Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Что такое древнерусский художественный стильСтр 1 из 6Следующая ⇒
Глава 1. Что такое древнерусский художественный стиль Под древнерусской историей мы обычно понимаем период X-XVI вв. Это само по себе уже вызывает несколько вопросов. Во-первых, этот период логичнее называть не древним, а средневековым, разумея под древней дохристианскую историю. Во-вторых, не все исследователи согласны с верхней границей этого периода, относя сюда же XVII век. Нам все же представляется, что XVII век знаменует собой настолько радикальное изменение культуры, образа жизни, мышления людей (все это отразилось в архитектуре, и в храмовой в том числе), что его нужно считать отдельной эпохой. По-хорошему следует рассматривать отдельно и XVI век, но там не происходит такого значительного перелома мировоззрения. Далее, не все согласятся с тем, что в X-XVI веках мы имеем дело только с одним архитектурным стилем: кто-то назовет самостоятельными стилями годуновский классицизм, шатровую готику, даже житийный стиль, рублевский стиль и т.д.; другие считают все явления в искусстве указанного периода на Руси единым древнерусским стилем. Опять же, кто-то пытается с разным успехом применить к древнерусской архитектуре общеевропейские понятия (готика, ренессанс и др.), а кто-то утверждает ее полностью самобытный характер. Одни исследователи, рассматривая древнерусскую архитектуру, делят ее по периодам: архитектура предмонгольского периода, архитектура времен феодальной раздробленности, архитектура XIV-XV веков и т.д. Так, А. И. Некрасов разделил весь период на три эпохи (сложения, развития и зрелости), а внутри каждой эпохи выделил три стиля (в последней - четыре). Он также разработал номенклатуру стилей, не получившую признания. Другие предпочитают говорить об архитектуре отдельных регионов: киевской, владимиро-суздальской, псково-новгородской, московской, имея в виду, что в пределах одного региона памятники, допустим, XII и XV веков отличаются очень мало. (Если сравнить, к примеру, псковские Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1156) и церковь Николы на Усохе (1536), то они очень похожи - а изначально были еще более похожи, поскольку Спасо-Преображенский собор позднее перестраивался. Кто-то из исследователей заметил, что различить XII и XVI век невозможно на глаз, а только на ощупь - более ранние памятники имеют неровную, шероховатую поверхность стен, как будто от руки вылепленную.) Соответственно, сторонники этой точки зрения рассматривают как отдельные стили региональные: стиль псковской архитектуры, новгородской архитектуры, раннемосковской, киевской и т.д. - естественно, что они могли друг на друга влиять, смешиваться, и уж конечно, были явления, накладывающиеся в стилевые рамки данного региона. А то, что храмы разных веков все же различаются между собой, и является одним из главных признаков стиля: что он развивается во времени, проходит ряд этапов: зарождение - развитие - зрелость - упадок - исчезновение стиля. Признавая, что не все так просто, примем в данном случае именно эту точку зрения. Однако мы скажем, к какому стилю относят архитектуру того или иного периода сторонники деления древнерусской архитектуры по периодам и стилям, и перечислим основные особенности этих стилей.
Глава 2. Русь деревянная Ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Из дерева строили все виды сооружений - от жилых и хозяйственных зданий до больших дворцовых с разветвленной планировочной системой. Город Древней Руси вплоть до XVII века оставался в основном деревянным. В деревянных постройках структура определялась бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами; однако при всей «жесткости» деревянной строительной системы народные мастера-зодчие умели композиционно ее разнообразить и пластически оживить. В результате возникает очень широкая композиционная «амплитуда» от простейшей крестьянской избы-сруба до сложнейших объемных решений, типа шатровых и ярусных храмов. Основным мерилом, модулем деревянной архитектуры является бревно или брус нормальной длины. Четыре бревна, образующие по контуру прямоугольник и связанные в концах посредством врубок, создают венец, укладываемый горизонтально. Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок- «в обло» и «в лапу». Врубку «в обло» можно наблюдать только в очень старых зданиях и деревенских избах. Второй тип врубки - «в лапу» - сложнее первого, но прочнее конструктивно. Венцы накладываются один на другой, и в результате образуется сруб. Вследствие того, что размеры сруба определяются по горизонтали длиной бревна, то при строительстве зданий больших размеров необходимо соединять несколько срубов, располагающихся в том или ином порядке. Квадратный сруб носит наименование четверика, сруб же восьмиугольной формы, образованный восемью бревнами - восьмерика.
Деревянный сруб, или же - что реже - срубы, присоединенные друг к другу, составляли основу традиционного русского крестьянского дома - избы. Перекрытие производилось обычно на два ската. По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетях или в два этажа. Примером может служить крестьянский дом в сельце Заозерье, перенесенный в настоящее время в заповедник на остров Кижи. Система рубленых построек составляла основу многих деревянных одноярусных храмов, так называемых клетских. Архитектура древнерусских шатровых храмов была чрезвычайно разнообразна и основана на различных сочетаниях четвериков и восьмериков, а также венчающего пирамидального шатра, который также часто образовывался постепенно уменьшавшимися в высоту венцами. Примером могут служить деревянные церкви в селе Турчасове на реке Онеге. В некоторых случаях деревянные церкви получали сложную композицию, основной объем дополняли пристройки-прирубы, силуэт обогащался большим числом луковичных глав. Характерна всемирно известная церковь острова Кижи на Онежском озере. По этой же системе построены и каменные шатровые церкви, в частности, названные ранее церковь в Коломенском и собор Василия Блаженного. Прекрасный, податливый и достаточно прочный материал - дерево использовалось и для возведения зданий очень крупных размеров. В 1667 -1681 годах в Москве, в Коломенском, на берегу Москвы-реки в непосредственной близости от прославленной шатровой церкви был построен из дерева царский дворец. Основу его составляли семь больших и высоких срубов-хором. объединенных переходами. Каждый из этих срубов-теремов имел два, три, четыре этажа. Отдельные хоромы предназначены были для царя, царицы и четырех царевен. Кроме того, во дворце была домовая церковь и много подсобных помещений. Композиция дополнялась наружными лестницами, крыльцами. Асимметричная расстановка объемов, высокие разнообразные но формам кровли - шатровые, многоскатные, «кубастые», «бочки», «крещатые бочки» и другие, разнообразная обработка фасадов с их деталями - все это сообщало сооружению, архитектура которого вобрала в себя традиционные принципы более ранних зданий этого типа, исключительную живописность и своеобразие истинно русского национального характера постройки. Коломенский дворец был разобран во второй половине XVIII века из-за обветшания, но хорошо известен по документальным материалам.
Большой кремлевский дворец. Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1850 гг. на месте разобранных древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIII в. дворца императрицы Елизаветы Петровны. Проектирование и строительство велись группой архитекторов в составе: Н.И. Чичагов, В.А. Бакарев, Ф.Ф. Рихтер, П.А. Герасимов, Ф.Г. Солнцев и др. под общим руководством К.А. Тона, признанного родоначальником “византийско-русского стиля”.
Дворцовый комплекс, получивший в дальнейшем название “Большой Кремлевский дворец”, помимо новопостроенного здания, включил в себя часть сохранившихся сооружений конца ХV-ХVIIвв., входивших ранее в состав древней великокняжеской, а в последствии царской резиденции. Это Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец и дворцовые церкви. После постройки в 1851 г. Оружейной палаты и примыкающего к ней с севера здания Аппартаментов, соединенного воздушным переходом с дворцовым комплексом, образовался единый ансамбль Большого Кремлевского дворца, связанного композиционно и стилистически. Постановкой новых зданий К.А. Тон в известной степени воспроизводил планировку древнего ансамбля, а решение фасадов развивало архитектурную тему старинных сооружений. Аркада первого яруса дворца - римейк подклета Алевиза; терраса поверх аркады повторяет старые гульбища и связывает ансамбль в пространстве; зимний сад над новым переходом напоминает висячие сады древности; резное фигурное обрамление оконных проемов двухсветного второго этажа, профилированные пилястры между ними, центральная повышенная часть с кокошниками, перекрытая куполом, перекликаются с архитектурой Теремного дворца. Однако сухость и монотонность фасадов лишает здание живописности, присущей Теремам. Тем не менее творчество К.А.Тона отмечено новаторством: уникальные для русской архитектуры большепролетные облегченные кирпичные своды, металлические стропильные конструкции кровель, использование новых строительных материалов, в частности цемента для фигурных отливок, высоко оценивались современниками. Внутренняя планировка императорского дворца, насчитывающая около семисот помещений, включает главный вестибюль с лестницей; пять парадных орденских залов; приемные парадные помещения императрицы; жилые покои императорской семьи, так называемую “Собственную половину” и служебные помещения, расположенные на первом этаже. Роскошная отделка интерьеров в духе времени выполнена в разных стилях - от “ренессанса” до “византийско-русского” и отличается изяществом, тонким вкусом и высоким качеством работ. Дворец по праву называют музеем русского дворцового интерьера. В 1933-1934 гг. Александровский и Андреевский залы дворца, были перестроены в зал заседаний Верховного совета СССР, на долгие годы утратив великолепие своих интерьеров. В 1994-1998 гг. залы, по решению Президента РФ были восстановлены.
В настоящее время весь комплекс Большого Кремлевского дворца, кроме Оружейной палаты, является главной Резиденцией Президента РФ.
Глава 6. Псковские церкви Близок к Новгороду по характеру архитектуры город Псков. Здесь тоже возводились многочисленные одноглавые церкви, строившиеся из местного грубо около того плитняка. По сравнению с новгородскими они более массивны и отличаются особой сочностью форм. Типична в этом отношении церковь Василия на Горке, построенная в начале XV века. Церковь Василия на Горке - единственный сохранившийся до настоящего времени храм архитектуры начала 15 века, времени расцвета Псковской вечевой республики. Храм Василия Великого был поставлен близ стены Среднего города (ныне утраченной) еще в 14 веке; в летописи под 1377 г. говорится об украшении этого храма росписью. При нем был всполошный колокол, звонивший во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. Интерьер храма - четырехстолпный, с повышенными подпружными арками. Колоколен в Новгороде и Пскове не строили, они появились в Москве позже, в ХV веке. В Пскове существовали только звонницы - каменные стенки, завершавшиеся невысокими круглыми столбами, между которыми подвешивались колокола. Иногда колокола крепились просто к толстому деревянному брусу, укреплявшемуся на врытых в землю деревянных столбах. В целом Псковские церкви XIV и XV вв. внешне мало отличаются от новгородских, но внутри имеют новую интересную конструкцию свода. Вспомогательные арки парусов, ранее сниженные, приподняты выше, чем у византийских конструкций и образуют так называемую псковскую ступенчатую конструкцию сводов. Этим способом был построен ряд маленьких церквушек. Список использованной литературы · Алпатов М.В. и др. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. Москва, «Просвещение», 1969. · Брунов Н. Очерки по истории архитектуры. Том 2. Москва, Центрполиграф, 2003. · Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Москва, «Астрель», 2002. · Любимов Л. Искусство Древней Руси. Москва, «Просвещение», 1981. · Чернихов. Як. Основы современной архитектуры. Ленинград, Издание ленинградского общества архитекторов, 1930. Глава 1. Что такое древнерусский художественный стиль Под древнерусской историей мы обычно понимаем период X-XVI вв. Это само по себе уже вызывает несколько вопросов. Во-первых, этот период логичнее называть не древним, а средневековым, разумея под древней дохристианскую историю. Во-вторых, не все исследователи согласны с верхней границей этого периода, относя сюда же XVII век. Нам все же представляется, что XVII век знаменует собой настолько радикальное изменение культуры, образа жизни, мышления людей (все это отразилось в архитектуре, и в храмовой в том числе), что его нужно считать отдельной эпохой. По-хорошему следует рассматривать отдельно и XVI век, но там не происходит такого значительного перелома мировоззрения.
Далее, не все согласятся с тем, что в X-XVI веках мы имеем дело только с одним архитектурным стилем: кто-то назовет самостоятельными стилями годуновский классицизм, шатровую готику, даже житийный стиль, рублевский стиль и т.д.; другие считают все явления в искусстве указанного периода на Руси единым древнерусским стилем. Опять же, кто-то пытается с разным успехом применить к древнерусской архитектуре общеевропейские понятия (готика, ренессанс и др.), а кто-то утверждает ее полностью самобытный характер. Одни исследователи, рассматривая древнерусскую архитектуру, делят ее по периодам: архитектура предмонгольского периода, архитектура времен феодальной раздробленности, архитектура XIV-XV веков и т.д. Так, А. И. Некрасов разделил весь период на три эпохи (сложения, развития и зрелости), а внутри каждой эпохи выделил три стиля (в последней - четыре). Он также разработал номенклатуру стилей, не получившую признания. Другие предпочитают говорить об архитектуре отдельных регионов: киевской, владимиро-суздальской, псково-новгородской, московской, имея в виду, что в пределах одного региона памятники, допустим, XII и XV веков отличаются очень мало. (Если сравнить, к примеру, псковские Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1156) и церковь Николы на Усохе (1536), то они очень похожи - а изначально были еще более похожи, поскольку Спасо-Преображенский собор позднее перестраивался. Кто-то из исследователей заметил, что различить XII и XVI век невозможно на глаз, а только на ощупь - более ранние памятники имеют неровную, шероховатую поверхность стен, как будто от руки вылепленную.) Соответственно, сторонники этой точки зрения рассматривают как отдельные стили региональные: стиль псковской архитектуры, новгородской архитектуры, раннемосковской, киевской и т.д. - естественно, что они могли друг на друга влиять, смешиваться, и уж конечно, были явления, накладывающиеся в стилевые рамки данного региона. А то, что храмы разных веков все же различаются между собой, и является одним из главных признаков стиля: что он развивается во времени, проходит ряд этапов: зарождение - развитие - зрелость - упадок - исчезновение стиля. Признавая, что не все так просто, примем в данном случае именно эту точку зрения. Однако мы скажем, к какому стилю относят архитектуру того или иного периода сторонники деления древнерусской архитектуры по периодам и стилям, и перечислим основные особенности этих стилей.
Глава 2. Русь деревянная Ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Из дерева строили все виды сооружений - от жилых и хозяйственных зданий до больших дворцовых с разветвленной планировочной системой. Город Древней Руси вплоть до XVII века оставался в основном деревянным. В деревянных постройках структура определялась бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами; однако при всей «жесткости» деревянной строительной системы народные мастера-зодчие умели композиционно ее разнообразить и пластически оживить. В результате возникает очень широкая композиционная «амплитуда» от простейшей крестьянской избы-сруба до сложнейших объемных решений, типа шатровых и ярусных храмов. Основным мерилом, модулем деревянной архитектуры является бревно или брус нормальной длины. Четыре бревна, образующие по контуру прямоугольник и связанные в концах посредством врубок, создают венец, укладываемый горизонтально. Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок- «в обло» и «в лапу». Врубку «в обло» можно наблюдать только в очень старых зданиях и деревенских избах. Второй тип врубки - «в лапу» - сложнее первого, но прочнее конструктивно. Венцы накладываются один на другой, и в результате образуется сруб. Вследствие того, что размеры сруба определяются по горизонтали длиной бревна, то при строительстве зданий больших размеров необходимо соединять несколько срубов, располагающихся в том или ином порядке. Квадратный сруб носит наименование четверика, сруб же восьмиугольной формы, образованный восемью бревнами - восьмерика. Деревянный сруб, или же - что реже - срубы, присоединенные друг к другу, составляли основу традиционного русского крестьянского дома - избы. Перекрытие производилось обычно на два ската. По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетях или в два этажа. Примером может служить крестьянский дом в сельце Заозерье, перенесенный в настоящее время в заповедник на остров Кижи. Система рубленых построек составляла основу многих деревянных одноярусных храмов, так называемых клетских. Архитектура древнерусских шатровых храмов была чрезвычайно разнообразна и основана на различных сочетаниях четвериков и восьмериков, а также венчающего пирамидального шатра, который также часто образовывался постепенно уменьшавшимися в высоту венцами. Примером могут служить деревянные церкви в селе Турчасове на реке Онеге. В некоторых случаях деревянные церкви получали сложную композицию, основной объем дополняли пристройки-прирубы, силуэт обогащался большим числом луковичных глав. Характерна всемирно известная церковь острова Кижи на Онежском озере. По этой же системе построены и каменные шатровые церкви, в частности, названные ранее церковь в Коломенском и собор Василия Блаженного. Прекрасный, податливый и достаточно прочный материал - дерево использовалось и для возведения зданий очень крупных размеров. В 1667 -1681 годах в Москве, в Коломенском, на берегу Москвы-реки в непосредственной близости от прославленной шатровой церкви был построен из дерева царский дворец. Основу его составляли семь больших и высоких срубов-хором. объединенных переходами. Каждый из этих срубов-теремов имел два, три, четыре этажа. Отдельные хоромы предназначены были для царя, царицы и четырех царевен. Кроме того, во дворце была домовая церковь и много подсобных помещений. Композиция дополнялась наружными лестницами, крыльцами. Асимметричная расстановка объемов, высокие разнообразные но формам кровли - шатровые, многоскатные, «кубастые», «бочки», «крещатые бочки» и другие, разнообразная обработка фасадов с их деталями - все это сообщало сооружению, архитектура которого вобрала в себя традиционные принципы более ранних зданий этого типа, исключительную живописность и своеобразие истинно русского национального характера постройки. Коломенский дворец был разобран во второй половине XVIII века из-за обветшания, но хорошо известен по документальным материалам.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.02 с.) |