Понятие предприятия, цели и направления деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие предприятия, цели и направления деятельности



 

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии решаются вопросы объема и ассортимента выпускаемой продукции, выбора поставщиков и покупателей, формирования цен, экономного расходования ресурсов, применения кадров, высокопроизводительной техники и технологии.

Предприятие – это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.

Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:

используемые ресурсы,

отраслевая принадлежность,

местоположение,

размер предприятия,

форма собственности,

организационно-правовая форма.

 

1. В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие). Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда.

интенсивно использующие средства производства (фондоемкие). Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления.

интенсивно использующие материалы (материалоемкие). Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

2. В соответствии с отраслевой принадлежностью ПП подразделяются на:

промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;

торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;

банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;

транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;

страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков;

предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.

3. В соответствии с местоположением предприятия подразделяются на:

ориентированные на материалы – с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий;

ориентированные на трудовые ресурсы – учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы;

ориентированные на продажу товаров и налоги – в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны;

ориентированные на транспортные средства – выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов (портов, аэропортов, автомагистралей);

ориентированные на источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии;

ориентированные на окружающую среду - имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности;

ориентированные на потребителя - особенно важна для торговых предприятий;

ориентированные на особенности местности - играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата;

ориентированные на зарубежных партнеров – в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.

4. В соответствии с величиной организации предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

5. По формам собственности:

с частной формой собственности;

с государственной формой собственности.

6. В соответствии с организационно-правовой формой:

коммерческие;

некоммерческие.

Помимо организационно-правовых форм существуют организационно-экономические формы. К наиболее распространенным относятся:

концерны

ассоциации

консорциумы

синдикаты

картели

финансово-промышленные группы (ФПГ) и т.д.

 

Каждое предприятие – это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.009 с.)