Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактический материал по теме: «Становление западноевропейской средневековой цивилизации».
Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания. В средневековой культуре большую роль играла религия – вера человека в сверхъестественные силы. На смену политеистическим религиям цивилизаций древнего мира пришли мировые монотеистические религии – христианство и мусульманство (ислам). Христианство – мировая монотеистическая религия, основанное на вере в догмат святой Троицы (Бог един в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын – Иисус Христос и Святой Дух), в средние века получило широкое распространение: росла численность монастырей, церквей. В 1054 году произошел раскол церквей на западную и восточную. Церковь имела свою иерархию, которая напоминала феодальную лестницу. Во главе восточной церкви – патриарх, во главе западной – папа. Низшее звено – священники приходов. Приходские священники избирали епископа – главу священников епархии. Епископы несколько епархий избирали архиепископа. Колоссальным авторитетом пользовались монастыри – место жительства монахов – одиноких людей, которые посвятили свою жизнь Богу. Они жили в кельях – специальных комнатах, молились, занимались тяжелым трудом, вели монастырское хозяйство. Жизнь монахов – уставом. Главы монастырей – аббаты. В средние века – монашеские ордена. Один из известных - орден францисканцев. Основатель – Франциск Ассизский. Проповедовал любовь, добровольную нищету. В 7 веке н.э. возник ислам – мировая монотеистическая религия, основанная на вере в то, что нет единого Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его. Основатель ислама – пророк Мухаммед (570-632). Ислам – это третья известная нам мировая религия, возникшая после буддизма и христианства. Религия (христианство, ислам) – главный элемент в средневековой европейской культуре. Между исламом и христианством можно обнаружить немало общего. Во-первых, и мусульманство, и христианство – мировые монотеистические религии. Во-вторых, и в исламе, и в христианстве есть такие понятия как «молитва» - общение человека с Богом, паломничество, милостыня, место для общей молитвы – церковь и мечеть. Философия в средние века по отношению к религии занимала подчиненное место. Она рассматривалась в качестве служанки богословия. 11 век стал временем рождения схоластики. Схоластике присуще подчинение авторитету. Не смотря на то, что философия в средние века была провозглашена «служанкой богословия» и заняла подчиненное положение, тем не менее, философия в средние века продолжила свое развитие. Наиболее видные представители средневековой философии – Августин Блаженный и Фома Аквинский.
В 12 веке возникли университеты – высшие учебные заведения, дававшие универсальное образование. Один из древнейших университетов – Парижский. Университеты обладали широкой автономией. Преподавание – в форме лекций и диспутов, велось на латинском языке – международном языке того времени. Университет подразделялся на факультеты, которые возглавляли деканы. Основой для образования – изучение трудов древнегреческого философа Аристотеля, синтезировавшего в своих трудах достижения многих наук. Особо следует сказать о вкладе арабов в развитие средневековой культ уры. Арабы внесли большой вклад в развитии культуры, науки. Только в Испании, которую завоевали арабы, они основали 14 университетов. Благодаря арабам в европейских языках появились такие слова как «алгебра», «алкоголь», «зенит». Арабы изобрели десятичную систему счета – арабские цифры, которая гораздо удобнее римской системы счета. Арабы достигли успехов не только в математике. Наибольших успехов они достигли в медицине. В Багдаде, в Бухаре были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежит Ахарун, описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной науки». Этот труд на протяжении столетий являлся главным руководством арабских и европейских врачей. Средневековые города, не смотря на свою антисанитарию, выступали в качестве культурных центров. С ростом городов развивалась архитектура. Возводились храмы, ратуши. В центре города – собор или замок. Были улицы, дома в 2- 5 этажей. В 11 – 13 вв. господствовал романтический стиль. С 12 века – готические соборы в Северной Франции. Иоганном Гутенбергом было изобретено книгопечатание. В 1455 г. им была напечатана Библия. Значение изобретения велико: стала развиваться культура, распространяться грамотность. Канадский философ Маршалл Маклюэн считает, что изобретение И. Гуттенберга положило начало массовому производству и способствовало формированию индустриального общества.
Вопросы и задания: 1. Какие религии играли большую роль в средневековой культуре? Что общего, а что различного между ними? 2. Как в средние века складывались отношения между религией и философией? 3. Чем средневековые университеты отличались от современных университетов? Что общего между ними? 4. Какой вклад внесла арабская цивилизация в развитие средневековой культуры? 5. Что представлял собой средневековый город? 6. Какое событие способствовало зарождению книжной культуры? В чем состоит историческое значение этого события? 7. На основе прочитанного текста дайте определения таким понятиям как «религия», «христианство», «ислам», «патриарх», «папа», «монастырь», «келья», «аббат», «университет» 8. О каких исторических личностях вы узнали из текста? О какой исторической личности вы бы хотели подготовить сообщение? 9. Составьте на основе текста средневековую хронологию. Какие исторические факты вы включили в нее? Свой выбор обоснуйте. 10. Какую мысль содержит текст? Как вы бы его озаглавили? Ответ дайте в развернутом виде. 6. Рефлексия. 7. Домашнее задание: подготовка к тестовой контрольной работе.
Урок 9. Тема: Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации (2 часа)
Цели: 1) образовательная: дать учащимся обобщенные представления об основных чертах и этапах развития восточно-христианской цивилизации; 2) воспитательная: воспитать толерантное отношение к православной культуре; 3) развивающая: развить мышление учащихся, их речь. Ход занятия: 1. Организационный момент 2. Опрос (устный): 2.1. Что такое феод, феодальный способ производство, натуральное хозяйство, товарно-денежное хозяйство, ярмарки? 2.2. Что такое классы и сословия, феодалы, крестьяне, рыцари, оброк, барщины, коммуны, мэры и бургомистры, корпорации? 2.3. Что такое герб, донжон, забрало, латы, замок? 2.4. Что такое феодальная раздробленность, монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия (абсолютизм), Генеральные штаты, парламент? 2.5. Что такое христианство, университеты, романский стиль, готический стиль? 2.6. Что произошло и происходило в 843 г., 1215 г., 1265 г., 1302 г., 1455 – 1485 гг., 1337 – 1453 гг., 1358 г., 1381 г., 1415 г.? 2.6. Кто и когда изобрел книгопечатный станок? Каково историческое значение этого изобретения? 2.7. Что общего, а что особенного между экономическим развитием в средние века и современной экономикой? 2.8. Что общего, а что особенного между средневековым обществом и современным обществом? 2.9. Почему политическая жизнь средневековья отличалась повышенной конфликтностью? 2.10. Какими достижениями средневековой культуры мы пользуемся?
3. Подведение итогов по опросу. 4. Мотивация познавательной деятельности студентов. 5. Беседа со студентами. 5.1. Какое событие произошло в 1054 году? 5.2. Почему произошел раскол христианской церкви? 5.3. Кто такой папа, патриарх? 5.4. В чем разница и в чем отличия между католицизмом и православием? 6. Объяснение новой темы. План: 6.1. Общая характеристика Восточной Римской империи: период существования - 395 – 1453 гг., Византия, Константинополь, государственный язык – греческий, включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие государства. С 6 в ека в пределы империи вторгаются славянские племена. Заняли ряд областей Балканского полуострова. Византия – христианское государство, связи с Русью: создание кириллицы, в 988 году – христианизация Руси по византийским, православным канонам. Устояла под натиском варваров, была богаче; 6.2. Византия – черты восточных цивилизаций - огромная власть василевса - императора: «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом». Император – глава правительства, высший судья, главнокомандующий; 6.3. Расцвета Византия – при императоре Юстиниане – 6 век: храм Святой Софии, кодификация законодательства, неограниченная власть императора. Попытка восстановить Римскую империю в прежних границах. 6.4. Иконоборческое движение– 8- 9 вв. Империя стала терять земли: в 7 в. арабы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Африкой. Результат войн – ослабление империи. В 1204 г. войско крестоносцев взяли Константинополь и разорили его. В 1453 году Константинополь взят турками. Таким образом, можно выделить следующие этапы развития Византии: 1) образование – 4 век; 2) расцвет – Юстиниан, 6 век; 3) закат – с 7 века (арабские завоевания), 1204 г. – взяли крестоносцы, 1453 г. – турки. 7. Работа с дидактическим материалом. 8. Подведение итогов по работе с дидактическим материалом. 9. Рефлексия. 10. Домашнее задание: лекция, конспект.
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.022 с.) |