Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста.



Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста.

                                                                      Чтобы логопедом стать

                                                                      Нужно многое уметь;

                                                                      Очень важно педагогам

                                                                      Диагностикой владеть…

 

    Педагогическая диагностика насчитывается столько же лет, сколько и вся педагогическая деятельность.

    Диагностика – это теория и практика постановки диагноза.

    «Диагноз» - подразумевается определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины речевых нарушений, намечаются меры по их устранению, компенсации с учетом резервных возможностей каждого ребенка, что требует частичного обследования.

    Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого с использованием диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдаем за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятный прогноз.

    Существенными вопросами применения речевых диагностических методик являются: удобство пользования, простота обработки данных, их доступность и понятность.

    Немаловажное значение имеет и то, в каких условиях происходит исследование, кто его проводит и как затем используются логопедические, неврологические, психологические данные в общем заключении о ребёнке, в постановке диагноза.

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.Для обследования детей были исполь­зованы тесты

Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца. А также пробы, предложенные

Р.И. Лалаевой, Т.Б.Филичевой, О.Б. Иншаковой, Н.С. Жуковой.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
  Первичное обследование устной речи дошкольников (экспресс-диагностика) проводится индивидуально традиционными логопедическими приемами. Обследование речи должно охватывать состояние артикуляционного аппарата, произношение и различение звуков, темп, плавность речи, пассивный и активный словарь, грамматический строй речи.

Обследование речи дошкольников и их отбор для логопедических занятий

   Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

В первые две недели сентября и последние две недели мая учителя-логопеды проводят комплексное обследование развития детей с речевыми нарушениями. Затем обрабатываются результаты диагностики и приступают к планированию коррекционной работы.
    

Рекомендации к проведению логопедического обследования.

Состояния звукопроизношения

Звуки

Критерии оценки.

 

Оценка в баллах.

1 - низкий уровень;
2 - ниже среднего;
3 - средний;
4 - достаточный.

    I. Звукопроизношение
1. Нарушение нескольких групп звуков.
2. Недостаточное произношение одной группы звуков. Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков.
3. Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков.

4. Звукопроизношение в норме.

    II. Фонематические процессы
1. Не слышит данный звук в любой позиции.
2. Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы, с заданием справляется, но допускает несколько ошибок.
3. С заданием справляется, но допускает несколько ошибок

4. Фонематические процессы в норме.

    III. Словарный запас
1. Активный словарь ограничен бытовым уровнем.
2. Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
3. Использует все части речи, но не всегда точно отражает в речи приставочные глаголы (выливает - переливает); использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения.
4. Активный словарь близок к возрастной норме.

    IV. Грамматический строй речи
1. Речь резко аграмматична.
2. Допускает большое или незначительное количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
3. Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении.
4. Грамматический строй близок к возрастной норме.

    V. Связная речь
1. Фразовая речь резко аграмматична.
2. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой, не пользуется планом при построении рассказа, при описании использует не более двух признаков.
3. При составлении рассказа использует не более двух-трех предложений; не пользуется планом при построении рассказа, при описании использует не более двух признаков.
4. Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.

VI. Пространственная ориентировка
1. Не ориентируется на плоскости и в пространстве.
2. Владеет понятиями верх - низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право - лево.
3. Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения.
4. Пространственная ориентировка соответствует возрасту.


    VII. Артикуляционная моторика
1. Объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.
2. Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.
3. Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.
4. Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.


    VIII. Мелкая моторика
1. Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статичные пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор).
2. Испытывает затруднения при выполнении динамических проб.
3. Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении асимметричных движений обеими руками.
4. Мелкая моторика в норме.
        

    Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого ребенка и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Составитель Л.В. Лопатина

I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных

При изучении характера протекания беременности отметить:

       - токсикоз (1-й, 2-й половина беременности);

       - хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные);

       - простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности);

       - применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитические, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги);       

       - влияние химических веществ, широко применяющиеся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы, и т.д.);

       - повышенный фон радиационного излучения;

       - употребление алкоголя, никотина, наркотиков;

       - психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности).

 

            При изучении характера протекания родов отметить:

       - нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);

       - слабость родовой деятельности матери;

       - применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение;

       - наличие асфиксии (синей, белой);

       - травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребёнка);

       - резус-фактор (совместимость, отрицательный);

       - вес и рост ребёнка при рождении.

 

            При изучении раннего постнатального развития отметить:

       - характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное искусственное);

       - характер «жизненного ритма» ребёнка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);

       - раннее психомоторное развитие (с какого времени ребёнок удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество в году).

 

            При изучении характера речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда.

 

 

II. Рекомендации к проведению логопедического обследования

Общее звучание речи

Ребенку предлагается рассказать стихотворение, составить рассказ по серии сюжетных картинок, побеседовать с логопедом.

Отметить:

- характерные особенности голоса: по силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий; по высоте – нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный; по тембру – с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый;

- тип и продолжительность дыхания (положить ладонь на область диафрагмы ребенку во время речи). Отметить характеристику речевого дыхания (по результатам произношения фразы, состоящей из 3 – 4 слов (для детей 5 лет), 4 – 6 слов (для детей 6 – 7 лет). Грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох; - выразительность речи: дикция – отчетливая, смазанная, невнятная; темп – нормальный, ускоренный, замедленный; ритм – норма, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно).

 

Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста.

                                                                      Чтобы логопедом стать

                                                                      Нужно многое уметь;

                                                                      Очень важно педагогам

                                                                      Диагностикой владеть…

 

    Педагогическая диагностика насчитывается столько же лет, сколько и вся педагогическая деятельность.

    Диагностика – это теория и практика постановки диагноза.

    «Диагноз» - подразумевается определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины речевых нарушений, намечаются меры по их устранению, компенсации с учетом резервных возможностей каждого ребенка, что требует частичного обследования.

    Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого с использованием диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдаем за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятный прогноз.

    Существенными вопросами применения речевых диагностических методик являются: удобство пользования, простота обработки данных, их доступность и понятность.

    Немаловажное значение имеет и то, в каких условиях происходит исследование, кто его проводит и как затем используются логопедические, неврологические, психологические данные в общем заключении о ребёнке, в постановке диагноза.

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.Для обследования детей были исполь­зованы тесты

Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца. А также пробы, предложенные

Р.И. Лалаевой, Т.Б.Филичевой, О.Б. Иншаковой, Н.С. Жуковой.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
  Первичное обследование устной речи дошкольников (экспресс-диагностика) проводится индивидуально традиционными логопедическими приемами. Обследование речи должно охватывать состояние артикуляционного аппарата, произношение и различение звуков, темп, плавность речи, пассивный и активный словарь, грамматический строй речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.019 с.)