Кости; система скелета. Артрология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кости; система скелета. Артрология.



Задача 1.

При изучении соединения костей были обнаружены следующие элементы строения: суставные поверхности, покрытые суставным хрящом; суставная капсула; суставная полость, заполненная синовиальной жидкостью.

Вопрос: Как называется данное соединение костей?

    Ответ: Это соединение называется «диартроз» - прерывное соединение, сустав.

    Собеседование по задаче: Прерывные соединения костей (диартрозы, суставы); классификация суставов по форме суставных поверхностей и функции).

 

Задача 2.

У больного диагностирован вывих височно-нижнечелюстного сустава.

Вопрос: Какие структуры сустава при такой травме могут подвергнуться повреждению?

    Ответ: При вывихе височно-нижнечелюстного сустава могут подвергнуться повреждению внесуставные, внутрисуставные связки и внутрисуставной диск.

Собеседование по задаче: Строение сустава, вспомогательный аппарат сустава, классификация суставов по сложности устройства.

        

Задача 3.

При изучении черепа взрослого человека выявлено наличие хряща между пирамидой височной кости и соседними костями – клиновидной и затылочной.

Вопрос: Как называется этот хрящ?

    Ответ: Данный хрящ называется синхондроз рваного отверстия.

    Собеседование по задаче: Непрерывные соединения костей – синартрозы (примеры на соединениях костей черепа).

Задача 4.

В травматологическую клинику обратился больной с травмой грудной клетки.

Вопрос: Какие кости образуют грудную клетку?

    Ответ: Грудную клетку образуют 12 пар рёбер, грудина, 12 грудных позвонков.

    Собеседование по задаче: Грудная клетка, кости ее образующие, соединения, функции.

 

Задача 5.

Позвоночный столб имеет приспособления, которые смягчают толчки и сотрясения при ходьбе, прыжках, беге, предохраняя от повреждения спинной и головной мозг.

Вопрос: Какие приспособления выделяют в позвоночном столбе, которые предохраняют от повреждений спинной и головной мозг при ходьбе, беге, прыжках?

    Ответ: От повреждений предохраняют: изгибы позвоночного столба: лордоз и кифоз; межпозвоночные диски.

    Собеседование по задаче: Позвоночный столб, кости его образующие, изгибы позвоночного столба, соединения, функции.

Задача 6.

Вследствие ограничения подвижности суставов, соединяющих позвоночный столб и череп, пациент не может произвести кивательные движения.

Вопрос: В каких суставах происходят кивательные движения головы?

    Ответ: Кивательные движения осуществляются в атлантозатылочном суставе, который является двухосным, мыщелковым, комбинированным суставом.

  Собеседование по задаче: Функциональные особенности строения шейных позвонков и их соединений.

 

Кости черепа. Соединения костей черепа

Задача 1.

На внутренней поверхности костей мозгового черепа имеются вдавления, возвышения и разветвлённые борозды.

Вопрос: Вследствие чего они возникают?

    Ответ: Вдавления, возвышения соответствуют извилинам и бороздам головного мозга. Борозды соответствуют сосудам и синусам твёрдой мозговой оболочки головного мозга.

    Собеседование по задаче: Кости лицевого и мозгового черепа. Околоносовые пазухи костей черепа. Верхнечелюстная пазуха (стенки, соединения с полостью носа).

 

Задача 2.

При рассмотрении внутреннего строения костей черепа студент утверждает, что все кости черепа имеют диплоэ.

Вопрос: Правильно ли такое утверждение?

    Ответ: Такое утверждение неправильно. Диплоэ имеют кости свода черепа.

    Собеседование по задаче: Анатомо-функциональные особенности строения костей мозгового и лицевого черепа.

Задача 3.

У пациента вследствие травмы черепа возникло кровотечение из наружного слухового прохода.

Вопрос: Какой из каналов височной кости оказался повреждённым?

    Ответ: При травме повреждённым оказался канал сонной артерии.

    Собеседование по задаче: Височная кость (строение, части, каналы и отверстия, их содержимое).

 

Задача 4.

Пациенту, обратившемуся к врачу с жалобами на головную боль, был поставлен диагноз острый гайморит.

Вопрос: Какая воздухоносная пазуха оказалась поражённой (больной)?

    Ответ: Оказалась поражённой верхнечелюстная пазуха (Гайморова пазуха).

    Собеседование по задаче: Воздухоносные пазухи костей черепа, их сообщения с полостью носа, функция.

 

Задача 5.

При профилактическом обследовании ребёнка 2,5 лет в области соединения лобных костей с теменными костями обнаружена перепонка размером 1*1,5 см.

Вопрос: Как называется это соединение?

    Ответ: Это соединение называется лобный родничок.

    Собеседование по задаче: Особенности строения черепа новорождённых.

 

Задача 6.

Больной жалуется на изменение формы носа и затруднение носового дыхания после травмы. При осмотре обнаружен перелом спинки носа и перегородки.

Вопрос: Какие кости образуют спинку носа?

    Ответ: В образовании спинки носа принимают участие носовые и верхнечелюстные кости.

    Собеседование по задаче: Полость носа (стенки, носовые ходы), сообщения с околоносовыми пазухами.

Задача 7.

Крыловидно-нёбная ямка черепа сообщается со средней черепной ямкой через отверстие.

Вопрос: Какое отверстие сообщает крыловидно-нёбную ямку со средней черепной ямкой?

    Ответ: Крыловидно-нёбная ямка сообщается со средней черепной ямкой круглое отверстие.

    Собеседование по задаче: Крыловидно-нёбная ямка (стенки, отверстия, сообщающие её с другими ямками). Основные сосуды и нервы, находящиеся в крыловидно-нёбной ямке.

Задача 8.

Одна из костей черепа имеет венечные и мыщелковые отростки.

Вопрос: Какая кость лицевого черепа имеет венечные и мыщелковые отростки?

    Ответ: Нижняя челюсть.

    Собеседование по задаче: Нижняя челюсть (части, основные отверстия, каналы и другие образования кости). Основные сосуды, нервы, проходящие в нижнечелюстном канале.

Задача 9.

Мыщелковые отростки нижней челюсти принимает участие в образовании суставов.

Вопрос: Какие по форме суставных поверхностей данные суставы?

    Ответ: По форме суставных поверхностей и количеству осей височно-нижнечелюстные суставы мыщелковые и двуосные.

    Собеседование по задаче: Височно-нижнечелюстной сустав: строение (кости, капсула, связки: внесуставные и внутрисуставные); биомеханика; функция; мышцы, приводящие в движение сустав.

Задача 10.

К внутренней поверхности черепа прилежит головной мозг. Соответственно долям мозга образуются черепные ямки.

Вопрос: Какие ямки выделяем на внутреннем основании черепа?

    Ответ: На внутреннем основании черепа выделяем переднюю, среднюю, заднюю черепную ямки.

    Собеседование по задаче: Внутреннее основание черепа (ямки, кости образующие их, отверстия, каналы). Основные сосуды и нервы, проходящие через каналы и отверстия.

 

Задача 11.

Нёбные отростки верхней челюсти принимают участие в костном образовании на наружном основании черепа.

Вопрос: Как называется это костное образование черепа?

    Ответ: На наружном основании черепа находится костное нёбо.    Собеседование по задаче: Наружное основание черепа (кости его образующие, отверстия, каналы). Основные сосуды и нервы, проходящие через каналы и отверстия.

 

Задача 12.

Носовая полость сообщается с глазницами с помощью каналов.

Вопрос: Как называются каналы, которые сообщают полость носа с глазницами?

    Ответ: Правый и левый носослёзные каналы.

    Собеседование по задаче: Глазница (стенки, кости их образующие, отверстия, каналы). Основные сосуды и нервы, проходящие через каналы и отверстия, сообщения с другими полостями черепа. Содержимое глазниц.

Задача 13.

Судебно-медицинское исследование при травме головы выявило повреждение в зоне рваного отверстия, что сопровождалось повреждением жизненно важных образований, проходящих через это отверстие.

Вопрос: Какие кости черепа ограничивают рваное отверстие?

    Ответ: Рваное отверстие ограничивают: пирамида височной кости, большое крыло крыловидной кости и базилярная часть затылочной кости.

    Собеседование по задаче: Наружное основание черепа (кости его образующие, отверстия, каналы, борозды, ямки). Основные сосуды и нервы, проходящие через каналы, отверстия.

 

Задача 14.

Воспалительный процесс из глазницы при отсутствии соответствующего лечения может стать причиной воспаления содержимого крыловидно-нёбной и подвисочной ямок.

Вопрос: С помощью каких образований сообщаются полости глазниц, крыловидно-нёбная и подвисочная ямки?

    Ответ: Полости глазницы, крыловидно-нёбная и подвисочная ямки сообщаются с помощью правой и левой верхней глазничной щели.

    Собеседование по задаче: Височная и подвисочная ямки: их расположение в черепе, стенки (кости, их образующие). Основные сосуды и нервы, проходящие через каналы и отверстия. Сообщение с другими топографо-анатомическими образованиями черепа.

Задача 15.

Выраженные искривления носовой перегородки вызывают значительные неудобства (нарушения дыхания и др.), часто требующие хирургического вмешательства. Для этого необходимы знания строения перегородки полости носа. 

Вопрос: Перечислите кости, которые принимают участие в образовании перегородки полости носа?

    Ответ: В образовании перегородки полости носа принимают участие следующие кости черепа: перпендикулярная пластинка решётчатой кости и сошник. 

Собеседование по задаче: Полость носа (стенки, кости их образующие, отверстия, носовые раковины и ходы). Сообщение полости носа с околоносовыми (придаточными, воздухоносными) пазухами. Функции околоносовых пазух.

Задача 16.

При удалении верхнего первого малого коренного зуба врач отметил, что из лунки вытекает кровь, содержащая пузырьки воздуха (кровь «пенится»).

Вопрос: Из какой околоносовой пазухи может попасть воздух в лунку верхнего первого премоляра?

    Ответ: Воздух в лунку верхнего первого премоляра может попасть из верхнечелюстной пазухи.

    Собеседование по задаче: Околоносовые пазухи, их сообщения с носовыми ходами. Верхнечелюстная пазуха (стенки, кости их образующие). Отношение её нижней стенки с верхушками корней зубов верхней челюсти.

Задача 17.

На практическом занятии студенты обратили внимание на наличие аномалий развития демонстрируемого скелета: сращение I шейного позвонка (атлант) с черепом, которого не должно быть в норме.

Вопрос: Как называется соединение I шейного позвонка (атланта) с черепом?

    Ответ: Данное соединение I шейного позвонка (атланта) с черепом называется атлантозатылочный сустав.

    Собеседование по задаче: Затылочный сустав (атлантозатылочный сустав, срединный и латеральные атлантоосевые суставы): строение; биомеханика; мышцы, приводящие его в движение; кровоснабжение мышц; иннервация мышц.

 

Задача 18.

У больного диагностирован вывих височно-нижнечелюстного сустава

Вопрос: Какие структуры сустава при этом могут подвергнуться повреждению?

    Ответ: При вывихе височно-нижнечелюстного сустава повреждены могут быть: внутрисуставной диск; внесуставные и внутрисуставные связки данного сустава.

    Собеседование по задаче: Височно-нижнечелюстной сустав: строение (кости, капсула, связки); биомеханика; функция; мышцы, приводящие в движение сустав; их кровоснабжение и иннервация.

 

Задача 19.

Травматическое повреждение головы затронуло область большого крыла клиновидной кости с нарушением целостности сосудов и нервов, проходящих через его отверстия.

Вопрос: Какие отверстия выделяем на большом крыле клиновидной кости?

    Ответ: На большом крыле клиновидной кости выделяем круглое, овальное и остистое отверстия.

    Собеседование по задаче: Клиновидная кость: части, поверхности, строение (отверстии, борозды, ямки). Клиновидная пазуха (стенки, кости их образующие).

 

Задача 20.

При переломе верхних отделов передней поверхности тела верхней челюсти в зоне расположенного здесь отверстия возможно повреждение проходящих через него сосудов и нервов.

Вопрос: Какое отверстие находится в верхних отделах передней поверхности тела верхней челюсти?

    Ответ: На передней поверхности тела верхней челюсти находится подглазничное отверстие.

    Собеседование по задаче: Верхняя челюсть: части, поверхности, элементы строения (отверстия, борозды, каналы и их содержимое). Особенности строения альвеолярного отростка верхней челюсти (толщина стенок альвеол; взаимоотношения дна альвеол с нижними стенками полости носа и верхнечелюстной пазухи).

Задача 21.

При судебно-медицинском исследовании трупа отмечено наличие перелома затылочной кости по наивысшей выйной линии.

Вопрос: Какая часть мозгового черепа повреждается при данном переломе: свод или основание?

    Ответ: При переломе затылочной кости по наивысшей выйной линии повреждаются кости свода черепа.

    Собеседование по задаче: Череп в целом. Мозговой и лицевой отделы (кости, их образующие). Мозговой череп: свод и основание. Ямки черепа (передняя, средняя и задняя), отверстия внутреннего основания черепа. 

 

Задача 22.

На занятии по анатомии преподаватель обратил внимание студентов на индивидуальную особенность в строении черепа взрослого человека. Она касалась устройства срединного шва костного нёба.

Вопрос: Как называется костный выступ в области срединного шва костного нёба?

    Ответ: Костный выступ в данной области костного нёба называется костным валиком (торусом).

    Собеседование по задаче: Костное (твёрдое) нёбо: кости его образующие и их соединения. Рельеф твёрдого нёба, отверстия каналы и их содержимое.

 

 

Мышцы; мышечная система.

Задача 1.

При изучении мышц шеи выявлено наличие в этой области мышц, имеющих два брюшка, соединённых промежуточным сухожилием.

Вопрос: Как называется данные мышцы?

    Ответ: В области шеи выявлены двубрюшная мышца и лопаточно-подъязычная мышца.

Собеседование по задаче: Мышца как орган: классификация, вспомогательные аппараты мышц (фасции, фиброзные и костно-фиброзные влагалища, слизистые сумки, мышечные блоки и сесамовидные кости). Сила мышц; анатомический и физиологический поперечники; понятие мышц - антагонистов и синергистов. Работа мышц (преодолевающая, уступающая и удерживающая; динамическая и статическая).

 

Задача 2.

  Врезультате кровоизлияния в мозг и развития паралича (отсутствие сокращения мышц) некоторых жевательных мышц у пострадавшего были отмечены нарушения функций височно-нижнечелюстного сустава.

Вопрос:   Какие из жевательных мышц выдвигают нижнюю челюсть вперед?

Ответ: Собственно жевательные мышцы, латеральные крыловидные мышцы.

Собеседование по задаче: Связь структуры и функции в мышечной системе (на примере мышц головы и шеи).

Задача 3.

 Пациент обратился к врачу с жалобой на изменение выражения лица. При осмотре лица отмечается, что с левой стороны не закрывается глаз, отсутствует мигание.

Вопрос:    Функция какой мышцы нарушена?

Ответ:  Нарушена функция круговой мышцы глаза.

Собеседование по задаче: Лицевые (мимические) мышцы (мышцы окружающие глазную щель и носовые отверстия): особенности развития, строение, топография, функции; их кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

 

Задача 4.

 При обследовании больного с поражением лицевого нерва было выявлено нарушение некоторых функций мимических мышц, а именно больной не мог вытягивать губы вперед.

Вопрос:   Функция какой мышцы нарушена в данном случае?

Ответ:  нарушена функция круговой мышцы рта.

Собеседование по задаче: Лицевые (мимические) мышцы (мышцы окружающие ротовую щель): особенности развития, строение, топография, функции; их кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

 

Задача 5.  

Зубы у пациента крепко сжаты, он не может открыть рот вследствие воспалительного процесса. 

Вопрос:   Какие мышцы вовлечены в этот процесс?

Ответ: жевательные мышцы (височные, собственно жевательные, медиальные крыловидные) поднимают нижнюю челюсть, сжимают зубы.     

Собеседование по задаче: Жевательные мышцы: развитие, строение, топография, функции. Их кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

 

Задача 6.

Пациент обратился с жалобами на выпячивание в области пупочного кольца, была диагностирована пупочная грыжа.

Вопрос: Какие структуры передней стенки живота относятся к слабым местам?

    Ответ: К слабым местам передней брюшной стенки относятся: белая линия живота, пупочное кольцо, паховый канал.

Собеседование по задаче: Костное (твёрдое) нёбо: кости его образующие и их соединения. Рельеф твёрдого нёба, отверстия каналы и их содержимое.

 

Задача 7.

У пациента отсутствует функция сгибания нижней конечности в тазобедренном суставе.

Вопрос: Какая мышца не функционирует при данной патологии?

    Ответ: У пациента отсутствует функция четырёхглавой мышцы бедра.

Собеседование по задаче: Костное (твёрдое) нёбо: кости его образующие и их соединения. Рельеф твёрдого нёба, отверстия каналы и их содержимое.

 

Спланхнология. Пищеварительная система.

 

Задача 1.                

При обследовании новорожденного было обнаружено наличие расщелины верхней губы справа от срединной линии.

Вопрос:   Как называется эта аномалия развития и чем она обусловлена?

Ответ: эта аномалия развития носит название односторонней расщелины верхней губы с правой стороны и возникает вследствие нарушения процессов развития лица.

Собеседование по задаче: Преддверие рта, его стенки: губы (внешние границы верхней и нижней губ; их послойное строение); щеки (внешние границы щеки и её послойное строение). Строение слизистой  оболочки преддверия рта, железы, своды, уздечки.  Десна, строение её альвеолярной и краевой частей. Межзубной сосочек. Десневая борозда.

 

Задача 2.

При операции по поводу устранения расщелины мягкого нёба хирургом были выделены мышцы, подходящие сверху к мягкому нёбу и вплетающиеся в нёбный апоневроз и края расщелины.

    Вопрос:   Назовите эти мышцы.

Ответ: мышцы, подходящие сверху к мягкому нёбу носят название: «мышца, поднимающая нёбную занавеску» и «мышца, напрягающая нёбную занавеску».

Собеседование по задаче: Собственно полость рта, её стенки. Твердое небо. Рельеф слизистой оболочки твердого неба. Характер и расположение подслизистого слоя в различных отделах твердого неба. Мягкое небо: строение, мышцы. Их начало, прикрепление, функции, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

 

Задача 3.

К врачу-логопеду обратились родители с ребёнком, у которого было нарушено произношение некоторых звуков. При осмотре полости рта ребёнка было отмечено укорочение уздечки языка.

Вопрос:   Где она располагается, и что её образует?

Ответ: Уздечка языка образуется складкой слизистой оболочки, идущей с нижней поверхности языка к дну полости рта и делящей его на две симметричные половины.

Собеседование по задаче: Собственно полость рта, её стенки. Дно полости рта. Мышцы, его образующие. Рельеф слизистой оболочки дна полости рта. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток дна полости рта.

 

Задача 4.  

В ЛОР - отделение обратился больной с жалобами на боли в горле. При осмотре была обнаружена увеличенная и воспалённая нёбная миндалина.

Вопрос:   Назовите ямку, в которой располагается данная миндалина и её границы.

Ответ: Нёбная миндалина располагается в миндаликовой ямке, ограниченной нёбно-язычной и нёбно-глоточной дужками соответствующей стороны.

Собеседование по задаче: Зев и его границы, перешеек зева, миндалины, строение, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

 

Задача 5.

 При лечении пациента для удаления слюны из полости рта стоматолог помещает ватный тампон в полость рта, под язык, чтобы закрыть устья выводных протоков слюнных желёз.

Вопрос:   Назовите эти железы и где открываются протоки названных вами желёз?

Ответ: Под языком на подъязычных сосочках открываются устья протоков поднижнечелюстных и большого протока подъязычных слюнных желез.

Собеседование по задаче: Подъязычная и поднижнечелюстная слюнные железы: топография, строение, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

 

Задача 6.

 К врачу обратился больной с болями в околоушной области, усиливающимися при жевании, глотании и приёме пищи. При обследовании выявлено увеличение околоушной слюнной железы.

Вопрос:   Где открывается проток данной железы?

Ответ: Проток околоушной слюнной железы открывается в преддверие полости рта на слизистой оболочке щеки на уровне верхнего второго большого коренного зуба.

Собеседование по задаче: Околоушная слюнная железа: топография, строение, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

 

Задача 7.  

При осмотре больного врач отметил нарушение подвижности языка вперёд, что связано с нарушением функции одной из пар его скелетных мышц.

Вопрос:    Назовите данную мышцу.

Ответ: Мышцы, которые выдвигают язык вперёд, называются правой и левой подбородочно-язычными.

Собеседование по задаче: Язык: внешнее строение, мышцы языка и их функции. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток языка.

 

II I I II
II I I II

Задача 8.

 У Ребенка при осмотре полости рта определена следующая формула зубов                    

Вопрос:    Какой возраст ребёнка?

Ответ: 1 год.

Собеседование по задаче: Развитие зубов. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.

 

Задача 9. На прием к стоматологу пришел ребенок 7 лет. По показаниям удален молочный верхний медиальный резец. При осмотре удаленного зуба обнаружено отсутствие корня.

Вопрос:    По какой причине отсутствует корень: а) врач сломал корень и он остался в лунке; б) корень молочного зуба рассосался?

Ответ: Корень молочного верхнего медиального резца в 7 лет рассасывается, так как в этом возрасте начинает прорезываться постоянный верхний медиальный резец.

Собеседование по задаче: Ткани зуба, их строение.

 

Задача 10. Больной жалуется на кровоточивость десен. При осмотре обнаружена гиперемированная (красная) и отечная десна.

Вопрос:    Какая часть зубного органа повреждена?

Ответ: Поврежден пародонт.

Собеседование по задаче: Зубной орган, его части; строение периодонта и пародонта, их кровоснабжение и иннервация.

 

Задача 11. При осмотре зубных рядов пациента 60 лет отмечено увеличение клинической коронки нижних резцов.

Вопрос:    Что называется клинической коронкой?

Ответ: Клинической коронкой называют часть зуба, выступающую в полость рта над десной.

Собеседование по задаче: Зубной орган, его части, строение зуба (части, поверхности). Кровоснабжение и иннервация зубов.

 

 

Задача 12. Ребенок имеет следующую зубную формулу.

6 V IV III II I I II III IV V 6
6 V IV III II I I II III IV V 6

 

Вопрос:    Какой возраст  ребенка?

Ответ: Ребёнку 6-7 лет.

Собеседование по задаче: Зубные формулы. Признаки зубов.

 

Задача 13.

Зуб имеет долотообразной формы коронку. Корень одиночный, конусовидный, сдавлен в мезио-дистальном направлении.

Вопрос:    К какому зубному ряду и группе принадлежит зуб?

Ответ: Зуб принадлежит к нижним резцам.

Собеседование по задаче: Резцы и клыки. Характеристика коронки, корня и полости каждого зуба, их кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

 

Задача 14.

У пациента удалён четвёртый верхний зуб.

  Вопрос:    К какой группе зубов он относится, и какова форма корня этого зуба?

Ответ: Четвёртый верхний зуб относится к группе малых коренных зубов (премоляров). Корень четвёртого верхнего зуба имеет конусовидную форму, сдавлен в мезио - дистальном направлении и часто разделён на два (раздвоен).

Собеседование по задаче: Малые коренные зубы. Характеристика коронки, корня и полости каждого зуба. Кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

 

Задача 15.

При экспертизе зуба было определено, что коронка имеет форму треугольника, на жевательной поверхности 3 бугорка, три корня, которые близко расположены друг к другу.

Вопрос:    К какой группе зубов он относится и какие формы коронки этого зуба вы знаете?

Ответ: Зуб, который имеет три корня, треугольную форму жевательной поверхности и 3 бугорка, относится к группе верхних больших коренных зубов (моляров). Это 7 верхний зуб – второй моляр. Он имеет 3 формы коронки: треугольно-закругленную (трёхбугорковая), ромбовидную (четырёхбугорковая), овальную (три бугорка расположены по диагонали).

Собеседование по задаче: Верхние большие коренные зубы. Характеристика коронки, корней, полости каждого зуба; их кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

 

Задача 16.

При осмотре удалённого корня шестого нижнего зуба (первый большой коренной зуб – моляр) врач обнаружил аномалию - 3 корня.

Вопрос:    Сколько корней у шестого нижнего зуба? Назовите эти корни.

Ответ: Первый нижний моляр имеет 2 корня: мезиальный и дистальный.

Собеседование по задаче: Нижние большие коренные зубы. Характеристика коронки, корня, полости каждого зуба; их кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

 

Задача 17.

Родители заметили, что у ребенка покраснела и припухла десна переднего отдела нижней челюсти (один из признаков прорезывания зубов).

Вопрос:    В каком возрасте начинается прорезывание нижних медиальных резцов?

Ответ: прорезывание данных зубов начинается в 5-6 месяцев.  

Собеседование по задаче: Молочные зубы: особенности строения, сроки прорезывания, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

 

Задача 18.  

У пациента при смыкании челюстей в центральной окклюзии (прикус) определяется щель между резцами верхней и нижней челюсти.

Вопрос:    Как называется вид смыкания зубов у данного пациента?

Ответ: у данного пациента один из видов патологических прикусов -  открытый прикус.

Собеседование по задаче: Артикуляция, окклюзия, прикус. "Ключ" зубной системы. Прикусы физиологические и патологические (по Е.И. Гаврилову и А.С. Щербакову),  "Ключ" зубной системы.

 

Задача 19.

   При воспалении окологлоточной клетчатки может быть нарушена функция глотания.

Вопрос:    Назовите мышцы глотки?

Ответ: Шилоглоточные мышцы поднимают глотку навстречу пищевому комку и воронкообразно её расширяют, нёбно-глоточные мышцы - поднимают глотку.

Собеседование по задаче: Глотка: топография, части, строение, стенки глотки. Отверстия глотки. Глоточное лимфоидное  кольцо. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток глотки.

 

Задача 20.

Пациент предъявляет жалобы на затруднение глотания.

Вопрос:    Функция каких мышц нарушена?

Ответ: расстройство функции глотания связано с нарушением иннервации мышц мягкого нёба, глотки, языка.

Собеседование по задаче: Анатомический акт глотания (последовательность и синхронность сокращения мышц языка, мягкого нёба, глотки, гортани, супра- и инфрагиодной группы мышц шеи).

 

Задача 21.

При рентгеноскопии пищевода врач отметил сужение в области его средней трети.

Вопрос:    Как называется это сужение?

Ответ: сужение в области средней трети пищевода называется трахео-бронхиальным.

Собеседование по задаче: Пищевод: топография, строение, функция, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток. Анатомические и физиологические сужения пищевода.

 

Спланхнология. Дыхательная система.

Задача 1.

Больной жалуется на изменение формы носа и затруднение носового дыхания после травмы. При обследовании обнаружено, что спинка носа западает, Носове дыхание через обе ноздри затруднено. На рентгенограмме черепа определяется перелом костей спинки носа и перегородки.

Вопрос: Какие кости образуют спинку носа?

Ответ: Спинку носа образуют парные носовые кости, лобные отростки верхней челюсти.

Собеседование по задаче: Наружный нос: развитие, строение (кости, хрящи, мышцы, части, отверстия); его кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

 

Задача 2.

Воспалительный процесс слизистой оболочки носовой полости в области верхнего носового хода может распространятся на сообщающие с ним околоносовые пазухи.

Вопрос: Какие околоносовые пазухи открываются в верхний носовой ход?

Ответ: В верхний носовой ход открываются задней ячейки решетчатой кости и клиновидная пазуха.

Собеседование по задаче: Полость носа: части, строение стенок полости носа. Особенности строения обонятельной и дыхательной областей слизистой оболочки полости носа. Околоносовые пазухи (лобная, клиновидная, ячейки решетчатой кости): их сообщение с полостью носа, функции. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток полости носа.

 

Задача 3.

Больной жалуется на головную боль, затруднение носового дыхания и обильные гнойные выделения из носа. При обследовании поставлен диагноз: воспаление слизистой оболочки лобной пазухи (фронтит).

Вопрос: В какой носовой ход открывается эта пазуха?

Ответ: Лобная пазуха открывается в средний носовой ход.

Собеседование по задаче: Околоносовые пазухи, их сообщения с полостью носа. Гайморова пазуха, ее стенки, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

 

Задача 4.

Инородные тела чаще всего попадают в тот главный бронх, который шире и занимает более вертикальное положение, являясь как бы продолжением трахеи.

Вопрос: Как называется этот бронх?

Ответ: Это правый главный бронх.

Собеседование по задаче: Трахея: топография, строение, функции, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

 

Задача 5.

При воспалении легкого происходит нарушение его дыхательной функции, что проявляется нарушением газообмена между воздухом и кровью.

Вопрос: Как называется часть паренхимы легкого, где происходит газообмен?

Ответ: Газообмен происходит в структурно – функциональной единице лёгкого – лёгочном ацинусе (альвеолярном дереве).

Собеседование по задаче: Лёгкие: топография, строение, функция, кровоснабжение, лимфоотток, иннервация. Анатомо-физиологические особенности лёгких у новорожденных и детей.

 

Задача 6.

При обследовании полости гортани обнаружены парные складки, которые ограничивают преддверие гортани снизу. Они имеют розовый цвет, покрыты мерцательным эпителием и содержат много слизистых желез. Ниже расположены парные складки желтоватого цвета, слизистая покрыта многослойным плоским эпителием и не содержат желез.

Вопрос: Как называются эти складки? Что ограничивает нижняя пара складок?

Ответ: Верхняя пара складок называется складками преддверия, нижняя – голосовыми складками. Голосовые складки ограничивают голосовую щель.

Собеседование по задаче: Гортань: топография, строение, функции, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

Спланхнология. Мочевая и половые системы.

Задача 1.

В урологическое отделение поступил больной с жалобами на сильные боли в поясничной области. При ультразвуковом исследовании был обнаружен камень в почечной лоханке.

Вопрос: Где находится почечная лоханка?

Ответ: Почечная лоханка находится в почечной пазухе.

Собеседование по задаче: Мочевыводящие пути: малые и большие почечные чашки, почечная лоханка, мочеточник, мочевой пузырь; их топография, строение, кровоснабжение.

 

Задача 2.

У больного обнаружена опухоль мочевого пузыря. При обследовании выявлено, что опухоль локализуется в области мочепузырного треугольника.

Вопрос: В какой части мочевого пузыря расположен мочепузырный треугольник.

Ответ: Мочепузырный треугольник расположен в области дна мочевого пузыря.

Собеседование по задаче: Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал (мужской, женский): части, строение стенки, топография, кровоснабжение, иннервация.

Задача 3.

В урологическое отделение поступил больной с жалобами на отеки лица и боли в поясничной области. После проведенного обследования выявлено нарушение функции почки, ее фильтрационного аппарата.

Вопрос: Как называется структурно-функциональная единица почки.

Ответ: Нефрон.

Собеседование по задаче: Почки, строение (в том числе структурно-функциональная единица почки - нефрон) топография, функция, кровоснабжение, иннервация.

 

Задача 4.

Мужчине 30 лет был поставлен диагноз: бесплодие. При обследовании выявлено нарушение образования сперматозоидов.

Вопрос: Назовите структуры органа, где происходит образование сперматозоидов.

Ответ: Образование сперматозоидов происходит в извитых семенных канальцах.

Соб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.273 с.)