Полиструктурность географического пространства и топологические типы пространственных связей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полиструктурность географического пространства и топологические типы пространственных связей.



Предмет и объект географии.

Подходы к определению объектов и предметов изучения географии менялись на протяжении истории развития науки. Общим оставалось одно: большинство ученых рассматривало как главный объект географической науки поверхность Земли. При этом К. Риттер считал объектом географии весь земной шар, А. Геттнер — страны, которые изучаются с точки зрения пространственного размещения предметов и явлений, Ф. Рихтгофен — земную поверхность, Э. Мартонн — распределение по поверхности Земли физических, биологических и связанных с деятельностью человека явлений, а также причины этого распре­деления, О. Пешель — природу Земли и т. д.Заведующий кафед­рой географии Петербургского университета П. И. Броунов предложил в 1910 г. рассматривать в качестве объекта геогра­фии «современное физическое устройство наружной земной обо­лочки».

1. Географическая оболочка (Григорьев, Калесник и др.) - сложное образование, состоящее из взаимодейству­ющих главных земных сфер или их элементов - литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.

2. Географическая среда - часть ГО, которую затрагивает человек своей хоз. деятельностью Чаще всего является объектом изучения общей физической географии и ряда других естественно-географических дисциплин.

3. Ойкумена - наиболее освоенная и населенная человеком часть географической оболочки Земли. В ее пределах протекает основная жизнедеятельность людей и воспроизводятся все сферы жизни общества – демографическая, хозяйственная, социальная, культурная, политическая, духовная и др.

4. Регион - определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.

Предмет:  пространствен­ные соотношения развивающихся территориальных объектов (физико-географических, экономико-географических и др.). Даже при разных объектах изучения, пред­мет у них один.

На разных этапах развития географии изменялись границы объекта и предмета изучения географии: от исследования поверхности континентов и их отдельных регионов к изучению географической оболочки (от озонового слоя до фундамента материков и дна океанов), а также социальных групп людей и среды их жизни в системе взаимосвязей природных и социальных явлений; от морфологии отдельных объектов и явлений природы и общества к пространственной морфологии (страны, районы, население, хозяйство) и рассмотрению внешних факторов и процессов, обусловливающих пространственную неоднородность и изменения во времени.

В античное время формировалась нерасчлененная хорографическая география (пространствоведение), задачами которой было описание отдельных объектов и явлений поверхности и особенностей их пространственного размещения. Сформировались и соответствующие методы исследования - описательный и морфометрический анализ

Средневековую географию по-прежнему называют хорографической (описательное пространствоведение). Ее задачей было описание и нанесение на карту множества «пространств» Старого и Нового света (множество Ойкумен). Частью их являлось «ментальное место», которое отражало восприятие реальной территории в религиозном миропонимании и в связи с социальными потребностями людей, интересами отдельных государств. Описательный метод в сочетании с историческим подходом утвердил позиции описательного страноведения. Математико-геодезический подход способствовал становлению общегеографического метода - картографического, который позволял моделировать объект изучения (пространство) в картографическом изображении, а компоненты объекта размещать в системе координат. В то же время, картографическое восприятие географической действительности способствовало формированию двухмерного «образа» пространства (широта и долгота) и пространствоведения, которое изучала объекты лишь поверхности Земли. Объяснение их сущности носило теологический (божественный) характер в культурных рамках своей эпохи и было антропоцентрично

В эпоху новой географии, эпоху научных методов исследования задачами географии стали реально существующие явления, изучаемые в плане эксперимента. Объектами изучения здесь становятся отдельные природные компоненты геосфер и индивидуальных пространств, а целью - выявление закономерностей с помощью факторного анализа. Например, влияние климата на растительность или рельефа на климат. Объяснительной частью предмета становится географический детерминизм.

При становлении современной географии по-прежнему прослеживается пространственный подход. Общегеографическими идеальными объектами физической географии, возникшими в системе естественнонаучной парадигмы, становятся географическая оболочка, природные геокомплексы и ландшафты. Объектами экономической, а позже социально-экономической географии определяются территориально-производственные комплексы, экономический район и культурный ландшафт. Ведущими методами, наряду с описательным и районированием, становится метод функционального анализа. В объектной и предметной областях наметились тенденции объединения географии вокруг изучения системы взаимосвязей общества и природы (географический подход).

 

Геокомпонентная парадигма

Объект исследования – геокомпоненты.

Предмет исследования – их состояния и динамика этих состояний.

Суть: ландшафт — как комплекс взаимосвязанных компонентов.

Проявляется в представлениях об одновариантности окружающего мира, в однозначных трактовках явлений, часто в поисках пропорциональных зависимостей между причиной и следствием. Суммирование отдельных компонентных процессов = процесс формирования и функционирования ландшафтов.  

Географическое пространство = сумма вз/св, но в целом самостоятельных компонентных миров, где каждый мир может рассматриваться как основная причина формирования определенного варианта устойчивой в пространстве ландшафтной дифференциации

Главное содержание ландшафтного вз/д - изменение состояний привилегированного компонента, а главным результатом — его новые состояния

До сих пор является основным подходом в физической географии. Также геокомпонентная парадигма легла в основу охраны природы во всех странах мира.

 

Ресурсно-цикловой метод

Используется при   исследовании процессов взаимодействия хозяйства и природной среды. Автор - Игорь Валерьянович Комар, 1975 г. Основа метода – круговорот вещества в природе.

Ресурсный цикл – хозяйственное звено круговорот вещества, не замкнут, продолжителен. Основные виды:

- цикл энергоресурсов и получения энергии;

- цикл металлических ресурсов и получения металлов;

- цикл неметаллических минеральных ресурсов и получения химических, строительных, технических материалов;

- цикл лесных ресурсов и получения продуктов лесного хозяйства и древесных материалов;

- цикл земельно-климатических ресурсов и получение сельскохозяйственных продуктов и сырья;

- цикл ресурсов дикой фауны и флоры с получением продукции промыслов - охотничьих, рыбных, собирательства полезных расте

Ресурсные циклы включают совокупность превращений и пространственных перемещений веществ на всех этапах использования их человеком: выявление, подготовку к эксплуатации, извлечение необходимых веществ из природной среды, их переработку, потребление и возвращение в природу.

 

35. Функциональный потенциал ландшафта (дубль предыдущего вопроса!!!!)

Функциональный потенциал - диапазон потенциальных возможностей

Составляющие оценки:

1. Ресурсный потенциал - это запас ресурсов, изъятие которого из ландшафта не приведет к разрушению его структуры; мера возможного ресурсосодержащих и ресурсовоспроизводящих функций выполнения ландшафтом

2. Экологический потенциал - потенциал жизнеобеспечения, или вся совокупность природных условий, влияющих на жизнь людей и создающих специфическую местную среду обитания.

3. Демографический потенциал - показатель потенциального роста населения на основе уже сложившейся половозрастной структуры и динамики фертильности, брачности и других частных показателей.

4. Экологическая емкость - совокупность природных ресурсов, эксплуатация которых не приведет к деградации территории

 

Предмет и объект географии.

Подходы к определению объектов и предметов изучения географии менялись на протяжении истории развития науки. Общим оставалось одно: большинство ученых рассматривало как главный объект географической науки поверхность Земли. При этом К. Риттер считал объектом географии весь земной шар, А. Геттнер — страны, которые изучаются с точки зрения пространственного размещения предметов и явлений, Ф. Рихтгофен — земную поверхность, Э. Мартонн — распределение по поверхности Земли физических, биологических и связанных с деятельностью человека явлений, а также причины этого распре­деления, О. Пешель — природу Земли и т. д.Заведующий кафед­рой географии Петербургского университета П. И. Броунов предложил в 1910 г. рассматривать в качестве объекта геогра­фии «современное физическое устройство наружной земной обо­лочки».

1. Географическая оболочка (Григорьев, Калесник и др.) - сложное образование, состоящее из взаимодейству­ющих главных земных сфер или их элементов - литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.

2. Географическая среда - часть ГО, которую затрагивает человек своей хоз. деятельностью Чаще всего является объектом изучения общей физической географии и ряда других естественно-географических дисциплин.

3. Ойкумена - наиболее освоенная и населенная человеком часть географической оболочки Земли. В ее пределах протекает основная жизнедеятельность людей и воспроизводятся все сферы жизни общества – демографическая, хозяйственная, социальная, культурная, политическая, духовная и др.

4. Регион - определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.

Предмет:  пространствен­ные соотношения развивающихся территориальных объектов (физико-географических, экономико-географических и др.). Даже при разных объектах изучения, пред­мет у них один.

На разных этапах развития географии изменялись границы объекта и предмета изучения географии: от исследования поверхности континентов и их отдельных регионов к изучению географической оболочки (от озонового слоя до фундамента материков и дна океанов), а также социальных групп людей и среды их жизни в системе взаимосвязей природных и социальных явлений; от морфологии отдельных объектов и явлений природы и общества к пространственной морфологии (страны, районы, население, хозяйство) и рассмотрению внешних факторов и процессов, обусловливающих пространственную неоднородность и изменения во времени.

В античное время формировалась нерасчлененная хорографическая география (пространствоведение), задачами которой было описание отдельных объектов и явлений поверхности и особенностей их пространственного размещения. Сформировались и соответствующие методы исследования - описательный и морфометрический анализ

Средневековую географию по-прежнему называют хорографической (описательное пространствоведение). Ее задачей было описание и нанесение на карту множества «пространств» Старого и Нового света (множество Ойкумен). Частью их являлось «ментальное место», которое отражало восприятие реальной территории в религиозном миропонимании и в связи с социальными потребностями людей, интересами отдельных государств. Описательный метод в сочетании с историческим подходом утвердил позиции описательного страноведения. Математико-геодезический подход способствовал становлению общегеографического метода - картографического, который позволял моделировать объект изучения (пространство) в картографическом изображении, а компоненты объекта размещать в системе координат. В то же время, картографическое восприятие географической действительности способствовало формированию двухмерного «образа» пространства (широта и долгота) и пространствоведения, которое изучала объекты лишь поверхности Земли. Объяснение их сущности носило теологический (божественный) характер в культурных рамках своей эпохи и было антропоцентрично

В эпоху новой географии, эпоху научных методов исследования задачами географии стали реально существующие явления, изучаемые в плане эксперимента. Объектами изучения здесь становятся отдельные природные компоненты геосфер и индивидуальных пространств, а целью - выявление закономерностей с помощью факторного анализа. Например, влияние климата на растительность или рельефа на климат. Объяснительной частью предмета становится географический детерминизм.

При становлении современной географии по-прежнему прослеживается пространственный подход. Общегеографическими идеальными объектами физической географии, возникшими в системе естественнонаучной парадигмы, становятся географическая оболочка, природные геокомплексы и ландшафты. Объектами экономической, а позже социально-экономической географии определяются территориально-производственные комплексы, экономический район и культурный ландшафт. Ведущими методами, наряду с описательным и районированием, становится метод функционального анализа. В объектной и предметной областях наметились тенденции объединения географии вокруг изучения системы взаимосвязей общества и природы (географический подход).

 

Полиструктурность географического пространства и топологические типы пространственных связей.

Географическое пространство - совокупность отношений между географическими объектами, расположенными на конкретной территории (геотории) и развивающимися во времени (Э.Б. Алаев, 1983).. Выделяют две основные системы пространства: природную и социогенную.

Составные элементы г.п.: географическая оболочка, географическая среда, ойкумена, регион, объект.

Полиструктуроность ГП:

Тезисы (полиструктурность регионального пространства) – дополнительно!!!!:

1. Каждый регион - полиструктурное образование, в «ткани» пространства которого взаимодействуют различные системы и их элементы;

2. Структура регионов - сочетание экономических, социальных, демографических, этнических, политических, технологических, биологических, экологических и др. связей, процессов и отношений, которые в совокупности определяют условия регионального развития

3. Экономика региона -одна из составляющих его структуры и не может рассматриваться вне связей с другими составляющими

4. При игнорировании полиструктурности не могут быть реализованы ни комплексный, ни проблемный подходы к региональным исследованиям

- экосистема - единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т.п.), в котором они связаны между собой обменом вещества и энергии

- ландшафт - конкретный индивидуальный ПТК с гармоническим сочетанием природных компонентов (почва, рельеф, климат, растительный покров) и очерченными естественными границами (Лев Семенович Берг)

- биоценоз - это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство, составная часть

-  биогеоценоза (это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых организмов (биоценоз) и определенными условиями среды обитания (биотоп), которые объединены обменом веществ и энергии в единый природный комплекс)

           

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.249.104 (0.037 с.)