Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания

Минусинск, 2020

Одобрено предметно-цикловой комиссией ОГСЭ

Протокол № _________

«____» __________ 20____г.

 

 

Председатель ПЦК                                            ________________ О.Г.Косова

 

 

Зам. директора по учебно-

методической работе                                     _____________ Т.В.Сас

 

 

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой

по дисциплине ЕН. 02. Экологические основы природопользования для специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам) базовой подготовки

 

Организация-разработчик:

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 «Минусинский колледж культуры и искусства»

 

Разработчик:

Козлова Елена Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ   4
2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 6  
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 7
4. ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ 15
5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 17  
6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ 18

 

 

ПАСПОРТ

Область применения

 

Методические указания и контрольные задания по дисциплине ЕН. 02. Экологические основы природопользования разработаны с целью оказания помощи обучающихся на заочном отделении в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала.

Задачи методических указаний:

- изложение рациональных методов самостоятельного изучения дисциплины;

- методические рекомендации по выполнению контрольных работ.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:  Математический и общий естественнонаучный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

· анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

· использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

· принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

· принципы и методы рационального природопользования;

· методы экологического регулирования;

· принципы размещения производств различного типа;

  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

· понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

· правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

· принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

· природоресурсный потенциал Российской Федерации;

· охраняемые природные территории

Изучение дисциплины ЕН.02. Экологические основы природопользования способствует формированию следующих компетенций:

Код Наименование результатов обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительную работу.

1.4. Обязательная учебная нагрузка на заочном отделении – 8 часов. Дисциплина «Экологические основы природопользования» преподается студентам заочной формы обучения на 1 курсе, в 1-2 семестре.

За время изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу в II семестре.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов
1

2

3
 

Курс, 3 семестр

 
РАЗДЕЛ 1.

Тема 1.1

Предмет и методы экологии

Содержание учебного материала

2

1 История развития экологии. Предмет экологии, методы изучения.

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Конспектирование темы «Основоположники науки экологии».

2. Найти и выписать определения понятий. Работа со словарем.

 

2

Содержание учебного материала

6

1 Биосфера - глобальная  экосистема. Границы жизни.
2 Экосистема - основной элемент биосферы.
3 Популяция в экосистеме.

Практическое занятие №1: Изучение разнообразия живого вещества и роли животных в биосфере (заполнение таблицы).

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Выписать факторы, угрожающие обеднению организмов. Конспект.

2. Найти и выписать определения понятий. Работа со словарем.

 

2

Содержание учебного материала

4

1 Человек в экосистеме.
  Ээтапы возникновения и развития жизни на Земле

Практическое занятие № 2: Изучение периодов взаимодействия общества и природы (заполнение таблицы).

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Написать мини-сочинение на тему «Здоровье и моя будущая профессия». Домашнее задание.
2
РАЗДЕЛ 2

Содержание учебного материала

 

 

Рациональное использование и охрана атмосферы, недр, водных, земельных и биологических ресурсов. Источники радиоактивного загрязнения и пути решения проблем.

Практическое занятие № 3: Изучение рационального использования и охраны атмосферы и водных ресурсов (работа с презентациями и заполнение таблицы).

2

Практическое занятие № 4: Изучение рационального использования и охраны недр и земельных ресурсов (работа с презентациями и заполнение таблицы).

2

Практическое занятие № 5: Изучение рационального использования и охраны биологических ресурсов; источников радиоактивного загрязнения и путей решения проблемы (работа с презентациями и заполнение таблицы).

2

Самостоятельная работа обучающихся

Создать презентацию на одну из прилагаемых тем. Домашнее задание.

 

3

Содержание учебного материала

2

Современное состояние окружающей среды в России.

Самостоятельная работа обучающихся

Создать презентацию на одну из прилагаемых тем. Домашнее задание.

2

Тема 2.3. Мероприятия по защите планеты

Содержание учебного материала

8

1 Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.
2 Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания. Экологическое право.
3 Альтернативный путь развития (решение экологических проблем исходя из особенностей специальности)
4 Учение о ноосфере

Самостоятельная работа обучающихся

- Предложить путь решения экологических проблем, исходя из особенностей специальности. Творческое письменное задание.

2
 

Дифференцированный зачет

2
 

Итого

47

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 «Методические рекомендации по написанию реферата»

Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности. Реферат – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

1. Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.

2. Основной – работа над содержанием и заключением реферата.

3. Заключительный – оформление реферата.

4. Защита реферата (на занятии, экзамене, студенческой конференции и пр.).

Выбор темы реферата

Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Выбирая круг вопросов своей работы, не стоит спешить воспользоваться списком тем, предложенных преподавателем. Надо попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно.

При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.

Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы.

Структура реферата включает в себя следующие элементы:

· титульный лист; (см. приложение 1.)

· оглавление;

· введение;

· содержание (главы и параграфы);

· заключение;

· приложение;

· список литературы и источников.

 

Что писать во Введении?

Введение – одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 компьютерных листа формата А-4. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формировку целей и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.

Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным. А, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения, типа «культура – это…».

Обоснование актуальности выбранной темы – это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.

Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, выразить отношение к этим книгам.

История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны.

Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.

 

Требования к содержанию реферата

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

· не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

· при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

· каждая глава (параграф) начинается с новой страницы;

· при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

 

Правила оформления ссылок

Отсылка к затекстовой ссылке заключается в квадратные скобки. В круглые скобки заключаются только внутритекстовые ссылки, для отсылок к затекстовым ссылкам, согласно ГОСТу Р 7.0.5 – 2008, они не используются. Отсылка может содержать порядковой номер затекстовой ссылки в перечне затекстовых ссылок, имя автора (авторов), название документа, год издания, обозначение и номер тома, указание страниц. Сведения в отсылке разделяются запятой.

Отсылки оформляются единообразно по всему документу: или через указание порядкового номера затекстовой ссылки, или через указание фамилии автора (авторов) или названия произведения. Отсылка оформляется следующим образом: [10, с. 37] или [Карасик, 2002, с. 231], при наличии нескольких авторов – [Карасик, Дмитриева, 2005, с. 6-8].

Если у книги автор не указан (например, книга выполнена авторским коллективом, и указан только редактор), то в отсылке указывается название книги. Если название слишком длинное, то его можно сократить до двух первых слов, например, [Интерпретационные характеристики..., 1999, с. 56]. Многоточие, заменяющее часть названия в отсылке, является в данном случае предписанным знаком, а не пунктуационным, поэтому до него и после него ставится пробел.

Если в отсылке содержатся сведения о нескольких затекстовых ссылках, то группы сведений разделяются точкой с запятой: [13; 26], [74, с. 16-17; 82, с. 26] или [Шаховский, 2008; Шейгал, 2007], [Леотович, 2007, с. 37; Слышкин, 2004, с. 35-38].

При последовательном расположении отсылок к одной и той же затекстовой ссылке вторую отсылку заменяют словами «Там же» или «Ibid.» (от «Ibidem») (для источников на языках с латинской графикой). Если источник сохраняется, но меняется страница, то к слову «Там же» добавляется номер страницы: [Там же. С. 24], [Ibid. P. 42]. После «Там же» ставится точка, страница обозначается заглавной «С.», а не строчной, как в основной отсылке.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале отсылки приводят слова «Цит. по:», например, [Цит. по: 132, с. 14] или [Цит. по: Олянич, 2004, с. 39-40]. Если дается не цитата, а упоминание чьих-то взглядов, мыслей, идей, но все равно с опорой не на первоисточник, то в отсылке приводят слова «Приводится по:», например, [Приводится по: 108] или [Приводится по: Красавский, 2001]. Если необходимы страницы, их также можно указать: [Приводится по: 108, с. 27] или [Приводится по: Красавский, 2001, с. 111].

 

Что писать в Заключении?

Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

· основные выводы в сжатой форме;

· оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые встали в процессе изучения темы.

Объем 1-2 компьютерных листа формата А-4.

 

Оформление Приложения

Приложение помещается после Заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.

Примеры оформления:

Приложение 1. Современные экологические термины. Словарь.

Приложение 2. Структура деятельности. Схема.

В тексте реферата необходимо делать примечания. Пример: (см. приложение 1, С.13).

Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.

ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

4.1 Контрольная работа проводится в форме написания реферата. Студент выполняет реферат, который представляет собой углубленное самостоятельное изучение учебного материала с использованием основной и дополнительной литературы.

Главное требование к содержанию контрольной работы – самостоятельное освещение всех вопросов темы. На основе литературных источников произвести анализ материала. Если в контрольной работе используются цитаты, следует указывать ссылки на авторов. Ссылка помещается в конце страницы.

 

4.2 Структура контрольной работы

Введение, в котором указывается актуальность выбранной темы и ее практическая значимость.

Основная часть может быть разделена на главы, пункты и подпункты, может состоять только из пунктов. В конце каждого пункта делать вывод (таким образом, …) и логический переход к следующему пункту.

Заключение. Делаются выводы по результатам изученных материалов.

Список используемой литературы. Литературные источники указываются в алфавитном порядке.

При описании литературных источников следует соблюдать требования ГОСТа, например:

1. книги – Громова, О.Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций. – М.: ТАНДЕМ; ЭКСМО, 2000. – 320 с.

2. статьи в журнале – Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими [Текст]//справочник руководителя культуры. – 2002. - №5. – С. 12 – 18.

 

4.3 Общие требования к оформлению контрольной работы

Титульный лист контрольной работы должен содержать следующие сведения:

- полное наименование министерства, колледжа, специальности;

- название вида документа (контрольная работа);

- название темы контрольной работы;

- сведения об исполнителе контрольной работы (Ф.И.О. студента, номер группы, подпись);

- сведения о научном руководителе (Ф.И.О., подпись);

- сведения о допуске к защите контрольной работы;

- дата регистрации контрольной работы;

- наименование места и года выполнения.

Образец титульного листа – Приложение 1.

Весь объем работы не должен превышать 12-15 листов печатного текста, т.к. лаконизм изложения является необходимым качеством работы. Выбрать из проработанной литературы самое главное, существенное, желательно выявить собственное отношение к излагаемому материалу.

Писать контрольную работу следует с одной стороны листа, соблюдая поля согласно ГОСТу Р6.30-97 (левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм).

 

4.4 Руководство контрольной работы

Рекомендуются студенту следующий порядок работы над контрольной работой:

- определить тему контрольной работы;

- изучить требования к содержанию и оформлению контрольной работы;

- изучить рекомендуемые литературные источники;

- составить план работы.

Руководитель контрольной работы оказывает студенту помощь в составлении плана, дает советы по содержанию и оформлению, проверяет контрольную работу, делает заключение о качестве работы: «работа зачтена», «работа не зачтена».

Работа, требующая доработки, возвращается студенту. В соответствии с замечаниями руководителя контрольной работы перерабатывается и сдается для повторной проверки (обязательно с первым вариантом).

 

4.5 Порядок выбора темы студентов

В соответствии с учебным планом и программой дисциплины «Экологические основы природопользования» выполняют одну контрольную работу.

Порядок распределения тем определяется начальной буквой фамилии студента:

 

Буква алфавита Номер темы
А Е Л Р Х 1 6
Б Ж М С Ц Ю 2 7
В З Н Т Ч 3 8
Г И О У Ш Я 4 9
Д К П Ф Э 5 10

 

Выполненная работа предоставляется научному руководителю в первый день очередной сессии.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Реферат выполняется по одной из выбранных тем.

Темы рефератов:

1. Загрязнение среды как глобальная проблема.

2. Современное состояние природной среды.

3. Народонаселение и экология.

4. Экологические проблемы биосферы.

5. Экологические проблемы атмосферы.

6. Экологические проблемы гидросферы.

7. Экологические проблемы литосферы.

8. Загрязнение природных вод, почвы и воздуха радиоактивными веществами.

 

 

Критерии оценки:

«Отлично» - реферат соответствует всем требованиям к такому виду работы: содержание полное, есть источники загрязнения и пути решения проблемы, список литературы оформлен в соответствии с требованиями.

 

«Хорошо» - в оформлении реферата есть небольшие недочеты, содержание не совсем полное.

«Удовлетворительно» - в оформлении реферата есть грубые нарушения, не до конца раскрыта тема.

 

«Неудовлетворительно» - не представлен реферат.

Минусинск, 2020

Одобрено предметно-цикловой комиссией ОГСЭ

Протокол № _________

«____» __________ 20____г.

 

 

Председатель ПЦК                                            ________________ О.Г.Косова

 

 

Зам. директора по учебно-

методической работе                                     _____________ Т.В.Сас

 

 

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой

по дисциплине ЕН. 02. Экологические основы природопользования для специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам) базовой подготовки

 

Организация-разработчик:

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 «Минусинский колледж культуры и искусства»

 

Разработчик:

Козлова Елена Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ   4
2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 6  
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 7
4. ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ 15
5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 17  
6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ 18

 

 

ПАСПОРТ

Область применения

 

Методические указания и контрольные задания по дисциплине ЕН. 02. Экологические основы природопользования разработаны с целью оказания помощи обучающихся на заочном отделении в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала.

Задачи методических указаний:

- изложение рациональных методов самостоятельного изучения дисциплины;

- методические рекомендации по выполнению контрольных работ.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:  Математический и общий естественнонаучный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

· анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

· использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

· принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

· принципы и методы рационального природопользования;

· методы экологического регулирования;

· принципы размещения производств различного типа;

  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

· понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

· правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

· принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

· природоресурсный потенциал Российской Федерации;

· охраняемые природные территории

Изучение дисциплины ЕН.02. Экологические основы природопользования способствует формированию следующих компетенций:

Код Наименование результатов обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительную работу.

1.4. Обязательная учебная нагрузка на заочном отделении – 8 часов. Дисциплина «Экологические основы природопользования» преподается студентам заочной формы обучения на 1 курсе, в 1-2 семестре.

За время изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу в II семестре.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов
1

2

3
 

Курс, 3 семестр

 
РАЗДЕЛ 1.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ И СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

21

Тема 1.1

Предмет и методы экологии

Содержание учебного материала

2

1 История развития экологии. Предмет экологии, методы изучения.

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Конспектирование темы «Основоположники науки экологии».

2. Найти и выписать определения понятий. Работа со словарем.

 

2


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.155 (0.011 с.)