Тема 11.Общество, личность и право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11.Общество, личность и право



Программное содержание

Общество, его структура, понятие личности, юридическое понятие личности, появление понятие “личность” в христианстве свобода личности, свобода воли как неотъемлемое свойство личности, правовой статус личности, права и обязанности личности, основные обязанности личности, гарантии прав и совобод личности.

Методические указания

Структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними. Социальной группой называют общность (объединение) людей, выделяемую на основе определенного признака (например, характер совместной деятельности, общность интересов и ценностей).

Базисные элементы и процессы общества подобны клеткам и метаболическим процессам живых организмов. Но живой организм состоит из разных органов (сердце, артерии, вены и т. д.) и их систем (кровеносная, пищеварительная, нервная и т. д.). Структурно-функциональная социология пытается обнаружить общественные органы и системы органов, позволяющие рассматривать общество как организм.

Огюст Конт, выделил в общественном организме три основных системы органов (институтов):

§ регулятивную (управление);

§ производственную (сельское хозяйство, ремесло, промышленность);

§ распределительную (дороги, транспорт, торговля и т. п.)

Главным институтом-органом общественного организма у него был управленческий (государство, право, церковь).

Для К. Маркса строение общества имело подчиненный характер, было средством выделить его важнейшую структуру — общественно-экономическую формацию, которая поглощает все общество как социальный организм. Маркс выделял в обществе две части (сферы, системы): базисную (экономика), определяющую производство материальных благ, и надстроечную (государство, церковь, право, формы общественного сознания и т. п.). Главной частью общества он считал экономику, что выразил формуле «Базис определяет надстройку».

Марксистское понимание строения общества было развито в советской марксистской социальной философии. Владимир Барулин выделил в обществе четыре основных сферы-органа:

§ материально-производственная сфера (экономика);

§ социальная (народ, экономические классы, нации);

§ политическая (государство, партии, профсоюзы);

§ духовная (обыденное сознание, общественная психология, идеология, формы общественного сознания и т. д.).

Экономику он считает определяющей все остальные сферы жизни общества.

Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:

§ технико-экономического;

§ социально-политического;

§ законодательного;

§ художественного и т. д.

Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.

Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:

§ постоянная территория, имеющая государственную границу;

§ пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;

§ развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);

§ политическая (государственная) независимость.

Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.005 с.)