Гуманитарные нормы, касающиеся положения личности в вооруженных конфликтах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманитарные нормы, касающиеся положения личности в вооруженных конфликтах



 

Они определены Положением о законах и обычаях сухопутной войны, являющимися приложением к Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., и рядом других положении. Вводится запрещение применять методы или средства ведения военных действий, имеющих своей целью причинить (или можно ожидать, что они причинят) обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Особое внимание уделено обязанностям сторон в отношении новых видов оружия: при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны договаривающаяся сторона должна определить, подпадает ли применение этих видов и средств под запрещение, содержащееся как в указанном Протоколе, так и в каких-либо других нормах международного права, применяемых к данной стороне. Протокол 1, запрещая вероломство, определяет его признаки. Нельзя прибегать к вероломству, результатом которого будут убийства, нанесение ранений или захват в плен противника. Под вероломством понимаются действия, рассчитанные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан согласно международному праву предоставить ее, с целью обмана этого доверия. Согласно Протоколу 1 актами вероломства, в частности, будут являться симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия или симулирование капитуляции; симулирование выхода из строя вследствие ранений или болезни; симулирование обладания статусом гражданского лица или не комбатанта. Вместе с тем Протокол 1 не запрещает использование военных хитростей, хотя и вводящих противника в заблуждение или заставляющих его действовать опрометчиво, но не нарушающих норм международного права и не связанных с вероломством (использование маскировки, ловушек, ложных операций, дезинформации).

Протокол 1 вводит уточняющие положения, касающиеся пощады: запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе (Конвенция 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны ограничивалась положением о том, что воспрещается объявлять, что никому не будет дано пощады).

Протокол 1 предоставляет гарантии лицам противной стороны, вышедшим из строя. Гарантии заключаются в том, что лицо, вышедшее из строя, не может подвергаться нападению. При этом фактические обстоятельства должны свидетельствовать о том, что такое лицо находится во власти противной стороны; ясно выражает намерение сдаться в плен или находится без сознания или каким-либо другим образом выведено из строя вследствие ранения или болезни и в силу этого не способно защищаться. Условием признания вышедшим из строя является также положение о том, что в любом таком случае это лицо должно воздерживаться от враждебных действий и не пытаться совершить побег.

Небезынтересны и положения, касающиеся лиц на борту летательных аппаратов. Если лицо покидает летательный аппарат, терпящий бедствие, на парашюте, оно не должно подвергаться нападению в течение своего спуска на землю. В случае, когда такое лицо приземляется на территорию, контролируемую противником, ему предоставляется возможность сдаться в плен до того, как оно станет объектов нападения, при условии, что оно само не совершает враждебных действий. Естественно, что под воздействие названных положений не подпадают воздушно-десантные войска.

Другие акты, а именно Протоколы I-IV к Конвенции 1981 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, также связаны с гуманитарными аспектами положения личности в вооруженных конфликтах. В частности, запрещается при любых обстоятельствах использовать мины, мины ловушки и другие устройства, будь то в случае нападения, обороны или в порядке репрессалий, против гражданского населения как такового или против отдельных гражданских лиц. Запрещается неизбирательное применение данного оружия. Любая установка этого оружия будет считаться его неизбирательным применением, если повлечет случайную гибель гражданского населения, ранения гражданских лиц, чрезмерный ущерб гражданским объектам. Также недопустимо при любых обстоятельствах подвергать гражданское население нападению с применением зажигательного оружия. Такое нападение недопустимо в отношении любого военного объекта, расположенного в районе сосредоточения гражданского населения. Объектом нападения с применением зажигательного оружия не могут быть леса или другие виды растительного покрова, за исключением случаев, когда указанные природные элементы используются для того, чтобы укрыть или замаскировать комбатантов.

Протоколы I-IV к Конвенции 1981 г., усилив запрет на ведение военных действий против гражданского населения, позволили в определенной мере увязать правила ведения военных действий с условиями современной войны.

Согласно Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны (Четвертая конвенция, ратифицирована СССР 17 апреля 1954 г.), а также Дополнительному протоколу от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), основной нормой в данном вопросе является положение о том, что находящиеся в конфликте стороны должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами. Цель такого различия - обеспечение уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов. Воюющие государства обязаны направлять свои действия только против объектов военного характера. Четвертая конвенция в первую очередь берет под свою защиту лиц, которые оказываются во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Не пользуются покровительством данной Конвенции лица ряда категорий, в частности лица, являющиеся гражданами государства, не связанного ею; лица, состоящие под защитой Первой конвенции, Второй конвенции и Третьей конвенции. Более широкую сферу применения имеют положения Раздела II Четвертой конвенции, посвященного защите населения от некоторых последствий войны. Они касаются всего населения находящихся в конфликте государств, т.е. всех категорий лиц, относящихся к государству. Так, участники указанной Конвенции, вступившие в конфликт, могут создавать на своей собственной территории, а в случае необходимости и на оккупированных территориях санитарные и безопасные зоны и местности с целью ограждения от действий войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста. Чтобы обеспечить взаимное признание созданных зон и местностей, заинтересованные стороны могут заключить соответствующее соглашение. Кроме того, находящиеся в конфликте стороны могут достичь соглашения о создании в районах, где идут военные действия, нейтрализованных зон для защиты больных и раненых комбатантов и не комбатантов, а также гражданских лиц, которые не участвуют в военных действиях и не выполняют никакой работы военного характера. Конвенция побуждает находящиеся в конфликте стороны заключать местные соглашения об эвакуации из осажденного или окруженного района раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей и рожениц и о пропуске в этот район санитарного персонала, служителей культа. Во всяком случае ни при каких обстоятельствах не могут быть объектом нападения организованные для оказания помощи раненым, больным, инвалидам и роженицам гражданские больницы. Конвенция рекомендует располагать такие больницы, снабженные специальными удостоверениями, как можно дальше от военных объектов. Кстати, стороны должны стремиться не размещать такие объекты в густонаселенных районах или вблизи от них. Таким образом, гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, связанных с военными действиями. Протокол 1 к Женевским конвенциям 1954 г. устанавливает, что при всех обстоятельствах гражданское население и гражданские лица не могут являться объектом нападений. Акты целенаправленного насилия, связанные с терроризацией населения, недопустимы. Запрещаются и нападения неизбирательного характера, в частности нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты; нападения, связанные. с методами и средствами ведения военных действий, которые на конкретные военные объекты не могут быть направлены, или нападения с применением методов и средств с неограниченными последствиями, что приводит к поражению военных объектов и гражданских лиц или гражданских объектов без различия. Недопустимы также нападения на гражданских лиц в порядке репрессалий. Не может использоваться присутствие гражданского населения и для прикрытия военных действий и защиты военных объектов. Не может использоваться в качестве метода ведения войны голод среди гражданского населения. Международно-правовые нормы защищают объекты, необходимые для выживания гражданского населения. Так, запрещается подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой, ее запасы, необходимые для поддержания жизнедеятельности ирригационные сооружения. Плотины, дамбы, атомные электростанции, т.е. установки и сооружения, содержащие опасные силы, не могут быть объектом нападения даже в тех случаях, когда такие сооружения являются военными объектами, если нападение способно привести к высвобождению опасных сил и к последующим тяжелым потерям среди гражданского населения. Недопустимо причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, когда это угрожает здоровью или выживанию населения. Под особой международно-правовой защитой, способствующей безопасности населения, находятся не обороняемые местности и демилитаризованные зоны. Не обороняемой местностью может быть любой населенный пункт, который находится в зоне соприкосновения вооруженных сил или вблизи нее и открыт для оккупации противником. Воюющее государство в целях придания такой местности статуса не обороняемой должно выполнить определенные Протоколом 1 условия в частности, эвакуировать всех комбатантов, а также мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение; не использовать во враждебных целях стационарные военные установки или сооружения; не допускать по отношению к противнику враждебных действий со стороны властей и населения; не предпринимать действий в поддержку военных операций. Воюющее государство должно сделать противной стороне. заявление о введении режима не обороняемой местности. Эта сторона должна подтвердить получение такого обращения. Международное право запрещает сторонам, находящимся в конфликте, подвергать не обороняемые местности нападению. Данным сторонам запрещается распространять свои военные операции на районы, созданные ими в качестве демилитаризованных зон на основе соглашения, если последнее содержит такой запрет. Демилитаризованная зона должна в основном отвечать тем же условиям, которым отвечает не обороняемая местность. Власти оккупирующей державы не могут подвергать аресту, преследовать или предавать суду покровительствуемых лиц за действия или высказывания, допущенные ими до оккупации (или в период временного ее прекращения), за исключением случаев нарушений законов и обычаев войны. Приговоры, выносимые компетентными судебными органами оккупирующего государства, должны основываться на рассмотрении дела в установленном процессуальном Порядке. Что касается осужденных, то они имеют право использовать все способы обжалования, предусмотренные законодательством, которое применяет суд.

Как уже говорилось, находящиеся в конфликте стороны могут интернировать покровительствуемых лиц, но в строгом соответствии с установленными Четвертой конвенцией правилами. При этом интернированные лица полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, осуществляя свои права в той мере, в какой это возможно в условиях интернирования. Воюющие государства, которые интернировали определенный круг лиц, обязаны обеспечить бесплатно их содержание и оказывать им медицинскую помощь в соответствии с состоянием их здоровья.

Протокол 1 к Женевским конвенциям 1954 г. содержит ряд дополнительных положений, относящихся как к защите прав гражданских лиц по смыслу Четвертой конвенции, так и к защите основных прав человека в период международных вооруженных конфликтов, закрепленных посредством других международно-правовых источников. Так, в нем устанавливается обязанность сторон любыми возможными путями способствовать воссоединению семей, разъединенных в результате вооруженных конфликтов. С этой же целью стороны должны поощрять работу соответствующих гуманитарных организаций.

Протокол 1 также закрепил защиту беженцев и апатридов при всех обстоятельствах и без какого-либо неблагоприятного различия к ним будут применяться положения Четвертой конвенции. Кроме того, в Протоколе 1 определены гарантии в отношении лиц, которые не пользуются более благоприятным обращением в соответствии с действующими конвенциями и самим Протоколом. Он требует гуманного обращения к этим лицам. В частности, запрещаются в любое время и в любом месте такие действия представителей гражданских или военных органов, как насилие над жизнью, здоровьем и физическим или психическим состоянием лиц, включая убийство, пытки, телесные наказания, увечья, взятие заложников, коллективные наказания. Если лицо арестовано, задержано или интернировано за действия, связанные с вооруженным конфликтом, оно должно быть без промедления проинформировано на понятном языке о причинах применения таких мер. В случае привлечения лица к уголовной ответственности за совершение правонарушения, связанного с вооруженным конфликтом, признать лицо виновным и вынести приговор может только беспристрастный и соответствующим образом учрежденный суд, действующий на основе общепризнанных принципов обычного судопроизводства. С учетом этого лицо, которому предъявлено обвинение в правонарушении, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана по закону. Такое лицо имеет право на то, чтобы судебное рассмотрение производилось в его присутствии. Оно не может быть принуждено к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. Если лицо обвиняется в военных преступлениях или в преступлениях против человечества, то оно должно предаваться суду в соответствии с применяемыми нормами международного права.

В Протоколе 1 специальный раздел посвящен мерам по защите женщин и детей. Он базируется на главном требовании - обеспечить женщинам и детям особое уважение, а также защиту и помощь от различного рода посягательств. Наконец, Протокол 1 с учетом защиты прав человека ставит целью пресечение нарушений Женевских конвенций 1954 г. и самого Протокола 1. В связи с этим ряд действий, совершаемых против лиц, находящихся во власти противной стороны, например военнопленных, беженцев, апатридов, раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, гражданского населения, отнесен к категории военных преступлений. Определяющим критерием такого рода преступлений является наличие серьезных правонарушений. Серьезные правонарушения - это такие действия, которые совершаются умышленно и в нарушение конвенций и данного Протокола. Так, серьезным нарушением, т.е. военным преступлением, будут являться перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию; применение практики апартеида и других негуманных действий, основанных на расовой дискриминации; лишение лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство. Серьезным нарушением Протокола 1 будут такие умышленные действия, влекущие смерть или серьезные те лесные повреждения или ущерб здоровью, как превращение

гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения, нападение на не обороняемые местности и демилитаризованные сооружения, содержащие опасные силы, и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.01 с.)