Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы создания транса↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ТРАНСА Гипноз – это особый тип психического функционирования, при котором человек, благодаря воздействию другого человека, забывает о внешнем мире, сохраняя связь с оператором (гипнотерапевтом), и который позволяет совершить психическое переконструирование в соответствии с заданной целью. Транс – состояние, при котором внимание человека обращено вовнутрь. Обратным является состояние максимальной включенности в происходящее “здесь и сейчас”. Транс – нормальное, физиологически естественное и необходимое состояние человека. Современные исследования показывают, что психическая активность человека изменяется циклически – каждые 90 минут человек спонтанно входит в транс, который длится примерно 20 минут. При этом несколько снижается активность левого полушария и повышается активность правого (у правшей). С точки зрения физиологии трансового состояния, транс - это процесс бодрствования (в той или иной мере активности) всей коры мозга и сверхбодрствования определенного ее очага. Это состояние мечтательности, глубокого обдумывания, нечегонеделания, совершения автоматических действий. В это время воспринятая информация “раскладывается по полочкам”, что и называется психическим переконструированием. Поэтому можно сказать, что любой транс (повседневный, естественный или искусственно созданный с помощью терапевта) сам по себе терапевтичен. Милтон Эриксон доказал, что нет негипнабельных людей, просто необходимо подобрать тот способ индивидуальный сопровождения человека в транс, который для него окажется максимально комфортным и эффективным. Язык сознания – логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного – образы, символы, и при создании транса мы говорим с бессознательным на его языке. Первым условием сопровождения человека в транс является установление раппорта. Важно создать у клиента чувство безопасности, провести демистификацию транса – сообщить клиенту информацию о трансе, которая позволит ему не бояться потерять контроль над собой в трансовом состоянии, иметь представление о сознании и бессознательном, доверять терапевту и самому себе. Клиент отвечает за собственное содержание, терапевт за процесс, за результат отвечает бессознательное. Не обязательно называть бессознательное именно “бессознательным”, можно, подстроившись к карте клиента, называть бессознательное “внутренним учителем”, “глубинным Я”, “внутренним мудрецом” и т.п. Необходимо заранее договориться с клиентом о сигнале выхода из транса (например, прикосновении), который может пригодиться в тех случаях, если будет утрачен вербальный контакт. Во время наведения транса важно поддерживать и развивать контакт с клиентом, внимательно калибровать все, что с ним происходит, использовать его состояние и обратную связь для возникновения и поддержания транса. Сопротивление может быть виртуозно переведено в сотрудничество. Утилизация (использование) транса предполагает взаимодействие всего, что знает и умеет терапевт с содержанием субъективного опыта клиента (в том числе того, что происходит с клиентом в процессе наведения транса). Важной является совместная с клиентом постановка цели применения трансовых техник – бессознательное в трансе будет использовать свои механизмы для реализации той цели, которая была поставлена сознанием до погружения в транс. Основной задачей терапевта при сопровождении клиента в трансовое состояние является максимально эффективное обеспечение доступа клиента к его собственным ресурсам в условиях его безопасности и комфорта для достижения поставленной цели.
Упражнение. Открытие сенсорных каналов. 1. Вы сосредотачиваете внимание на определенном объекте зрительного восприятия, стараясь постепенно перейти к восприятию все большего количества других объектов в той же репрезентативной системе. 2. 3. Аналогично для аудиальной и кинестетической сенсорной системы. МИЛТОН-МОДЕЛЬ Милтон-модель – особый набор языковых паттернов, являющихся инструментом для создания транса как условия изменений субъективного опыта человека. Милтон-модель по сути является обратной к Мета-модели. Мета-модель позволяет максимально уточнять опыт клиента, а Милтон-модель позволяет говорящему быть “искусно неясным”. При использовании Милтон-модели сообщения строятся таким образом, что конкретное содержание в них практически отсутствует, и клиент может достраивать эти сообщения собственным содержанием. Буквализм Человеку, находящемуся в трансе, свойственно буквальное понимание речи, поэтому терапевту важно контролировать свои высказывания, чтобы они при буквальном понимании не вызвали негативную реакцию у клиента. Например: …Вы закрываете глаза, моргая, и сейчас Вы в последний раз закроете глаза… …Вы выходите из транса мобилизованным… и видите людей, которые Вас окружают… …и вот Ваша рука уже отделилась… …Ваши пальцы оторвутся от ноги…
Упражнение (в тройках).
Техника “Сопровождение в приятном воспоминании” 1. Партнер А начинает наведение транса и фиксирует внимание партнера В на приятном воспоминании из опыта В, используя все известные речевые стратегии Милтон-модели (можно составить текст заранее). 2. Партнер А сопровождает партнера В в уточнении содержания воспоминания, используя максимально неопределенные наводящие фразы в каждой из репрезентативных систем. 3. Партнер А ведет В к утилизации (переносу позитивного содержания пережитого опыта на новые жизненные ситуации). 4. А выводит В из транса. Задача партнера С: наблюдать происходящее, отмечать удачные и неудачные приемы, которые использовал А, калибруя реакцию на них В, и записывать свои наблюдения. Далее партнеры меняются местами.
Наведение: - использование прямого и обратного счета; - идеомоторные приемы (разжатие кулака, сведение ладоней, левитация, каталепсия); - демистификация транса (поэтапное описание того, что происходит с человеком, когда он погружается в транс); - имитация транса (клиента просят изобразить, как выглядит человек, когда он бывает в трансе); - натуралистическое наведение (рассказ об интересном процессе, фиксирующий внимание клиента); - использование контекстуальных внушений (включение в рассказ слов, указывающих на комфорт, покой, расслабление); - техника рассеивания сообщения (рассказ, включающий отдельные части сообщения, которые маркируются). Углубление транса: - аналог спуска, погружения (шаги вниз по лестнице, погружение в глубину водоема и т.п.); - постгипнотическое внушение (…каждый раз, когда я прикасаюсь к Вашему плечу, Вы все глубже погружаетесь в транс…) - “середина нигде” (М. Эриксон); - минута тишины. Выведение из транса: - предложение выйти из транса (…наше упражнение заканчивается…); - прямой и обратный отсчет; - скорость возвращения в бодрствующее состояние (…Не обязательно быстро возвращаться в бодрствующее состояние… Вы можете вернуться так быстро, как Вам это удобно...)
Упражнение (в парах). Техника “5-4-3-2-1” Данная техника заключается в том, что на фоне невербальной подстройки и ведения клиента, используется вербальная подстройка и ведение по следующей схеме:
Упрощенный вариант техники “5-4-3-2-1”
Упражнение (в парах).
МЕТАФОРЫ Метафоры (притчи, анекдоты, истории, аналогии) являются видом косвенного внушения и дают возможность предоставить клиенту необходимую информацию в обход сознательного контроля на языке бессознательного. Метафора активизирует процесс бессознательного поиска и позволяет человеку найти собственное решение, установив ассоциативные связи с содержанием метафоры в соответствии со своей картой мира. Источники метафор: - заимствованные метафоры (притчи, анекдоты, чужие истории и т.п.); - метафоры из собственного опыта; - метафоры, подсказанные клиентом (из речи клиента); - сконструированные метафоры.
Упражнение (участвует вся группа). Создание аналогий Участники группы придумывают аналогии, отражающие смысл базовых пресуппозиций НЛП.
Конструирование метафоры
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ТРАНСА Гипноз – это особый тип психического функционирования, при котором человек, благодаря воздействию другого человека, забывает о внешнем мире, сохраняя связь с оператором (гипнотерапевтом), и который позволяет совершить психическое переконструирование в соответствии с заданной целью. Транс – состояние, при котором внимание человека обращено вовнутрь. Обратным является состояние максимальной включенности в происходящее “здесь и сейчас”. Транс – нормальное, физиологически естественное и необходимое состояние человека. Современные исследования показывают, что психическая активность человека изменяется циклически – каждые 90 минут человек спонтанно входит в транс, который длится примерно 20 минут. При этом несколько снижается активность левого полушария и повышается активность правого (у правшей). С точки зрения физиологии трансового состояния, транс - это процесс бодрствования (в той или иной мере активности) всей коры мозга и сверхбодрствования определенного ее очага. Это состояние мечтательности, глубокого обдумывания, нечегонеделания, совершения автоматических действий. В это время воспринятая информация “раскладывается по полочкам”, что и называется психическим переконструированием. Поэтому можно сказать, что любой транс (повседневный, естественный или искусственно созданный с помощью терапевта) сам по себе терапевтичен. Милтон Эриксон доказал, что нет негипнабельных людей, просто необходимо подобрать тот способ индивидуальный сопровождения человека в транс, который для него окажется максимально комфортным и эффективным. Язык сознания – логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного – образы, символы, и при создании транса мы говорим с бессознательным на его языке. Первым условием сопровождения человека в транс является установление раппорта. Важно создать у клиента чувство безопасности, провести демистификацию транса – сообщить клиенту информацию о трансе, которая позволит ему не бояться потерять контроль над собой в трансовом состоянии, иметь представление о сознании и бессознательном, доверять терапевту и самому себе. Клиент отвечает за собственное содержание, терапевт за процесс, за результат отвечает бессознательное. Не обязательно называть бессознательное именно “бессознательным”, можно, подстроившись к карте клиента, называть бессознательное “внутренним учителем”, “глубинным Я”, “внутренним мудрецом” и т.п. Необходимо заранее договориться с клиентом о сигнале выхода из транса (например, прикосновении), который может пригодиться в тех случаях, если будет утрачен вербальный контакт. Во время наведения транса важно поддерживать и развивать контакт с клиентом, внимательно калибровать все, что с ним происходит, использовать его состояние и обратную связь для возникновения и поддержания транса. Сопротивление может быть виртуозно переведено в сотрудничество. Утилизация (использование) транса предполагает взаимодействие всего, что знает и умеет терапевт с содержанием субъективного опыта клиента (в том числе того, что происходит с клиентом в процессе наведения транса). Важной является совместная с клиентом постановка цели применения трансовых техник – бессознательное в трансе будет использовать свои механизмы для реализации той цели, которая была поставлена сознанием до погружения в транс. Основной задачей терапевта при сопровождении клиента в трансовое состояние является максимально эффективное обеспечение доступа клиента к его собственным ресурсам в условиях его безопасности и комфорта для достижения поставленной цели.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.008 с.) |