Раздел 1. Организационно- методический 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Организационно- методический



Институт гуманитарных наук

 

Кафедра Всеобщей истории

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Историография зарубежной истории

 

 

ООП по направлению 030600.62 «История» профиль подготовки –  

Вечернее отделение

Институт Гуманитарных наук

Курс 4  курс, 1-2 семестр

 

Москва 2012


Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры Всеобщей истории протокол № _____ от _______________, утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.

 

Составитель                

доцент, кандидат исторических наук С.А. Агуреев

Рецензенты

доцент, кандидат исторических наук А.Ф. Рагимова

доцент, кандидат исторических наук Д.И. Рублев

Заведующий кафедрой

профессор, доктор исторических наукЕ. И. Хаванов


 ЧАСТЬ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ПРОГРАММЕ      МАТЕРИАЛОВ)

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ. Соответствие образовательному стандарту, включая общую трудоемкость дисциплины «История исторической науки»; место дисциплины в основной образовательной программе, в том числе межпредметные связи; виды деятельности на которые ориентируется дисциплина; предназначение, цели и задачи учебной дисциплины; формы контроля.

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Общее содержание программы дисциплины, затем краткое содержание

тем со следующими основными прилагаемыми потемно материалами:

 

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ, ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ИСТОРИОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ».

 

 

РАЗДЕЛ 3. содержит общие списки основной и дополнительной литературы ко всему курсу.

 

РАЗДЕЛ 4. Общий список интернет-ресурсов по дисциплине.

РАЗДЕЛ 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Содержит: перечень необходимого на занятиях оборудования, примерную тематику рефератов и курсовых работ по курсу «Историография зарубежной истории», примерную тематику дипломных работ.

 

 

РАЗДЕЛ 2: СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (стандарт).

Тема 2: Историческая мысль поздней античности.

 

Иосиф Флавий и его историческая концепция. Аммиан Марцеллин как историк позднеримской эпохи. Римляне и варвары в описаниях Аммиана Марцеллина.

 

ИСТОЧНИКИ

Иосиф Флавий. Иудейская война. / Перевод Фенкельберга М. Ф. – Иерусалим.: Мосты культуры, 2004.

Аммиан Марцеллин. Римская история. / Перевод Кулаковского Ю. А. – СПБ.: Алетейя, 2000.

 

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

 

Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. / Ю. В. Андреев. – СПб.: Алетейа, 1999.

Асмус В. Ф. Античная философия. /В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1987.

Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. / С. Я. Лурье. – М.: Наука, 1947.

Раджак Тесса. Иосиф Флавий. Историк и общество: Перевод с английского. / Р. Тесса. – М.: Еврейский университет в Москве: Гешарим, 1993.

Радциг С. И. Античная литература, ее художественное и историческое значение. / С.И. Радциг. – М.: Высшая школа,1962.

Чистякова Н. А. Вулих Н. В. История античной литературы. / Н.А. Читсякова, Н. В. Вулих. – М.: Высшая школа, 1957.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (до 2000 г.)

 

Историография античной истории / Под. ред. Кузищина В. И. – М.: Высшая школа. 1980.

История политических и правовых учений. Древний мир. / Отв. Ред. Нерсесянц В. С. – М.: Наука, 1985.

Егоров А. Б. Рим на грани эпох. / А.Б. Егоров. - Л.: Республика, 1985.

Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. / Л. И. Мечников. – М.: Прогресс, 1995.

Федорова Е. В. Императорский Рим в лицах. / Е. В. Федорова. - М.: Издательство Московского университета, 1991.

Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. / Д. Шлюмберже. – М.: Восточная литература, 1985.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Всемирная история. Единое научно-образовательное пространство//www.worldhist.ru/ books/new/Barg.htm

2. Мабли Г. Размышления о греческой истории//www.rvb.ru/18vek/radishchev/02comm/032.htm

 

 

ЧАСТЬ 2

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины

«История исторической науки»

1. План освоения дисциплины

(для программы бакалавриата)

Темы

Трудоемкость

(100 ч.)

Виды учебной работы

Виды самостоятельной работы

Виды и сроки контроля

Ауд. 108 ч Сам. 55 ч Л 66 ч С 42 ч Деловая игра Колл.
1 Введение в историографию 1 1 2 2     Подготовка к семинару 1 ч Выступление на семинаре
2 Историческая мысль поздней античности   2 2 2     Подготовка к семинару 2 ч. Выступления на семинарах
3 Историческая мысль Византии 2 4 2 2     Подготовка презентаций 4 ч. Проверка презентаций
4 Христианская концепция философии истории раннего средневековья 2 4 4 4     Подготовка презентаций 4 ч. Проверка презентаций
5 Средневековая историография XII- XV вв. 2 2 2 2     Подготовка к семинару 2 ч. Выступление на семинаре
6 Европейская гуманистическая историография XIV- XVI вв. 2 2 4 4     Работа над рефератом 2 ч. Проверка работы над рефератами
7 Научная революция и историческое знание XVII в. 2 4 2 2     Работа над рефератом 4 ч. Контроль за выполнением рефератов
8 Историческая мысль Европейского Просвещения 2 4 4 4     Подготовка презентаций 4 ч. Контроль за выполнением презентаций
9 Западноевропейская историография в I пол. XIX в. 2 2 2 2     Работа над рефератом 2 ч. Контроль за выполнением рефератов
10 Европейская историография II пол. XIX в. 2 2 4 4     Работа над рефератом 2 ч Контроль за выполнением рефератов
11 Материалистическое понимание истории К. Маркса и Ф. Энгельса 2 2 2 2     Выполнение конспектов 2 ч Проверка конспектов
12 Отечественная историография зарубежной истории XIX в. 2 2 2 2     Подготовка презентаций 4 ч. Контроль за выполнением презентаций
  Подготовка и проведение аттестации             Подготовка к зачету Зачет – зимняя сессия 4 курса
13 Цивилизационный подход к истории в трудах А. Тойнби, О. Шпенглера, Н. Данилевского 2 2 2       Подготовка к семинару 2 ч. Контроль за подготовкой
14 Французская историография в I пол. XX в и формирование «новой научной школы» 2 2 2       Подготовка к семинару 2 ч. Выступление на семинарах
15 Школа «Анналов» и «революция в историческом знании» XX в. 2 2 4 2     Выполнение конспектов 2 ч. Выступление на семинарах
16 Немецкая историография конца XIX- первой половины XX вв. 2 2 2 2     Подготовка к семинару 2 ч. Подготовка конспектов
17 Историческая концепция М. Вебера и В. Зомбарта 2 2 2       Подготовка к семинару 2 ч. Выступление на коллоквиуме
18 Историческая наука в Великобритании в XX 2 2 4 2     Работа над конспектами 2 ч. Подготовка конспектов
19 Итальянская историография зарубежной истории XX в.. 2 2 2 2     Работа над конспектами 2 ч. Контроль за выполнением конспектов
20 Общая схема мировой истории 2 2 2       Подготовка к семинарам 2 ч. Контроль за выполнением конспектов
21 Экзистенциальная концепция всемирной истории в трудах К. Ясперса и М. Хайдеггера 2 2 2       Подготовка к семинарам 2 ч. Контроль за выполнением конспектов
22 Американская историография XX века: основные проблемы и идеи 2 2 4 2     Работа над конспектами 2 ч. Контроль за выполнением конспектов
23 Советская историография зарубежной истории XX в. 2 2 4       Выполнение конспектов 2 ч. Проверка конспектов
24 Современная отечественная историография всемирной истории 1 2 4     4 Работа над конспектами 2 ч. Проверка конспектов
  Подготовка и проведение аттестации         Подготовка к экзамену Экзамен – летняя сессия 4 курса
               

 


Тематический план курса на 1 семестр.

Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ по курсу: «История исторической науки».

 Примерная тематика рефератов и курсовых работ:

1. Историческая концепция Франческо Петрарки.

2. Историческое сознание и историческая память.

3. Прокопий Кессарийский как представитель византийской исторической мысли.

4.  Феофилакт Симоката и его «Всемирная история».

5. Николо Маккиавелли как историк.

6. Франческо Гвиччардини как историк Флоренции.

7. Итальянская культура эпохи Возрождения в отражении Джорджо Вазари.

8. История культуры европейского средневековья в освещении Й. Хейзинги.

9. Исторические взгляды Т. Карлейля.

10. Историческая концепция Давида Юма.

11. Проблема историзма в трудах Э. Трельча.

12. Философия истории Гегеля.

13. Историология Н. И. Кареева и его концепция всемирной истории.

14.  История английской революции в трудах Саввина.

15.  Фрэнсис Бэкон как историк.

16. Исторические взгляды Т. Б. Макколея.

17.  Романтическая школа французской историографии (Гизо, Тьери, Минье).

18.  Опыт сравнительной характеристики исторических взглядов А. Токиля и И. Тэна.

19.  История цивилизации глазами Константина Леонтьева.

20. Философия истории Осипа Шпенглера.

21.  Философия истории А. Тойнби.

22.  Цивилизация средневекового запада в освещении историков школы Анналов. (А. Я. Гуревич, Ф. Бродель, М. Блок)

23.  Философия истории Льва Карсавина.

24.  Экзистенциальная концепция истории (К. Ясперс, М. Хайдеггер).

25.  Микроистория как часть как часть современной исторической науки.

26. Историческая концепция Аврелия Августина.

27.  Макс Вебер как историк капитализма.

28. Современная ревизионистская историография Великой Французской Революции (тенденции и направления).

29.  История эллинизма в работах Т. Моммзена.

30.  Французская романтическая историография и ее роль в освещении Великой Французской Революции. (на примере трудов Гизо).

31. Позитивизм как направление исторической мысли.

32.  Материалистическое понимание истории К. Маркса.

33.  Т. Мор и его «История Ричарда III».

34. Джамбатиста Вико и его историческая концепция.

35.  Методология истории Лаппо-Данилевского.

36.  Вольтер как историк.

37. Кристофер Хилл как историк английской буржуазной революции (труд «Библия и Английская Революция»).

38.  Социальная история и историческая антропология.

39.  Аммиан Марцелин как историк поздней римской империи.

40.  Интеллектуальная история как направление современной исторической мысли.

41.  Бенедетто Кроче и его идеалистическая концепция истории (на примере работ «Теория и история историографии» (1915), «История как мысль и действие»).

42.  История культуры средних веков и эпохи Возрождения в работах П. Н. Вицилли.

 

 

 Примерная тематика дипломных работ:

1.Основные понятия и задачи историографии как специальной исторической дисциплины.

2. Критерии историзма и его отличия от мифологического и религиозного мышления.

3. Еврейский религиозный историзм и его основные характеристики.

4. Античная историческая мысль и типологические особенности историописания в античности.

5. Античная историография в эллинистический и римский периоды и ее основные характеристики.

6. Особенности западноевропейского средневекового христианского историзма.

7. Историография эпохи Возрождения и ее основные принципы и характеристики.

8. Влияние научной революции XVII в. на историческое сознание и историописание.

9. Основные принципы историографии эпохи Просвещения.

10. Социально-политическая и историческая мысль Англии XVII-XVIII вв.

11. Историческая наук и историческая мысль во Франции XVIII в.

12. Позитивизм: теоретико-методологические основы и подходы к историческому исследованию.

13. Формационный подход к пониманию мировой истории, его значение и познавательные возможности.

14. Неокантианство и его влияние на методологию исторического исследования.

15. Французская историческая школа «Анналов», ее влияние на французскую и мировую историческую науку.

16. Цивилизационный подход к пониманию мировой истории (на примере конкретных философов и историков).

17. Историография религиозной Реформации в Западной Европе (страны по выбору).

18. Историография Английской буржуазной революции.

19. Современная французская историография. (авторы по выбору)

20. Современная английская историография. (авторы по выбору)

21. Современная немецкая историография. (авторы по выбору)

22. Современная итальянская историография. (авторы по выбору)

23. Постмодернизм и его влияние на методологию исторического исследования.

24. Немецкий идеалистический историзм и его представители (по выбору).

25. Отечественная историография зарубежной истории (авторы по выбору)

 

 

ОБЩИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (до 2000 г.)

 

Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти. / М.Л. Абрамсон. М.: Наука, 1979.

Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976.

Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. / М.А. Барг. - М.: Мысль, 1987

Барг М. А. Категории и методы исторической науки. / М.А. Барг. – М.: Наука, 1984.

Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма: Становление историзма. / М.А. Барг, К. Д. Авдеева. – М.: Мысль, 1998.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. / М.М. Бахтин. – М.: Наука,1965.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. / М. Блок. – М.: Наука, 1989.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. Т. I и II. / Ф. Бродель. – М.: Прогресс, 1986 -1988.

Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. / Ф. Бродель. – М.: Прогресс,1986.

Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. / О.Л. Вайнштейн. – М -Л.: Наука,  1964.

Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. / В. Виндельбанд. – М.: Юрист, 1995.

Гобозов. И. А. Введение в философию истории. / И.А. Гобозов.  – М.: Наука, 1993.

Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Соч. Т. 8. / Под редакцией А. Деборина. М.-Л.: Наука,1935.

Губман Б. Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. / Б.Л. Губман. – М.: Наука, 1991.

Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». / А.Я. Гуревич. – М.: ИВИ РАН, 1993.

Гутнова Е. В. Историография средних веков. / Е.В. Гутнова. – М.: Высшая школа, 1985.

Гэлбрэйт Д. Новое индустриальное общество. Пер. с англ. / Д. Гэлбрейт. – М.: Прогресс, 1969.

Жуков Е. М. Очерки методологии истории. / Е.М. Жуков. – М.: Наука, 1980.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. / Р.Д. Коллингвуд. – М.: Наука, 1998.

Косминский Е. А. Историография средних веков. / Е.А. Косминский. – М.: Наука, 1963.

Кроче Б. Теория и история историографии. / Б. Кроче. – М.: Языки русской культуры,1998.

Нарочницкий А. Л. Изучение новейшей истории стран Западной Европы и Америки в академии наук СССР (К 250-летию А. Н. СССР). / А.Л. Нарочницкий // Новая и новейшая история. – М.: 1974. № 2. С.72-93.

Немировский А. И. У истоков исторической мысли. / А.И. Немировский Воронеж.: Издательство ВГУ, 1979.

Олар А. Тэн как историк // Современный мир. 1908. кн. X.

Поппер К. Р. Открытое общество и его враги: 2 тома. Пер. с англ. / К.Р. Поппер. – М.: Наука, 1992.

Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. /Л. Репина. - М.: Дрофа, 1998.

Смоленский Н. И. О теоретических проблемах исторической науки/ Н.И. Смоленский // Новая и новейшая история. – М., 1993. № 3.

Собуль А. Жорж Лефевр – историк французской революции. // Французский ежегодник. 1959. – М.: Наука, 1961.

Собуль А. Классическая историография французской революции. // Французский ежегодник. 1976. – М.: Наука, 1978.

Тальберг Н. История христианской церкви. / Н. Тальберг. – М.: Новый мир, 1991.

Тойнби. А. Постижение истории. / А. Тойнби. – М.: Айрис-пресс, 2006.

Трельч Э. Историзм и его проблемы. / Э. Трельч. – М.: Юрист,1994.

Историография истории нового времени стран Европы и Америки / Под. ред. И. П. Дементьева. – М., Высшая школа, 1990.

Историк в поиске: Микро и макроподходы к изучению прошлого / Под. ред. Ю. Л. Бессмертного. – М.: Наука, 1999.

Февр Л. Бои за историю. / Л. Февр. – М.: Наука, 1991.

Ферреро Г. Юлий Цезарь. / Г. Ферреро. – Р/д.: Феникс, 1991.

Фукуяма Ф. Конец истории? / Фукуяма Ф. // Вопросы истории. – М.: 1990, № 3. С. 23-35.

Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. Пер. с англ. / Ф.А. Хайек. – М.: Искусство, 1992.

Хвостова К. Д., Финн В. К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. / К.Д. Хвостова, В.К. Финн. – М.: Наука,1997.

 Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. / Г. Эйкен. – СПб.: б.и., 1907.

Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. / А.Л. Юрганов. – М.: Институт открытое общество. 1998.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. / К. Ясперс. – М.: Политиздат,1991.

ОБЩИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (с 2000 г.)

Астахов М. В. Основы системного понимания исторического процесса. – Самара.2009.

 

Вен П. Как пишут историю: Опыт эпистемологии. / П. Вен. – М.: Научный мир, 2003.

Делюмо Жан. Цивилизация Возрождения. / Ж. Делюмо. – Екатеринбург.: У-Фактори, 2006.

Дюби Ж. Трехчастная модель или представление средневекового общества о себе самом. / Ж. Дюби.  – М.: Языки русской культуры, 2000.

Историческая наука и историческое сознание. / Под. ред. Могильницкого. –Томск, издательство Томского университета, 2000.

Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Под. ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева – М.: Высшая школа, 2000.

Историческая наука в XX в. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. Учебное пособие / Под ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева. – М.: Высшая школа, 2007.

История исторического знания. Пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М.: Дрофа, 2004.

Карсавин Л. П. Философия истории. / Л.П. Карсавин. – М.: Новый мир, 2007.

Кассирер Э. Философия Просвещения. / Э. Кассирер.  – М.: Языки русской культуры, 2004.

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. / И.Д. Ковальченко. – М.: Наука, 2003.

Кузеванов Л. И. Методология исторического познания. Академизм и постмодернизм. – М., 2012.

Кузнецова О. В. История повседневности на локальном уровне: подходы и трудности// Вестник Челябинского университета. 2008, № 21(99).

Ле Гофф Жак. Другое средневековье. Время, труд и культура Запада. / Ж. Ле Гофф.  – Екатеринбург.: У-Фактори, 2002.

Ле Гофф Жак Цивилизация средневекового Запада. / Ж. Ле Гофф. – Екатеринбург.: У-Фактория, 2007.

Ле Руа Ладюри. Монтайю, окситанская деревня (1294-1334). / Л. Ле Руа – Екатеринбург.: У-Фактория, 2001.

Мегилл А. К. Маркса. Бремя разума. – М., 2011.

Мейнеке Ф. Возникновение историзма. / Ф. Мейнеке. – М.: РОССПЭН, 2004.

Могильницкий Б. Г. История исторической мысли XX в. Вып. 1-2. / Б.Г. Могильницкий. – Томск.: издательство Томского университета, 2001-2003.

Николаева И. Ю. Полидисциплинарный синтез и верификация в истории. –Томск. 2010.

Петров А. Е. Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов. – М.. 2011.

Про А. Двенадцать уроков по истории. / А. Про. – М.: Наука, 2000.

Рассел Б. История западной философии. / Б. Рассел. – Новосибирск.: Изд. Новосибирского университета, 1996.

Репина Л. П. Образы времени и исторические представления: Россия-Восток-Запад. – М., 2010.

Румянцева М. Ф. Теория истории. / М. Ф. Румянцева. – М.: Аспект-пресс, 2002.

Смоленский Н. И. Об исследовании британским ученым Д. Тошем проблем методологии истории /Н. И. Смоленский// Новая и новейшая история. – М., 2002. -№ 6.

Смоленский Н. И. Теория и методология истории. Учебное пособие для вузов. / Н.И. Смоленский. – М.: Academic, 2007.

Соколов А. Б. Введение в современную западную историографию. / А.Б. Соколов. – Ярославль.: Современные тетради, 2002.

Тойнби. А. Цивилизация перед судом истории: Сборник под. ред. В. И. Уколовой, Д. Э. Харитоновича. 3-е издание. / А. Тойнби. – М.: Абрис-Пресс. 2006.

Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. / Д. Тош. – М.: Весь мир. 2000.

Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. / Х. Уайт. – Екатеринбург.: У-Фактори, 2002.

Шейнфельд М. Методологические дискуссии в отечественной исторической науке (60-90 гг). / М. Шейнфельд. – Красноярск.: издательство КГУ, 2004.

 Юрганов А. Л. Убить беса: путь от средневековья к новому времени. / А.Л. Юрганов. – М.: РГГУ, 2006.

 

РАЗДЕЛ 5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На занятиях используется следующее оборудование: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, светоотражающий экран, звуковые колонки, флип-чарт.

 

 

ЧАСТЬ 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

История исторической науки

Наименование дисциплины / курса Уровень образования Статус дисциплины в рабочем учебном плане Количество зачетных единиц / кредитов Форма отчетности Курс, семестр
Историография Новой истории стран Европы и Северной Америки магистратура ОП 1 экзамен 2 курс, 2 семестр

 

Смежные дисциплины по учебному плану:

История исторической науки

ВВОДНЫЙ БЛОК

(проверка сформированности компетенций)

Тема или задание текущей работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная

Максимальное/

минимальное количество баллов

      * ***
      * ***

Итого:

* ***

БАЗОВЫЙ БЛОК

(проверка сформированности компетенций)

Тема или задание текущей работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная

Максимальное/

минимальное количество баллов

Посещение занятий   аудиторная 5 15
Подготовка презентации   аудиторная 10 20
Ответы на семинарских занятиях   аудиторная 5 15
Коллоквиум   аудиторная 6 20
Зачет/ дифференцированный зачет/ экзамен   аудиторная 5 15

Итого:

31 85

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная

Максимальное/

минимальное количество баллов

Посещение занятий, выполнение индивидуальных семинарских заданий   аудиторная 0 5
Рецензирование научной монографии     аудиторная 0,5 5
Подготовка доклада   аудиторная 0,5 5

Итого:

1 15

Итого по дисциплине:

31 100

Необходимый минимум баллов и форм работ для прохождения рубежной аттестации:

__________26___________

Необходимый минимум баллов и форм работ для допуска к промежуточной аттестации:

_________31____________

Виды и формы работ для допуска к выполнению Дополнительного блока:

______Обязательное выполнение минимальных требований базового блока, что в сумме равняется 31 баллу_______________

 

Студент, не выполнивший необходимый минимум работ, до сессии не допускается.

ФИО преподавателя: Агуреев С.А. ________________________________________________

Утверждено на заседании кафедры _____________________ от  «___» _________ 201__ г.

Протокол №__

Зав. кафедрой __________________

 

Институт гуманитарных наук

 

Кафедра Всеобщей истории

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Историография зарубежной истории

 

 

ООП по направлению 030600.62 «История» профиль подготовки –  

Вечернее отделение

Институт Гуманитарных наук

Курс 4  курс, 1-2 семестр

 

Москва 2012


Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры Всеобщей истории протокол № _____ от _______________, утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.

 

Составитель                

доцент, кандидат исторических наук С.А. Агуреев

Рецензенты

доцент, кандидат исторических наук А.Ф. Рагимова

доцент, кандидат исторических наук Д.И. Рублев

Заведующий кафедрой

профессор, доктор исторических наукЕ. И. Хаванов


 ЧАСТЬ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ПРОГРАММЕ      МАТЕРИАЛОВ)

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ. Соответствие образовательному стандарту, включая общую трудоемкость дисциплины «История исторической науки»; место дисциплины в основной образовательной программе, в том числе межпредметные связи; виды деятельности на которые ориентируется дисциплина; предназначение, цели и задачи учебной дисциплины; формы контроля.

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Общее содержание программы дисциплины, затем краткое содержание

тем со следующими основными прилагаемыми потемно материалами:

 

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ, ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ИСТОРИОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ».

 

 

РАЗДЕЛ 3. содержит общие списки основной и дополнительной литературы ко всему курсу.

 

РАЗДЕЛ 4. Общий список интернет-ресурсов по дисциплине.

РАЗДЕЛ 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Содержит: перечень необходимого на занятиях оборудования, примерную тематику рефератов и курсовых работ по курсу «Историография зарубежной истории», примерную тематику дипломных работ.

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЙ

Вид работы

Трудоемкость 163 ч.

Вид итогового контроля

Знания, умения, навыки

Часы (ауд). 45 Самост раб. (55) Кредиты
лекции 66 ч. 2 Зачет (1 сем.)  
семинары 42 ч.   Экзамен (2 сем.)  
         
         

 

1.1. Соответствие образовательному стандарту.

Программа дисциплины «История исторической науки» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по специальности «история» - по циклу

«Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

 

Общая трудоемкость дисциплины «Историография зарубежной истории»- 100 ч.

 

 

1.2. Место дисциплины в основной образовательной программе, в том числе межпредметные связи.

Программа дисциплины опирается на общие теоретико-методологиеческие основы исторической науки и играет определяющую роль на завершающем этапе специальной подготовки бакалавра.

«История исторической науки» находится в тесном взаимодействии с «Историей Древнего Мира», «Историей Средних веков», «Новой истории Европы и Америки», «Историей Отечества», «Методологией истории», «Источниковедением» и др.

 

В рамках освоения дисциплин по выбору: «Средневековая историография», «Гуманистическая историография эпохи Ренессанса», «Европейская историография XX века» - полученные по данной дисциплине знания и навыки заметно обогатятся.

 

1.3. Предназначение, цели и задачи учебной дисциплины.

Дисциплина «История исторической науки» предназначена для формирования личности современного специалиста-историка, подготовки к его дальнейшему самостоятельному научному поиску.

В соответствии с указанным предназначением основная цель дисциплины состоит в том, чтобы – познакомить студентов исторического факультета с эволюцией взглядов на историю как науку со времен поздней античности и раннего средневековья по современную эпоху, а также дать представление о проблеме развития историзма, что является необходимым элементом теоретической подготовки историков.

Исходя из поставленной цели, в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:

1. раскрыть сущность историзма и условия его формирования на разных этапах, определить смысл и содержание данного понятия;

 

2. определить общие закономерности развития исторической мысли на разных этапах развития человеческого общества, отразить национальные особенности исторического мышления в странах Европы и Америки;

 

3. исследовать типы исторического знания, существующие в современном обществе;

 

4. рассмотреть новые проблемы, методы и подходы современной исторической науки на рубеже веков;

 

5.  максимально расширить научный кругозор и предоставить студентам необходимые знания по предмету.

1.4. Виды деятельности на которые ориентируется дисциплина.

Результатом научного поиска становится приобретение необходимых навыков исследовательской работы, необходимых для развития личности современного историка, повышение уровня теоретической подготовки.

 

 

1.5. Требования к уровню усвоения дисциплины.

По окончании усвоения дисциплины слушатели исторического факультета должны:

обладать необходимыми навыками исследовательской работы с документами;

уметь правильно ориентироваться в многообразии исторической литературы;

 самостоятельно делать выводы и обобщения;

иметь необходимые навыки применения методологии исторического исследования для получения новых знаний и навыков.

 

 

1.6. Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Текущий контроль. Осуществляется при проведении семинарских занятий, коллоквиумов, контрольных работ, проверки реферативных и курсовых работ.

Итоговый контроль. Для контроля за успеваемостью обучающихся в соответствии с учебным планом предусмотрено проведение зачета и итогового экзамена по окончании программы.

 

РАЗДЕЛ 2: СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (стандарт).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.194 с.)