Основания освобождения от юридической ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания освобождения от юридической ответственности



К основаниям, освобождающим от юридической ответствен­ ности, можно отнести следующие:

1. Невменяемость -состояние, когда лицо не может отда­вать отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хрони­ческой душевной болезни, временного расстройства душевной дея­тельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

2. Необходимая оборона - действие, совершаемое при защи­те интересов государства, общества, личности или прав обороняюще­гося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения нападающему вреда, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны, т.е. несоответствия защиты характеру и опасности посягательства.

3. Крайняя необходимость - действие, совершенное для уст­ранения опасности, угрожающей интересам государства, общества, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опас­ность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред был меньше, чем предотвращенный.

4. Малозначительность правонарушения - деяние, не пред­ставляющее общественной опасности.

Казус. Случай.

Каждый обвиняемый в совершении преступления считает­ся невиновным, пока его виновность не будет доказана в преду­смотренном законом порядке и установлена вступившим в закон­ную силу приговором суда - презумпция невиновности.

Вопросы для самопроверки:

1.Дайте понятие правомерное поведение

2.Охарактеризуйте понятие юридическая отвественность

3.Раскройте понятие призумпции невиновности

Литература:

1.Конституция Республики Беларусь 1994 го­да (с измен. и доп.): принята на респ. рэф. 24 октября. 1996 г.: офиц. текст. – Мн.: Полымя, 2002.

2.О нормативных правовых актах Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г., № 361-З (с изм. и доп. от 15 июля 2008 г., № 410-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 184, 2/1507.

3.Вишневский, А.Ф., Горбаток, Н.А., Кучинский, В.А. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – М., 2004.

4.Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное издание:учеб.пособие для студентов юридич.специальностей вузов / С. Г. Дробязко, В. С.Козлов. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.,2015

5.Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. / отв.ред. М. Н. Марченко. – М., 1998

Тема 24. Право и инновационное развитие общества

Программное содержание

Общественное развитие и социальное регулирование, соотношение правового регулирования в традиционных обществах и обществах инновационного развития,требование к правовой системе в условиях социалльной трансформации, иновационноая экономика и права.

Методические указания

В современной экономической литературе, законодательных актах программного характера прочно укрепился термин «инновационная экономика», а в повседневный, научный и деловой оборот вводятся различные понятия, характеризующие формы проявления инноваций и инновационной деятельности. Экономическая теория уже содержит исследования, посвященные методологическим и концептуальным проблемам инновационной деятельности. И это объяснимо, ведь создание инновационной экономики официально является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века.

Объем же правовых исследований, относящихся к проблематике инновационных аспектов в праве, весьма незначителен. Правовая система Республики Беларусь «не успевает» за экономикой, так как многие правовые институты устарели и не соответствуют реальности. Таким образом, инновационным путем развиваться должны все сферы жизни общества – и экономика, и право, взаимодополняя друг друга. Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений. Инновационное развитие права, как и развитие экономики, также должно являться стратегической задачей развития Республики Беларусь.

Для начала, нужно уяснить, что вообще означает понятие «инновация». В течение последних пяти лет в нашей стране уже достаточно громко и часто стали употреблять такие понятия, как «инновационная деятельность», «инновации», «инновационная политика», «инновационный путь развития» и пр. Однако до сих пор в нашем законодательстве так и не раскрыты эти понятия и не дано их легальное толкование и для понимания зачастую приходится обращаться к словарям. Хотя, отдавая должное законодателям, необходимо отметить, что были предприняты попытки законодательного урегулирования данной проблемы.

Таким образом, выражаясь энциклопедически, инновация — это новшество обладающее высокой эффективностью. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Инновация — это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс внедрения этого с фиксированным получением дополнительной ценности.

Следовательно, инновации в праве, правовой системе — это нововведения, которые на порядок повышают эффективность права.

Понятие «правовая система» в данном контексте включает в себя три аспекта:

– право, как набор нормативно-правовых актов, свод законодательства (объективное право);

– юридическая практика (включает в себя, прежде всего, судебную систему, систему исполнения судебных решений);

Вторым важным комплексом мероприятий является совершенствование законодательного (законотворческого) процесса. Низкая юридическая квалификация разработчиков многих законопроектов, примат узковедомственных и частных интересов у многих субъектов законодательной инициативы, безудержный нерегулируемый лоббизм — это основные пороки, которые привели к недоработке законов, многочисленным коллизиям и пробелам в праве.

Совершенствование законодательства, придание ему качеств, отвечающих современным требованиям, исправление всех этих недоработок, недостатков не представляется возможным без внедрения в государственную и общественную системы комплекса инновационных механизмов. К числу таковых по праву можно отнести экспертизу законопроектов, которая требует регламентирования и адаптации, то есть наличие нескольких разновидностей экспертов законопроектной деятельности: эксперты научной, независимой, общественной, юридико-технической, а также правовой и лингвистической экспертиз.

В настоящее время требуется соединение этих двух экспертных начал, ввиду их взаимосвязанности. Задачами лингво-правовой экспертизы являются приведение текста законопроекта в соответствии с нормами современного литературного языка и унификация терминологии, устранение из текста двусмысленности, непонятности понятий и юридических норм, приведение в соответствие с Конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Посредством экспертизы можно выявить целый комплекс различного рода деструкций, таких как: коллизии, пробелы, дублирования, асоциальные, непоследовательные, неверно грамматически и синтаксически выраженные предписания. Каждая правовая норма требует детального анализа с точки зрения последствия на жизни людей. Возложение каких-либо новых обязанностей и издержек должно иметь обоснование, с которым в принципе должна соглашаться значительная часть общества.

Законодательные инициативы и проекты должны иметь публичное обсуждение и общественную экспертизу. В Республике Беларусь за многие годы сложилась неправильная позиция, по которой право отождествляется с насилием, и как следствие свобода с произволом. Это уже заложено в отечественном менталитете. Чтобы это исправить, нужно чтобы законотворчество основывалось на демократических принципах, т.е. двигателями принятия решений в области законодательства должны быть не узкие, групповые интересы наиболее «влиятельных» людей, а интересы большинства с учетом меньшинства. Население должно в большей мере участвовать в процессе законотворчества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.005 с.)