Сравнительный анализ типов профессиональной направленности в двух группах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ типов профессиональной направленности в двух группах



 

Для начала мы подсчитываем количество положительных, отрицательных и нулевых сдвигов по каждой. Это необходимо для выявления «типичных» знаков изменения оценок. Значения знаков шкалы указаны в Таблице 16 – 18.

Данные полученные в ходе сравнительного анализа приведены в Таблице 9. Из таблицы видно, что наиболее типичными являются «отрицательные» сдвиги, то есть сдвиг является случайным. Так как нам необходимо учитывать только положительные и отрицательные сдвиги (нулевые отбрасываем), то для шкалы «Направленность «на себя»» n = 20; для шкалы «Направленность «на взаимодействие»» n = 20; для шкалы «Направленность «на задачу»» n = 19. Теперь мы можем определить критические значения критерия знаков G (см. Приложение 4).

Таким образом, оценив уровень достоверности различий, мы обнаружили, что сдвиг является неслучайным только для шкалы «Направленность «на задачу»». Значит заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели более характерно группе 11-тиклассников (20,6), нежели учащимся 9 класса (17,95).

В остальных же случаях нет существенных различий между показателями двух групп по каждой из шкал, то есть типичные сдвиги в данном исследовании являются случайными, что свидетельствует об отсутствии различий.

Не смотря на то, что в исследовании не проявились различия между испытуемыми, принадлежащим к различным группам, при рассмотрении средних значений групп по шкалам при выявлении типа профессиональной направленности личности школьников (см. Таблица 5; Приложение 10) видно, что самые высокие количественные показатели у двух групп совпадают по шкале «Направленность «на себя»», что говорит об ориентации групп на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Среднее количество баллов в обеих группах набрала шкала «Направленность «на взаимодействие»», то есть, стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям слабее выражены. Обеим группам в меньшей степени свойственны ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Таким образом, мы видим, что порядок показателей возрастных групп совпадает, при этом показатели в группе 9-го класса выше по таким шкалам как «Направленность «на себя»», «Направленность «на взаимодействие»».

В ходе проведенного нами исследования были обследованы две группы испытуемых. Первую группу составили учащиеся 9-го класса, вторую группу составили учащиеся 11 класса.

В результате исследования было установлено, что профессиональный тип личности у школьников не отличается друг от друга, что ведущим является предприимчивый тип. Также было установлено, что и профессиональная направленность у школьников одна и та же, а именно направленность на себя. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что испытуемые в возрасте 13–15 лет (9 класс), впрочем как и испытуемые в возрасте 15–17 лет (11 класс) склонны выбирать профессии, связанные с признанием в обществе, со стремлением к лидерству, к предприимчивости и связанные с некоторой агрессивностью. Предпочитают задачи, связанные с руководством, личным статусом. Профессиональные направленности этих групп также совпадают и проявляются в ориентации на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность.

Возможно такая ситуация связана с обстановкой в стране. В которой на первый план выходят индивидуальные достижения личности, ее предприимчивость, готовность к риску, уверенность в себе, умение руководить людьми и занимать лидерскую позицию в обществе.

 

 


Заключение

 

Целью данной работы послужило эмпирическое раскрытие такой темы как «Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте». Эта тема актуальна и значима в силу того, что развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления профессионала. Не случайно С.М. Богослвский, предложивший одно из самых удачных определений профессии, писал о том, что о профессии применительно к данному человеку можно говорить лишь тогда, когда данная профессиональная деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица». Не секрет, что далеко не всякая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопреки известным лозунгам о том, что «все работы хороши» и т.п.). Более того, даже представители так называемых творческих профессий, вызывающие восхищение, а иногда зависть окружающих, далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что им не всегда удается реализовать свои творения, замыслы, но и в том, что оценка их труда со стороны общества (и коллег) не всегда бывает справедливой. В итоге труд, вместо того, чтобы доставлять человеку радость самореализации, нередко приводит к серьезным страданиям и ощущению, что жизнь не сложилась. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем.

В данной работе мы осветили только некоторые аспекты вопросов, связанных с исследованием особенностей сторон профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Дальнейшие исследования этой темы могут быть очень продуктивными, так, например, можно провести работу по определению профессионального самоопределения у студентов первого и пятого курса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.004 с.)