Научная и педагогическая деятельность психологов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научная и педагогическая деятельность психологов



 

1.?Выделение профессии психологии?

В начале 20 века стали формироваться основные научно-психологические школы. Они отличались прежде всего пониманием предмета научных исследований.

 

---1--- Одна школа получила название структурализм, наиболее ярким представителем был Вильгельм Вунд.

Цель в изучении структуры сознания.

---2--- В конце 19 века существовала еще одно направление: функционализм, представитель Вильям Джеймс. Основная цель психологического исследования заключалась в изучении функции психологических явлений.

В начале 20 века сформировались новые направления:

---3--- Наиболее известный из этих психологических школ: бихевиоризм (поведенческая психология). Основная идея предмета изучения стала проявление внешней активности организма, формула: стимул---реакция, S ––> R.

Представители: Джон Уотсон

                   Эдвард Торндайк

                   Толмен

                   Хол.                                    S                             R

                   Скиннер

В 50-е годы 20 века произошла общая дискредитация бихевиоризма.

---4--- другое направление 20 века гештальтипсихология, научное направление: гешталь - целое, структура, форма, целостный подход к изучению психических явлений. Представители: Вертлейнер, Кофкаф, Кёллер, Курт Ливин.

ассоциация - связь чего-либо с чем-нибудь.

---5--- Глубинная психология, особенность: глубины подсознательной психики, бессознательного. первый представитель: З. Фрейд - основатель психоанализа. Последователи: Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрик Фромм.

 

Имена выдающихся Русских психологов: Лазурский, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов (в 1912 им был основан 1 психологический институт).

 

---6--- Генетическая психология, представитель Жан Пиаже (Швейцария), генезис - возникновение и развитие. Направление: наука о развитии ребенка, о формировании его интеллекта и психики.

---7--- Культурно-историческая концепция, основатель Л.С. Выгодской, идея: психологические функции формируются в процессе усвоения культуры (знание, слова, речь), рассматривается социальный аспект. Выготский был переведен в начале 60-х годов.

---8--- Гуманистическая психология (практическая психология), возникла в оппозицию психоанализа. Идея: у человека изначально существуют гуманистические потребности (потребность в добре, истине, справедливости).

Гуманистическая психология очень большое влияние уделяет внутреннему миру человеа, его я (Я-концепция - типичное понятие ГП, который представляет собой совокупность представлений о себе), самоуважение, самооценка. суть: принять себя таким какой есть. представитель Карл Роджер, Аврагам Маслоу (автор теории самоактуализации (осознание себя)).

---9--- В 70 начало развиваться направление научной психологии: когнитивная психология. Конитив - познание, восприятие. Когнитивная психология - психологическая школа, которая делает акцент на изучении познавательных процессов (мозги - как сиройство преобразования данных).

У. Найсер - написал книгу «когнитивная психология».

В 1966 году в Москве проводился 18 международный психологический конгресс.

 

 

2.?Современные тенденции развития научной психологии?

1. Характерная черта - постепенное стирание границ между различными научными школами.

Эклектика - механическое соединение разных точек зрения в одной концепции.

2. интернационализация (шрокое использование английского языка - язык международного общения)

3. значительная дифференциация психологически знаний.

Диферент - разделение, расслоение, что-то различается от чего-то. Разделение общей психологии на направления или отрасли.

4. значительное увеличение значимости практической и прикладной психологии.

 

3.?Отрасли научной психологии?

Вся научная психология может быть разделена на 2 направления: фундаментальная и прикладную.

1. Фундаментальная психология изучает психологические явления характерные для человека (или животных) в целом (общие закономерности, мест во всех сферах жизни).

1.1. Общая психология

1.2. Психология личности

1.3. Диференциальная психология (индивидуальные различия)

1.4. Психофизиология (взаимосвязь психических явлений с работой организма, ЦНС)

1.5. Нейропсихология (изучение анатомо-физиологических основ высших психических функций)

1.6. Социальная психология (психологические явления взаимодействия людей друг с другом)

1.7. Психология развития (общие закономерности развития психических процессов и качеств личности человека)

1.7.1. Детская психология (развитие ребенка от рождения до подросткового возраста 12 лет)

Психология подростка

Психология юности

1.7.4. Ахмеология (психология взрослого человека, ахме - вершина)

1.7.5. Героптопсихология (наука о старении, инвалюции личности)

1.7.6. Психология аномального развития - специальная психология (отклонение от нормы развития)

1.7.6.1. Олиофренопсихология (патология психологического развития, связанная с врожденными дефектами мозга)

1.7.6.2. Сурдопсихология (психологические проблемы при серьезных дефектх слуха)

1.7.6.3. Тифлопсихология (психическое развитие слабовидящих и незрячих детей)

1.7.6.4. Патопсихология (болезненное изменение в психики и закономерности нарушения психологической деятельности при психических заболеваниях)

1.8. Зоопсихология (психология животных)

1.9. Сравнительная психология (сопоставление психики животного и человека)

2. Прикладная психология - изучает психические проблемы характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей

2.1. Педагогическая психология (закономерность обучения и воспитания человека)

2.2. Медицинская психология (клиническая психология) - протекание болезней, как психических, так и самотических (тело)

2.3. Юридическая психология (психология в судебной и исправительной сфере)

Судебная психология

2.3.2. Криминалистическая психология (следствия, анализ причин преступности)

2.3.3. Пенитоциарная психология (исправительно-трудовая психология)

2.4. Экономическая психология (экономическое отношение людей, реклама, рынок, спрос)

2.5. Политическая психология (приложение псих. знаний для изучения политических процессов)

Психология пропаганды



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.007 с.)