Телефон: 465-48-56 Белевский А.С., Булкина Л.С; 465-83-60 Княжеская Н.П 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Телефон: 465-48-56 Белевский А.С., Булкина Л.С; 465-83-60 Княжеская Н.П



Образовательная программа

Образовательная программа включает 12 тем для занятий в астма-школе.

1. Что такое бронхиальная астма?

2. Пикфлоуметрия. Почему возникает приступ удушья. Аллергия и астма.

3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.

5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.

7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

8. Ночная астма.

9. Питание при бронхиальной астме.

10.  Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмы.

11.  Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.

12.  Как лечить обострение бронхиальной астмы. Вопросы и ответы.

 

В нашей астма-школе на каждую тему отводится по одному занятию, за исключением темы 6 – «Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы», которая занимает 2 занятия. Таким образом, общее количество занятий – 13. Мы рекомендуем сохранять рекомендуемый порядок занятий с 1 по 7 (включая занятия по глюкокортикоидам), так как на первых 6 занятиях больные должны получить базовые знания о бронхиальной астме, последовательно переходя от понятия «Бронхиальная астма» к причинам приступов и лечению болезни (ситуационному и профилактическому). Следующие 6 занятий могут располагаться в порядке, удобном для преподавателя.

 

 

Занятия № 1.

Занятие № 2

Занятие № 3

Занятие № 4

Занятие № 5

Занятие № 6

Занятие № 7

Занятие № 8.

Ночная астма.

План занятия:

1. Причины ночных приступов удушья.

2. Как должна выглядеть спальня больного бронхиальной астмой.

3. Меры профилактики ночных приступов удушья.

4. Принципы лечения ночных приступов удушья.

 

1. Причины ночных приступов удушья у больных бронхиальной астмой до конца не ясны. Это и активизация воспалительного процесса в ночные часы, скапливание мокроты в дистальных отделах бронхов, повышение тонуса блуждающего нерва, прямой контакт с аллергеном и т.д. Узнайте, у кого из больных есть аллергия к домашней пыли. Спросите – какие меры профилактики они используют дома. После этого переходите к следующему пункту занятия.

2. Домашняя пыль состоит из органического и неорганического компонентов. Домашняя пыль содержит остатки насекомых, перхоть животных и человека, остатки пищи, бактерии и грибы. Другой компонент домашней пыли – домашний клещ (Dermatophagoides pteronyssinus и Dermatophagoides farinae), питающийся перхотью и остатками пищи. Часто домашний клещ является основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, пере подушки содержится огромное количество клеща. Ложась спать на перовую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной астмой подвергается массивному воздействию аллергена. Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной астмой с аллергией на домашнюю пыль. Особо строгие правила должны соблюдаться в отношении спальни. Ниже мы приводим рекомендации американских врачей:

1) В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе картины и ковровые покрытия) являются коллектором домашней пыли. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.

2) Стеновой шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда не должна быть развешана по стульям или лежать на кровати – она должны быть убрана в шкаф. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.

3) На полу и стенах не должно быть ковров. Необходимо проводить еженедельную влажную уборку и пылесосить квартиру. При этом желательно, чтобы пылесосили родственники больного. Если это невозможно, пылесосить нужно во влажной маске, а по окончании выходить из комнаты, так как в воздухе после уборки с помощью пылесоса висит мелкая пыль.

4) На матрасы надеть пыленепроницаемые чехлы. Во время уборки спальни будьте уверены, что вы вымыли также и под кроватью. Запрещено хранить что-либо под кроватью (старые газеты и т.д.).

5) Перьевые, паралоновые и пуховые подушки нужно заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницемые чехлы.

6) Простыни нужно стирать в горячей воде. На кровати должно лежать покрывало, чтобы пыль в течении дня не накапливалась на постели.

7) Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.

8) Пыль нужно стирать мягкой тряпкой, собирающей пыль, а не развевающей ее в воздухе. После уборки больной астмой должен в течение нескольких часов находиться вне комнаты.

9) Не хранить в спальне детские игрушки.

10) Домашние животные не должны бывать в спальне. Дверь в спальню должна быть закрыта в течение дня, чтобы животные не могли входить в нее. Очень трудно удалять шерсть и перхоть животных с ковров и мебели: на это могут уйти недели ежедневной уборки пылесосом.

Социальные условия в нашей стране не всегда позволяют выполнять эти правила. Но часть из них доступна любому больному. Больным с другими формами бронхиальной астмы не нужно придерживаться столь строгих правил, но следует помнить, что домашняя пыль в большом количестве может выступить в качестве неспецифического раздражителя, поэтому квартира, в которой живет больной астмой, должна быть тщательно убрана.

3. Если ночные приступы удушья связаны с вдыханием аллергена, нужно приложить максимум усилий для того, чтобы избежать с ним контакта. Также перед сном мы рекомендуем вдохнуть интал, дитэк и (или) ингаляционный глюкокортикоид, в зависимости от базисной терапии, при необходимости в сочетании с симпатомиметиком. Также высокоэффективными оказались препараты пролонгированного теофиллина – теотард, теодур, теопэк, эуфиллин-ретард и т.д. Эти препараты поддерживают постоянную концентрацию теофиллина в крови в течение 12 часов. При назначении 200-300 мг на ночь в ряде случаев удается избежать возникновения ночных приступов. Для того, чтобы уменьшить побочные эффекты (головокружение, головная боль, возбуждение, боли в желудке) мы обычно начинаем с ½ таблетки (100-150 мг), постепенно ее увеличивая до привычной. Для профилактики ночных приступов также может быть использован отечественный препарат сальтос (симпатомиметик длительного действия) в таблетках и порошках для ингаляций. Больные, откашливающие большое количество мокроты, перед сном должны проводить туалет дыхательных путей, то есть ингалировать отхаркивающие препараты с последующим откашливанием (см. занятие №3), принимать дренажные положения.

4. У больного, страдающего ночными приступами удушья, на столике около кровати должен стоять термос с горячей водой или настоем отхаркивающих трав. Горячее питание в сочетании с отхаркивающими препаратами (например, мукалтином) часто позволяет купировать приступ удушья. Больные, занимающиеся закаливанием, иногда купируют приступ удушья, обливаясь холодной водой. При более тяжелом приступе нужно вдохнуть симпатомиметик (можно 2-3 раза). Больной должен встать, опираясь руками на стул, стол, стену и т.д., дыхание должно быть поверхностным с удлиненным выдыхом. Желательно провести пикфлоуметрию, чтобы были объективные данные о тяжести приступа. Родственники могут провести баночный массаж. Если приступ не купируется, нужно вызвать скорую помощь. При тяжелом приступе, когда у больного есть соответствующие врачебные рекомендации, возможно самостоятельно принять таблетированные глюкокортикоиды и вызвать скорую помощь.

 

Вопросы к теме:

1. Что входит в состав домашней пыли?

2. Какие меры предосторожности необходимо применять больным астмой с гиперчувствительностью к домашней пыли?

3. Какие лекарства применяют для профилактики ночных приступов удушья?

4. Как следует применять теопэк?

5. Как купировать ночной приступ удушья?

 

 

Занятие № 9.

Пищевая аллергия.

План занятия:

1. Определение пищевой аллергии.

2. Клинические проявления пищевой аллергии.

3. Основные виды пищевой аллергии (истинные и псевдоаллергия).

4. Питание больного бронхиальной астмой.

5. Обследование больных с подозрением на пищевую аллергию.

6. перекрестная пищевая аллергия.

7. Голодание (показания, цель проведения, противопоказания).

 

В начале занятия мы даем понятие пищевой аллергии.

Пищевая аллергия – это различные виды аллергических реакций на тот или иной продукт или сочетание нескольких продуктов. Итак, какие же существуют виды аллергических реакций на пищевые продукты? Задайте этот вопрос больным, начните диалог сразу. Обязательно в конце дискуссии подчеркните, что пищевая аллергия многообразна своими проявлениями: крапивница, отек Квинке, мигрень, бронхиальная астма и др.

Обсудив с больными многообразие проявлений пищевой аллергии, можно и даже нужно коснуться механизмов возникновения реакции на тот или иной пищевой продукт. Мы разбираем с нашими пациентами истинные и псевдоаллергические реакции. Вопросу истинной аллергии посвящается несколько слов, т.к. у взрослых подобные реакции практически не возникают, а развиваются, как правило, в раннем детстве. Гораздо подробнее разбирается механизм псевдоаллергии, при котором ведущее место имеет поражение желудочно-кишечного тракта: дисбактериоз, хронический гастрит, хронический холицистит и др., состояние нервной системы, эмоционального фона. При этом нужно обязательно сказать о суммарном эффекте, под которым подразумевается одновременное поступление в организм нескольких пищевых аллергенов. Количество каждого из них недостаточно для того, чтобы вызвать реакцию, а суммация их действия приводит к выраженным клиническим проявлениям. Не забудьте сказать, употребление алкоголя способствует увеличению всасывания аллергенов и проявлению аллергических реакций. Важно подчеркнуть, что все острые приправы и некоторые овощи (редис, лук) могут действовать не как аллергены, а как химические раздражители, усиливая проявления аллергических реакций. Тяжесть проявления этих реакций зависит не только от количества пищевых продуктов, но и кулинарной обработки, т.к. многие продукты теряют антигенность при кипячении и варке (молоко, яйцо, овощи, фрукты).

Далее переходим к вопросу о питании больных бронхиальной астмой. Итак, диета должна быть гипоаллергенной и исключить различные неспецифические раздражители. Следует еще раз оговорить, что при бронхиальной астме нежелательно употреблять в пищу большое количество молока, яиц, крабов, орехов. Перца, горчицы и другие приправы. Особенно важно ее соблюдать в период обострения бронхиальной астмы. Однако больные должны в обязательном порядке употреблять достаточное количество белков, жиров и углеводов. Питание должно быть 3-5 разовым и последний прием пищи должен быть не менее чем за 2 часа до сна.

На занятии важно и нужно подчеркнуть, что соблюдать диету в период обострения бронхиальной астмы необходимо всем больным, а в период ремиссии употребление аллергенных продуктов не должно быть систематическим.

Говоря с пациентами о питании, обязательно коснитесь вопроса об аспириновой бронхиальной астме. Этим больным следует исключить мед, малину, малиновое варенье и пищевые продукты, содержащие большое количество пищевых красителей. Разбирая вопрос о перекрестной аллергии, скажите, что же такое перекрестная аллергия и приведите пример (сочетание поллиноза с тяжелыми аллергическими реакциями на орехи, яблоки, а у больных с аллергическими реакциями на укус перепончатокрылых – на мед и т.д.).

Диагностика пищевых аллергенов является трудной врачебной задачей. Поэтому, продолжая рассказ о пищевой аллергии и многообразии ее проявлений, всегда поставьте вопрос о том, можно ли выявить «виновный» аллергенный продукт. Пусть больные включаются в дискуссию. Некоторым из них уже проводили лечебно-диагностическое голодание, элиминационные и провокационные диеты. Несколько слов расскажите об этих диетах. А вопросу о голоде уделите достаточно большое внимание, т.к. во время занятия больные неоднократно спрашивают о пользе голодания. Важно подчеркнуть, что назначение голодания – врачебная задача. Для того, чтобы провести длительное голодание, необходимо тщательно исследовать желудочно-кишечный тракт больного. Объясните, что основная проблема длительного голодания – выход из голода. Несколько слов посвятите 24-часовому и 3-дневному голоданию.

Это занятие всегда проводится в хорошей эмоциональной атмосфере и обычно очень нравится больным. Они охотно принимают участие в любой предложенной дискуссии.

 

Вопросы к теме:

1. Что такое пищевая аллергия?

2. Как надо питаться при бронхиальной астме?

3. Может ли больной сам себе назначить лечебное голодание?

 

Занятие № 10.

Дыхательная гимнастика.

 

План занятия:

1. Значение массажа лица и мышц грудной клетки у больных бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом.

2. Обучение массажу лица.

3. Обучение навыкам массажа грудной клетки.

4. Обсуждение вопросов закаливания.

 

Массаж

Массаж известен с глубокой древности. В основе механизма действия массажа лежат сложные механизмы взаимодействия – рефлексогенные, нейрогуморальные, обменные и другие процессы, которые регулируются нервной системой. Начальным звеном в этом являются механорецепторы кожи, подкожной клетчатк4и, импульсы, из которых поступают в центральную нервную систему. Ее ответные реакции способствуют нормализации регулирующей функции, происходит мобилизация и тренировка защитно-приспособительных факторов организма.

Важное место в физической реабилитации занимают массаж лица и мышц грудной клетки. Носовое дыхание – нормальный физиологический акт, и нарушение его вызывает различные патологические состояния всего организма. Тесные анатомо-физиологические связи верхних и нижних дыхательных путей определяли большой интерес к массажу лица. Слизистая оболочка носа и пазух обладает сложным комплексом защитных приспособлений. Нарушение проходимости в полости носа нормальной аэродинамической струи, являющейся адекватным раздражителем рецепторов слизистой оболочки, вызывает реакцию в бронхиальных путях.

Массаж лица включает массаж крыльев носа, придаточных пазух носа, а также массаж точек выхода тройничного и лицевого нервов. Массаж заканчивают умыванием холодной водой. Таким образом, массаж лица обладает санационным и рефлексогенным эффектом.

 

Массаж лица

Массаж лица выполняется самими больными ежедневно в утренние и вечерние часы.

Массаж лица проводится в следующей последовательности:

Прием I. Воздействие на крылья носа и кожу верхней челюсти ниже переносицы. Массаж выполняется поверхностью согнутых первых пальцев. Совершаются колебательные движения с частотой 100-120 движений в минуту.

Прием II. Вторым приемом массажа лица является «пневмомассаж», движения такие как на приеме I, но требуется плотно зажимать ноздри (медиальными поверхностями ногтевых фалангов больших пальцев). Вдох делается ртом, выдох – сильно носом. В ходе одного вдоха необходимо промассировать высоким давлением воздуха придаточные пазухи носа. Повторять 3-5 раз.

Прием III.  Массаж кожи лба под глазами. Массаж выполняется ладонной поверхностью II, III, IY и Y пальцев обеих рук круговыми движениями в быстром темпе от спинки носа к углу рта.

Прием IY. Массаж кожи лба. Массаж проводится подушечками пястно-фаланговых суставов II, III, IY и Y пальцев круговыми движениями от середины лба к вискам. Повторяют 10-15 раз до появления у массируемого ощущения тепла.

Прием Y. Растирание кожи лба вращением ладоней по периметру лба (левой руки с права налево, правой – слева на право).

Прием YI. Растирание тыльными сторонами ладони нижней челюсти у подбородка. Повторяют 10-15 раз до ощущения тепла.

Больным обучают навыкам массажа грудной клетки. Используются приемы перкуссии, вибрации, растирание и поглаживание грудных мышц. Перкуссия при массаже существенно увеличивает количество отделяемой мокроты. Физические свойства вибрационного массажа улучшают реологические свойства мокроты, а сочетание методов вибрации и разминания и растирания грудных мышц воздействует на биомеханику сокращения этих мышц, повышая эффективность сокращения и снижая затрачиваемую мышцами работу.

 

Массаж грудной клетки

Прием I. «Поглаживание». Выполняется ладонями и расставленными врозь пальцами обеих рук от плеча к бедрам и от бедра к плечам тыльной стороны кисти. Темп до 120 движений в мин. Продолжительность до 30 сек.

Прием II. Растирание «Враздрай». Правая ладонь на правой лопатке массируемого, левая ладонь – на пояснице слева. Выполняется ладонями резкими встречными движениями продольно по всей спине. Темп до 120 движений в мин. Продолжительность 30 сек.

Прием III. «Лопатки-руки». Вращательными движениями массируется кожа на лопатках. Темп 100 движений в минуту. Продолжительность до 30 сек.

Прием IY. «Живот-грудь». Под животом у бедер пальцами (движением вверх-вперед) с силой скользят по животу и бокам, затем по груди. Повторяют до 5-6 раз.

Прием Y. «Плечо-шея». Выполняется поглаживающими движениями больших пальцев от плеча, к шее и в обратном порядке. Выполняется на правой и левой стороне по 15 сек.

Прием YI. «Растирание перекрестно». Выполняется вращательными движениями ладоней навстречу друг другу (исходное положение: правая рука на правой лопатке, левая рука на пояснице слева). Продолжительность до 30 сек.

Прием YII. «Похлопывание». Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки ладонями, сложенными «лодочкой». Продолжительность до 1 мин. Движения быстрое до 100 движений в мин.

Прием YIII. «Рубление». Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки (сверху и сбоку) краями кистей. Пальцы при этом разведены и расслаблены. Ладони обращены друг к другу, движения очень быстрые (до 150 в мин.). Продолжительность до 30 сек в каждой стороне.

 Прием IX. «Покалачивание». Выполняется на противоположной стороне от массажиста полураскрытыми кулаками. Движения вверх-вниз. Продолжительность 1 мин.

Прием X. «Вибрация». Пальцы исходно в межреберных промежутках. Сохраняя давление производят вибрирующие движения, не отрывая пальцев. Вибрацию производят по протяженности межреберных промежутков.

Прием XI. «Выкручивание кожи в межлопаточной области спины». Захватывают кожу большими и указательными пальцами по линии нижних углов лопатки. Кожа оттягивается в стороны-вверх до образования наиболее высокого валика. Затем движение повторяют на уровне середины лопатки и уровне верхних углов.

Прием XII. «Поглаживание». Проводится по всей поверхности спины. Действиями.

Массаж лица необходимо проводить ежедневно 2 раза в день утром и вечером. При ОРВИ массаж с промыванием носовых ходов проводят до 4-х раз в сутки.

Массаж грудной клетки следует проводить ежедневно, в период обострения БА проводят массаж грудной клетки 2-3 раза в сутки. Технике массажа обучаются также родственники пациентов.

 

Закаливание.

Закаливание – это тренировка физиологических механизмов адаптации путем систематического, периодически повторяющегося с возрастающей интенсивностью раздражения кожных покровов. Вода с температурой 33С ощущается человеком как безразличная, 23С – как прохладная, 13С – как холодная. Вода с температурой ниже 23С оказывает раздражающее действие, на что организм отвечает изменением интенсивности процессов терморегуляции и физиологических механизмов адаптации. Под влиянием охлаждения процессы теплообразования в организме ускоряются, при интенсивном воздействии холода стимулируются функции надпочечников и щитовидной железы.

Для больных хроническим бронхитом и бронхиальной астмой действенных комплексов и программ закаливания нет. В существующих программах предлагается медленное снижение температуры воды, сроки для достижения температурной адаптации настолько растянуты, что не могут обеспечить закаливание пациентам, так как за это время наступает обострение заболевания. Наша методика предусматривала быстрое закаливание холодной водой. Больные были тщательно обследованы для исключения тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы, таких как ИБС с приступами стенокардии, аритмические варианты ИБС (пароксизмы мерцательной аритмии, экстрасистолии и др.), заболеваний мочеполовой системы (хронический пиелонефрит, острый и хронический гломерулонефрит), поражения нервной системы.

Переход к принятию холодных водных процедур является произвольным. Для большинства больных переход к низкотемпературным режимам следует осуществлять постепенно через комфортный и контрастный душ, возможно начать холодные обливания без предварительной подготовки. Водные процедуры нужно поводить ежедневно по 1-2 раза в сутки. При обострениях заболевания холодные обливания использовались до 4-8 раз в сутки.

Необходимо предупредить больных о том, что в первые 3 месяца занятий возможны обострения БА, поэтому в начале занятий по программе физической реабилитации отменять или уменьшать объем поддерживающей терапии не следует.

В период обострения БА мы рекомендуем продолжать статические и динамические дыхательные упражнения, массаж лица и грудной клетки. Необходимость продолжения холодных обливаний и циклических видов физкультуры объем их в период обострения БА определяет врач. В период обострения следует усилить бронхолитическую терапию, при необходимости госпитализировать больного, а объем физических методов определяет врач.

Вопросы по теме:

1. Для чего нужно проводить массаж лица?

2. Каковы основные приемы массажа грудной клетки?

3. Можно ли проводить закаливание при бронхиальной астме?

 

Занятие № 12.

Телефон: 465-48-56 Белевский А.С., Булкина Л.С; 465-83-60 Княжеская Н.П

 

КАК ОТКРЫТЬ АСТМА-ШКОЛУ?

 

В настоящее время в Москве работают 5 астма-школ – на базе 57 ГКБ, 33 ГКБ, института иммунологии, института педиатрии и поликлиники 7. Как открыть астма-школу?

1. Набор больных. Астма-школу могут посещать все больные бронхиальной астмой. Единственные требования – это сохраненный интеллект и память, чтобы больной мог усвоить новую информацию. Группы в наших школах смешанные. В одну группу входят больные разные по возрасту и с разным стажем заболевания. Так например, в нашей школе в одной и той же группе занимаются больные астмой в возрасте от 17 до 70 лет со стажем заболевания от 1 года до 20 и более лет. Опыт показывает, что такое смешение допустимо, более того – больные бронхиальной астмой с большим стажем обмениваются опытом с недавно заболевшим, что идет последним на пользу. Таким образом, возникает элемент астма-клуба, хотя в астма-школе мы занимаемся психологическим тренингом. Набор больных в астма-школу осуществляется следующим образом: если вы работаете в стационаре, нужно повесить объявление о том, что идет набор больных в астма-школу и сообщить об этом всем врачам, чтобы они записывали больных. Так же идет запись больных на амбулаторном приеме. Вам обязательно нужно знать телефоны больных, чтобы предупредить их о дне открытия астма-школы. Мы приветствуем, если больные приводят в астма-школу членов своей семьи, болеющих бронхиальной астмой. Единственное требование, которое мы предъявляем, чтобы астма-школа была «закрытым коллективом» и в процессе занятий не присоединялись новые больные. Если не соблюдать это правило, то новые больные начинают задавать вопросы, которые уже обсуждались на предыдущих занятиях и тянут группу назад. Группа проходит полный цикл занятий, затем набирается новая группа. Этим астма-школа отличается от астма-клуба, где на каждое занятие могут приходить новые больные. Таким образом, астма-клуб – «открытый коллектив», астма-школа – «закрытый коллектив».

2. Количество больных в группе. Опыт показывает, что для успешных занятий количество больных в группе не должно превышать 10-15 человек. В процессе занятий примерно 1/3 больных по различным причинам перестает посещать занятия, поэтому желательно набрать группу 15-18 человек - к 3-4 занятию сформируется постоянная группа 10-12 человек.

3. Реквизит. Для занятий нужен обычный учебный класс или любое помещение такой же площади. Мы занимаемся в стандартном классе, где стоят ученические парты. Важно, чтобы больным было удобно делать записи по ходу занятий. К каждому занятию желательно иметь какой-то демонстративный материал – плакат, лекарства, видеофильмы и т.д. Более подробно об этом написано в структурах занятий.

4. Как организовать цикл занятий. Общая продолжительность цикла составляет 1,5 месяца и включает в себя 12 занятий. Цикл обучения основан на разработанной обучающей программе. Тема «Глюкокортикоидная терапия бронхиальной астмы» может быть разделена на 2 занятия (подробнее – в структуре занятия), тогда продолжительность цикла увеличивается на 1 занятие. Мы рекомендуем начинать астма-школу в вечернее время (наша астма-школа начинается в 18.00) так как больные должны успевать на занятия после работы. Продолжительность одного занятия от 1 до 1,5 часов. Частота занятий – 2 раза в неделю в будние дни.

5. Как строится занятие. На первом занятии нужно предупредить больных, что они должны задавать вопросы по мере их возникновения, не дожидаясь конца занятия. Таким образом, монолог врача перебивается вопросами и замечаниями больных и занятие быстро из лекции превращается в беседу. Желательно заранее подготовить вопросы, с которыми вы будете обращаться к аудитории, чтобы выяснить уровень информированности больных и заставить активно работать аудиторию. В конце занятия демонстрируется видеофильм. Итак, что же представляет из себя образовательная программа, на которой строится работа астма-школы?

Образовательная программа

Образовательная программа включает 12 тем для занятий в астма-школе.

1. Что такое бронхиальная астма?

2. Пикфлоуметрия. Почему возникает приступ удушья. Аллергия и астма.

3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.

5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.

7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

8. Ночная астма.

9. Питание при бронхиальной астме.

10.  Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмы.

11.  Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.

12.  Как лечить обострение бронхиальной астмы. Вопросы и ответы.

 

В нашей астма-школе на каждую тему отводится по одному занятию, за исключением темы 6 – «Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы», которая занимает 2 занятия. Таким образом, общее количество занятий – 13. Мы рекомендуем сохранять рекомендуемый порядок занятий с 1 по 7 (включая занятия по глюкокортикоидам), так как на первых 6 занятиях больные должны получить базовые знания о бронхиальной астме, последовательно переходя от понятия «Бронхиальная астма» к причинам приступов и лечению болезни (ситуационному и профилактическому). Следующие 6 занятий могут располагаться в порядке, удобном для преподавателя.

 

 

Занятия № 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.071 с.)