Проблема детской беспризорности в современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема детской беспризорности в современной России



 

Неотъемлемой чертой повседневной жизни и своеобразным символом новой, постсоветской России стали беспризорные дети. Следует признать, что сегодня нет достоверных статистических данных о беспризорных в России, поэтому нельзя назвать ни их точное число, ни возрастной, половой, национальный или региональный состав, ни сроки пребывания «в бегах». Социально-экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально-педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются: нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде [12, с. 4].

В обществе в последнее десятилетие возникла значительная по своим масштабам категория детей, которые находятся в статусе «ничейных». Часто они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьёй носят деструктивный характер или разрушены. Родительская семья нередко не только не выполняет по отношению к ним свои функции, но даже становится фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие.

Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу его здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию.

Сложившаяся ситуация требует переосмысления целей, ценностей, мотивов, эффективности средств и методов социального воспитания. Возрастающее число детей, имеющих проблемы, является наиболее важной причиной необходимости проведения глубоких научных исследований проблем детства и реформирования социальной политики в этой области.

Министерство труда и социального развития совместно с МВД инициировало принятие Указа Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».

В этих условиях активно развивается система государственных учреждений для детей, лишенных попечения родителей, которая сегодня включает социально-реабилитационные центры и социальные приюты. Их численность за последние десять лет выросла в 35 раз и насчитывает более 9000 учреждений (в Москве в 2003 г. было открыто 10 социальных приютов для детей и подростков). Интенсивное развитие сети специализированных учреждений в системе социальной защиты и всё возрастающее число детских проблем социально-педагогического свойства, существенно обострили востребованность научно-методического обеспечения социального компонента реабилитационной работы специалистов этих учреждений [38, с. 15].

Срок существования специализированных учреждений в России еще весьма не велик. Анализ практики их работы показывает, что комплексное научно-обоснованные методы и методики их деятельности по социальной коррекции детей находятся в стадии разработки.

Сегодня на проблемы детей ориентирована деятельность многих социальных институтов, а в системе социальной защиты сама практика определила организующим центром специализированные учреждения, в работе которых объективно возникла социальная функция. Существующие интернатные учреждения оказались не готовыми в полной мере решать проблемы детей и их родителей, так как не могут обеспечить системную социальную реабилитационную работу в детской и семейной среде.

Реально действующая модель социальной коррекции поведения детей в условиях специализированного учреждения в значительной мере оптимизирует деятельность специалистов и позволяет формировать развивающее воспитательное пространство, адекватное требованиям конкретной стадии формирования личности ребёнка.

Анатомия рассматриваемой категории детей («дети специализированного учреждения») носит более сложный и объёмный характер. Социальную базу этого явления, как показывает опыт, составляют: беспризорники; дети, ушедшие от родителей; дети, отлученные органами опеки и попечительства от родителей; дети-сироты и другие. Наибольшее распространение среди социальных явлений за последнее десятилетие получила беспризорность и безнадзорность [35, с. 59].

Более 2000 детей в Москве пытаются выжить в условиях улицы. Характерные для многих из них отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами формирования у большинства из них социальной дезадаптации.

«Дезадаптивные дети» – это категория детей, отличающихся от своих сверстников нарушенной способностью к обучению, выраженностью отклонений в поведении, испытывающих затруднения в общении. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей и подростков, поступающих в социально-реабилитационные учреждения, с девиантным поведением до поступления и в первые месяцы после поступления. Так, например, у 70% детей и подростков, лишенных родительских попечения, наблюдаются те или иные формы нарушения поведения [46, с. 39].

Причины, приводящие к социальной дезадаптации детей: пьянство, асоциальное поведение (тунеядство, проституция, и т.п.) родителей; устройство на родителями на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение детей, сексуальное насилие; отсутствие в доме пищи, одежды; оставление малолетних детей одних на длительное время; психическое заболевание родственников; смерть родителей: жестокое обращение, побои; продажа родителями жилья, скитание вместе с ними без средств к существованию; побеги из дома вследствие конфликтов с родными, друзьями, сверстниками [46, с. 40].

Социальная дезадаптация детей проявляется: в утрате социальных связей с семьёй, школой; в отчуждении от труда; в резком ухудшении нервно-психического здоровья детей; в увеличении процента ранней подростковой алкоголизации; в возрастании количества несовершеннолетних правонарушителей; в пресуицидальном поведении и суицидальных попытках.

Социальная дезадаптация выступает в различных формах: нарушение обучения, нарушения поведения, нарушение контактов и смешанные формы, включающие сочетание перечисленных признаков. Выраженность её в детском возрасте ведёт к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошим родителем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.004 с.)