История развития педагогической технологии как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития педагогической технологии как науки



В гуманитарном образовании особый интерес представляет эволюция понятия «педагогическая технология», анализ которого позволяет прогнозировать развитие педагогической технологии как науки, ее тенденции в профессиональной подготовке специалистов.

 

Покажем это на примере научных изысканий в высшей школе США. Трансформация научного термина «технология в образовании» в категорию «педагогическая технология» соответствует изменению его содержания, который охватывает четыре периода.

Первый период (1940-1960). Характеризуются появлением в высших учебных заведениях и школах США разнообразных технических средств получения информации (от записи и воспроизведения звука в проекции изображения), объединенных понятием «аудиовизуальные средства». Это: магнитофоны, телевизоры, проигрыватели, проекторы, которые имели бытовое назначение. Термин «технология в образовании» означал применения инженерной мысли в учебно-воспитательном процессе.

 

Второй период (1960-1980). Отмечается возникновением и использованием технологического подхода, теоретической базой которого стала идея программированного обучения. Было обосновано и начато использование новейших, на то время, аудиовизуальных средств обучения, специально предназначенных для реализации дидактической цели; средства обратной связи, электронные классы, учебные машины, лингафонные кабинеты, тренажеры и др.

В отличие от термина «технология в образовании», который был идентичен понятию ТСО (технические средства обучения), под «технологии образования» начали понимать научно-педагогический описание «совокупности средств и методов» педагогического процесса. В 70-е годы специалисты по вопросам программируемой образования находят общий научный язык в рамках новой дисциплины - педагогическая технология (ПТ).

 

Третий период (1980-1995). Характеризуется расширением базы педагогической технологии. Кроме аудиовизуальной образования и программированного обучения рассматривается возможность использования основ информатики, обосновывается теория телекоммуникаций, педагогическая квалиметрия, системный анализ и новые достижения психолого-педагогической науки:

а) новые результаты в психологии обучения;

б) теория управления познавательной деятельностью студентов;

в) новые формы организации обучения в высшей школе;

г) научная организация труда преподавателей.

 

Меняется методическая основа педагогической технологии, осуществляется переход от вербального (словесного) в аудиовизуальное обучения. Становится реальностью выпуск массовым тиражом: видеомагнитофонов, карусельных кадропроекторов, поли-экранов, электронных досок, досок для письма фломастером, синхронизаторов звука и изображения и т.д.

 

Четвертый период (с 1995 p.). Отражает эволюцию понятия «педагогическая технология», которая широко проникает в сознание педагогов. Его характерные особенности - создание компьютерных классов, компьютерных аудиторий, дисплейных классов, рост количества и качества педагогических программируемых средств, использование систем интерактивного видео, компьютерной программы «Internet», появлением новейшей научной литературы.

 

Предложенная периодизация сочетается с конкретными реальными фактами. Например, в 1946 г. впервые предложено ввести план аудиовизуальной образования в университете штата Индиана, США (автор Л. К. Ларсон) В 1954 г. был выдвинут технологию программированного обучения (автор Б. Ф. Скиннер) в 1961 г. открылся факультет технологии обучения в университете Южной Каролины (руководитель П. П. Финк); в 1968 г. разработан и применен язык программирования ЛОГО в Массачусетском технологическом институте в США (руководитель С. Пейнерт) в 1976 г. создан первый персональный компьютер (авторы С. Джоб, С. Уозник), в 1981 г. были применены в обучении специальные программируемые средства в дисплейных классах; в 1990 г. были использованы интерактивные технологии в образовании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.005 с.)