Правотворчество, понятие, принципы, основные виды и стадии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворчество, понятие, принципы, основные виды и стадии



Правотворчество - это деятельность государственных орга­нов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Правотворчество - это процесс создания и развития дейст­вующего права как единой и согласованной системы общеобязатель­ных норм, регулирующих общественные отношения.

По своей сущности Правотворчество есть возведение государ­ственной воли в закон, в общеобязательные юридические предписания.

Правотворчество - это активная, творческая, государственная деятельность, это важнейшее средство управления обществом, это по­казатель цивилизованности общества.

Правотворческой деятельности современных государств при­сущи следующие принципы:

Демократизм.

Характеризуется степенью участия граждан в правотворческом процессе.

Законность.

Правотворческая деятельность должна осуществляться в рам­ках Конституции и законов. Принцип законности предполагает строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубли­кования нормативно-правовых актов.

Гуманизм.

Этот принцип предполагает направленность Правотворческой деятельности на обеспечение и защиту прав и свобод личности.

Профессионализм.

Участие в правотворческой деятельности компетентных, про­фессионально подготовленных, имеющих большой опыт работы ква­лифицированных специалистов.

Научность.

Использование в правотворческой деятельности достижений науки и техники.

Гласность.

Субъекты права законодательной инициативы

Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Открытость правотворческого процесса для широкой общест­ венности.

Выделяют следующие основные виды правотворчества:

1. Непосредственное правотворчество народа путем рефе­рендума.

2. Правотворчество государственных органов.

Говоря о стадиях правотворческого процесса, имеется в виду законотворческий процесс - процесс принятия законов. Правотворческий процесс, в отличие от законотворческого процесса, кроме законов имеет своей "продукцией" правовые обычаи, судебные прецеденты и нормативные договоры.

Законотворческий процесс включает следующие стадии:

Законодательная инициатива.

Закрепленное в Конституции Республики Беларусь право вне­сения предложения о принятии закона или законопроект в законода­тельный орган. Право законодательной инициативы принадлежит (ст. 99 Конституции Республики Беларусь) Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам, об­ладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч че­ловек.

Обсуждение законопроекта.

Доведение законопроекта до необходимого качества, устранив противоречия, неточности, пробелы и пр., путем обсуждения в Палате представителей и Совете Республики.

Принятие закона.

Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голо­сов от полного состава каждой палаты. Затем закон предоставляется Президенту на подпись.

Опубликование закона.

Заключительная стадия законотворческого процесса - офици­альная публикация принятого нормативного акта в особых, предусмот­ренных законом, специальных изданиях, газетах.

Систематизация нормативных актов. Виды систематизации.

Систематизация - это упорядочение и приведение в систему действующих нормативных актов с целью удобства пользования.

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Нормативные акты издаются в разное время и в связи с раз­личными обстоятельствами, нередко бывают несогласованными, про­тиворечивыми. Все это создает определенные трудности при их ис­пользовании, поэтому существует необходимость систематизации.

Виды систематизации

1. Инкорпорация Объединение нормативных актов без изме­нения их содержания, переработки и редактирования. Результат инкорпорации — сборник или собрание нормативных актов по тематическому, хронологическому и другим признакам. Инкорпорация подразделяется на: -официальную; -неофициальную. К неофициальной инкорпорации можно отнести сборники нормативных материалов, издаваемых в учебных целях.  
2. Кодификация Объединение нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. Кодификация является более сложной систематизационной ра­ботой, чем инкорпорация. При кодификации производится качествен­ная переработка действующих юридических норм, устраняется дубли­рование, противоречия, пробелы в правовом регулировании, отменя­ются устаревшие нормы и т.д. Нормативный материал приводится за­конодателем в стройную, внутренне согласованную систему. На смену большого количества норм приходит единый сводный акт. Выделяют следующие виды кодификации: а) Всеобщая (перерабатывается все законодательство государства). б) Отраслевая (кодифицируются нормы определенной отрасли права); в) Специальная (кодифицируются нормы какого-либо правово­го института).  
3.Консолидация Объединение нормативных актов без изме­нения их содержания в единый акт, где каждый нормативный акт теря­ет свое самостоятельное юридическое значение. Нормативные акты объединяются по признаку относимости какому-либо виду деятельно­сти (охрана природы).  
4.Учёт Сбор и хранение нормативных актов, создание поис­ковой системы для удобства пользования. Учет осуществляется практически всеми предприятиями для удовлетворения своих потребностей в правовой информации

 

Юридическая техника

Юридическая техника – совокупность приемов и способов разработки, оформления, опубликования и систематизации правовых актов.

Юридическая техника включает определённые требования к организации правового материала, терминологии, языку и внешнему оформлению нормативных правовых актов.

В ходе работы над текстом нормативного правового акта должны обеспечиваться:

-ясность и доступность норм понимания

-четкость формулировок

-единство терминологии

-язык нормативного правового акта

-внутренняя логическая последовательность в изложении нормативного правового акта

-оправданное использование тех или иных способов изложения элементов правовых норм.

-согласованность и однородность включенного в нормативный правовой акт нормативного материала

-всесторонне отражение в нормативном правовом акте соответствующего содержания

-оправданная рубрикация нормативного правового акта (деление на разделы, главы, статьи)

-согласованность и преемственность с другими нормативными правовыми актами

-установление пределов и порядка использования нормативного материала, изданного по данному вопросу ранее

-указание на акты и статьи, теряющие силу с принятием нового нормативного правового акта

-порядок введения нового нормативного акта в действие

-правовые средства, обеспечивающие его реализацию

Языковые требования, предъявляемые к тексту нормативного правового акта

Текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.

Терминология нормативного правового акта должна формироваться с использованием общепонятных слов и словосочетаний.

Одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму.

При необходимости уточнения терминов и их определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение.

Специальные обозначения используются в нормативном правовом акте только в том понимании, в каком они употребляются в соответствующей специальной области.

В случае необходимости специальные обозначения поясняются в нормативном правовом акте.

В тексте нормативного правового акта не допускается употребление:

просторечий и экспрессивных форм разговорной речи;

в одном и том же смысле разных понятий (терминов);

иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в белорусском или русском языке;

нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор;

аббревиатур, кроме общеизвестных;

ненормативной лексики.

Наименования государственных органов (организаций), употребляемые в нормативных правовых актах, указываются в точном соответствии с полными официальными наименованиями, предусмотренными их уставами и положениями, решениями об их создании, наименовании и переименовании и другими актами.

Употребление сокращенных наименований государственных органов (организаций) допускается, когда сокращенные наименования являются официальными, лишь в технических нормативных правовых актах, ненормативных правовых актах, а также в стенограммах, протоколах, служебных письмах, документах справочного характера и нетекстовых приложениях к правовым актам.

Обобщенные понятия (слова, словосочетания), обозначающие государственные органы (организации), используются в нормативных правовых актах только в тех случаях, когда имеется в виду любой из государственных органов (организаций), на которые распространяется соответствующее обобщенное понятие. Для обозначения республиканских органов государственного управления могут применяться обобщенные понятия, указывающие на область либо сферу деятельности соответствующих республиканских органов государственного управления.

Если в тексте нормативного правового акта требуется неоднократно указать наименование государственного органа (организации), а равно если неоднократно употребляется то или иное понятие, выражаемое группой слов, то наименование этого государственного органа (организации) или понятия дается полностью в положении, где оно использовано первый раз, при этом в скобках указывается сокращение (условное обозначение), которым оно обозначается в последующих положениях.

Это же правило применяется к названию нормативного правового акта, отсылка к которому делается многократно, если указание полного названия является нецелесообразным.

Вопросы для сампороверк:

1.Дайте понятие правотворчество

2.Раскройте принципы правотворчества

3.Охарактеризуйте юридическую технику

Литература:

1.Конституция Республики Беларусь 1994 го­да (с измен. и доп.): принята на респ. рэф. 24 октября. 1996 г.: офиц. текст. – Мн.: Полымя, 2002.

2.О нормативных правовых актах Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г., № 361-З (с изм. и доп. от 15 июля 2008 г., № 410-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 184, 2/1507.

3.Вишневский, А.Ф., Горбаток, Н.А., Кучинский, В.А. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – М., 2004.

4.Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное издание:учеб.пособие для студентов юридич.специальностей вузов / С. Г. Дробязко, В. С.Козлов. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.,2015

5.Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. / отв.ред. М. Н. Марченко. – М., 1998

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.016 с.)