Дидактический материал по теме: «Становление западноевропейской средневековой цивилизации». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактический материал по теме: «Становление западноевропейской средневековой цивилизации».



Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания.

В средневековой культуре большую роль играла религиявера человека в сверхъестественные силы. На смену политеистическим религиям цивилизаций древнего мира пришли мировые монотеистические религии – христианство и мусульманство (ислам).

Христианство – мировая монотеистическая религия, основанное на вере в догмат святой Троицы (Бог един в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын – Иисус Христос и Святой Дух), в средние века получило широкое распространение: росла численность монастырей, церквей. В 1054 году произошел раскол церквей на западную и восточную.

Церковь имела свою иерархию, которая напоминала феодальную лестницу. Во главе восточной церкви – патриарх, во главе западной – папа. Низшее звено – священники приходов. Приходские священники избирали епископа – главу священников епархии. Епископы несколько епархий избирали архиепископа.

Колоссальным авторитетом пользовались монастыри – место жительства монахов – одиноких людей, которые посвятили свою жизнь Богу. Они жили в кельях – специальных комнатах, молились, занимались тяжелым трудом, вели монастырское хозяйство. Жизнь монахов – уставом. Главы монастырейаббаты. В средние века – монашеские ордена. Один из известных - орден францисканцев. Основатель – Франциск Ассизский. Проповедовал любовь, добровольную нищету.

В 7 веке н.э. возник ислам – мировая монотеистическая религия, основанная на вере в то, что нет единого Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его. Основатель ислама – пророк Мухаммед (570-632). Ислам – это третья известная нам мировая религия, возникшая после буддизма и христианства.

Религия (христианство, ислам) – главный элемент в средневековой европейской культуре. Между исламом и христианством можно обнаружить немало общего. Во-первых, и мусульманство, и христианство – мировые монотеистические религии. Во-вторых, и в исламе, и в христианстве есть такие понятия как «молитва» - общение человека с Богом, паломничество, милостыня, место для общей молитвы – церковь и мечеть.

Философия в средние века по отношению к религии занимала подчиненное место. Она рассматривалась в качестве служанки богословия. 11 век стал временем рождения схоластики. Схоластике присуще подчинение авторитету. Не смотря на то, что философия в средние века была провозглашена «служанкой богословия» и заняла подчиненное положение, тем не менее, философия в средние века продолжила свое развитие. Наиболее видные представители средневековой философии – Августин Блаженный и Фома Аквинский.

В 12 веке возникли университеты – высшие учебные заведения, дававшие универсальное образование. Один из древнейших университетов – Парижский. Университеты обладали широкой автономией. Преподавание – в форме лекций и диспутов, велось на латинском языке – международном языке того времени. Университет подразделялся на факультеты, которые возглавляли деканы. Основой для образования – изучение трудов древнегреческого философа Аристотеля, синтезировавшего в своих трудах достижения многих наук.

Особо следует сказать о вкладе арабов в развитие средневековой культ уры. Арабы внесли большой вклад в развитии культуры, науки. Только в Испании, которую завоевали арабы, они основали 14 университетов. Благодаря арабам в европейских языках появились такие слова как «алгебра», «алкоголь», «зенит». Арабы изобрели десятичную систему счета – арабские цифры, которая гораздо удобнее римской системы счета.

Арабы достигли успехов не только в математике. Наибольших успехов они достигли в медицине. В Багдаде, в Бухаре были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежит Ахарун, описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной науки». Этот труд на протяжении столетий являлся главным руководством арабских и европейских врачей.

Средневековые города, не смотря на свою антисанитарию, выступали в качестве культурных центров. С ростом городов развивалась архитектура. Возводились храмы, ратуши. В центре города – собор или замок. Были улицы, дома в 2- 5 этажей. В 11 – 13 вв. господствовал романтический стиль. С 12 века – готические соборы в Северной Франции.

Иоганном Гутенбергом было изобретено книгопечатание. В 1455 г. им была напечатана Библия. Значение изобретения велико: стала развиваться культура, распространяться грамотность. Канадский философ Маршалл Маклюэн считает, что изобретение И. Гуттенберга положило начало массовому производству и способствовало формированию индустриального общества.

Вопросы и задания:

1. Какие религии играли большую роль в средневековой культуре? Что общего, а что различного между ними?

2. Как в средние века складывались отношения между религией и философией?

3. Чем средневековые университеты отличались от современных университетов? Что общего между ними?

4. Какой вклад внесла арабская цивилизация в развитие средневековой культуры?

5. Что представлял собой средневековый город?

6. Какое событие способствовало зарождению книжной культуры? В чем состоит историческое значение этого события?

7. На основе прочитанного текста дайте определения таким понятиям как «религия», «христианство», «ислам», «патриарх», «папа», «монастырь», «келья», «аббат», «университет»

8. О каких исторических личностях вы узнали из текста? О какой исторической личности вы бы хотели подготовить сообщение?

9. Составьте на основе текста средневековую хронологию. Какие исторические факты вы включили в нее? Свой выбор обоснуйте.

10. Какую мысль содержит текст? Как вы бы его озаглавили? Ответ дайте в развернутом виде.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание: подготовка к тестовой контрольной работе.

 

 

Вопросы для изучения Общая характеристика
Экономическое развитие Основа экономики – с/х. Феодальный способ производства – такое производство, в котором основным средством производства является феод – земельное владение с крестьянами, которое дается за службу (как правило, передавался по наследству). Преобладание натурального хозяйства – замкнутое хозяйство, в котором продукты производятся не для продажи, а для собственного потребления. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений, появление постоянно действующих ярмарок, банков.
Социальное развитие Сложная социальная стратификация – деление общества на страты – социальные слои: 1. Классы – большие группы людей, выделяющихся по владению средствами производства: а) класс эксплуататоров (эксплуатация – присвоение результатов чужого труда) – присваивали себе результаты чужого труда - класс феодалов – владельцы феодов; б) класс эксплуатируемых - класс крестьян – работали на земле, которая принадлежала феодалу. Крестьяне – численное большинство в средневековом обществе. Перед феодалами у них была личная зависимость (не могли покинуть землю без разрешения феодала, подчинялись его решениям) и экономическая зависимость (барщина – бесплатные работы в хозяйстве феодала, оброк – часть урожая или денег отдавали феодалу); 2. Сословия – большие социальные группы людей, права и обязанности которых передавались по наследству: а) сословие молящихся – духовенство (черное – монахи и белое - священники). Церковь – большую власть в обществе: выявляла еретиков – отступников от церковного учения с помощью инквизиции – церковного расследования; б) сословие воюющих – рыцари (феодалы); в) сословие работающих – крестьяне, ремесленники. Поселенческие общности: 1) деревни (10-15 дворов). Большинство населения проживало в деревнях; жили крестьяне и феодалы; 2) город – место жительство ремесленников (объединены в цеха: мастер, подмастерье, ученик), торговцев, феодалов. Деревня эксплуатировала город. Между городом и деревней – борьба за освобождение от экономического и личного господства от феодала. Результат – образование коммун – самоуправляющихся городских общин во главе с мэрами или бургомистрами. Средневековое общество носило корпоративный характер (корпорации - закрытые организации, создаваемые с целью защиты своих членов): ремесленники объединены в цеха, торговцы – в гильдии. Большую роль играли в обществе традиции.
Политическое развитие Доминирование монархической формы правления. Этапы политического развития: 1. Вторжение германских племен (IV в.) и образование государств: а) вандалы – в Северной Африке; б) остготы – в Италии; в) вестготы – в Испании; г) англы и саксы – Британские острова; д) франки – в Галлии; 2. Имперский период: а) образование Франкской империи: 800 год – папа Лев III короновал Карла Великого; б) 962 год – король Германии Оттон I захватывает Италию и образовывается Священная Римская империя; 3) Феодальная раздробленность – разделение единого государства на большие феоды – государства или княжества: 843 год – распад империи Карла Великого на три королевства, которые стали основой будущей Франции, Германии, Италии; 4. Формирование современных государств – X – XV вв.: а) сословно-представительная монархия – такая форма монархии, при которой власть короля ограничена сословно-представительными учреждениями: 1215 год – в Англии принята первая Конституция – Великая хартия вольностей, в 1265 году появился парламент; во Франции при Филиппе Красивом, в 1302 году были созваны Генеральные штаты, наделенные законосовещательными функциями, в Германии, в XV веке был создан рейхстаг; б) начало образования абсолютной монархии – такой формы монархии, при которой власть правителя (короля) абсолютна, то есть ни чем не ограничена – конец XV века: во Франции – при Людовике XI, в Англии – при Генрихе VII. Окончательно абсолютная монархия оформилась в XVII-XVIII вв. Повышенная конфликтность: наличие множества политических конфликтов – столкновений различных социальных групп по поводу политической власти, а также политических институтов (государств). Конфликты проходили между: 1. Императорами и папами: а) в XI веке папа Григорий VI отлучил императора Священной Римской империи Генриха VI от церкви, а в XII - XIII вв. папа Иннокентий III добился того, чтобы его власть признали короли Дании и Польши; б) авиньонское пленение пап – XIV в.: король Франции Филипп IV Красивый вынудил папу перебраться из Рима в Авиньон; 2. Между феодальными группировками – междоусобные войны – войны феодалов друг с другом: война Алой и Белой Розы – 1455 – 1485 гг: Ланкастеры и Йорки; 3. Между государствами – Столетняя война – 1337 – 1453 гг. между Англией и Францией (Жанна дэ Арк); 4. Между феодалами и крестьянами – антифеодальные выступления в Англии и во Франции: а) 1358 г. – Жакерия; б) 1381 год – восстание У. Тайлера (Джон Болл – священник); 5. Между католиками и представителями других религиозных учений, конфессий: а) организация крестовых походов – XI – XIII вв.; б) 1415 год – сожжение Яна Гуса (последователь Джона Уиклифа) в Констанце и гуситские войны XIV в. – кризис в Европе. Его проявления: девальвация монеты, разорение крестьян, антифеодальные выступления крестьян. Причины: 1) эпидемия чумы; 2) неурожаи в 1315-1317 гг.; 3) Столетняя война
Духовное и культурное развитие В духовной жизни, в культуре – господство христианства и христианской церкви. Развитие образования: 1. Школы (монастырские, кафедральные); 2. Появление высших школ – университетов в XI – XII вв (universitetas – общность) – общность преподавателей и студентов. Самые знаменитые университеты: Болонья (Италия), Оксфорд (Англия). Литература: «Песнь о Роланде» - описание трагической гибели одного из военачальников Карла Великого в битве с арабами в Испании. Знаменитый поэт – Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.) – создатель «Божественной комедии». Архитектура. Стили: 1) романский – толстые, гладкие стены с небольшими окнами, массивные колонны, мощные башни, полукруглые арки (замок Тауэра в Лондоне, собор в Шпайере) 2) готический – более тонкие стены, остроконечные башни, большие окна, стрельчатые арки (собор Парижской Богоматери). Развитие философии: Августин Блаженный, Фома Аквинский. Философские споры о соотношении разумы и веры. Пьер Абеляр: разум выше слепой веры. Фома Аквинский: вера не может противоречить разуму. 1455 г. – И. Гутенберг изобрел книгопечатный станок.

Урок 9. Тема: Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации (2 часа)

Цели: 1) образовательная: дать учащимся обобщенные представления об основных чертах и этапах развития восточно-христианской цивилизации; 2) воспитательная: воспитать толерантное отношение к православной культуре; 3) развивающая: развить мышление учащихся, их речь.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Опрос (устный): 2.1. Что такое феод, феодальный способ производство, натуральное хозяйство, товарно-денежное хозяйство, ярмарки? 2.2. Что такое классы и сословия, феодалы, крестьяне, рыцари, оброк, барщины, коммуны, мэры и бургомистры, корпорации? 2.3. Что такое герб, донжон, забрало, латы, замок? 2.4. Что такое феодальная раздробленность, монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия (абсолютизм), Генеральные штаты, парламент? 2.5. Что такое христианство, университеты, романский стиль, готический стиль? 2.6. Что произошло и происходило в 843 г., 1215 г., 1265 г., 1302 г., 1455 – 1485 гг., 1337 – 1453 гг., 1358 г., 1381 г., 1415 г.? 2.6. Кто и когда изобрел книгопечатный станок? Каково историческое значение этого изобретения? 2.7. Что общего, а что особенного между экономическим развитием в средние века и современной экономикой? 2.8. Что общего, а что особенного между средневековым обществом и современным обществом? 2.9. Почему политическая жизнь средневековья отличалась повышенной конфликтностью? 2.10. Какими достижениями средневековой культуры мы пользуемся?

3. Подведение итогов по опросу.

4. Мотивация познавательной деятельности студентов.

5. Беседа со студентами. 5.1. Какое событие произошло в 1054 году? 5.2. Почему произошел раскол христианской церкви? 5.3. Кто такой папа, патриарх? 5.4. В чем разница и в чем отличия между католицизмом и православием?

6. Объяснение новой темы. План: 6.1. Общая характеристика Восточной Римской империи: период существования - 395 – 1453 гг., Византия, Константинополь, государственный язык – греческий, включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие государства. С 6 в ека в пределы империи вторгаются славянские племена. Заняли ряд областей Балканского полуострова. Византия – христианское государство, связи с Русью: создание кириллицы, в 988 году – христианизация Руси по византийским, православным канонам. Устояла под натиском варваров, была богаче; 6.2. Византия – черты восточных цивилизаций - огромная власть василевса - императора: «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом». Император – глава правительства, высший судья, главнокомандующий; 6.3. Расцвета Византия – при императоре Юстиниане6 век: храм Святой Софии, кодификация законодательства, неограниченная власть императора. Попытка восстановить Римскую империю в прежних границах. 6.4. Иконоборческое движение– 8- 9 вв. Империя стала терять земли: в 7 в. арабы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Африкой. Результат войн – ослабление империи. В 1204 г. войско крестоносцев взяли Константинополь и разорили его. В 1453 году Константинополь взят турками. Таким образом, можно выделить следующие этапы развития Византии: 1) образование – 4 век; 2) расцвет – Юстиниан, 6 век; 3) закат – с 7 века (арабские завоевания), 1204 г. – взяли крестоносцы, 1453 г. – турки.

7. Работа с дидактическим материалом.

8. Подведение итогов по работе с дидактическим материалом.

9. Рефлексия.

10. Домашнее задание: лекция, конспект.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.022 с.)