Глава 1. Понятие и принципы государственного кредита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие и принципы государственного кредита



Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и принципы государственного кредита

1.1 Понятие "государственный кредит" в экономическом и юридическом аспектах

1.2 Принципы государственного кредита

Глава 2. Государственный долг

2.1 Место государственного долга в системе долговых обязательств

2.2 Государственные заимствования и гарантии

2.3 Методы управления государственным долгом

Глава 3. Внешние долговые требования Российской Федерации

3.1 Понятие внешних долговых требований Российской Федерации

3.2 Правовой режим государственных финансовых и государственных экспортных кредитов

Заключение

Список библиографических источников

Приложения


Введение

 

Актуальность темы дипломного исследования состоит в том, что государственный кредит и его правовое регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики.

Необходимо отметить, что проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы.

Однако государственный долг в настоящее время остается одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Государственный кредит является составной частью финансовой системы любого государства и активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он направлен на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства. Во-вторых, государственное кредитование представляет собой одну из форм распределения имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности и отраслей экономики.

Основная причина появления государственного кредита - это недостаточные доходы государственного (муниципального) бюджета. Поэтому дефицит бюджета покрывает государственный кредит. Кредит возник в период разложения первобытно-общинного строя и первоначально предоставлялся в натуральной форме (зерно, скот, потребительские товары и т.п.), а по мере становления и развития товарно-денежного обращения кредит стал предоставляться в денежной форме.

В тоже время, государственный кредит как инструмент финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг применяется государством для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства. Привлеченные данным способом денежные средства направляются для решения основных государственных задач и функций.

Несмотря на то, что проблематика государственного кредита достаточно давно исследуется учеными-правоведами, в юридической литературе нельзя встретить единого подхода к вопросу правового регулирования государственного кредита.

В этой связи необходимость рассмотрения и анализа государственного долга, а также государственного кредитования, которые оказывают непосредственное влияние на экономическое развитие страны, имеет важное значение.

Кроме того, актуальность исследования обусловлена и тем, что до сих пор не теряет своего значения вопрос об отраслевой принадлежности государственного кредита. Это дает основание изучить нормы различных отраслей, подотраслей и институтов российского права и определить среди них превалирующие, основополагающие, а также сделать вывод о комплексном характере правового регулирования.

Теоретической основой дипломной работы послужили труды по общей теории права, работы в области конституционного, административного права таких видных ученых и практиков, как А.Л. Абалкина, А.Г. Братко, К.С. Дюкова, Е.Е. Ивановой, А.Л. Кудрина, Е.В. Покачаловой, Н.И. Химичевой и др.

Объект и предмет исследования. Объектом дипломного исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу получения или размещения государством денежных средств, отношения по предоставлению государственных гарантий, а также отношения по управлению государственным кредитом, их содержание и признаки, закрепляемые, нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Предметом дипломного исследования являются правовые основы государственного кредита в Российской Федерации, состояние и перспективы их развития, а также конкретные нормы финансового законодательства, регулирующие финансовые отношения в области государственного кредита.

Цель и задачи дипломного исследования. Данное исследование имеет целью комплексно проанализировать правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации; дать правовую оценку существующего на сегодняшний день правового поля регулирования государственного кредита.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:

)   раскрыть понятие, сущность и содержание финансово-правовой категории "государственный кредит;

2) проанализировать конституционные и законодательные основы государственного кредита;

)   определить место государственного кредита в системе финансового права;

)   изучить правовые основы государственных внешних и внутренних долговых активов Российской Федерации;

)   на основе проведенного анализа выработать научно обоснованные общетеоретические выводы и конкретные предложения по совершенствованию законодательства в сфере государственного кредита.

Методология и методика исследования. Методологическую основу дипломного исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, метод системного анализа, конкретно-исторический, сравнительно-правовой, статистический, описательные методы, методы правового и технико-юридического анализа, а также логический подход к исследованию материала. Положения и выводы дипломной работы основываются на изучении Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, а также на материалах правоприменительной практики.

Научная новизна дипломного исследования заключается в том, что оно посвящено комплексному, системному исследованию проблем правового регулирования государственного кредита, содержание которого за последнее время претерпело существенные изменения. В работе выявлена правовая природа и сущность государственного кредита как элемента финансовой политики государства, проанализирована структура отношений, составляющих предмет регулирования, исследован статус государства как обязательного субъекта правоотношений, детально рассмотрены формы долговых обязательств Российской Федерации, отдельно выделены и проанализированы отношения по предоставлению государством кредитов, впервые в юридической науке в рамках госкредита сформировано понятие активного и пассивного государственного долга, установлено финансово-правовое содержание управления государственным кредитом, определены органы управления и их полномочия, а также проанализированы применяемые ими инструменты (способы) управления, в том числе и "новые инструменты", не нашедшие должного закрепления на законодательном уровне.

Практическая значимость дипломного исследования состоит в том, что оно содержит анализ нормативных актов, регулирующих отношения в сфере государственного кредита, судебно-арбитражную практику. На этой основе сформулированы теоретические выводы и практические предложения, которые могут быть использованы при совершенствовании законодательства, в хозяйственной и судебной практике, а также при изучении курса финансового права.

Структура дипломного исследования обусловлена структурой рассматриваемого предмета и логикой его изложения и состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка библиографических источников и приложений.


Заключение

 

Подводя общие итоги выполненного дипломного исследования, можно со всей определенностью сказать, что оно еще раз убедило нас в правильности и важности выбранной темы, в ее особой актуальности.

Проведенное дипломное исследование позволило сделать ряд теоретических и практических выводов, которые сводятся к следующим основным положениям:

Государственный кредит и вопросы его правового регулирования - один из насущных современных вопросов нашего государства, что подтверждает проведенный анализ законодательства в сфере долговой политики.

В современный период развития законодательство в сфере регулирования государственного кредита сделало значительный шаг. В сфере регулирования заемно-кредитной политики и управления ею сложилась достаточно полная и стройная иерархия нормативно-правовых актов. Финансово-правовые нормы получили отражение в Конституции Российской Федерации, в Бюджетном кодексе РФ, законах и иных подзаконных актах.

Среди этих финансово-правовых норм можно выделить материальные и процессуальные нормы. Первые закрепляют материальное содержание (состав) государственного кредита - формы, виды государственного долга Российской Федерации и внешних долговых активов Российской Федерации, отдельные виды государственных ценных бумаг, устанавливают органы и инструменты управления госкредитом. Вторые - регулируют порядок осуществления заимствований, порядок эмиссии государственных ценных бумаг, порядок привлечения и предоставления кредитов, оформления государственных гарантий, определяют механизмы управления долговой политикой государства. Финансово-правовое регулирование государственного кредита характеризуется усилением его взаимосвязи с другими институтами и подотраслями финансового права. Это очевидно в отношении бюджетного и банковского права, правового регулирования валютных отношений, денежного обращения, безналичных расчетов.

Одновременно усиливается взаимосвязь государственного кредита с другими отраслями российской правовой системы: конституционным, административным, гражданским, международным правом. Это позволяет сделать вывод о межотраслевом, комплексном характере правового регулирования государственного кредита в рамках российской системы права. Полагаем, что при регулировании отношений госкредита нельзя отрицать роль административного и гражданского права, но в системе регулирования они носят факультативный характер. Разграничение финансового и административного права должно быть построено на основании принадлежности регулируемых отношений к финансовой деятельности государства. Разграничение финансово-правовых и гражданско-правовых норм может быть осуществлено по субъектному критерию. Отношения, в которых будут участвовать только частные лица станут предметом регулирования гражданского права, а отношения с участием государства - предметом финансового права.

Обращаясь непосредственно к финансово-правовой сущности государственного кредита в современных условиях, следует отметить, что на сегодняшний день, на наш взгляд, происходит формирование новой подотрасли финансового права, которая традиционно называется "государственный кредит". Новая подотрасль включает в себя как минимум три относительно самостоятельных финансово-правовых института: институт правового регулирования государственного долга, институт правового регулирования государственного кредитования, а также институт правового регулирования управления государственным кредитом.

Институт правового регулирования государственного долга представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют обязательственные отношения, возникающие из государственных займов (заимствований), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, где заемщиком выступает Российская Федерация; принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации гарантий по обязательствам третьих лиц, а также обязательственные отношения, вытекающие из заключенных от имени Российской Федерации кредитных соглашений и договоров с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.

Институт правового регулирования государственного кредитования регулирует отношения по поводу предоставления Российской Федерацией как кредитором иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям, бюджетам другого уровня бюджетной системы Российской Федерации (бюджету субъекта федерации, муниципальному бюджету), юридическим лицам бюджетных средств на возвратной, срочной, добровольной, безвозмездной или возмездной основе. Нормы данного финансово-правового института регулируют обязательства должников, включенные как во внешний, так и внутренний активный долг Российской Федерации.

Институт правового регулирования управления государственным кредитом регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности законодательных, исполнительных органов государственной власти и иных уполномоченных органов по: определению основных направлений, принципов и параметров долговой политики государства на определенный финансовый период; обеспечению единства планирования, регистрации и учета долговых операций; выпуску и размещению займов в целях оптимизации долговой нагрузки, а также по обслуживанию и учету займов; определению целесообразности привлечения и выдачи кредитов, бюджетных ссуд; выплате доходов и погашению займов и кредитов; сбалансированию относительно других инструментов объемов предоставления государственных гарантий; обеспечению мер по возврату платежей по исполненным гарантиям; по контролю за состоянием государственного долга.

Детально рассмотренные в рамках названных институтов складывающиеся общественные отношения, а также порядок их урегулирования, говорят о том, что, несмотря на сложившуюся в целом систему нормативного регулирования госкредита, действующее законодательство все же требует совершенствования и устранения пробелов, возникающих в связи с активным вовлечением все новых отношений в исследуемый предмет.

Так, государственные ценные бумаги как составная часть отношений в сфере государственного долга нашли определенное юридическое закрепление. Однако в отношении государственных внешних ценных бумаг правовое регулирование в основном связано с нормами международного частного права, а также обычаями делового оборота иностранных фондовых бирж, а следовательно общего национального внутреннего правового регулирования указанных ценных бумаг на сегодняшний день нет.

Привлечение заемных средств в форме ценных бумаг способствует проведению денежно-кредитной политики, которая осуществляется Центральным Банком Российской Федерации путем проведения операций на открытом рынке. К таким операциям относятся, например, операции ломбардного кредитования, операции с обратным выкупом - РЕПО. Единое нормативно-правовое регулирование подобного рода сделок в настоящее время практически отсутствует, за исключением нескольких нормативных актов Банка России. В тоже время в связи с активным использованием подобного рода операций на практике, на законодательном уровне, на наш взгляд, необходимо закрепить общие принципы и механизмы их совершения.

Одной из проблем нынешней экономики нашей страны остается проблема поиска форм привлечения денежных средств населения в реальный сектор государственной экономики. Одной из таких форм, безусловно, являются ценные бумаги. В этой связи перед государством стоит задача создания правового поля для таких ценных бумаг, которые позволят населению надежно инвестировать свои средства.

Правовое регулирование кредитов как формы долга требует дальнейшего совершенствования с учетом опыта работы с заемными средствами. Так, исходя из того, что на практике погашение обязательств по кредитам все чаще осуществляется путем применения "новых" схем урегулирования задолженности необходимо на законодательном уровне закрепить эти "новые механизмы", что, в конечном счете, позволит систематизировать работу по урегулированию одной из крупнейших составляющей государственного долга - государственным кредитам.

В отношении государственной гарантии как формы государственного долга необходимо отметить следующее.

Закрепленный нормой Бюджетного кодекса Российской Федерации конкурсный порядок предоставления государственной гарантии должен, на наш взгляд, найти отражение и регламентацию в отдельном нормативно-правом акте, который, может закрепить основные обязательные критерии выбора финансово надежного получателя гарантии, способного своевременно и полностью погасить взятые на себя обязательства.

В целях компенсации понесенных расходов федерального бюджета по исполнению обязательства получателя государственной гарантии, полагаем, что в Бюджетном кодексе Российской Федерации необходимо закрепить норму, обязывающую гаранта (Российскую Федерацию) предъявлять регрессные требования к получателю гарантии по возмещению уплаченных сумм. Отсутствие предлагаемой нормы на наш взгляд, приводит тому, что предоставляемая государственная гарантия фактически является формой финансирования целей, которые не запланированы в расходной части соответствующего бюджета.

Во исполнение статьи 206 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо привести в соответствие приложения федерального закона о федеральном бюджете норме данной статьи, согласно которой представительным органом власти при рассмотрении проекта федерального бюджета в третьем чтении должна утверждаться программа предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год. В настоящее время предусмотренная нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации программа предоставления государственных гарантий не принимается.

В рамках государственного кредитования произошло оформление двух групп отношений: отношений, ведущих к формированию внешних долговых активов Российской Федерации, и отношений по формированию внутренних долговых активов Российской Федерации, основными критериями разграничения которых являются субъект - заемщик бюджетных средств и валюта кредита.

Внутренние активы Российской Федерации, формирующиеся в результате предоставления федеральным бюджетом бюджетных ссуд и кредитов, также, на наш взгляд, являются составной частью отношений по государственному кредитованию. Отношения по предоставлению бюджетных ссуд и кредитов, с учетом присущих им общих принципов кредитования, на наш взгляд, должны и могут рассматриваться в качестве дополнительных форм финансовой помощи в рамках межбюджетных отношений. В то же время в рамках подотрасли государственного кредита эти отношения являются основными при рассмотрении форм государственного долга, возникающего перед Российской Федерацией как кредитором.

Обращаясь к вопросам управления государственным кредитом, необходимо отметить, что говорить о существовании единой, целостной системы управления государственным долгом, на наш взгляд, пока еще преждевременно. Необходимо отметить, что существующая система органов управления государственным долгом не лишена ряда недостатков, к которым в первую очередь необходимо отнести отсутствие четкого и юридически оформленного взаимодействия органов государственной власти в процессе осуществления управления. Кроме того, применяемый органами власти механизм управления государственным активным долгом на законодательном уровне не нашел отдельного закрепления. Отсутствие законодательно установленных способов управления активным долгом, на наш взгляд, ведет также к несогласованности в политике управления государственным кредитом. В этой связи, на наш взгляд, в законодательстве необходимо наряду с инструментами управления пассивным долгом установить инструменты (способы) управления активным долгом.

Для устранения законодательных пробелов отдельное внимание следует уделить установлению в законодательстве легального определения понятия "управление госдолгом", конкретизировав ее применительно к активному и пассивному, внешнему и внутреннему долгу.

В целях достижение полного учета государственной задолженности представляется целесообразным ввести в объем государственного долга наряду с термином "основной (номинальный) долг", термины "проценты, начисляемые на основной долг", "штрафные санкции (пеня, неустойка)".

В связи с активным вовлечением в долговую политику "новых" инструментов управления госдолгом и отсутствием их законодательного регулирования, необходимо на уровне закона закрепить "новые" способы управления, а также определить цели и условия их применения.

В целях совершенствования системы управления долгом в части учета и регистрации государственных заимствований Правительству Российской Федерации необходимо во исполнение статьи 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработать нормативный акт, в котором должны быть определены состав, порядок и сроки предоставления информации для внесения в Долговую книгу соответствующими органами власти. Отсутствие в настоящее время данного нормативно-правового акта ведет к тому, что информация в долговую книгу предоставляется не по мере возникновения обязательств, а также в объеме, который затрудняет объективный учет и регистрацию.

В заключение необходимо отметить, что в последнее время среди ученых юристов и практиков все чаще встает вопрос о принятии отдельного закона о государственном долге. Необходимо отметить, что подобного рода нормативные акты приняты в ряде зарубежных государств, например, в республике Болгария, на Украине, а также на уровне субъектов Российской Федерации. Однако, на наш взгляд, не столь важно как будут оформлены необходимые изменения - путем принятия отдельного федерального закона или путем внесения изменений и дополнений в действующий Бюджетный кодекс Российской Федерации. Главное, чтобы насущные изменения нашли свое полное и своевременное отражение, что, в конечном счете, будет способствовать совершенствованию функционирования механизма государственного кредита.


Приложения

Приложение 1

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

млн. рублей

  По состоянию на 01.02.2011
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации - всего, 2 935 418,939
в том числе:  
государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации 471 462,336

 

Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО) (млн. руб.) на 1 марта 2011 года: 2 605 197,481

Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01.02.2011

      в тыс. руб.
Код Субъект Российской Федерации Объем государственного долга субъектов Российской Федерации Объем долга муниципальных образований
   Центральный федеральный округ 575 742 175,3 35 786 133,4
26 Белгородская область 15 318 283,3 557 104,8
27 Брянская область 6 147 399,2 1 259 312,5
28 Владимирская область 1 312 886,9 909 394,6
31 Воронежская область 8 976 040,9 3 094 625,3
33 Ивановская область 3 833 185,0 160 139,0
37 Калужская область 16 960 850,0 615 626,0
41 Костромская область 7 983 144,5 3 030 268,3
44 Курская область 3 584 991,4 980 604,2
46 Липецкая область 5 585 075,5 1 935 907,0
48 Московская область 146 754 745,7 12 295 883,5
54 Орловская область 3 682 138,7 354 535,1
59 Рязанская область 11 208 798,3 941 370,4
63 Смоленская область 7 083 649,3 1 639 481,4
64 Тамбовская область 5 431 330,2 908 776,8
36 Тверская область 11 605 582,3 1 997 070,1
66 Тульская область 8 513 780,0 1 282 452,5
71 Ярославская область 12 494 369,9 3 823 581,9
73 г. Москва 299 265 924,0  -
   Северо-Западный федеральный округ 84 728 905,5 16 039 542,5
06 Республика Карелия 8 505 416,8 980 761,8
07 Республика Коми 5 364 974,6 1 491 302,6
24 Архангельская область 12 682 174,5 1 520 054,7
84 Hенецкий АО

нет информации

30 Вологодская область 18 293 449,4 323 848,6
35 Калининградская область 11 296 337,7 6 390 824,3
45 Ленинградская область 5 324 599,7 1 185 323,8
49 Мурманская область 7 251 638,9 2 340 888,2
50 Новгородская область 7 938 115,2 1 485 751,2
57 Псковская область 1 1 458 029,8 320 787,3
72 г. Санкт-Петербург 6 614 168,9  -
   Южный федеральный округ 55 616 677,0 17 268 608,5
76 Республика Адыгея 1 017 886,9 417 784,5
05 Республика Калмыкия 1 300 392,5 36 504,5
18 Краснодарский край 23 131 662,0 6 724 256,8
25 Астраханская область 12 999 296,5 2 329 046,3
29 Волгоградская область 10 237 896,4 4 937 203,9
58 Ростовская область 6 929 542,8 2 823 812,6
  Северо-Кавказский федеральный округ 21 021 368,8 2 195 821,4
03 Республика Дагестан 2 547 123,2 794 264,4
14 Республика Ингушетия 64 978,5  -
04 Кабардино-Балкарская Республика 2 1 424 091,4 30 000,0
79 Карачаево-Черкесская Республика 2 256 697,8 193 775,9
10 Республика Северная Осетия - Алания3 5 301 041,0 407 239,9
94 Чеченская Республика 4 570 828,6 350 000,0
21 Ставропольский край 4 856 608,3 420 541,2
   Приволжский федеральный округ 212 096 033,8 43 277 505,5
01 Республика Башкортостан 10 120 833,0 3 894 228,0
08 Республика Марий Эл 4 782 075,2 42 020,0
09 Республика Мордовия 11 995 058,7 987 573,9
11 Республика Татарстан 57 546 968,7 20 654 451,7
13 Удмуртская Республика 12 743 943,3 3 622 318,9
15 Чувашская Республика 9 485 435,2 1 033 897,7
56 Пермский край 4 973 403,0 381 719,6
40 Кировская область 7 791 860,9 648 734,8
32 Нижегородская область 27 253 733,5 2 383 687,5
53 Оренбургская область 9 894 138,0 735 379,5
55 Пензенская область 6 513 787,5 2 212 950,7
42 Самарская область 25 289 664,2 2 842 372,6
60 Саратовская область 5 24 966 287,8 3 393 699,4
68 Ульяновская область 2 738 844,6 444 471,0
   Уральский федеральный округ 32 514 474,6 13 108 612,0
43 Курганская область 1 741 956,3 27 421,4
62 Свердловская область 9 093 024,9 5 366 909,5
67 Тюменская область 1 081 124,0 62 000,0
87 Ханты-Мансийский АО 10 616 949,5 3 468 988,2
90 Ямало-Ненецкий АО  - 2 408 946,0
69 Челябинская область 9 981 419,9 1 774 346,9
   Сибирский федеральный округ 76 251 466,9 25 864 246,6
77 Республика Алтай 1 013 412,1 556 625,8
02 Республика Бурятия 4 841 568,7 2 663 265,3
12 Республика Тыва 6 148 593,9 183 560,0
80 Республика Хакасия 2 150 836,1 16 095,1
17 Алтайский край 539 935,2 901 342,1
91 Забайкальский край 7 4 722 341,3 259 141,1
19 Красноярский край 8 11 362 009,9 5 462 465,8
34 Иркутская область 9 7 394 974,6 3 872 775,9
39 Кемеровская область 18 507 923,6 832 471,3
51 Новосибирская область 4 811 256,1 6 624 086,1
52 Омская область 14 058 649,5 2 717 099,9
65 Томская область 6 699 966,0 1 775 318,1
   Дальневосточный федеральный округ 38 040 096,1 10 931 861,4
16 Республика Саха (Якутия) 17 848 720,9 1 457 016,6
38 Камчатский край 10 5 345 666,0 1 931 945,4
20 Приморский край 585 683,2 1 973 885,3
22 Хабаровский край 2 782 613,7 958 752,9
23 Амурская область 6 829 976,8 549 089,0
47 Магаданская область 2 122 777,0 1 382 716,1
61 Сахалинская область 505 150,5 2 583 060,0
78 Еврейская АО 33 398,8 95 396,0
88 Чукотский АО 1 986 109,3  -
  Итого 1 096 011 198,0 164 472 331,2

1 Предоставляет информацию с 11.10.2007

2 Предоставляет информацию с 19.02.2010

3 Предоставляет информацию с 01.08.2007

4 Предоставляет информацию о долговых обязательствах Пермского края с 01.07.2007

5 Предоставляет информацию с 22.11.2007

6 Предоставляет информацию с 07.04.2008

7 Предоставляет информацию о долговых обязательствах Забайкальского края (как нового субъекта РФ) с 01.05.2009

8 Предоставляет информацию о долговых обязательствах Красноярского края (как нового субъекта РФ) с 01.02.2007

9 Предоставляет информацию о долговых обязательствах Иркутской области (как нового субъекта РФ) с 01.04.2008

10 Камчатский край предоставляет информацию о долговых обязательствах за объединенный регион с 01.02.2008


Приложение 2

 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 марта 2011 года

Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро**
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 39 770,8 28 769,4
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 754,7 545,9
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 719,3 1 243,7
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ 1 116,0 807,3
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** 56,2 40,7
Задолженность перед международными финансовыми организациями 3 072,3 2 222,4
Задолженность по внешним облигационным займам 30 456,5 22 031,6
 внешний облигационный заем с погашением в 2015 году 2 000,0 1 446,8
 внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,0 2 531,8
 внешний облигационный заем с погашением 2018 году 3 466,4 2 507,5
 внешний облигационный заем с погашением 2028 году 2 499,9 1 808,4
 внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 18 990,2 13 737,1
Задолженность по ОВГВЗ 1 774,9 1 283,9
 в том числе:    
 ОВГВЗ VII серии 1 750,0 1 265,9
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 820,9 593,8

* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте

** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и принципы государственного кредита

1.1 Понятие "государственный кредит" в экономическом и юридическом аспектах

1.2 Принципы государственного кредита

Глава 2. Государственный долг

2.1 Место государственного долга в системе долговых обязательств

2.2 Государственные заимствования и гарантии

2.3 Методы управления государственным долгом

Глава 3. Внешние долговые требования Российской Федерации

3.1 Понятие внешних долговых требований Российской Федерации

3.2 Правовой режим государственных финансовых и государственных экспортных кредитов

Заключение

Список библиографических источников

Приложения


Введение

 

Актуальность темы дипломного исследования состоит в том, что государственный кредит и его правовое регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики.

Необходимо отметить, что проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы.

Однако государственный долг в настоящее время остается одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Государственный кредит является составной частью финансовой системы любого государства и активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он направлен на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства. Во-вторых, государственное кредитование представляет собой одну из форм распределения имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности и отраслей экономики.

Основная причина появления государственного кредита - это недостаточные доходы государственного (муниципального) бюджета. Поэтому дефицит бюджета покрывает государственный кредит. Кредит возник в период разложения первобытно-общинного строя и первоначально предоставлялся в натуральной форме (зерно, скот, потребительские товары и т.п.), а по мере становления и развития товарно-денежного обращения кредит стал предоставляться в денежной форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.057 с.)