Раздел 7. Особенности речи при нарушении слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7. Особенности речи при нарушении слуха.



Задача 1.

 

Речевое развитие глухих детей имеет свои основные закономерности и сенсорную основу для овладения языком.

1. Подберите примеры использования различных сенсорных основ при формировании произношения глухих детей.

2. Подберите примеры, характеризующие  лексическое и грамматическое своеобразие речи глухих учащихся.

3. Назовите причины аграмматизмов в речи глухих учащихся.

4. Речь – орудие мышления. Как данный тезис подтверждается в практике сурдодеятельности? Приведите пример использования разных методик исследования уровня мышления у глухих детей.

Задача 2.

 

Речевое своеобразие слабослышащего ребенка по лексическим и грамматическим показателям практически совпадает с речевым своеобразием глухого (Г. А. Карпова). Однако при поступлении в школу слабослышащие дети могут обнаруживать разные уровни речевой готовности к школе (Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина).

1. Охарактеризуйте три уровня речевой готовности к школе слабослышащих детей.

2. Составьте возможные образовательные маршруты школьного обучения для слабослышащих детей с разным уровнем речевой готовности.

3. Определите круг педагогов и их компетенции относительно целенаправленного речевого развития в условиях школьного обучения слабослышащих детей на базе общеобразовательной школы.

4. Приведите пример использования психологом комплексов специальных заданий, программ, направленных на формирование коммуникативной компетентности детей с нарушениями слуха.

Раздел 8. Особенности мышления при нарушении слухового восприятия.

Задача 1.

 

Многочисленные эксперименты показали, что дети из семей глухих родителей обнаруживают более высокий уровень всех мыслительных операций.

1. Обоснуйте результаты и закономерность выше упомянутых экспериментальных данных. Сохраняется ли данная тенденция во всех возрастных группах (дошкольный, младший школьный, средний и старший школьные возраста)?

2. Каково соотношение разных видов мышления у детей с нарушениями слуха?

3. Охарактеризуйте особенности наглядно-действенного, наглядно-образного мышления глухих детей в сравнении нормой.

 4. Какими путями специальный психолог может содействовать развитию наглядного и словесного мышления глухих детей в школьном возрасте?

 Задача 2.

 

При организации коррекционного обучения должна учитываться специфика проявлений различных видов мышления у детей с нарушениями слуха.

1. Покажите на примере любого учебного занятия, как ведется учет данной специфики.  

2. Как специфика разных видов мышления глухих школьников проявляется на уроках математики при решении арифметических задач?

3. Какие методики диагностики мыслительных операций вы считаете приемлемыми по отношению к детям с нарушенным слухом дошкольного и младшего школьного возраста? Обоснуйте.

4. Подберите комплекс заданий, упражнений, который может предлагать специальный психолог глухим младшим школьникам.

Раздел 9. Особенности ведущих видов деятельности при нарушении слуха.

Задача 1.

 

В детском саду комбинированного типа в смешанной группе находятся воспитанники с нарушенным и сохранным слухом.

1. Будут ли отличаться подходы педагогов к мотивированию слышащих и неслышащих детей на ту или иную деятельность? Поясните. Приведите пример.

2. Раскройте сущность принципа единства сознания и деятельности.

3. Чем будет отличаться работа психолога при подготовке детей к школе в подгруппах дошкольников с нарушенным и сохранным слухом из смешанной группы ДОУ?

4. Составьте примерные психолого-педагогические характеристики детей с нарушенным слухом, позволяющие им поступить на обучение в:

А) специальную (коррекционную) школу I вида;

В) специальную (коррекционную) школу II вида в 1-ое отделение;

В) специальную (коррекционную) школу II вида во 2-ое отделение;

Г) интегрированное обучение в общеобразовательной школе по разным вариантам интеграции.

 

Задача 2.

 

Студенты педагогического университета посетили занятие в смешанной подготовительной группе для воспитанников с нарушенным и сохранным слухом. На занятии воспитатель вовлекала детей в разные виды предметной и игровой деятельности. Задания были достаточно сложными, так что некоторые воспитанники с нежеланием выполняли некоторые задания. 

1. По каким признакам, кроме состояния произносительной стороны речи и наличию слуховых аппаратов, можно было бы определить в этой группе детей с нарушенным и сохранным слухом?

2. Перечислите условия, необходимые для оказания психологической коррекции в мотивационной сфере глухих детей.

3. Охарактеризуйте уровни готовности слабослышащих дошкольников к школьному обучению.

4. Какова образовательная траектория выпускников специализированных групп для детей с нарушенным слухом дошкольных учреждений? От чего зависит выбор и рекомендации конкретному ребенку той или иной образовательной траектории?

Задача 3.

 

Ученик подготовительного класса для глухих детей в течение первого учебного полугодия не обнаруживал интереса к учебе как другие дети. На уроках он часто сползал под парту, оттуда все же следил за ходом урока, вылезал на тех моментах, когда по плану урока предполагалась игра.

1. Что может предпринять психолог после посещения урока и наблюдения за таким поведением данного ученика? Изложите последовательно план психолого-педагогических действий.

2. Какова должна быть тактика учителя по отношению к такому «подпарточному» обучению? Какие психологические особенности глухого ребенка проявляются таким образом?

3. Подберите диагностики, позволяющие выявить уровень умственной  и мотивационной готовности к школьному обучению, наличие дезадаптированности.

4. Проведите сравнительный анализ развития ведущих видов деятельности на разных этапах онтогенеза у детей с нормальным и нарушенным слухом. Могут ли подобные проявления на уроках исходить от слышащих детей?

Задача 4.

Максим родился в семье слышащих родителей. В возрасте 1 года, после перенесенного менингита, потерял слух. Поступил на обучение в школу I вида. Когда изучалась тема «Профессии», учитель всем задавал вопрос: «А кем ты хочешь быть?». Максим с уверенностью отвечал, что хочет стать хирургом, как папа.

1. Что ответили бы вы на такое утверждение на месте учителя?С какого класса психологу следует начинать целенаправленную предпрофильную работу с глухими и слабослышащими детьми?

2. Охарактеризуйте особенности трудовой деятельности лиц с нарушенным слухом, ее роль в коррекции и развитии личности детей с нарушением слуха.

3. Раскройте социализирующий потенциал трудовой деятельности, организуемой в школах I  и II вида. Приведите пример программ, направленных на планомерную трудовую подготовку их учащихся.

4. Изложите основное содержание индивидуальной программы реабилитации инвалидов. Какую роль она играет при трудоустройстве лиц с нарушенным слухом?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.009 с.)