Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности Работы Головного мозгаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Многоуровневая Организация Работы Головного Мозга. Открытие Сеченовым И.М. Центрального Торможения В Нейронах нервной системы действуют 2а основных противоположно направленных процесса: 1. Возбуждение стимулирует орган к работе, как бы включает его в нее; 2. Торможение замедляет или останавливает эту работу.
Благодаря этим процессам регулируется работа органов.
Эта регуляция многоуровневая.
Сеченов: «Низшие центры работают под контролем Высших центров. Высшие центры могут затормозить многие безусловные рефлексы (центральное торможение) или усилить их. Именно центры Коры Больших Полушарий посылают тормозящие сигналы в спинной мозг, и мы не отдергиваем руку, когда у нас берут кровь для анализа».
Продолжая исследования Сеченова, Павлов И.П. открыл 2а вида торможения - Безусловное и Условное: 1.Безусловное /Врожденное торможение - не требует выработки, оно, как и безусловный рефлекс, является врожденным. Пример: Представьте, что вы занимаетесь каким-то делом, например читаете книгу, а вас позвали обедать. Вам предъявили два стимула, из них выбирается наиболее важный. Если книга очень интересная, вы, возможно, и не услышите обращенные к вам слова, так как малозначащие для вас раздражители воздействуют на заторможенные области коры. Иной выбор будет, если вы голодны, а книга скучна. Тогда будет заторможена прежняя деятельность и начнется новая. Благодаря безусловному торможению возможен выбор деятельности: с началом одной деятельности автоматически прекращается (или не начинается) другая.
2.Условное /Приобретенное торможение - угасание условного рефлекса, если он остался без подкрепления, а при продолжительном неподкреплении может превратиться в отрицательную (тормозную) условную связь.
Благодаря этим тормозным связям животные и люди обучаются различать сходные раздражители. Если собаку кормить после одного звонка и не давать еду после двух; то слюноотделение станет возникать только после одного звонка (после двух его не будет). Конечно, это произойдет не сразу. Вначале слюна будет отделяться на оба раздражителя, и только после долгой тренировки животное научится правильно различать сигналы.
Образование тормозных условных рефлексов происходит и при воспитании людей: плач и бурная реакция при различных уколах и др. процедурах взрослыми не одобряются → эти реакции не подкрепляются и потому затормаживаются. Контроль со стороны взрослых переходит в самоконтроль → развивается воля направлена на сдерживание нежелательных реакций, в частности бурных эмоций.
=> Условное торможение вырабатывается в случаях, когда условный рефлекс не подкрепляется тем жизненно важным событием, о котором предупреждал условный сигнал. Благодаря условному торможению удается различать важные сигналы от похожих на них раздражителей.
Явление Доминанты Поведение животных и человека во многом определяется /регулируется потребностями.
Они на некоторое время отступают после их удовлетворения, потом опять появляются.
Состояние /Явление Доминанты - возникновение в головном мозге мощного временного очага возбуждения, вызываемого какой-то насущной потребностью. – обнаружилось / исследовалось Ухтомским. /одна из потребностей перерастает в сильное желание и подчиняет все остальное.
-в коре больших полушарий и других отделах мозга возникает мощный очаг временного возбуждения, которое затормаживает информацию, поступающую от других раздражителей. -при этом легко образуется условный рефлекс (условно-рефлекторные связи) между сигнальным раздражителем и безусловным подкреплением (удовлетворение потребности).
- у человека может наступить при любой потребности, как биологической, так и социальной. Благодаря доминанте человек целиком «уходит» в работу, ничего его не отвлекает, он не слышит, когда к нему обращаются. Внимание концентрируется на том, что он делает.
Закон Взаимной Индукции: Закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения открыт Павловым: «возбуждение в одном центре вызывает в конкурирующем центре торможение и наоборот». При Доминанте сильный очаг возбуждения в головном мозге вызывает вокруг себя состояние торможения.
Но и сильный очаг торможения может вызвать процесс возбуждения в других структурах.
Например, торможение в коре больших полушарий, вызванное усталостью, у маленьких детей может по закону взаимной индукции вызвать резкое возбуждение подкорки: смех, капризы, плач.
Законом взаимной индукции можно объяснить, почему при рассматривании фигуры «ваза - два профиля» мы видим то вазу, то профили (рис.91,Д). Причем восприятие непрерывно меняется: мы видим то одно, то другое. Когда мы видим вазу, изображение профилей заторможено, и оно воспринимается как фон. Но через какое-то время нервные центры, воспринимающие вазу» затормаживаются, и она сама превращается в фон. Возбуждение переходит к тем нервным центрам, которые воспринимают профили. Затем они устают и затормаживаются, и мы снова видим вазу.
Существует и последовательная индукция: возбуждение в одном центре через некоторое время сменяется торможением, и наоборот.
Учение о Высшей Нервной Деятельности создали Сеченов и Павлов
в 1863г - книга Сеченова «Рефлексы Головного Мозга»:«в основе психической деятельности человека лежат рефлексы головного мозга, которые включают 3и звена:
1. возбуждение в органах чувств (под внешним воздействием); 2. возбуждение и торможение в мозге, при этом возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т.д.); 3.действие человека.
Продолжателем идей Сеченова был Павлов. Павлов создал учение о безусловных ( наследственных) и условных ( приобретенных ) рефлексах – это составные части /компоненты, ВНД, на основе которых строится любое, даже самое сложное поведение человека;
Павлов: «ВНД – это физиология поведения. Обеспечивает нормальные отношения целого организма к внешнему миру».
Типы Высшей Нервной Деятельности (ВНД) Люди рождаются с разными типами нервной системы / Темпераментами.
Павлов,в зависимости от выносливости и силы процессов возбуждения и торможения в нервной с-ме, разделил всех людей на:
1.Людей со слабой, чувствительной нервной системой (нервными процессами) меланхоликов. -Они обладают сравнительно низким уровнем психической активности, медлительностью, сдержанностью в движениях. Эмоции их глубоки и устойчивы, но внешне слабо выражены.
2.Людей с сильной нервной системой различаются по темпераменту:
Холерики - люди с сильной, но неуравновешенной психикой и преобладанием процессов возбуждения. - сильный процесс возбуждения, но слабый процесс торможения. Это энергичные, но очень несдержанные, нередко агрессивные люди.
Сангвиники - сильная и уравновешенная нервная система; процессы возбуждения и торможения подвижны, легко сменяют друг друга.
Флегматики - сильная и уравновешенная нервная система;процессы возбуждения и торможения с трудом сменяют друг друга, отличаясь большой инертностью.
Темпераменты не могут быть плохими или хорошими: Меланхолики - Ч.Дарвин, Н.В.Гоголь, Ф.Шопен. Холерики - Пушкин, Ленин, Суворов. Сангвиники - Герцен и В.А.Моцарт, Флегматики — М.И.Кутузов и И.А.Крылов. Все они стали историческими личностями, и темперамент не помешал им, так как под влиянием воспитания многие недостатки темперамента можно преодолеть. Четыре типа Высшей Нервной Деятельности (ВНД) /темперамента в карикатурах датского (худ. Херлуфа Бидструпа): 1 — холерик; 2 — флегматик; 3 — меланхолик; 4 — сангвиник
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.1.38 (0.009 с.) |