Кафедра общественного здоровья и здравоохранения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения



КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

 

ЛЕКЦИЯ

для студентов 6 курса лечебного факультета

 

 

Тема: Финансирование здравоохранения.

Время лекции 2 часа

Выполнил

Зав. кафедрой ОЗЗ

К. м. н.

Шульмин Андрей
Владимирович

 

Красноярск 2007 г.


Тема лекции: Финансирование здравоохранения.

Цель лекции: Ознакомить студентов с методами и источниками финансирования здравоохранения.

 

План лекции:                                                                      

 

Вступление. 5

1.   Принципы и источники финансирования здравоохранения. 6

1.1. Организация оказания медицинской помощи населению: схема-треугольник. 6

1.2. Формула финансирования. 7

1.3. Сбор доходов. 7

2.   Сравнительна характеристика объемов финансирования здравоохранения РФ и Европы.. 10

3.   Организация финансирования здравоохранения в РФ. 11

3.1. Территориальное неравенство в финансовом обеспечении прав граждан на получение медицинской помощи. 12

3.2. Организация обязательного медицинского страхования в РФ. 13

4.   Финансирование здравоохранения Красноярского края. 14

Список литературы: 30

 

 


Контрольные вопросы:

1. Какие существуют основные принципы финансирования в здравоохранении?

2. Формула финансирования здравоохранения.

3. Какие существуют источники финансирования здравоохранения.

4. Сравнительная характеристика финансирования зарубежного здравоохранения и здравоохранения РФ.

5. Организация финансирования здравоохранения РФ.

6. Организация обязательного медицинского страхования в РФ.

7. Организация финансирования здравоохранения в Красноярском крае.

 


Вступление.

Проблема определения достаточных объемов и рациональных принципов финансирования здравоохранения появилась, начиная с момента формирования здравоохранения как отрасли народного хозяйства. Экономика здравоохранения осуществляет решение следующих вопросов:

¨ какие объемы финансирования соответствуют интересам и возможностям государства, на данном этапе общественного развития;

¨ из каких источников производить формирование основных и дополнительных фондов финансирования здравоохранения, где они будут аккумулироваться, кем и как распределяться;

¨ как наиболее достоверно провести перспективную и ретроспективную оценку эффективности использования финансовых ресурсов здравоохранения.

Изучение вопроса «Финансирования здравоохранения» следует начать с отказа от понятия «бесплатное здравоохранение», что в корне неверно.

Во-первых, с позиции терминологии, три основные системы финансирования здравоохранения (государственная, частная и страховая) точно определяют плательщика (налогов, страховых взносов, гонорара).

Во-вторых, тактически подобный терминологический оборот рождает иждивенческие настроения среди населения, когда из «бесценного» здоровье постепенно переходит в категорию «уцененное».

Вторым постулатом является тот факт, что изначальным источником формирования доходов медицинского учреждения является население.

Самый простой вариант это взаимодействие потребитель – производитель (рис. 1). Когда в случае формирования проблемы со здоровьем индивидуум обращается за помощью к производителю медицинских услуг, самостоятельно выплачивая гонорар.

Были и есть в настоящее время клиники которые частично или полностью финансируются из средств безвозмездных пожертвований, к сожалению этот вклад составляет столь малую долю в общем объеме финансирования, что подробно останавливаться на нем мы не будем.

Укрепление принципа социальной солидарности способствовало появлению медицинского страхования и бюджетного финансирование здравоохранения.

В данном случае появляется группа посредников в функции которых входит не только сбор, аккумулирование средств и оплата медицинских счетов, но и контроль за качественными и количественными показателями медицинской помощи.

Таблица 1

Таблица 2

Стационарная помощь

С первого февраля 2004 года проиндексированы в 1,16 раза тарифы на медицинские услуги в части расходов на «Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы» и «Продукты питания» в связи с увеличением доходной части бюджета Фонда за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

В результате проведенной работы по конкурсному отбору оптовых поставщиков в медицинских учреждениях удалось снизить закупочные цены на приобретение продуктов питания, лекарственные средства и изделия медицинского назначения на 14 процентов.

Расходы на финансирование стационарной помощи составили 5204,3 млн. рублей, в системе ОМС - 3 028,3 млн. рублей или 49,3% от общей стоимости медицинской помощи, оказанной в рамках Программы государственных гарантий.

В 2004 году произошло смещение объемов финансирования стационарной помощи в сторону развития стационаро-замещающих технологий и амбулаторно-поликлинического звена, как менее затратных. По сравнению с 2003 годом доля стационарной помощи в общем объеме финансирования снизилась на 1,4 процентов.

В системе ОМС 40,0% стационарной медицинской помощи оказывается медицинскими учреждениями городского уровня на сумму 1 228,2 млн. рублей, 34,0% - медицинскими учреждениями клинического уровня на 1 017,8 млн. рублей, 26,0% оказывается центральными районными и участковыми больницами.

Фактические затраты на 1 койко-день составляют 512,4 рубля, в системе ОМС - 430,1 рублей.

Стоимость медикаментов на 1 койко–день составила 84,3 рубля, в системе ОМС - 91,1 рублей, стоимость продуктов питания - 38,2 и 34,6 рублей соответственно. Анализ затрат по уровням оказания медицинской помощи в ОМС показал, что стоимость 1 койко-дня и стоимость медикаментов на 1 койко-день самая высокая в клинических больницах и составляет 499,6 рублей и 140,1 рублей соответственно. 

Стационарозамещающая помощь

Расходы на финансирование стационарозамещающей помощи составили 105,5 млн. рублей, в ОМС - 68,7 млн. рублей или 1,0% от общей стоимости медицинской помощи, оказанной в рамках Программы государственных гарантий.

В течение ряда лет проводится смещение объемов стационарной медицинской помощи в сторону развития стационарозамещающих технологий, как менее затратных, путем принятия организационных мер перераспределения потоков больных, уменьшения коечного фонда в круглосуточных стационарах.

Фактическая средняя стоимость 1 дня пребывания в дневных стационарах составила 178,0 рублей, в ОМС - 169,5 рублей. Стоимость медикаментов на 1 день пребывания составила 51,21 рубля и 61,0 рубля соответственно.

Скорая помощь

Расходы на финансирование скорой помощи составили 528,9 млн. рублей, в ОМС - 222,1 млн. рублей или 5,0% от общей стоимости медицинской помощи оказанной в рамках Программы государственных гарантий.

Расходы на 1 вызов составили 429,45 рублей и 333,1 рублей в ОМС. Стоимость медикаментов на 1 вызов составила 10,95 и 11,8 руб. соответственно.

Дополнительные средства, поступившие в медицинские учреждения в качестве оплаты медицинских услуг по возросшему тарифу, использованы на улучшение обеспечения лечебно-диагностического процесса, на оказание отдельных дорогостоящих высокотехнологичных и плановых видов медицинской помощи, в том числе на имплантацию искусственного водителя ритма (ЭКС), эндопротезирование тазобедренного сустава, экстракцию катаракты с имплантацией интроакулярной линзы (ИОЛ).

В 2004 году было пролечено 236 018 неработающих пенсионеров по старости, из них 3 304 пенсионера получили адресную высокотехнологичную медицинскую помощь. На оплату медицинской помощи, оказанной пенсионерам по старости, направлено 601,9 млн. рублей, в том числе на:

- стационарную помощь - 420,1 млн. рублей;

- амбулаторно-поликлиническую - 173,7 млн. рублей;

- стационарозамещающую - 8,0 млн. рублей.

На адресную высокотехнологичную медицинскую помощь направлено 17,1 млн. рублей.

Выполнение программы оказания адресной высокотехнологичной медицинской помощи неработающим пенсионерам по старости позволило в отчетном году: ликвидировать очередь на лечение катаракты, лечение хронической легочной обструкции с применением нейбулазерной терапии; уменьшить очередь на имплантацию искусственного водителя ритма и эндопротезирование тазобедренного сустава, реально повысить возможность сельских жителей получить высокотехнологичные виды медицинской помощи.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи с 1 сентября 2004 года жители края, страдающие заболеваниями, при которых постановлением Правительства от 30.07.94 №890 определены льготы по лекарственному обеспечению, получали лекарственную помощь за счет средств обязательного медицинского страхования.

В 2004 году на финансирование расходов по льготному лекарственному обеспечению направлено 25,3 млн. рублей.

За сентябрь - декабрь 2004 года оплачено 76 692 рецепта, 30 142 человека воспользовались правом на обеспечение лекарственными средствами на льготных условиях.

Рисунок 11. Структура доходов от платных услуг в 2004 г.

 

Одним из источников ресурсной базы здравоохранения являются платные услуги, которые в 2004 году вместе с ДМС составили 594,1 млн. руб. (в 2003 г - 493,2 млн. руб.) или 5,3% от всех расходов на здравоохранение края (в 2003 г - 5,6%), в том числе доходы по добровольному медицинскому страхованию - 11,9 млн. руб. (в 2003 г - 15,1 млн. руб.).

К уровню 2003 г. стоимостной объем платных услуг увеличился в 1,2 раза, в то время как доход по ДМС уменьшился на 21,2 процентов. Снижение доходов по ДМС объясняется упорядочением правил предоставления данного вида платных услуг.

Таблица 3

В 1998-2004 г.г.

Годы реализации целевых программ

Уровни бюджета

ВСЕГО

федеральный бюджет краевой бюджет местные бюджеты территорий края
2000 год        
утверждено 118 600,0 41 778,0 68 470,5 228 848,5
финансирование 94 730,0 35 222,0 43 791,7 173 743,7
% финансирования 79,9% 84,3% 64,0% 75,9%
2001 год        
утверждено 122 479,5 355 871,6 141 222,1 619 573,2
финансирование 42 123,1 91 424,7 83 878,7 217 426,5
% финансирования 34,4% 25,7% 59,4% 35,1%
2002 год        
утверждено 57 130,0 154 850,2 69 939,3 281 919,5
финансирование 53 108,4 27 371,5 15 037,1 95 517,0
% финансирования 93,0% 17,7% 21,5% 33,9%
2003 год        
утверждено 71 035,3 150 764,5 68 751,0 290 550,8
финансирование 70 143,0 143 069,1 60 340,5 273 552,6
% финансирования 98,7% 94,9% 87,8% 94,2%
за период 1998-2002        
утверждено 406 184,8 753 504,2 388 823,0 1 548 512,0
финансирование 291 425,8 344 058,6 239 105,2 874 589,6
% финансирования 71,8% 45,7% 61,5% 56,5%
2004 год        
утверждено 79 460,0 180 736,0   260 196,0
финансирование 70600,0 177 253,5   247 853,5
% финансирования 89,1% 98,1%   95,3%

 

Основной удельный вес в платных услугах 2004 г. приходится на медосвидетельствования (29,0%), терапевтическую и ортопедическую стоматологическую помощь (20,0%), лабораторные исследования (9,0%), услуги нарколога (6,0%), консультации специалистов (3,0%), операции (2,0%), функциональные исследования (2,0%), УЗИ (2,0%), процедуры (1,0%). Прочие доходы (27,0%) - это услуги дерматолога, психолога, физиопроцедуры, прививки, контактная коррекция зрения, иглорефлексотерапия, нетрадиционная медицина, лазеротерапия, сервисные услуги и т.д.

Отдельные направления охраны и поддержания здоровья населения Красноярского края финансируются путем реализации целевых медицинских программ. Так, в 2004 году за счет бюджетов всех уровней получено 333,1 млн. рублей.

В 2004 году на реализацию мероприятий федеральных программ здравоохранения поступило 70,6 млн. руб.

В последние годы прослеживается изменение ситуации по финансированию целевых программ из средств федерального бюджета. В 2004 году на реализацию мероприятий федеральных программ здравоохранения поступило 70,6 млн. рублей. Этот показатель на 0,7% превышает уровень 2003 года, на 33,0% - уровень 2002 года.

Значительно увеличены по сравнению с 2003 годом поставки сахароснижающих препаратов в рамках программы «Сахарный диабет» и вакцины в рамках программы «Вакцинопрофилактика». Существенно снижены объемы поставок в рамках программ: «Анти-СПИД», «Дети-инвалиды», «Здоровый ребенок», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России». Не выделены средства на финансирование программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в РФ».

По программе «Анти – СПИД» получены, диагностические тест-системы и лекарственные препараты на сумму 2,7 млн. рублей (ниже уровня поставок 2003 года в 3,1 раза).

По программе «Здоровый ребенок» произведены поставки лечебного питания, витаминов, контрацептивов, санитарного автотранспорта, оборудования, методических пособий для врачей и лекарственных средств на сумму 3,0 млн. рублей (ниже уровня 2003 года в 0,8 раза).

По программе «Дети-инвалиды» получены слуховые аппараты 0,17 млн. рублей (ниже уровня 2003 года в 0,6 раза).

По программе «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России» произведена поставка противотуберкулезных препаратов на сумму 21,9 млн. рублей (ниже уровня 2003 года в 0,8 раза).

В рамках программы «Вакцинопрофилактика» поступили вакцины и иммунобиологические препараты на сумму 35,0 млн. рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2003 года.

По программе «Сахарный диабет» получены инсулины на сумму 7,7 млн. рублей, что превышает поставки 2003 года в 1,1 раза.

На 2004 год утверждено финансирование краевых целевых программ в размере 180737,0 тыс. руб., в том числе по здравоохранению 177709,0 тыс. рублей, по образованию - 1158,0 тыс. рублей, межведомственные программы - 1870,0 тыс. рублей. Краевые целевые программы освоены в размере 177254,0 тыс.рублей, на 98,1% от утвержденных сумм.

Программа «Охрана здоровья матери и ребенка в Красноярском крае» на 2002-2004 годы запланирована в объеме 232379 тыс. рублей, в краевом бюджете утверждено финансирование в размере 53274,0 тыс. рублей (22,9%). Реально программа профинансирована на 65,0% от утвержденных средств по бюджету (34642,1 тыс. рублей), в том числе освоено 24139,3 тыс. рублей, или 45,3 процентов.

За 2004 год программа профинансирована и освоена на 99,6% от средств, предусмотренных в краевом бюджете, в размере 12805,4 тыс. рублей. Приобретено оборудование, лекарственные препараты для службы охраны материнства и детства края. Это позволило обеспечить более 4000 беременных противоанемическим лечением, выявить и элиминировать 69 плодов с врожденными пороками развития и хромосомными заболеваниями.

Введение нового оборудования (фетальные кардиомониторы, наборы для первичной реанимации новорожденных) позволило улучшить медицинскую помощь беременным женщинам и новорожденным в сельских территориях края. С приобретением нового автомобиля увеличилась доступность специализированной помощи новорожденным детям специалистами бригады реаниматологов РКЦ краевой детской больницы. Более 400 новорожденных транспортированы из родильных домов г. Красноярска и близлежащих территорий в реанимационное отделение КДБ. Раздача контрацептивов женщинам группы социального риска снизила среди них вероятность заражения венерическими заболеваниями и число абортов (на 7,0%).

По межведомственной краевой целевой программе «Отдых и оздоровление детей и подростков Красноярского края», принятой на 2004 год в размере 87,7 тыс. рублей, в краевом бюджете утверждено 64,8 тыс. рублей. Краевым центром по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями проведены медицинские осмотры сотрудников краевых профильных лагерей на сумму 64,8 тыс. руб., что позволило обеспечить выполнение действующего законодательства при трудоустройстве в детские оздоровительные учреждения.

Программа «Стабилизация и развитие здравоохранения Красноярского края» на 2002-2004 годы утверждена в объеме 692287 тыс. рублей. За период реализации в краевом бюджете утверждено финансирование в размере 240273 тыс. рублей, - 34,7 процентов. Профинансирована программа на 82,2% от утвержденных средств по бюджету (197409,8 тыс. рублей), освоено 174355,0 тыс. рублей, или 72,6 процентов.

За 2004 год программа профинансирована и освоена на 97,8% от средств, предусмотренных в краевом бюджете, в размере 84850,4 тыс. рублей.

В рамках реализации краевой целевой программы «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Красноярском крае» в 2004 году приобретено современных противотуберкулезных препаратов на сумму 35000,0 тыс. рублей. Применение современных противотуберкулезных препаратов и препаратов сопроводительной терапии позволили улучшить качество медицинской помощи больным туберкулезом, улучшить эпидемические показатели по туберкулезу.

Приобретены 25 санитарных автомобилей для муниципальных учреждений здравоохранения на сумму 5400,0 тыс. руб., оборудование для врачебных амбулаторий края на сумму 10226,1 тыс. руб., стандартные наборы оборудования и рабочие места стоматологов для участковых больниц края на сумму 9525,8 тыс. рублей. Это позволило увеличить доступность медицинской помощи сельскому населению края, улучшить оказание первичной медико-санитарной помощи для жителей наиболее отдаленных и труднодоступных территорий края, а также позволит в дальнейшем развивать в данных учреждениях здравоохранения общеврачебные практики.

За счет средств краевой целевой программы «Вакцинопрофилактика» в 2004 году осуществлялись закупки вакцин против сибирской язвы, краснухи, гемофильной инфекции, вирусных гепатитов А и В, гриппа, туберкулина, лечебных сывороток и бактериофагов на сумму 12230,2 тыс. рублей, что позволило снизить уровень заболеваемости, инвалидизации и смертности детского и взрослого населения от инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики. Программа освоена и профинансирована на 99,7 процентов. Мероприятия в рамках реализации программы «Вакцинопрофилактика» позволили: стабилизировать заболеваемость вирусным гепатитом В; предупреждать вспышечную заболеваемость детей в очагах вирусного гепатита А, гемофильной инфекции; обеспечить 100% охват детей в возрасте 13 лет иммунизацией против клещевого энцефалита, вакцинацией против гриппа медицинских работников, оказывающих помощь больным гриппом; предотвратить заболеваемость бешенством при укусах животными.

По краевой целевой программе «Анти-СПИД» в 2004 году приобретены противовирусные препараты на сумму 9524,5 тыс. рублей, от утвержденных ассигнований в краевом бюджете освоено 94,9% средств. Темп прироста заболеваемости ВИЧ-инфекцией снизился на 30%. Об опасности заражения и мерах предупреждения ВИЧ-инфекции информировано 39,2% детского населения, 63,3% подростков, 10,8% взрослого населения. На 42,8% профинансировано проведение первичного скрининга населения, на 100% - подтверждающая диагностика ВИЧ-инфекции и профилактика всем нуждающимся из числа беременных и новорожденных.

По краевой целевой программе «Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2004 год предусмотрены средства в размере 8850,0 тыс. рублей, в краевом бюджете утверждено 8800,8 тыс.рублей, профинансировано и освоено 8641,5 тыс.рублей (98,2%). В 2004 году приобретены медикаменты для лечения больных наркоманией, химические реактивы для определения наркотических средств в биологических средах человека на сумму 949,1 тыс. рублей. Закуплено оборудование на сумму 3714,5 тыс. рублей, оплачены работы по проведению капитального ремонта помещений краевого государственного учреждения здравоохранения «Краевой наркологический диспансер» на сумму 2979,0 тыс. рублей. Это позволило привести в соответствие с требованиями санитарных норм и правил помещения краевого наркологического диспансера, повысить качество диагностики состояний наркотического и алкогольного опьянения, расширить спектр идентифицируемых наркотических средств и психотропных веществ, внедрить в лечебный процесс реабилитационные программы.

По межведомственной краевой целевой программе «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» в 2004 году выделено 240,0 тыс. рублей. На данные средства приобретено 270 комплектов кало-мочеприемников для 111 больных со «стомой», что позволило улучшить качество жизни 47 жителей г. Красноярска и 65 жителей Красноярского края.

По межведомственной краевой целевой программе «Старшее поколение» на 2002-2005 годы запланировано 10045,0 тыс. рублей, утверждено финансирование в размере 3000,0 тыс. рублей. За весь период реализации программа профинансирована на 97,8% (2934,2 тыс. рублей). В 2004 году программа профинансирована на 99,6% от средств, предусмотренных в краевом бюджете, из них освоено 93,4 процентов. В отчетном году приобретены современные средства и изделия медицинского назначения для пациентов, находящихся на стационарном лечении в КГУЗ «Краевой госпиталь для ветеранов войн» на сумму 934,2 тыс. рублей.

По межведомственной краевой целевой программе «Дети - сироты» на 2002-2004 годы предусмотрено 2150,0 тыс. рублей, утверждено финансирование в размере 1070,0 тыс. рублей. За весь период реализации программа профинансирована на 50,8% (543,4 тыс. рублей), средства освоены полностью - приобретена оргтехника для МУЗ «Канский дом ребенка» и КГУЗ «Краевой специализированный дом ребенка г. Сосновоборска». Приобретение диагностического и коррекционного оборудования для КГУЗ «Краевой специализированный дом ребенка г. Сосновоборска» и КГУЗ «Краевой специализированный дом ребенка г. Минусинска» позволило создать условия для расширения кругозора у детей, находящихся в закрытых детских учреждениях и лишенных заботы родителей. В процесс воспитания и лечения внедрены методы по развитию психических способностей и мелкой моторики у детей с нервной и психической патологией; методы по развитию и укреплению костно-мышечного аппарата для лечения и профилактики сколиоза и плоскостопия у детей с нейро-ортопедической патологией.

По межведомственной краевой целевой программе «Дети - инвалиды» на 2003-2005 годы предусмотрено 37373,3 тыс. рублей, утверждено финансирование в размере 630,0 тыс. рублей. За период реализации в 2003-2004 годах программа профинансирована на 82,0% (516,8 тыс. рублей), средства освоены полностью, приобретено оборудование для реабилитационного центра для детей-инвалидов КГУЗ «Красноярская краевая детская больница». Внедрены новые методики по развитию двигательных навыков у детей (умение держать голову, переворачиваться, ползать, вставать, ходить), физических функций (памяти, внимания, мышления), социальных навыков (умение держать ложку, ручку, одеваться и т.д.), учебных навыков. В 2004 году в краевом реабилитационном центре получили реабилитацию 646 детей: 463 ребенка с заболеваниями центральной нервной системы (детский церебральный паралич, последствия черепномозговых и неонатальных травм и т.д.) и 183 ребенка с нейро-ортопедической патологией. Дети из территорий края составили 48% от всех пролеченных, 52% проживали в г. Красноярске. Эффективность реабилитации составила 98,8% (в 2003 г. - 97,7%, в 2002 г. - 95,8%).

В рамках целевой программы «Обеспечение жизнедеятельности учреждений здравоохранения Красноярского края» на 2004 год утверждено 46981,2 тыс. рублей, профинансировано и освоено 46902,3 тыс. рублей (99,8%). Приобретено оборудование для краевых учреждений здравоохранения на сумму 19 049,7 тыс. рублей, оборудование для муниципальных учреждений здравоохранения на 21 579,1 тыс. рублей, оплачены работы по проведению капитального ремонта помещений краевых учреждений здравоохранения на сумму 6273,5 тыс. рублей. Вложение средств позволило улучшить материально-техническую базу учреждений здравоохранения, сделать более доступной специализированную медицинскую помощь для жителей Красноярского края.

Муниципальные бюджеты городов и районов Красноярского края также финансируют целевые программы здравоохранения. За 2004 год на данные цели израсходовано 78,6 млн. рублей, что на 30,3% выше уровня выполнения предыдущего года.

Расходы Фонда в 2004 году по выполнению региональных целевых программ произведены на сумму 2,0 млн. рублей и направлены на целевую программу г.Зеленогорска «Профилактика и повышение эффективности лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями». За период реализации программы первичный выход на инвалидность по болезням системы кровообращения снизился с 382 случаев на 10 тыс. населения в 2002 году до 352 в 2004 году. Летальных исходов от острого инфаркта миокарда среди лиц в трудоспособном возрасте не было.


Список литературы:

1. Бюджетно - страховая система здравоохранения /основные характеристики, методы построения/, И.М. Шейман, Можайский полиграфический комбинат, 1993 г.

2. Корчагин В. П. Финансовое обеспечение здравоохранения. – М.:, 1997. – 272 с.

3. Здоровье населения и здравоохранения Красноярского края. Вып. 1/ Под ред К. А. Виноградова, Е. Е. Корчагина. – Красноярск: КМИАЦ, 2005. – 128 с.

4. С. В. Шишкин, А.С.Заборовская, В.А.Чернец,  Организация финансирования и управления здравоохранением в регионах России. Общая характеристика. Независимый институт социальной политики. Москва 2005.

5. Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы./Ред. Мосиалос Э., Диксон А., Фигерас Ж., Кутцин Д. /Пер. с англ. — М: Издательство «Весь Мир», 2002. — 352 с.

  1. Экономика и управление здравоохранением.(учебное пособие). Под ред. действительного члена Российской Академии Медицинских Наук Ю.П. Лисицына. Можайский полиграфический комбинат.,1993г.

 

 

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

 

ЛЕКЦИЯ

для студентов 6 курса лечебного факультета

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.043 с.)