Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности Высшей Нервной Деятельности человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Павлов анализируя опыты на человекообразных обезьянах, писал: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод то это «условным рефлексом» назвать нельзя». 1.Рассудочная Деятельность - способность животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях. -это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но и может предвидеть эти изменения и учитывать их в своем поведении. В процессе жизни накапливается большое количество условно-рефлекторных связей. Они помогают обрабатывать получаемую информацию и на основе прошлого опыта находить совершенно новые пути достижения желаемых результатов.
Рассудочная деятельность (в отличие от Условных Рефлексов и Д инамического Стереотипа) не отражает найденные ранее связи между явлениями, а прогнозирует возможность возникновения новых связей между явлениями.!!!
при Условном Рефлексе временная связь вырабатывается путем многократного сочетания сигнального и значимого событий, а при рассудочной деятельности временная связьустанавливается спонтанно (догадка), а уж затем проверяется фактами.
Разница между Условным Рефлексом и Рассудочной Деятельностью станет понятной, если сравнить поведение двух обезьян-шимпанзе, Рафаэл и Лады. Опыты с ними были поставлены одинаковые. На середину пруда отбуксировали два плота, связанных узкой перемычкой. На одном из плотов поставили бачок с водой, обезьяна была на другом, где находилась кормушка с бананом, достать который мешал огонь, и кружка. Рафаэль воспроизвел выработанную ранее цепь условных рефлексов. По перемычке он прошел на второй плот, набрал из бачка в кружку воду, перешел на плот, где была приманка, залил огонь и получил желаемое лакомство. В данном случае была типичная цепь условных рефлексов. Проявился обычный динамический стереотип. Когда же опыт был повторен с Ладой, она не стала переходить на другой плот, а просто зачерпнула воду из пруда и залила огонь, хотя никто ее этому не учил.
=> Рассудочная деятельность – это начало Мышления, т.к. в ее основе лежит обобщение прошлого опыта.
Рассудочная деятельность не отражает ранее найденные связи, а, прогнозируя возможность появления новых, помогает человеку строить свое поведение. Временные связи между явлениями, в отличие от условных рефлексов, устанавливаются спонтанно, путем догадки, которая затем проверяется на практике. Ведь для того чтобы решить задачу так, как решила ее Лада, необходимо было догадаться, что вода в пруду и бачке имеет одинаковые свойства. Рассудочная Деятельность – это наличие умственных действий обеспечивающих возможность верных прогнозов: -обобщение прошлого опыта, нахождение устойчивых связей между предметами и явлениями.
2.Мышление - высшее развитие Рассудочной Деятельности, есть только у человека. Сигнальные системы (термин введен Павловым) – это рефлексы ВНД:
1аясигнальная система – есть и у животных, и у человека - это впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, формирующихся в коре головного мозга (условнорефлекторные связи), при воздействии на рецепторы органов чувств раздражений. -это конкретные образы внешнего мира. Собака видит кусок мяса - и вся ее нервная система настраивается на то, чтобы этот кусок мяса захватить и съесть.
2аясигнальная система – есть только у человека и, возможно, у некоторых китообразных. - система речевых (словесных) сигналов … слово, речь (по Павлову) - это 2ая сигнальная система-это сигнал первых сигналов " Т.к. только человек способен формировать отвлечённый от обстоятельств образ. Сейчас вы прочитаете слово «лимон», если объём слюны у вас увеличился, то это работа второй сигнальной системы.
Только у человека могут вызвать живую эмоциональную реакцию такие, например, стихи Э. Багрицкого: При чтении стихов на нас действует не сама пища, а образ ее, выраженный в слове. Павлов: Речь и мышление человека: «слова произносимые, слышимые и видимые - это сигналы, символы конкретных предметов и явлений окружающей среды. Словом человек обозначает все, что воспринимает с помощью органов чувств. Вместе с тем слово обладает обобщающей функцией. Так, слово «стол» для ребенка вначале обозначает определенный предмет - тот стол, за которым его кормят. Взрослея, ребенок начинает называть тем же словом письменный стол отца, кухонный стол и стол для радиоприемника. Теперь он обобщает словом «стол» все предметы, имеющие общие признаки стола. Таким образом, конкретное понятие становится обобщающим.
Для речи человека характерна очень высокая степень обобщения. Физиология Высшей Нервной Деятельности - это наука о закономерностях работы Головного Мозга, влияющих на поведение животных и человека.
Безусловные рефлексы и Инстинкты обеспечивают приспособление организма к стабильным условиям среды. Условные Рефлексы и Рассудочная деятельность приспосабливают организм к постоянно меняющимся событиям, но не они определяют основное поведение человека: многие инстинктивные побуждения часто просто не осознаются человеком и составляют его подсознание. Особенности /Отличие Высшей Нервной Деятельности человека:
- Сознание – его развитиюсодействовали речь, труд и общение; - Речь - речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы. В головном мозге каждого человека есть речевые центры. Но на каком языке заговорит человек, зависит не от головного мозга, а от окружающей его языковой среды. - Внутренняя Речь - позволяет нам мысленно представить, что мы собираемся сделать, отобрать наилучший вариант, осуществить выбор, короче, действовать сознательно. Именно эти осознанные действия, обдуманные человеком, а не условные и безусловные рефлексы определяют его поведение. - способность к Трудовой деятельности, - способность к Общественной жизни.
Познавательные Процессы -неразрывно связаны друг с другом и участвуют в сборе, обработке и хранении информации; связаны с речью; позволяют понять происходящее и сохранить в памяти пережитые человеком - это: - ощущения - отражают отдельные качества предмета, - восприятия - отражают весь предмет и всю обстановку в целом, - представления, - память, - воображение, - мышление.
Благодаря этим процессам мы можем разобраться в окружающей нас обстановке и принять адекватные (соответствующие) решения.
Познавательная деятельность начинается с ощущения отдельных качеств предметов и явлений: твердости, гладкости, громкости, яркости, и восприятия пространства в целом и отдельных предметов в нем, действующих на органы чувств в данный момент.
Эти впечатления фиксируются нашей памятью.
Память - это сохранение в сознании прошлого опыта, делающее его с помощью речи легко воспроизводимым в любой момент и возможным для повторного использования.
3и основных Процесса Памяти: -запоминание, -сохранение, -воспроизведение.
Различают память Долговременную и Краткосрочную:
-Краткосрочная /Оперативная память действует лишь на тот срок, который необходим для совершения операции (в нашем примере - набор телефонного номера кинотеатра); -Долговременная память более прочная. Различают память Механическую и Логическую:
-Механическая память действует, когда каждый факт заучивают отдельно.
-Логическая память - когда между фактами находят систему связей, которая позволяет последовательно извлекать нужную информацию, связывая ее с уже известной.
Различают память Зрительную, Слуховую, Моторную: -заучивать материал вслух, -читать про себя или -составить конспект прочитанного. Возможно, причина неудачи в том, что было трудно отвечать из-за волнения. Одноклассники мешали сосредоточиться, срабатывал механизм безусловного торможения. Преодолеть этот недостаток можно только путем тренировки. Надо как можно чаще выступать перед аудиторией, чтобы привыкнуть к ней.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.24.176 (0.011 с.) |