Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Философия средних веков.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Общая характеристика средневековой философии. Философия Аврелия Августина. 2. Средневековая схоластика. Борьба реализма и номинализма. 3. Основные положения философии Фомы Аквинского (1225 – 1274 гг.) 1. Средневековая философия просуществовала почти тысячу лет – от распада Римской империи до эпохи Ренессанса (VI в. – XV вв.). Она распадается на два периода: раннее средневековье Европы, становление христианства в условиях формирования европейских государств и зрелое средневековье (с XI в.), связанное со становлением и развитием феодализма. Эта философия отличается от античной своей нравственной парадигмой. Идея греков – созерцательный разум, отсутствие страстей, а сам философ – бесстрастный созерцатель мировой драмы. Христианское мировоззрение – это эмоции. В писании сказано: «Горе тому, кто не горяч, не холоден, но тепел». Здесь жизнь приобретает человеческий смысл, в ней появляется цель: есть начало – сотворение мира, пришествие Христа; конец – его второе пришествие, страшный суд; спасение – вечная жизнь. Идеал человека – Бог. В христианстве Он терпит позор, чувствует свою униженность и боль. Тема скорби о том, что образ божий в человеке помрачён, а значит и скорби о собственном несовершенстве внутреннего мира, становится главной в средневековой философии. Человек стремится к своим божественным возможностям, но живёт на земле и поддаётся земным соблазнам. Задача человека, в силу собственной причастности к Богу – не просто жить «здесь и сейчас», а преображать себя. Эта философия переключает внимание человека с внешнего мира на внутренний, мир веры, надежды и любви. Бытие, сотворённое Богом, изменить нельзя, человеку необходимо изменить самого себя. Господствующим мировоззрением средневековья является теоцентризм: Бог сотворил мир и человека. Мир – гигантская пирамида, где всё жёстко соподчинено: неживая, живая природа, человек и ангелы, на вершине Бог-творец. Цель и смысл человеческой жизни – служение Богу, стремление к нему через покаяние и преодоление греховности. Особенности средневековой философии: 1) примат веры над знанием; 2) абсолютный авторитет священных текстов; 3) монотеизм (единобожие) как идеология для философии; 4) креационизм – творение мира Богом из ничего через «слово». Бог не доступен для познания, но открывает себя человеку, его откровение в текстах Библии: толкование текстов (экзегетика) – основной путь богопознания. Человек – центр земного мира и этот мир устроен так, чтобы люди были спасены. Духовными истоками средневековой философии явилось учение Платона об идеях как основе мира и учение Аристотеля «о форме» как перводвигателе всего сущего. В ней выделяют патристику (учения отцов церкви) и схоластику с ее проблемой универсалий (связи общих понятий и отдельных вещей), а отсюда – борьбой реализма и номинализма. Ярким представителем патристики был Августин Аврелий, схоластики – Ансельм Кентербирийский, Фома Аквинский и целый ряд других (Пьер Абеляр, Эриугена, Дунс Скот, Вильям Оккам). Начало средневековой философии ознаменовалось союзом философии и теологии, а её завершение – распадом этого союза. В основе философии и культуры средних веков лежит текст и слово. Ключ к познанию – Вера, тварный мир можно познать с помощью разума. Проблема души и тела строится на догматах о Боговоплощении. Здесь дуализм божественного и человеческого, небесного и земного, сакрального и греховного. Это синтез двух традиций – христианского откровения и античной философии. Классическая патристика (IX-X вв.) – это проблема тринитарная (учение о соотношении в Боге Отца, Сына и святого Духа) и христологическая (сочетание в Христе двух природ – божественной и человеческой), антропологическая (вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в плане его спасения и искупления). Ярким представителем патристики был Августин Аврелий, по прозвищу Блаженный (354-430 гг.). В своем учении он провозглашает Бога источником бытия, чистой формой, источником блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один, в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Начало творения мира и есть начало времени. Августин стремится установить соотношение настоящего, прошедшего и будущего. Вывод: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования. Действительное существование присуще только настоящему, ибо в зависимости от него мы осмысливаем прошлое и будущее. Прошлое обязано нашей памяти, а будущее нашей надежде. Бог вне времени, он вечность. В вечном нет ни проходящего, ни будущего – что проходит, то уже не существует, а что будет, то ещё не начало быть. Вечность только есть. Августин говорит о двух властях – государстве и церкви. Обе власти от Бога, они легитимны, но у них разные задачи: у церкви – духовные, у государства – земные. Они должны поддерживать друг друга. Король только тогда король, когда он придерживается закона и права – это есть выражение справедливой Божьей воли. Человек есть единство души и тела, душа бессмертна и свободна в своих действиях. В «Исповеди» философ говорит о самосознании и свободе личности. Он считает, что субъективно человек действует свободно: обладая волей, он может направлять её либо на благо, либо на зло. Человек сам в ответе перед людьми и Богом. Далее Августин разрабатывает идею Добра и Зла (теодицея – оправдание Бога). Бог творит только благо, добро, оно заключено в людях, в обществе. Но, подобно тому, как тишина есть отсутствие шума, нагота – отсутствие одежды, болезнь – отсутствие здоровья, так и зло есть отсутствие добра, а не нечто существующее само по себе, некая сила. Зло относительно, оно может быть ступенькой к добру. Бог не в ответе за зло. Это есть умаление божественного начала в самом человеке, который должен пройти искушение злом, чтобы понять в себе нечто истинное. Человек должен осознать слабость своего ума и не рассчитывать на всестороннее познание Бога, это компетенция не ума, а веры. Надо верить, что Бог поможет и поддержит (провиденциализм – провидение, попечительство). Человек способен ко греху, но если у него есть божественное начало, значит есть силы преодолеть трудности. Человек, не застывший в своём высокомерии, сомневается, падает и идёт дальше. Человек, сомневающийся – божье создание, которое стремится к самопознанию. Это ответ на призыв античности «познай самого себя». Полюби и делай, что хочешь – это нравственный принцип. Это не просто любовь к Богу, но любовь к сущности человеческой. Говоря о возможностях познания, Августин уверен: человеческое знание имеет два источника: первый – чувственный опыт (поверхностное знание о мире) и второй – вера, которая опирается на коллективный опыт и потому является достоверной. Разум открывает человеку вещи видимого мира, вера – невидимого; за пределами очевидного с её помощью осознаётся вечное и непреходящее в этом мироздании. Главный принцип философа: «Не понимать, чтобы верить, а верить, чтобы понимать». 2. Схоластика – это постижение Бога логическим путем (рациональное доказательство Бога, креационизм, теодицея, провиденциализм, аверроизм – учение о двойственной истине, проблема универсалий). Яркая фигура в схоластике – Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.). Он классический схоласт, исповедующий философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь мы видим абсолютное подчинение мысли авторитету догмата. Знание разделяется на два уровня: сверхчувственное и естественное. Первое даётся в откровении, второе ищется человеческим разумом. Для первого авторитет – Священное писание. И на первом и на втором истины уже заложены, их нужно отыскать, вывести из текстов и сделать правильные логические заключения. Ансельм Кентерберийский заявляет, что вера предшествует разуму и её положения составляют норму для разума. Разум же выступает логическим средством веры. Важной проблемой в схоластике была проблема сущности общих понятий и споры о том, существует ли общее вне и до существования конкретных вещей. И второе – раз есть идея веры, то требует ли она рациональных доказательств? В схоластике идёт борьба мнений вокруг вопроса: существует ли объективное содержание в общих понятиях – универсалиях или нет, если существует, то в какой форме? У Платона идеи реально существуют, связаны с универсалиями, независимо от того, воспринимают их люди или нет (крайний реализм). У Аристотеля универсалии (формы) существуют в единичных вещах, через вещи с помощью мышления их можно познать. Они неотделимы от вещей (справедливость существует только в человеке, обществе). Ансельм был представителем реализма: общие понятия существуют реально до вещей и порождают вещи. Номинализм стоял на том, что реально существуют только вещи, а общие понятия – это слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Они могут быть в сознании человека как общие понятия, отражающие сходные черты предметов (признаки жизни). Представителем умеренного номинализма (концептуализма) был Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Он был убежден, что Бог наградил человека разумом, который даёт возможность познать Бога. Если патристика на первое место ставила абсолютность веры: «Верую, ибо абсурдно», а реалисты видели в вере лишь предпосылку рационального знания, то П. Абеляр выдвигает принцип: «Понимаю, чтобы верить». Религию следует воспринимать разумом, он есть критерий истины и логического мышления. Шотландский теолог схоласт Дунс Скот (1270-1308 гг.) пытался примирить реалистов и номиналистов, найти компромиссное решение: каждая вещь есть единство общего и частного. Общее существует реально, но только в самих вещах, отражая их сущность. Существует связь религии и философии: предмет богословия – Бог, предмет философии – бытие. Познание есть активный процесс чувств и разума. Уильям Оккам (1300-1349 гг.) – представитель крайнего номинализма, сторонник секуляризации, выступал против господства церкви над государством. Прокладывал дорогу реформации, доказывал, что Бог – предмет религиозной веры, а не философской. Считал, что познание всегда начинается с единичных предметов. Есть познание интуитивное и абстрактное. Понятия, которые нельзя обосновать логически, надо отсекать как бритвой («бритва Оккама). 3. Фома Аквинский (1225-1274 гг.), опираясь на труды Аристотеля, завершает католическую теологию. Свою философию он начинает с общего понятия «Бытие» – это всё, что есть, что может быть. Единичные предметы – субстанция; материя – возможность реальных вещей, форма – действительность. Сущность всего телесного – в единстве материи и формы. Лишь благодаря форме является вещь определённого рода и вида. Это целевая причина образования вещи. Сущее делится на субстанцию (отдельные вещи) и акциденции – атрибуты, свойства субстанции (качество, количество, отношение, место, время). Государство должно заботиться о благе народа. Власть должна быть нравственной, связана с добром и справедливостью. Человек – единство души и тела. Душа как активное начало уникальна, носит личностный характер, обладает бессмертием. Личность – самое благородное явление во всей разумной природе. Она характеризуется интеллектом, чувствами и волей. Интеллект выше воли, но познание Бога ниже, чем любовь к нему: чувства могут превосходить разум, если они относятся к Богу. Бог – высшая универсалия, человек – высшее творение Бога. Но человека делают человеком нормы его поведения, он может быть моральным и аморальным. Человек должен подчиняться двум законам – естественному и божественному, который определяет превосходство церкви над государством, гражданским обществом. Разрабатывая теорию познания, Фома Аквинский пытается решить проблему связи разума и веры. Задача философии (науки) – объяснить закономерности мира, хотя это знание не может охватить все, и над знанием философии возвышается царство богословия. Сюда нельзя проникнуть естественной силой мышления. Но между наукой и верой нет противоречия, хотя христианские истины выше разума. Познание начинается с чувственного восприятия. В душе они превращаются в «вид предмета», познавательный образ. На базе чувственного восприятия интеллект создает умопостигаемые образы. Истина – это соответствие интеллекта и вещи. Поскольку нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать, на этом принципе основываются все остальные принципы логического мышления. Относительно универсалий: общее существует реально, но не в уме, не в виде идей, а в Боге. Общее – это бытие, созданное Богом, и моменты общего есть в любой вещи; но то что они есть – это связывает их в единое целое. До вещей общее содержится в разуме Бога как идеи будущих вещей, вечные идеальные образцы сущего. В вещах они получают конкретное воплощение. После вещей – в мышлении человека, обобщении. Фома Аквинский известен тем, что логически обосновал бытие Бога. Пять доказательств Бога: 1) все вещи находятся в движении, самодвижения нет, перводвигатель – Бог; 2) в мире всё причинно обусловлено. Но ничто не может быть причиной самого себя, первопричина – Бог; 3) в мире нет случайностей, нужна необходимая причина, абсолютная необходимость – Бог; 4) есть разные уровни совершенства, мерило – Бог; 5) в мире есть целесообразность, направляющая целевая сила – Бог. Фома Аквинский был провозглашён святым, а его учение стало официальной философией Ватикана. Таким образом, средневековая философия противоречива, в ней сталкивается множество точек зрения на соотношение веры и разума, философии и богословия. Ее нельзя рассматривать как провал в культурной истории человечества. Она является очередной ступенькой восходящего развития философской мысли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.013 с.) |