!!!!) Функциональный потенциал - диапазон потенциальных возможностей Составляющие оценки:
1. Ресурсный потенциал - это запас ресурсов, изъятие которого из ландшафта не приведет к разрушению его структуры; мера возможного ресурсосодержащих и ресурсовоспроизводящих функций выполнения ландшафтом 2. Экологический потенциал - потенциал жизнеобеспечения, или вся совокупность природных условий, влияющих на жизнь людей и создающих специфическую местную среду обитания. 3. Демографический потенциал - показатель потенциального роста населения на основе уже сложившейся половозрастной структуры и динамики фертильности, брачности и других частных показателей. 4. Экологическая емкость - совокупность природных ресурсов, эксплуатация которых не приведет к деградации территории
Предмет и объект географии. Подходы к определению объектов и предметов изучения географии менялись на протяжении истории развития науки. Общим оставалось одно: большинство ученых рассматривало как главный объект географической науки поверхность Земли. При этом К. Риттер считал объектом географии весь земной шар, А. Геттнер — страны, которые изучаются с точки зрения пространственного размещения предметов и явлений, Ф. Рихтгофен — земную поверхность, Э. Мартонн — распределение по поверхности Земли физических, биологических и связанных с деятельностью человека явлений, а также причины этого распределения, О. Пешель — природу Земли и т. д.Заведующий кафедрой географии Петербургского университета П. И. Броунов предложил в 1910 г. рассматривать в качестве объекта географии «современное физическое устройство наружной земной оболочки». 1. Географическая оболочка (Григорьев, Калесник и др.) - сложное образование, состоящее из взаимодействующих главных земных сфер или их элементов - литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы. 2. Географическая среда - часть ГО, которую затрагивает человек своей хоз. деятельностью Чаще всего является объектом изучения общей физической географии и ряда других естественно-географических дисциплин. 3. Ойкумена - наиболее освоенная и населенная человеком часть географической оболочки Земли. В ее пределах протекает основная жизнедеятельность людей и воспроизводятся все сферы жизни общества – демографическая, хозяйственная, социальная, культурная, политическая, духовная и др. 4. Регион - определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.
Предмет: пространственные соотношения развивающихся территориальных объектов (физико-географических, экономико-географических и др.). Даже при разных объектах изучения, предмет у них один. На разных этапах развития географии изменялись границы объекта и предмета изучения географии: от исследования поверхности континентов и их отдельных регионов к изучению географической оболочки (от озонового слоя до фундамента материков и дна океанов), а также социальных групп людей и среды их жизни в системе взаимосвязей природных и социальных явлений; от морфологии отдельных объектов и явлений природы и общества к пространственной морфологии (страны, районы, население, хозяйство) и рассмотрению внешних факторов и процессов, обусловливающих пространственную неоднородность и изменения во времени. В античное время формировалась нерасчлененная хорографическая география (пространствоведение), задачами которой было описание отдельных объектов и явлений поверхности и особенностей их пространственного размещения. Сформировались и соответствующие методы исследования - описательный и морфометрический анализ Средневековую географию по-прежнему называют хорографической (описательное пространствоведение). Ее задачей было описание и нанесение на карту множества «пространств» Старого и Нового света (множество Ойкумен). Частью их являлось «ментальное место», которое отражало восприятие реальной территории в религиозном миропонимании и в связи с социальными потребностями людей, интересами отдельных государств. Описательный метод в сочетании с историческим подходом утвердил позиции описательного страноведения. Математико-геодезический подход способствовал становлению общегеографического метода - картографического, который позволял моделировать объект изучения (пространство) в картографическом изображении, а компоненты объекта размещать в системе координат. В то же время, картографическое восприятие географической действительности способствовало формированию двухмерного «образа» пространства (широта и долгота) и пространствоведения, которое изучала объекты лишь поверхности Земли. Объяснение их сущности носило теологический (божественный) характер в культурных рамках своей эпохи и было антропоцентрично В эпоху новой географии, эпоху научных методов исследования задачами географии стали реально существующие явления, изучаемые в плане эксперимента. Объектами изучения здесь становятся отдельные природные компоненты геосфер и индивидуальных пространств, а целью - выявление закономерностей с помощью факторного анализа. Например, влияние климата на растительность или рельефа на климат. Объяснительной частью предмета становится географический детерминизм. При становлении современной географии по-прежнему прослеживается пространственный подход. Общегеографическими идеальными объектами физической географии, возникшими в системе естественнонаучной парадигмы, становятся географическая оболочка, природные геокомплексы и ландшафты. Объектами экономической, а позже социально-экономической географии определяются территориально-производственные комплексы, экономический район и культурный ландшафт. Ведущими методами, наряду с описательным и районированием, становится метод функционального анализа. В объектной и предметной областях наметились тенденции объединения географии вокруг изучения системы взаимосвязей общества и природы (географический подход).
Полиструктурность географического пространства и топологические типы пространственных связей. Географическое пространство - совокупность отношений между географическими объектами, расположенными на конкретной территории (геотории) и развивающимися во времени (Э.Б. Алаев, 1983).. Выделяют две основные системы пространства: природную и социогенную. Составные элементы г.п.: географическая оболочка, географическая среда, ойкумена, регион, объект. Полиструктуроность ГП: Тезисы (полиструктурность регионального пространства) – дополнительно!!!!: 1. Каждый регион - полиструктурное образование, в «ткани» пространства которого взаимодействуют различные системы и их элементы; 2. Структура регионов - сочетание экономических, социальных, демографических, этнических, политических, технологических, биологических, экологических и др. связей, процессов и отношений, которые в совокупности определяют условия регионального развития 3. Экономика региона -одна из составляющих его структуры и не может рассматриваться вне связей с другими составляющими 4. При игнорировании полиструктурности не могут быть реализованы ни комплексный, ни проблемный подходы к региональным исследованиям - экосистема - единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т.п.), в котором они связаны между собой обменом вещества и энергии - ландшафт - конкретный индивидуальный ПТК с гармоническим сочетанием природных компонентов (почва, рельеф, климат, растительный покров) и очерченными естественными границами (Лев Семенович Берг) - биоценоз - это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство, составная часть - биогеоценоза (это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых организмов (биоценоз) и определенными условиями среды обитания (биотоп), которые объединены обменом веществ и энергии в единый природный комплекс)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.249.104 (0.037 с.) |