Основу технологии разноуровневого обучения составляют: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:



Педагогические технологии

(картотека)

Содержание

Название технологии Стр.
1 Педагогическая технология (определение)………………... 3
2 Технология разноуровневого обучения…………………… 4
3 Технология дистанционного обучения…………………….. 6
4 Технология программированного обучения………………. 7
5 Технология адаптивного обучения………………………… 9
6 Технология «ТРИЗ»…………………………………………. 10
7 Личностно- ориентированная технология…………………. 11
8 Здоровьесберегающие технологии…………………………. 13
9 Игровые технологии………………………………………… 15
10 Технология проектного обучения………………………….. 16
11 Технология репродуктивного мобучения…………………. 17
12 Технология коллективного обучения….............................. 18
13 Технология модульного обучения…………………………. 20
14 Компьютерные технологии обучения……………………… 21
15 Технология концентрированного обучения………………. 23
16 Интерактивные технологии………………………………… 25
17 Технология поэтапного формирования умственных действий……………………………………………………… 27
18 Технология свободного обучения Марии Монтессори…… 29
19 Технология «Портфолио дошкольника»…………………... 31
20 Технология проблемного обучения………………………… 32

 

Педагогическая технология - система методов, которые осуществляются в каком- либо процессе.

 

Отличие от методики- технология представляет более или менее жёстко запрограммированный процесс 9алгоритм) взаимодействия преподавателя и учащихся, который будет гарантировать достижение поставленной цели.

 

Педтехнологии различаются по основаниям:

ü По источнику возникновения,

ü По целям и задачам,

ü По возможностям педагогических средств,

ü По функциям учителя,

ü По стороне реализуемого педпроцесса.

 

Любая технология- теоретически осмысленная педагогическая деятельность, и в то же время направленная на реализацию научных идей в практику, следовательно, педтехнология занимает промежуток между наукой и опытом, объединяет теорию и практику.

Таким образом педтехнология- система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих приёмов и методов эффективного достижения педагогом целей воспитания, обучения, развития.

 

Признаки педтехнологии:

Ø Цель (д.б. конкретная, чётко запрограммирована),

Ø Диагностичность,

Ø Структурность,

Ø Оптимальность (д.б. перечень условий).

 

Педтехнология отличается от педагогического опыта, так как это не просто воспроизведение действий, а мысль, выведенная из опыта.

 

Технология разноуровневого обучения

Значительный вклад в разработку теоретических основ процесса дифференцированного обучения учащихся внесли психологи Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.С.Рубинштейн и многие др.; дидакты Ю.К.Бабанский, Б.П.Есипов, Л.В.Занков и др.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.

Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:

1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.

3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».

Причины, позволяющие считать этот метод продуктивным в системе образования:

1.Повышается активность;

2.Повышается работоспособность;

3.Повышается мотивация к изучению;

4.Улучшается качество знаний.

Введение такой организации образовательного  процесса приводит к необходимости:

а) разработки четких требований к каждому уровню, исходя из целей обучения;

б) разработки критериев отбора обучающихся в соответствующий уровень.

Преимущества

Интерактивные технологии напрямую связаны с внедрением инновационных инструментов: электронных досок, проекторов, игровых комплексов. Современное оборудование позволяет разнообразить материал яркими графическими презентациями и увлекательными мультимедийными сюжетами. Без них достаточно сложно добиться высокой результативности в учебе.

Основные плюсы использования интерактивных технологий:

· Повышается качество преподносимого материала. Внедрение интерактивных технологий позволяет использовать на уроках различные схемы, графики, картинки, красочные презентации и многое другое для эффективного усвоения изучаемой темы. Без наглядности обучающимся бывает сложно понять абстрактные элементы, например, вписанный в пирамиду шар или описанную около цилиндра призму.

· Пробуждается интерес к учебе. Обучение с применением ИТ поощряет активное участие каждого ребенка в ходе преподавания. Помогает задействовать чувства каждого обучающегося, сформировать интерес к изучаемой теме. Облегченная форма подачи материала при помощи элементов анимации и компьютерного конструирования способствует вовлечению в обсуждение.

· Устанавливаются доверительные отношения. Интерактивные средства обучения позволяют выступать преподавателю больше не в роли учителя, а в роли организатора. Все это помогает наладить взаимодействие с окружением и позволяет поддерживать хороший контакт с аудиторией, что в конечном итоге повышает мотивацию обучающегося и способствует высокому проценту усвоения знаний.

Многие преподаватели отмечают, что внедрение ИТ в образовательный процесс способствует развитию детского творчества, помогает выявлять различные точки зрения и прекрасно активизирует умственные способности каждого ученика. В сравнении с обычными методиками обучения, все это способствует интеллектуальному развитию ребенка. 

Интерактивные инструменты и оборудование:

Интерактивное оборудование является мощным мультимедийным инструментом для современных образовательных учреждений. Каждое устройство имеет свое программное обеспечение для проведения занятий. Оно может быть подобрано в самых разнообразных комплектациях в зависимости от потребностей ДОУ и школы.

· Сенсорные столы и доски. Уникальные устройства с экраном и компьютером. Помогают выводить на экран различные изображения, схемы, карты для наиболее эффективной и увлекательной подачи материала.

· Сенсорные комнаты. Специально обустроенные помещения, которые позволяют развить творческие способности, мелкую моторику рук ребенка и минимизируют гиперактивность. Значительно повышают жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности.

· Интерактивные игровые комплексы. Специализированное оборудование, которое помогает овладеть практическими навыками работы с информацией. Способствует быстрому освоению компьютерной техники, инженерии в игровой форме.

· Инфоматы и интерактивные стойки. Интерактивные киоски эффективны для показа различных роликов и презентаций.

При внедрении интерактивных технологий меняются роли учителя и обучающегося. Инициативность преподавателя значительно снижается и уступает активности учеников, прерогативой учителя становится формирование подходящих условий для их собственной инициативы. Учащиеся начинают ощущать себя полноправными членами образовательного процесса.

Интерактивная методика обучения в школах способствуют лучшей адаптации в коллективе, развивает коммуникативные навыки и позволяет побороть всевозможные страхи и фобии в общении с незнакомыми людьми. Все это в конечном счете помогает многим детям развить свой собственный потенциал и позволяет выйти на совершенно новый уровень развития.

Многие педагоги отмечают, что интерактивное обучение в школе позволяет компактно представить материал в четко структурированной и логичной форме. На практике это способствует лучшему освоению учебного материала обучающимися и позволяет грамотно и качественно преподнести подготовленную тему.

 

 

Технология поэтапного формирования умственных действий

Технология поэтапного формирования умственных действий разработана на основе соответствующей теории П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Н. Ф. Талызиной и др. Авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное. Эти положения составляют основу теории обучения как поэтапного формирования умственных действий.

Согласно данной теории технология обучения строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым.

Дидактический материал. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами (специальные игрушки, вещи и т.п.).  Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка, а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы: Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков. В системе нет ролевых и подвижных игр. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Технология «Портфолио дошкольника»

Концептуальная основа

Концепция общероссийской системы оценки качества образования (2007) определила в основных положениях объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами: образовательными программами, образовательными организациями, индивидуальными образова­тельными достижениями обучающихся. Следовательно, по­следний элемент наиболее значим в условиях инновационного подхода.

Содержательная часть

Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог — ребенок — родитель».

Цель портфолио — увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения.

Основной смысл портфолио — показать все, на что способен ребенок.

Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое за­полняется постепенно, в соответствии с возможностями и до­стижениями дошкольника.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя; можно ввести рубрику «Я люблю...» и др. в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту» и др..

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...» и др..

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы.

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Технологическая часть:

     Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей.

Функции портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняе­мых работ), рейтинговая (показывает.диапазон умений и на­выков ребенка) и др..

 

Технология проблемного обучения в детском саду

Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Недостатки

Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

 

Существуют следующие формы организации проблемного обучения?

 

- Проблемный вопрос (это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения).

 

- Проблемная задача (Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?)

 

- Проблемная ситуация (Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

(Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)

 

 

 

Педагогические технологии

(картотека)

Содержание

Название технологии Стр.
1 Педагогическая технология (определение)………………... 3
2 Технология разноуровневого обучения…………………… 4
3 Технология дистанционного обучения…………………….. 6
4 Технология программированного обучения………………. 7
5 Технология адаптивного обучения………………………… 9
6 Технология «ТРИЗ»…………………………………………. 10
7 Личностно- ориентированная технология…………………. 11
8 Здоровьесберегающие технологии…………………………. 13
9 Игровые технологии………………………………………… 15
10 Технология проектного обучения………………………….. 16
11 Технология репродуктивного мобучения…………………. 17
12 Технология коллективного обучения….............................. 18
13 Технология модульного обучения…………………………. 20
14 Компьютерные технологии обучения……………………… 21
15 Технология концентрированного обучения………………. 23
16 Интерактивные технологии………………………………… 25
17 Технология поэтапного формирования умственных действий……………………………………………………… 27
18 Технология свободного обучения Марии Монтессори…… 29
19 Технология «Портфолио дошкольника»…………………... 31
20 Технология проблемного обучения………………………… 32

 

Педагогическая технология - система методов, которые осуществляются в каком- либо процессе.

 

Отличие от методики- технология представляет более или менее жёстко запрограммированный процесс 9алгоритм) взаимодействия преподавателя и учащихся, который будет гарантировать достижение поставленной цели.

 

Педтехнологии различаются по основаниям:

ü По источнику возникновения,

ü По целям и задачам,

ü По возможностям педагогических средств,

ü По функциям учителя,

ü По стороне реализуемого педпроцесса.

 

Любая технология- теоретически осмысленная педагогическая деятельность, и в то же время направленная на реализацию научных идей в практику, следовательно, педтехнология занимает промежуток между наукой и опытом, объединяет теорию и практику.

Таким образом педтехнология- система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих приёмов и методов эффективного достижения педагогом целей воспитания, обучения, развития.

 

Признаки педтехнологии:

Ø Цель (д.б. конкретная, чётко запрограммирована),

Ø Диагностичность,

Ø Структурность,

Ø Оптимальность (д.б. перечень условий).

 

Педтехнология отличается от педагогического опыта, так как это не просто воспроизведение действий, а мысль, выведенная из опыта.

 

Технология разноуровневого обучения

Значительный вклад в разработку теоретических основ процесса дифференцированного обучения учащихся внесли психологи Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.С.Рубинштейн и многие др.; дидакты Ю.К.Бабанский, Б.П.Есипов, Л.В.Занков и др.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.

Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:

1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.

3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».

Причины, позволяющие считать этот метод продуктивным в системе образования:

1.Повышается активность;

2.Повышается работоспособность;

3.Повышается мотивация к изучению;

4.Улучшается качество знаний.

Введение такой организации образовательного  процесса приводит к необходимости:

а) разработки четких требований к каждому уровню, исходя из целей обучения;

б) разработки критериев отбора обучающихся в соответствующий уровень.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

· психолого-педагогическая диагностика обучающегося;

· сетевое планирование;

· разноуровневый дидактический материал.

Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т.д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.

Разноуровневый дидактический материал - структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями, которые являются гарантами саморазвития личности.

В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют, как правило, три уровня:

1  минимальный (государственный стандарт),

2  базовый,

3  вариативный (творческий или усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).

Критерии отбора учащихся в тот или иной уровень: результаты тестирования на знание базового материала; желание самих учащихся; рекомендации психолога. Эти группы подвижны по своему составу.

Особенностью использования технологии уровневого обучения является: необходимость проектирования целей трех уровней - репродуктивных, конструктивных, творческих. Для каждого уровня педагог определяет, что воспитанник  на данном уровне должен узнать, понять, суметь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.081 с.)