Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
Основными, принципиальными уголовно-процессуальными категориями в рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства являются поводы и основание для возбуждения уголовного дела. Начало стадии возбуждения уголовного дела и, следовательно, начало уголовного судопроизводства определяется моментом получения заявления или сообщения о преступлении либо обнаружения соответствующими государственными органами или их должностными лицами деяний с признаками состава преступления, предусмотренного статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ. Эти сообщения и заявления получили в уголовно-процессуальном законе и в теории уголовного процесса название поводов для возбуждения уголовного дела. В правовой литературе по-разному определяют понятие повода для возбуждения уголовного дела. В теории уголовного судопроизводства под поводом для возбуждения уголовного дела понимают: ) источник сведений о готовящемся или совершенном преступлении; ) указанный источник и одновременно юридический факт; ) источник получения информации о преступлении и одновременно процессуальную предпосылку начала уголовно-процессуальной деятельности) факт получения (поступления, принятия, обнаружения) органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором информации о преступлении. Последняя точка зрения специалистов представляется нам обоснованной. Тем не менее, мы определили бы повод для возбуждения уголовного дела как сообщение, заявление о готовящихся или совершенных преступлениях, поступившее в государственные органы или к должностным лицам, осуществляющим уголовное судопроизводство. В соответствии со ст. 140 УПК поводами для возбуждения уголовного дела служат: ) заявления граждан и иных лиц о совершенном или готовящемся преступлении; )явка с повинной; ) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. В отличие от ранее действовавшего уголовно-процессуального законодательства, настоящий перечень поводов к возбуждению уголовного дела носит открытый характер, о чем свидетельствует указание уголовно-процессуального закона на «иные источники». Заявления о готовящемся или совершенном преступлении (ст. 141 УПК РФ) - устные или письменные сообщения о преступлении, исходящие от определенных физических, в том числе должностных, лиц.
Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит, с указанием места регистрации и фактического проживания и желательно служебного или домашнего телефона (для оперативной связи). Это требование обусловлено тем, что анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Анонимные сообщения о совершении преступления - заявления и письма: а) не содержащие сведений о реальном авторе; б) исполненные от имени вымышленных лиц; в) исполненные от реально существующих лиц, но не писавших эти письма или заявления. Однако анонимные сообщения в необходимых случаях могут быть проверены государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство. В этих случаях при обнаружении деяния с признаками преступления в уголовно-процессуальных документах нужно ссылаться в качестве повода не на анонимные сообщения, а на материалы проверки, т.е. на непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания, дознавателем, следователем. Устные заявления о совершении преступления оформляются протоколом его принятия. Протокол устного заявления состоит из вводной, описательной и заключительной частей. Во вводной части протокола указываются: а) наименование процессуального документа; б) место и время принятия устного заявления; в) должность, звание или классный чин, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление, со ссылкой на ст. 141 УПК РФ; г) основные установочные (персонографические) данные о заявителе; д) сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя; е) предупреждение об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, удостоверяемое подписью заявителя. В описательной части протокола излагается сущность заявления о совершенном или готовящемся преступлении. При получении информации о событии с признаками преступления у каждого заявителя следует выяснять сведения, имеющие значение для правильного разрешения заявления применительно к перечисленным в ст. 73 УПК РФ обстоятельствам, чтобы не вызывать заявителя вторично с целью получения дополнительных объяснений.
К сожалению, в уголовно-процессуальном законе упущено из виду требование о том, что заявление должно быть сделано и оформлено от первого лица, т.е. от имени заявителя. В заключительной части протокола отражаются сведения об ознакомлении с ним заявителя лично или с помощью других лиц, правильности всех записей со слов заявителя и о наличии или отсутствии у него замечаний и дополнений к содержанию протокола. Протокол устного заявления подписывается заявителем и лицом, принявшим его заявление (ст. 141 УПК РФ). Заявителю выдается документ (отрывной талон) о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается мировым судьей в соответствии со ст. 318 УПК РФ. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 147 УПК РФ, проверка совершения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными ст. 144 УПК РФ. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится в протоколы соответственно следственного действия или судебного заседания (судебного разбирательства). При невозможности заявителя лично присутствовать при составлении рассматриваемого протокола его сообщение (например, по телефону) оформляется в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ, т.е. рапортом должностного лица об обнаружении признаков преступления. В данном случае законодатель имел в виду в первую очередь оперативных дежурных органов дознания и, в частности, органов внутренних дел. Кроме того, в настоящее время о готовящихся или совершенных преступлениях можно сообщить через Общественную палату, сайт которой находится в сети «Интернет». Кстати, этой возможностью воспользовались уже более 8 тысяч человек. В настоящее время действует единая система учета преступлений, принципиальным новшеством которой является предоставление населению права заявлять о деяниях с признаками преступлений в любой правоохранительный орган, независимо от посредственности уголовных дел. Представляется, что данный приказ вряд ли коренным образом улучшит положение дел в области регистрации и учета сообщений о преступлениях. Коренной перелом может наступить лишь в случае, если принципиальные вопросы учета, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях урегулировать в отдельной главе Уголовно-процессуального кодекса, чтобы не «засорять» правовое пространство России подзаконными актами министерств, ведомств и служб, регулирующими одни и те же правовые вопросы. Среди поводов для возбуждения уголовного дела находятся и другие сообщения о совершении преступления. Явка с повинной (ст. 142 УПК РФ) - добровольное заявление лица о совершенном им лично преступлении. Согласно ст. 142 заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде.
Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ, т.е. в порядке, предусмотренном для принятия заявлений граждан, сообщающих о подготавливаемом или совершенном преступлении. В случае явки гражданина с повинной должностное лицо устанавливает личность явившегося по имеющимся у него документам и выясняет обстоятельства, в связи с которыми это лицо явилось с повинной. При этом должны быть тщательно выявлены фактические обстоятельства совершенного или подготавливаемого преступления с их максимальной детализацией. В необходимых случаях лицу может быть предложено составить добровольно схемы или планы места происшествия, нахождения на нем различных объектов и т.д. При явке с повинной всегда следует выяснять мотивы - побудительные причины заявления лицом о совершенном или подготавливаемом им преступлении в соответствующие органы. Явка с повинной оформляется протоколом, форма и содержание которого близки к форме и содержанию протокола устного заявления граждан о преступлении. Единственное процессуальное различие в этих документах состоит в том, что явившееся с повинной лицо не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Думается, что под «иными источниками» отечественный законодатель понимает: а) публикации и передачи соответственно в печатных и электронных средствах массовой информации; б) анонимные сообщения о тяжких и особо тяжких преступлениях, требующие обязательной проверки; в) данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности; г) сведения, полученные сотрудниками патрульно-постовой службы органов внутренних дел, вневедомственной охраны и т.п. Очевидно, что в рамках рассматриваемого повода важное и определяющее место занимает непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором, в том числе и в процессе его участия в судебном разбирательстве. При непосредственном обнаружении признаков преступления вообще и в ходе судебного разбирательства в частности прокурор своим постановлением направляет соответствующие материалы в зависимости от подследственности в следственный орган или в орган дознания для принятия решений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Непосредственное обнаружение признаков преступления - самостоятельное выявление государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовный процесс, данных, указывающих на признаки состава преступления, при осуществлении ими своих полномочий вне зависимости от наличия чьего-либо заявления или сообщения. Рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ) - процессуальный документ об обнаружении признаков преступления из иных источников, чем официальное заявление гражданина или явка с повинной, адресованный должностным лицам, правомочным принимать решения в стадии возбуждения уголовного дела. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, не связанных с заявлением о преступлении или явкой с повинной, принимается лицом, получившим данное сообщение, либо лицом, обнаружившим признаки преступления, и составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Значение повода для стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что только он может вызвать к жизни публичную деятельность в сфере уголовного судопроизводства. В связи с этим уголовное судопроизводство начинается не в момент принятия итоговых решений в стадии возбуждения уголовного дела, а с момента поступления сообщения о преступлении в государственный орган или к должностному лицу, осуществляющим уголовное судопроизводство. В то же время ни один из перечисленных поводов не влечет автоматического принятия решения о возбуждении уголовного дела. Такой подход законодателя к правовому регулированию данного вопроса обусловлен тем, что повод или другие материалы, собранные в связи с проверкой сообщения о преступлении, должны содержать основание для возбуждения уголовного дела. Основание к возбуждению уголовного дела - наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ст. 140 УПК РФ). Достаточные данные - совокупность следов (или информации, признаков, свойств), установленных оперативно-розыскными или уголовно-процессуальными средствами, которые указывают на отдельные элементы состава преступления. Эти данные чаще всего указывают на признаки объекта и объективной стороны, в отдельных случаях - на признаки субъекта преступления, а иногда - на признаки субъективной стороны, если преступление характеризуется единственной формой и единственным видом вины и совершено в условиях очевидности. Например, изнасилование возможно лишь при прямом умысле. Вывод о наличии в деянии признаков преступления носит в целом вероятностный, предположительный характер, обоснованность и справедливость которого могут быть опровергнуты в последующих стадиях уголовного процесса. Поэтому законность, обоснованность и справедливость постановления о возбуждении уголовного дела в последующем должны быть установлены на основании материалов, имевшихся на момент принятия решения, а не на момент наличия данных, указывающих якобы на незаконность и необоснованность возбуждения уголовного дела.
При неопределенности информации об основаниях к возбуждению уголовного дела - ситуации, когда государственный орган или должностное лицо, осуществляющие уголовный процесс, не могут принять законное и обоснованное решение ни о возбуждении, ни об отказе в возбуждении уголовного дела, - законодатель разрешил производство проверки поступившего заявления или сообщения в порядке ст. 144 УПК РФ. Уголовно-процессуальный закон установил, что орган дознания, дознаватель и следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять соответствующее решение. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку производят по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следственного органа. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию следователя или органа дознания имеющиеся у них документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Таким образом, уголовно-процессуальный закон определил практически лишь особенности проверки сведений, распространенных в средствах массовой информации. Однако проверке могут быть подвергнуты и другие сообщения о преступлении. Проверка поступившего заявления или сообщения о преступлении - самостоятельное (особое, частное) производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела. Цель проверки - установление наличия или отсутствия фактических и юридических оснований к возбуждению дела. Пределы проверки - завершение проверки немедленно (или незамедлительно, по мнению законодателя) после установления наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела и возможности принятия иного итогового решения. Сроки проверки - период времени, в течение которого отечественный законодатель разрешает проводить проверочные действия. Проверочные действия должны осуществляться в срок не более трех суток с момента получения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном деянии с признаками преступления. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа или начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя и дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа и прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток по ходатайствам соответственно следователя и дознавателя. При их производстве следователь, орган дознания и дознаватель вправе привлекать специалистов. Методы (способы) проверки поступивших заявлений и сообщений о преступлениях: а) истребование необходимых для уголовно-процессуального производства материалов в виде предметов, документов и иных объектов; б) получение объяснений от лиц, обладающих информацией об исследуемом событии; в) осмотр места происшествия (ст. 176 УПК РФ); г) производство ревизий, инвентаризаций и иных документальных проверок; д) производство оперативно-розыскных действий в соответствии с Федеральным законом от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»; е) производство мероприятий, предусмотренных Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции», с последующими изменениями и дополнениями (контрольных обмеров выполненных работ, контрольных закупок, оперативных экспериментов и др.). До возбуждения уголовного дела, т.е. в рамках проверочного производства, недопустимо осуществлять какие-либо следственные действия, чтобы не разрушить грань между: а) стадией возбуждения уголовного дела и стадией предварительного расследования преступлений; б) процессуальной деятельностью государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, и непроцессуальной деятельностью органов дознания. В порядке исключения из этого правила допускается производство только осмотра места происшествия (ст. 176 УПК РФ). Решения после проверочного производства в рамках (пределах) стадии возбуждения уголовного дела принимаются в зависимости от его результатов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.035 с.) |