II. Сословно-классовая структура общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Сословно-классовая структура общества.



Сословная градация общества сохранялась как пережиток феодализма. Все подданные империи состояли в одном из сословий. К податным (непривилегированным) сословиям относились крестьянство, мещанство, купечество третьей гильдии. К неподатным (привилегированным)- дворянство, духовенство, купечество первой и второй гильдий, казачество.

В стране сохранялись две пары антагонистических классов: помещики-крестьяне; буржуазия-пролетариат.

                            Российская империя в период 1907 – 1913 гг.

                                        III Государственная Дума.

Одновременно с роспуском II Госдумы 3 июня 1907 г. был изменен избирательный закон: он перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии, что позволило правительству получить послушную Думу. В Думе сформировались 2 большинства: правооктябристское и октябристско-кадетское. Принятие решения чаще всего зависело от партии октябристов, которая за свои переходы то на сторону правых, то на сторону кадетов получила название «октябристский маятник». 2 большинства в Думе позволяли царю маневрировать между дворянством и буржуазией. Такая политика называется бонапартизмом; она пришла на смену политике цезаризма. Без Думы теперь правительство обходиться не могло, т. к. она утверждала бюджет, кроме того лишение Думы законодательного статуса грозило острым конфликтом с буржуазными либералами. Режим третьеиюньской монархии историки иногда характеризуют как «конституционное самодержавие». Это означает, что по сути политический строй оставался самодержавным (в частности, правительство по-прежнему было ответственно только перед царем, а не перед Думой), но уже не мог существовать без буржуазной Думы. 

                     Сборник «Вехи».

События 1905 г. и последовавшая за ними реакция испугали многих сторонников либеральной оппозиции, показав им, что революция неизбежно связана с насилием. В 1909 г. под редакцией П. Струве вышел сборник «Вехи», авторами которого были видные философы Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, М. Гершензон и др. Авторы «Вех» обвиняли русскую интеллигенцию в безответственности, в нигилизме, в отрыве от народа, в атеизме, в забвении и охаивании русской истории и пр. Все эти негативные качества, по их мнению, привели к тому, что именно русская интеллигенция явилась главным подстрекателем российской революции, поставившей страну на грань национальной катастрофы. Веховцы делали вывод о бесперспективности в России революционных преобразований, о том, что прогресс в стране возможен лишь путем постепенных изменений, начинать которые необходимо с выработки новых религиозно-нравственных идеалов, основанных на христианском учении. В революционной среде «Вехи» были восприняты как предательство революции.  

                    Ужесточение национальной политики.

Основная цель национальной политики в изучаемый период характеризовалась как создание «Великой России». Этот лозунг подразумевал целостность и единство Российской империи при главенстве русской нации. Правительство пыталось ликвидировать те немногие уступки, которые были «вырваны» национальными окраинами во время революции:

1. в 1910 г. был принят законопроект, который фактически ликвидировал финляндскую автономию: общеимперские законы, затрагивающие Финляндию, должны были приниматься Госдумой и Госсоветом, а мнение финлядского сейма и сената не учитывались.

2. усилилась антипольская направленность политики правительства: в 3 раза сократилось польское представительство в Думе; были закрыты все национальные культурно-просветительские общества.

3. началась активная антиеврейская кампания, связанная с делом Бейлиса (обвинение Бейлиса – еврея по национальности - в убийстве ребёнка с ритуальными целями. Вина Бейлиса не была доказана, он был отпущен, но черносотенцы уже организовали по стране массовые еврейские погромы).

                                                  Революционное движение.

Поражение I русской революции вызвало спад общественной активности в стране, резкое снижение числа забастовок; в тяжелом положении оказались все революционные партии. В среде социал-демократов возникли острые разногласия. Часть меньшевиков выступила за ликвидацию нелегальной деятельности и превращение партии РСДРП в партию парламентского типа (ликвидаторы). В среде большевиков возникло течение отзовизма, призывавшее отозвать представителей социал-демократии из Думы, профсоюзов и других легальных организаций и вести только нелегальную борьбу.

Подъем рабочего движения начался в конце 1910 г. вслед за оживлением промышленности. Особенно мощным толчком к росту стачечного движения стал расстрел рабочей демонстрации на Ленских золотых приисках в апреле 1912 г.

                                  

 

                                     ОБРАЗОВАНИЕ СССР.

Причины образования СССР:

  1. Необходимость укрепления обороноспособности страны; стремление к единой внешней безопасности, обеспечить которую можно было только совместными хозяйственными и военными усилиями.
  2. Необходимость скорейшего восстановления н/х страны и проведения в будущем экономических реформ, направленных на создание мощного индустриального государства.
  3. Сильное единое государство рассматривалось большевиками как «двигатель мировой революции», на скорейшее осуществление которой они надеялись.
  4. Необходимость прорыва дипломатической изоляции, что для национальных окраин было невозможно без поддержки РСФСР, т. к. западные страны вели переговоры только с Россией (Генуэзская конференция).

Предпосылки объединения (что делало объединение возможным):

  1. Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками.
  2. Однотипность государственного устройства и нахождение у власти в республиках единой политической партии.
  3. Совместное проживание в Российской империи.
  4. Внешнее враждебное окружение(претензии Польши на Украину, Турции – на Закавказье) и идеологическое противостояние с капиталистическими странами.
  5. Союзнические отношения, сложившиеся в годы гражданской войны.

Проекты объединения.

  1. План автономизации (Сталин) предусматривал вхождение республик УССР, БССР, ЗСФСР в РСФСР на правах автономии (имел много противников, особенно в Закавказье. «Грузинское дело» - дело против противников вхождения Грузии в РСФСР как автономии – С. Орджоникидзе).
  2. План федерации (Ленин) предусматривал федеративное устройство – равноправие союзных республик в рамках нового государства.

Принимается план Ленина и 30 декабря 1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов утверждаются Декларация и Договор об образовании СССР. 

Союзные документы – Договор и Декларация – провозгласили:

  1. добровольность объединения
  2. равноправие республик в Союзе
  3. право выхода из Союза каждой республики
  4. право доступа в Союз всем социалистическим республикам, как существующим, так и тем, которые будут существовать в будущем.

31 января 1924 г. была принята Конституция СССР. Она определила перечень вопросов, находящихся отныне в ведении союзных органов власти: внешняя политика, границы, вооруженные силы, транспорт, связь, планирование народного хозяйства.

Высшим органом союзной власти стал Всесоюзный съезд Советов, между съездами работал ЦИК СССР, который состоял из 2-х палат: Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между съездами ЦИКа высшим органом считался Президиум ЦИК СССР. Правительством страны по-прежнему оставался СНК. Избирательная система носила классовый характер: выборы были непрямые, часть населения лишалась избирательных прав; голосование было открытым.

                    Вхождение республик в состав СССР в 20 - 30-е гг.

1923-1924 гг. – на территории Туркестана образовывались 2 союзных республики- Узбекская ССР и Туркменская ССР, которые вошли в СССР.

1929 г. – в состав СССР вошёл Таджикистан.

1936 г. – из Туркменской ССР были образованы Казахская и Киргизская ССР, также подписавшие союзный договор.

1936 г. – была упразднена ЗСФСР; вместо неё образовывались Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР.

1939 г. – в состав СССР вошли Латвия, Литва, Эстония и Молдавия.

В итоге СССР объединял в своём составе 15 союзных республик.

 

 

       Тоталитарная политическая система в СССР в 30-е гг. XX в.

С начала 30-х гг. в СССР начал складываться тоталитарный политический режим. Тоталитаризм – форма политического режима, основанная на полном (тотальном) контроле государства над обществом в целом и каждым человеком в отдельности. К тоталитаризму нашу страну привел сложившийся в 20-е гг. XX в. режим единоличной власти И. В. Сталина, при котором все важнейшие вопросы решались Сталиным либо единолично, либо на совещании с узким кругом ближайших соратников: В. Молотовым, Л. Кагановичем, К. Ворошиловым и др.

Характерными признаками тоталитаризма являются:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.008 с.)