Схоластические попытки соединить науку и религию не были достаточно эффективными. Возникают мистические течения (Мейстер Экхарт, Я. Бёме), тесно связанные со средневековыми «ересями». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схоластические попытки соединить науку и религию не были достаточно эффективными. Возникают мистические течения (Мейстер Экхарт, Я. Бёме), тесно связанные со средневековыми «ересями».



В XV в. «ереси» нашли завершение в этике протестантизма (М. Лютер, Кальвин), ориентированной на индивидуальное иррациональное богопознание, трудовую активность и высокие моральные ценности. Основоположники протестантизма стремились показать людям, что их спасение -- в их руках, что ответственность за жизнь индивида лежит на нем самом и все зависит от его нравственных усилий. Между человеком и Богом устанавливается и ведется постоянный диалог; это делает человека морально автономной личностью, совершающей в конкретных ситуациях самостоятельный моральный выбор. Вера переживается как препоручение себя Богу, который воспринимается в духе раннехристианских идеалов любви и милосердия: «Бог есть любовь».

Этическая мысль эпохи Возрождения. В XIV--XV вв. в этике на первый план выдвигается проблема человека. Представители светской культуры -- художники, ученые, политики -- обращаются к изучению человека, поэтому их называют гуманистами. В их творчестве, реализующем принцип антропоцентризма, человек в значительной степени заменил собой божественные сущности: художественная литература обратилась к повседневным сюжетам, изобразительное искусство придало религиозным персонажам черты обычных людей, в научных трактатах окружающая Вселенная -- «макрокосм» -- уподобилась «микрокосму» -- внутреннему миру отдельного человека. Подобные тенденции нашли свое выражение в творчестве Данте, Петрарки, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля -- в Италии; Сервантеса -- в Испании; Томаса Мора, Шекспира -- в Англии; Эразма Роттердамского -- в Голландии. Поскольку многие из этих мыслителей критически относились к средневековому религиозному наследию и призывали к возвращению высоких образцов античной культуры, за этим историческим периодом закрепилось название Возрождение, или Ренессанс.

С гуманизмом Возрождения связан культ красоты человеческого лица и тела. Борьба чувств и долга, страсти и разума, любовь и ненависть человека к человеку привлекают внимание выдающихся художников и философов. Скрупулезно исследуются причины и механизмы, определяющие отношения людей.

Этика Возрождения обращается также к социальной, гражданственной тематике, роль которой в Средневековье была невелика. Ренессансные представления о перспективах общественного развития и социально-нравственных идеалах базируются на двух крайностях. С одной стороны, это идеи «сильного государства» Н. Макиавелли, с другой -- утопические иллюзии Т. Кампанеллы и Т. Мора.

Н. Макиавелли (1469--1527) положил начало новым принципам взаимодействия морали и политики. В работе «Государь» он отрицает ведущую роль религии и церкви в формировании нравственно совершенной личности, утверждая, что это является прерогативой сильного централизованного государства. Макиавелли допускал использование любых средств, даже выходящих за рамки общепринятой морали, оправдывая это необходимостью утверждения неограниченной власти. Применение аморального принципа «цель оправдывает средства» стало синонимом вклада Макиавелли в область политической этики.

Английский философ-гуманист Т. Мор (1478--1535) связывал повышение уровня нравственности с отказом от частной собственности и радикальной перестройкой общества на основе выборного управления и предоставления неограниченных возможностей для нравственного развития отдельной личности.

Эразм Роттердамский (1469--1536) в сатирическом произведении «Похвала глупости» выступил с критикой средневековых предрассудков, обличением безнравственного образа жизни католического духовенства, религиозного фанатизма.

М. Монтень (1533--1592) в «Опытах» отрицал греховность человеческой природы, отождествлял добродетель с умеренными удовольствиями, ограниченными не церковными запретами, а научно-рационалистическим постижением сущности бытия.

Пробуждая и культивируя интерес к «внутреннему человеку», его индивидуальному поведению, эпоха Ренессанса еще не ставит вопрос о сущности, закономерностях и принципах моральной регуляции личности. Однако этика Возрождения во многом предопределила успехи этических теорий последующего периода -- Нового времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.006 с.)