Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема детской беспризорности в современной России
Неотъемлемой чертой повседневной жизни и своеобразным символом новой, постсоветской России стали беспризорные дети. Следует признать, что сегодня нет достоверных статистических данных о беспризорных в России, поэтому нельзя назвать ни их точное число, ни возрастной, половой, национальный или региональный состав, ни сроки пребывания «в бегах». Социально-экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально-педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются: нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде [12, с. 4]. В обществе в последнее десятилетие возникла значительная по своим масштабам категория детей, которые находятся в статусе «ничейных». Часто они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьёй носят деструктивный характер или разрушены. Родительская семья нередко не только не выполняет по отношению к ним свои функции, но даже становится фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу его здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию. Сложившаяся ситуация требует переосмысления целей, ценностей, мотивов, эффективности средств и методов социального воспитания. Возрастающее число детей, имеющих проблемы, является наиболее важной причиной необходимости проведения глубоких научных исследований проблем детства и реформирования социальной политики в этой области. Министерство труда и социального развития совместно с МВД инициировало принятие Указа Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В этих условиях активно развивается система государственных учреждений для детей, лишенных попечения родителей, которая сегодня включает социально-реабилитационные центры и социальные приюты. Их численность за последние десять лет выросла в 35 раз и насчитывает более 9000 учреждений (в Москве в 2003 г. было открыто 10 социальных приютов для детей и подростков). Интенсивное развитие сети специализированных учреждений в системе социальной защиты и всё возрастающее число детских проблем социально-педагогического свойства, существенно обострили востребованность научно-методического обеспечения социального компонента реабилитационной работы специалистов этих учреждений [38, с. 15].
Срок существования специализированных учреждений в России еще весьма не велик. Анализ практики их работы показывает, что комплексное научно-обоснованные методы и методики их деятельности по социальной коррекции детей находятся в стадии разработки. Сегодня на проблемы детей ориентирована деятельность многих социальных институтов, а в системе социальной защиты сама практика определила организующим центром специализированные учреждения, в работе которых объективно возникла социальная функция. Существующие интернатные учреждения оказались не готовыми в полной мере решать проблемы детей и их родителей, так как не могут обеспечить системную социальную реабилитационную работу в детской и семейной среде. Реально действующая модель социальной коррекции поведения детей в условиях специализированного учреждения в значительной мере оптимизирует деятельность специалистов и позволяет формировать развивающее воспитательное пространство, адекватное требованиям конкретной стадии формирования личности ребёнка. Анатомия рассматриваемой категории детей («дети специализированного учреждения») носит более сложный и объёмный характер. Социальную базу этого явления, как показывает опыт, составляют: беспризорники; дети, ушедшие от родителей; дети, отлученные органами опеки и попечительства от родителей; дети-сироты и другие. Наибольшее распространение среди социальных явлений за последнее десятилетие получила беспризорность и безнадзорность [35, с. 59].
Более 2000 детей в Москве пытаются выжить в условиях улицы. Характерные для многих из них отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами формирования у большинства из них социальной дезадаптации. «Дезадаптивные дети» – это категория детей, отличающихся от своих сверстников нарушенной способностью к обучению, выраженностью отклонений в поведении, испытывающих затруднения в общении. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей и подростков, поступающих в социально-реабилитационные учреждения, с девиантным поведением до поступления и в первые месяцы после поступления. Так, например, у 70% детей и подростков, лишенных родительских попечения, наблюдаются те или иные формы нарушения поведения [46, с. 39]. Причины, приводящие к социальной дезадаптации детей: пьянство, асоциальное поведение (тунеядство, проституция, и т.п.) родителей; устройство на родителями на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение детей, сексуальное насилие; отсутствие в доме пищи, одежды; оставление малолетних детей одних на длительное время; психическое заболевание родственников; смерть родителей: жестокое обращение, побои; продажа родителями жилья, скитание вместе с ними без средств к существованию; побеги из дома вследствие конфликтов с родными, друзьями, сверстниками [46, с. 40]. Социальная дезадаптация детей проявляется: в утрате социальных связей с семьёй, школой; в отчуждении от труда; в резком ухудшении нервно-психического здоровья детей; в увеличении процента ранней подростковой алкоголизации; в возрастании количества несовершеннолетних правонарушителей; в пресуицидальном поведении и суицидальных попытках. Социальная дезадаптация выступает в различных формах: нарушение обучения, нарушения поведения, нарушение контактов и смешанные формы, включающие сочетание перечисленных признаков. Выраженность её в детском возрасте ведёт к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошим родителем.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.004 с.) |