Тема 1. История этических учений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. История этических учений



ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

 

Лекция 1

 

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

 

Этические учения Древней Индии

 

Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики

Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды: сборник религиозных текстов, гимнов, ритуальных формул. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная.

Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с кастовой социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение кастового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане – тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном – стремление за пределы материально-чувственной реальности.

Указанные социокультурные предпосылки обусловили формирование следующих особенностей древнеиндийской этики:

1) непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;

2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;

3) аскетическая жизнь считается наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;

4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности – раствориться в духовном первоначале.

Основные понятия древнеиндийской этической традиции:

Брахман –  духовное первоначало мира.

Майя – материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию».

Сансара – «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;

Карма – в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации.

Ниравана – угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».

Основные учения в этике Древней Индии

Буддизм. Этическая доктрина буддизма базируется на «четырех благородных истинах»:

· Жизнь есть зло и страдание

· Причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;

· Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний

· К избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения»,

который уже на первой ступени предполагает: воздержание ото лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жесткого аскетизма, предпочитая «срединный путь».

Джайнизм отличался чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетических предписаний. Предполагалось буквально следовать требованию «не причинять зло живому», не только избегать чувственных наслаждений, но и постоянно изнурять тело аскетическими упражнениями с целью разорвать всякую связь с материальной действительностью.

Йога сделала акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля. На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность. Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.

Этические учения Древнего Китая

 

Этические учения Древней Греции

 

Лекция 2

 

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

1. Евангельская моральная доктрина

 

Христианство привнесло ощутимые новации в интерпретации нравственной жизни.

1) В противовес античному идеалу мудреца, христианство обращено к простым людям, «нищим духом».

2) Мировая религия провозгласила равенство людей перед Богом, выработала понятие «ближнего».

3) Источником морали считается голос Бога в душе личности (то, что в современной морали называется совестью), что позволяет ей самостоятельно принимать нравственные решения.

4) Главным мотивом нравственного поведения провозглашается любовь (а не разум, как полагала античная этика).

5) В христианстве выдвинут целостный нравственный идеал – Иисус Христос, а не просто набор добродетелей, как это было в древнегреческой этике.

6) Новый нравственный идеал предполагал и новые добродетели: веру, надежду, любовь, а также смирение, кротость, милосердие, всепрощение. Таким образом, впервые были сформулирована идея гуманизма – человечного, сострадательного отношения к конкретному человеку.

 

Лекция 3

 

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ XIX И  XX ВЕКА

 

Этика И.Канта (1724-1804)

Заслугой немецкого философа является создание теории морали, определение ее специфики среди других социальных и духовных явлений. Кант выступил против натурализма: мораль не вытекает из природы человека, мораль вменяется ему в обязанность, главное ее понятие – долг. Но как возможно, чтобы человек, который по природе своей следует склонностям и стремится к счастью, исполнял долг?

Для ответа на этот вопрос Кант создал теоретическую конструкцию, в которой разделил бытие на два слоя:

1) Человек как «вещь-для-нас», на поверхности явлений, как обыденное существо стремится к счастью. При этом он несвободен, связан обстоятельствами и совершает поступки легальные, но не моральные. К легальным относятся:

- правовые поступки, совершаемые из страха перед законным наказанием;

- корыстные поступки, совершаемые из стремления к пользе;

- приличные поступки, совершаемые из уважения к общественному мнению.

Все легальные поступки совершаются не ради них самих, а ради чего-то другого, к чему они ведут, они не самоценны.

2)Человек как «вещь-в-себе», т.е. в сущности своей свободен для совершения собственно моральных поступков. Ведь свободен тот, кто живет по закону, порожденному собственной сущностью. В этом слое своего бытия человека способен следовать долгу как своему собственному внутреннему закону. Моральный долг вменяется индивиду не извне, а изнутри.

Единый и безусловный закон долга, укорененный в чистом практическом разуме, Кант назвал категорическим императивом (категорическим требованием). В пересказе он гласит: поступай так, чтобы твои мотивы могли стать принципом всеобщего законодательства. То есть, моральны те побуждения, которые могли бы стать всеобщей нормой. Речь идет именно об универсальности мотивов, но не поступков, которые происходят в мире «вещей-для-нас». Таким образом, совершая нравственный выбор, мы выбираем этим и судьбу человечества.

Нравственный закон, согласно Канту, имеет приоритет перед всеми другими видами норм, в том числе перед религиозными. Моральное поведение человека не может зависеть от загробного воздаяния (иначе оно будет легальным), оно должно быть автономным. Есть Бог или нет (а это по Канту недоказуемо и неопровержимо), это в морали ничего не меняет. Мораль не вытекает из религии. Зато сама религия вытекает из морали: ведь в морали мы ведем себя так, как будто есть Бог, который гарантирует истинность нравственных правил и воздаяние за их исполнение. А поскольку фактически наблюдается следствие (мораль), значит, есть и причина этого (Бог). Таково моральное доказательство бытия Бога, выдвинутое И.Кантом.

 

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

 

Лекция 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.012 с.)