КУРС ПРАКТИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ «Зелёный Дом»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
· Все должно куда-то деваться
· Ничто не дается даром
· Природа знает лучше
· Все связано со всем
Б. Коммонер
В настоящее время все еще весьма реальна угроза планетной экологической катастрофы, которая может случиться по причине избыточного антропогенного воздействия на сложнейшие механизмы саморегуляции глобальной живой экосистемы – биосферы, являющейся материнской системой, первоосновой физической жизни человечества.
Важнейшей составляющей негативного влияния на природу сегодня является современный быт человека, создающий нам удобство и комфорт, но при этом порождающий огромные потоки загрязняющих нашу общую среду обитания веществ и материалов.
Парадоксально, но факт, современные люди могут иметь и одно, и даже два высших образования и при этом быть практически безграмотными в вопросах потребления поставляемых на рынок товаров для дома и быта. Не уметь разбираться в их составе, различить потенциально опасные и безопасные материалы, и потому делая выбор чаще стихийно, под воздействием рекламы и яркой этикетки, нежели собственных знаний.
Доверяясь технократической индустрии общества потребления, порождающей все новые и новые предложения, люди приобретают массу недолговечных и одноразовых вещей, и легко выбрасывают на свалку ставшие ненужными самые разные предметы. Практически не учитывая, что в составе приобретаемых предметов с каждым годом все больше возрастает доля пластиков, которые могут разлагаться в природной среде долгие годы, постоянно при этом источая весьма и весьма ядовитые соединения в почву, воду, воздух.
Люди именно с подходом к жизни, по незнанию и непониманию доверившись смертельно-опасному пластиковому дизайну помещений неоднократно при случившихся пожарах заплатили за это самую высокую цену. Вывод крайне неутешителен - нынешнее поколение практически не способно думать о последствиях своих действий, о будущем собственных детей и внуков. Такое узкое, ущербное, бесперспективное мышление во избежание новых катастроф и жертв однозначно должно быть изменено.
Необходимо, чтобы трагедии, подобные той, что случилась в марте 2018 года в торгово-развлекательном центре «Зимняя Вишня» города Кемерово, навсегда остались в прошлом!
Отрадно, что современная общечеловеческая цивилизация однажды уже выразила свою единую волю и устремленность к устойчивому развитию, сохранению природных систем во имя жизни будущих поколений, приняв «Повестку дня XXI век» на Всемирном Форуме по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро - 1992). Каждая страна-участница Форума, включая Россию, написала свою программу устойчивого развития. С тех пор каждые 10 лет человечество собирается на следующий Всемирный Экологический Форум, чтобы сверить свои действия по претворению в жизнь совместно утвержденных устремлений и принятых решений. На последней встрече (Рио+20), которая состоялась в 2012 году, люди договорились создать и воплотить образ новой, «зеленой» мировой экономики.
Россия в лице своего лидера – президента В.В. Путина постоянно подтверждает всему миру свое устремление к самому активному сотрудничеству со всеми другими странами в поиске путей перехода к устойчивой цивилизации (обращение к Федеральному собранию РФ – 2018), опирающейся в своем общежитии на природоподобные технологии (выступление на Юбилейной сессии ООН – 2015),
Для перехода к новой эпохе, создания цивилизации. умеющей находиться в балансе «потребление-восстановление» с Природой планеты, и потому способной продолжаться на Земле без потрясений и катастроф сколь угодно долго, потребуются кардинальные изменения во всех сферах нашего общественного бытия, включая образование. По видению всемирно известного и признанного академика Н.Н. Моисеева для этого недостаточно усилий отдельных государственных и общественных деятелей и организаций, необходимо скорейшее раскрепощение творческого гения всего человечества, всех способных к этому людей.
Сфера образования призвана развивать и раскрывать, прежде всего, именно творческое начало в подрастающем поколении, а современность определяет перспективное русло его направленности, и сегодня это - новая, устойчивая, Эко-Цивилизация. В круг первоочередных педагогических целей задач вместе с этим попадает развитое экологическое сознание, мышление и практическое, полезное в повседневной жизни экологическое знание.
Программа курса практической экологии «Зелёный Дом» призвана компенсировать явную недостаточность действующих программ в решении этих весьма актуальных задач, помочь запустить развитие и саморазвитие этих важнейших составляющих личности современного молодого человека, вне которых сегодня невозможна его настоящая самоактуализация и самореализация.
Данная нацеленность программы вполне согласуется с самыми последними направлениями и приоритетными проектами в области воспитания и развития творческого потенциала молодежи, нацеленными на раскрытие ее творческого потенциала, формирование у детей проектно-исследовательских умений, развитие способности к изобретательству, в частности, со Стратегией инновационного развития России.
Стратегия нацеливает молодые творческие силы на прорыв нашей страны в число мировых законодателей в ряде сфер, включая экологическую культуру нашего общего с другими народами и странами проживания на Планете. Здесь интересы страны и общечеловеческой будущности пересекаются и дают прочную основу для понимания основных современных тенденций и перспектив развития общества и выбора перспективной профессии, востребованной и сегодня, и в будущем.
Наша современность характеризуется также широким применением информационных технологий, интеграцией и кооперацией имеющихся ресурсов, и использовать эти возможности для экономии ресурсов, оптимизации учебного процесса – правильный, вполне экологичный путь.
Дистанционный формат программы позволит сэкономить время, энергию и материальные ресурсы, требуемые для пространственного перемещения обучающихся к месту учебы, что вполне согласуется с идеями экономии природных ресурсов, заложенными в самой программе, кроме того поможет развить навыки самоорганизации и самообучения, помогая взрослению и осознанному отношению к своему образованию, а также расширить категорию участников, включая детей с ограниченными возможностями перемещения.
Сетевая соорганизация реализации учебной программы создает возможность объединить кадровый и ресурсный потенциал общеобразовательных школ, центров дополнительного образования и высшей школы для педагогического и научно-методического сопровождения образовательной деятельности школьников и выполнения качественных творческих (проектно-исследовательских) работ.
Таким образом, актуальность дополнительной образовательной программы«Курс практической экологии «Зелёный дом» обуславливается и общечеловеческими интересами в устойчивом долговременном развитии на основе бережного отношения и сохранения природных ресурсов для будущих поколений, и задачами, сформулированными в самых последних официальных плановых документах нашей страны
А в экологической безопасности своей повседневной жизни, основывающейся на элементарной экологической грамотности, как показали трагические события пожара в Кемерово 2018 года, нуждаются все субъекты образовательного процесса - дети, родители, педагоги, весь социум.
Сетевые и дистанционные формы содействуют социализации обучения, поскольку позволяют оптимизировать ресурсные и временные затраты, содействуют доступности обучения и расширяют состав участников.
Целевая аудитория
Дополнительная образовательная программа «Курс практической экологии «ЗЕЛЁНЫЙ ДОМ» предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования детей и общеобразовательных школах. к целевой группе в полной мере также относятся родители учащихся, вместе с которыми выполняется целый ряд заданий, а также сопровождающие группу учащихся от ОУ педагоги, поскольку задания программы предполагают их активное участие, включенность в осмысление предлагаемой информации и побуждение к активной эколого-ориентированной деятельности.
Направленность программы
Программа дополнительного образования «Зелёный Дом» естественнонаучной направленности служит формированию действенной экологической грамотности школьников в сфере потребления природных ресурсов и произведенных из них товаров в повседневной жизни, а также на раскрытие их творческого потенциала в исследовательской деятельности, формирование перспективного экологического сознания и мышления, видение перспективы и обретение надежной основы своего профессионального выбора
Новизна программы
· Формирование экологической культуры в вопросах природопользования от бытового уровня до уровня экономики страны в контексте будущности мировой экономики, в данной программе выдвигается на первый план и рассматривается в качестве основы общей культуры личности,
· Развитие творческого потенциала обучающихся в данной программе является приоритетом, осуществляется на основе выявления, понимания и решения актуальных жизненно важных задач и выполнение творческой работы в виде исследовательского экологического проекта, а усвоение информации и формирование навыков работы с ней и запоминание наиболее актуальных сведений происходит попутно и не является самоцелью.
· Дистанционный формат обучения на основе компьютерных технологий и сети Интернет, экономящий ресурсы на пространственное передвижение, делающий доступным обучение для детей из удаленных территорий или с ограниченными возможностями перемещения, в наше время пока еще не является широко и традиционно распространенной формой и будет внове для многих участников
· Сетевой формат программы позволяет оптимизировать и объединить педагогический ресурс нескольких образовательных учреждений (основного, дополнительного и высшего образования) для методического и научно-методического сопровождения исследовательской деятельности школьников и выполнения качественных исследовательских работ, содействует творческой самореализации личности.
Целью данной программы является формирование экологической культуры личности, являющейся основой ее общей культуры и определяющей грамотный выбор безопасных составляющих среды своего обитания в быту, осознанный выбор учащимися профессии, способствующей становлению «зелёной» экономики и переходу социума к устойчивой, эко-цивилизации, овладение обучающимися творческим, исследовательским подходом к профессиональной деятельности.
Основные задачи программы:
В сфере воспитания:
· актуализировать и усилить уважительное, бережное отношение к Природе в целом и ее составляющим, учить совершать выбор своих каждодневных действий и поступков с позиции экологически благоприятного общечеловеческого будущего, научить анализировать выбранную профессиональную сферу с позиций зеленой экономики;
в сфере обучения:
· вовлечь учащихся в работу с научно-популярными текстами, аргументирующими важность перехода всего человечества к эко-цивилизации и зелёной экономике;
· организовать последовательное изучение тематических разделов курса и выбор темы по исследованию проблематики интересующей сферы человеческой деятельности и определение темы своей проектной работы.
· организовать планирование работы учащихся по учебному проекту, перманентное консультирование и мониторинг хода его реализации
· провести просмотр и предварительную экспертизу наработанных материалов по учебным проектам и помочь учащимся в грамотном описании основных разделов описания своей проектной работы
· организовать изучение обучающимися проектных материалов друг друга, провести круглый стол вовлечь в обсуждение полученных результатов
· организовать подготовку презентации проектной работы в форме выступления перед общественностью, в том числе на городском Форуме экологических исследовательских и проектных работ «Зелёный Дом»
· провести консультирование по оформлению результатов проектной работы и итоговую экспертизу проектных работ
· организовать подготовку и публикацию учащимися своих материалов и полученных результатов в сети Интернет
· содействовать формированию стратегического мышления - максимально задействовать правое полушарие головного мозга детей, давать задания на развитие воображения, способности мыслить образно, переводить информацию из вербального в наглядный, невербальный вид, сворачивать в символы и образы и обратно - создавать и интерпретировать модели и изображения, составляя тексты.
Виды занятий
Программа реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, консультирование); контрольные (круглый стол, презентация, публикация).
Основным видом занятий является учебное практичес кое занятие. Соотношение практических и теоретических занятий в процентном отношении составляет: 33 % (48 уч. час) - теоретические занятия, 67% (96 уч. час) - практические занятия.
Формы занятий:
Занятия по образовательной программе дополнительного образования детей «Курс практической экологии «Зелёный дом» проводятся в следующих формах:
· самостоятельная работа
· работа в группе
· консультация
· круглый стол
· презентация
Учебное занятие по самостоятельному выполнению учебных заданий курса и учебной проектно-исследовательской работы является основной формой учебной и воспитательной работы.
Сроки реализации образовательной программы – 2 года.
Ожидаемые результаты
В сфере воспитания
И общего развития
Познавательные
коммуникативные:
Регулятивные
рефлексия своей учебной деятельности по выполнению информационного модуля на круглом столе, самоанализ хода выполнения проектной работы
Предметные
Выпускники должны знать:
Смысл понятий:
экологический след человека, углеродный след, пластики (пластмассы) – поливинилхлорид (ПВХ), полиуретан (в т. ч. поролон), полистирол (в т. ч. пенопласт), поликарбонат, полиэтилентерефталат (ПЭТ), полиэтилен, полипропилен, сферы их применения и побочный эффект (вред для живого, включая человека), продукты распада, эмиссия вредных веществ, примеси, ПДК (предельно-допустимая концентрация), кумулятивный эффект
Выпускники должны уметь:
Формы подведения итогов реализации программы:
Формы контроля: | Текущий контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль |
1. Творческие задания | + | ||
2. Круглый стол | + | ||
3. Презентация учебного проекта в виде публичного выступления | + | ||
4. Презентация учебного проекта в виде публикации в сети Интернет | + | ||
5. Итоговая рефлексия | + |
II. учебнЫй план КУРСа ПРАКТИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ «Зелёный Дом»
Программа курса практической экологии – модульная, предполагает два варианта комплектации учебного плана
Вариант 1. Первый год обучения
№ | Перечень основных разделов программы
| Количество учебных часов | Из них: | |
теория | практика | |||
1. | Информационно-исследовательский модуль «Эко-дом» | 120 | 40 | 80 |
2. | Проектно-презентационный модуль «Я - за Эко-Цивилизацию!» | 24 | 8 | 16 |
Всего по программе: | 144 | 48 | 96 |
Вариант 2. второй год обучения
№ | Перечень основных разделов программы
| Количество учебных часов | Из них: | |
теория | практика | |||
1. | Информационно-исследовательский модуль «Зелёная экономика» | 120 | 40 | 80 |
2. | Проектно-презентационный модуль «Я - за Эко-Цивилизацию!» | 24 | 8 | 16 |
Всего по программе: | 144 | 46 | 48 |
III. учебно-тематический план
КУРСа ПРАКТИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ «Зелёный Дом»
Основные разделы,
Темы программы
Кол-во уч. часов
из них:
IV. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ
Тема 2. Эко-квартира
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Изучение понятий об эко- и неэкологичных строительных материалах, о рейтинге их опасности по материалам книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя» и сети Интернет
· Проведение обследования типа и вида стройматериалов своего дома на основе справочных материалов книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя»;
· моделирование экологичного дома, исключение из него материалов на основе поливинилхлорида, полистирола, поликарбоната, полиуретана.
·
Тема 3. Эко-ремонт
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Изучение понятия об отделочных материалах, о реальной и потенциальной вредоносности пластиков о рейтинге их опасности понятия об эко-ремонте по материалам книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя» и сети Интернет
· Проведение обследования материалов для отделки пола, стен и потолка своего жилища на основе справочных материалов книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя»;
· моделирование, эко-ремонта комнаты, исключение из него материалов на основе поливинилхлорида, полистирола, поликарбоната, полиуретана;
·
Тема 4. Эко-мебель
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Изучение понятий об эко- и неэкологичных материалах для изготовления мебели, по материалам книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя» и сети Интернет
· Проведение обследования мебели в своем доме на основе справочных материалов книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя»; моделирование приобретения новой мебели, исключение материалов на основе поливинилхлорида, полистирола, поликарбоната, полиуретана.
Тема 5. Эко-посуда
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Изучение понятий об эко- и неэкологичных материалах для изготовления посуды, о рейтинге их опасности, по материалам книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя» и сети Интернет
· Проведение обследования посуды своего дома и составление рейтинга ее эко-безопасности на основе справочных материалов книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя»; моделирование покупки экологичной посуды, изготовление информационных буклетов.
Тема 6. Эко-одежда
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Изучение понятия о синтетических и натуральных, об органических тканях по материалам книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя» и сети Интернет
Практикум по определению состава и выбору экологичной одежды для себя и своей семьи с использованием справочных материалов книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя», изготовление информационных буклетов.
Тема 7. Эко-обувь
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Изучение понятия об обуви из синтетических и натуральных материалов, об экологичной обуви, по материалам книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя» и сети Интернет.
Практикум по определению состава и выбору экологичной обуви для себя и своей семьи с использованием справочных материалов книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя», изготовление информационных буклетов.
Тема 8. Эко-косметика
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Изучение понятия об опасной и эко-безопасной косметике по материалам книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя» и сети Интернет.
Практикум по определению состава и выбору экологичной косметики для себя и своей семьи с использованием справочных материалов книги «Зелёный Дом: энциклопедия разумного покупателя», изготовление информационных буклетов.
Тема 2. Эко-цивилизация
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Обзор имеющихся современных концепций эко-цивилизационного развития общества. Задачи «Повестки дня XXI век», принятой на международном Форуме в Рио-де Жанейро в 1992 г. Позиция России.
Тема 3. Эко-энергетика
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Изучение понятий об альтернативной энергетике и возобновимых источниках энергии
Тема 4. Эко-строительство
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Изучение понятий об экологичном домостроении на основе природных материалов, его истории и современности.
Тема 5. Эко-транспорт
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Изучение понятий об экологичных видах транспорта, их характеристик.
Тема 6. Эко-маркетинг
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Эко-тенденции в организации торговли. Эко-бренды. Эко-магазины. Эко-упаковка.
Тема 7. Эко-фермерство
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Изучение особенностей пермакультурного (природного) земледелия по фильму «Ферма для будущего» (BBC)
Тема 8. Эко-профессии
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Изучение материала о перспективных эко-профессиях на основе статьи сети Интернет.
Тема 9. Эко-поселения
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Изучение материалов о современных экопоселениях и эко-тенденций жизни современных городов на основе сети Интернет.
Тема 10. Эко-образование
(12 часов: 4 - теоретических, 8 - практических)
Обзор подходов к организации эко-образования в России и в мире. Проблемы и пути их решения
Ресурсы сети Интернет
Видеофильмы
· «Экономика будущего. Переосмысливая прогресс…»,
https://vk.com/ecokurszeldom?z=video-64117263_171689302%2Fvideos-171286533%2Fpl_-171286533_-2
· «Ферма для будущего»;
https://vk.com/ecokurszeldom?z=video-52493710_168769581%2Fvideos-171286533%2Fpl_-171286533_-2
Статьи
· «Экологический след: сколько нам нужно планет?»
http://ecobeing.ru/articles/ecological-footprint
· «Калькулятор углеродного следа»
http://calculator.carbonfootprint.com/calculator.aspx?lang=ru
· «Мой углеродный след» https://posadiles.ru/blog/calc/
· «Об итогах конференции ООН по устойчивому развитию «Рио + 20»
http://www.priroda.ru/reviews/detail.php?ID=10653
· «Экология и строительные материалы»
http://prom-nadzor.ru/content/ekologiya-i-stroitelnye-materialy
· «Экологически чистые материалы для производства обуви»
http://www.s-tep.ru/article/ekologicheski-chistye-materialy-dlya-proizvodstva-obuvi/
· «Экологически чистые виды транспорта»
https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82.html
· «Секреты плодородия почвы»
http://vozrozhdenie-zemli.ru/category/articles/secrets
| Поделиться: |
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.195 (0.011 с.)