Перепишите выделенные слова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перепишите выделенные слова.



В подчеркнутых словах выделите корень

Соковыжималка

Вилы

 Сверло

 Шуруповерт

Наждак - где затачивают детали

Тисыво что зажимают детали

Лобзиком пилят дерево, металл


№5 Прочитайте слова и превратите их сначала в слово с противоположным значением, а потом в слово с похожим значением. Например: друг - враг - то­варищ.

Слова: макушка (верхушка, корень), село (деревня, го­род), суша (земля, небо или море), врач (доктор, больной), ученик (школьник, дошколенок).

6.Физминутка. Логопед бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок возвращает мяч, называя род существительного.

№6 Слова: школа, окно, дерево, подсказка, подставка, за­пись, учебник, пенал, стул, мел.

 

№7 Прочитайте текст и вставьте нужные предлоги. Измените окончания существительных в скобках.

Утром

Ранним утром я вышел... (палатка). Зимнее солнце ярко блестело... (пелена) (снега). Выпавший ночью снег покрыл широкое пастбище. Я сделал несколько шагов....(снег) заме­тил несколько следов двух оленей. Животные ночью подхо­дили... (палатка). След русака вытянулся длинной петлей. Первый снег раскрывал тайны ночной жизни зверей. Мы спустились... (долина).... ярком (фон) снега увидели медве­дя. Он заметил нас и медленно побрел... (сторона) леса.

 

 Прочитайте получившийся текст. О каких сло­вах мы говорили на занятии?

ЗАНЯТИЕ 29

Тема: Прилагательное.

 

 Найди пару. Составь предложения и запиши их.

Слова:  мед, мишка, цветы, ваза.

 

Записать в тетрадь: Выучить!

Прилагательное  –   это с лово, обозначающее признак предмета (добрый, золотой).

 Отвечает на вопросы: Какое? Какой? Какие?

Прилагательное может изменяться по числам, родам и падежам.

Прилагательное относится к второст епенным частям речи.

№1. Отгадайте слова кроссворда и запишите отве­ты на доске.

Из отгаданных слов составьте ключевое слово кроссворда.

 

                                                     6

 

1          

 

 

              2

           

 

 
3

 

 

 

 

 

   

 

 

 

              4

             

 

5

 

 

 

 

       

 

 
                                         

1. Она грызла золотые орешки в сказке.

2. Дерево с белым стволом.

3. В мультипликационном фильме его звали Геной.

4. Птенец курицы.

5. Городская маленькая птичка с серо-коричневым опере­нием.

6. Цвет.

№2. Подбор признаков к предметам.

Подберите к отгаданному ключевому слову из предыдущего задания слова-предметы.

БЕЛЫЙ - заяц, снег, сахар, потолок, мел

БЕЛАЯ - сова, доска, стена, рубашка, известь, береза...

БЕЛОЕ - облако, покрывало, окно...

Аналогично проделайте с Синим Желтым, Красным цветом,

№3. Отгадайте загадки и подберите к словам отгад­ кам признаки.

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая:

Птица говорливая, самая болтливая.

 

Летом в огороде колючие, зеленые,

А зимой - в бочке гладкие, соленые.

 

Крылатый, горластый, красные ласты.

 

Это не кошка, смотри, берегись,

Идет на охоту коварная...

№4. :Прочитайте слова-предметы и слова-признаки   подберите признаки к предметам и со­ставьте словосочетания.


1. Листья

2. Нора

3. Мед

4. Сад

5. Тюлень

6. Кот

7. Ножи

8. Часы

1. Настенные

2. Лисья

3. Цветочный

4. Домашний

5. ос­трые

6. разноцветные

7. ленивый

8. фруктовый.


№5. Работа на уровне предложения.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки предметов. Запишите пред­ложения и задайте вопросы к вставленным словам.

1. На огороде зрела... капуста.

2. Маша съела... сливу.

3. Через овраг вел... мостик.

4. На грядке было много... моркови.

5. На тарелке лежали... фрукты.

6. На березах набухли... почки.

Вопросы:

1. Что такое имя прилагательное?

2. На какие воп­росы отвечает имя прилагательное?

3. Как может изменяться прилагательное?

4. К каким частям речи прилагательные от­носятся в предложении?

Ответы на загадки: Сорока, Огурцы, гусь, рысь.

ЗАНЯТИЕ 30

Тема: Согласование прилагательных с существительными в числе.

№1. Послушайте отрывки из стихотворений и назо­ вите прилагательные.

 

Звонкой песней скворушка   Мы любим дни морозные,

Веселит простор.               Катка упругий лед

Белая черемуха                  Ночное небо звездное

Встала на бугор.                И шумный Новый год.

Шумливые теплые дни

Весну на поля принесли.

 

№2. Прочитайте слова, и вы­пишите только те из них, к которым можно задать вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?


1 шуруповерт

 2 ясное

 3 лобзик

 4 ненасная

 5 рябина

 6 близкие

7 кривой

8лучезарное    9наждак

10 ужин

11знойный

12 голубь

13тайга

14бодрые

15 благородный

 16 картофель

 17 звездное

18 подсолнух

19знаменитая

20боярышник

21 друг

22ароматное

23тиски

24 великодушный


2 Придумайте словосочетания с этими словами.

3. В подчеркнутых словах выделите корень.

4. вспомните, что означают слова: лобзик, тиски, наждак?

№3 Запишите новые слова, обозначающие призна­ки предметов.

 Например: польза + совет - полезный совет.


1. сокол + охота

2. пти­ца + гнездо,

3. медведь + берлога,

4. волк + стая,

5. лиса + нора,

6. белка + дупло,

7. утро + туман,

8. пасмурно + утро,

9. море + пена,

10. рыба + суп,

11. зоркость + глаз

12. ясность +ум


Запомнить и записать в тетрадь.

Гайно – это гнёздо или дупло белки. Зоркость – очень хорошее зрение.

№4. Игра «Один - много». Прочитайте словосочетания (запись на доске) и измените число.

Например: солнечный луч - солнечные лучи.

 

солнечный луч -...  летучая мышь -...

храброе сердце -... звездные ночи -...

верные друзья –  ... лечащий врач -...

колючий ерш -...    бурый медведь  —...

хвойные деревья -... благоухающие ландыши -...

деревянный табурет -... чистое окно -...

№5 Работа с родственными словами. Перепишите в тетрадь

1. цвет, цветик, цветная, цветастая, отцвести, цветочные, цветник.

2. вода, водолаз, водяной, водный, половодье, наводнение.

3. земля, земноводное, земелька, подземелье, зем­ляной,

 

1 .Выделить в словах корень

2.. Подчеркните слова, обозначающие прилагательные. (Отвечают на вопросы КАКАЯ, КАКОЙ, КАКИЕ). Придумайте с ними слова.

 

№6, Работа на уровне текста. Про читайте текст, рас­ставьте знаки препинания. Вставьте окончания у слов-при­знаков и укажите их число.

Зимнее утро

Утро было чудесн... свеж... ветер пушист... снег укрыл землю лес был мохнат... и бел... над ним синело зимн... небо мы шли по тропинке по сторонам стояли стар... сосны они казались совсем бел... за соснами начиналась густ... чаща.

Вопросы

1. Сколько у вас получилось предложений?

2.Про­читайте предложения по цепочке.

 3..Назовите признаки пред­метов сначала в форме единственного числа,

 а потом в фор­ме множественного числа.

 

ЗАНЯТИЕ 31

Тема: Словоизменение прилагательных. Согласование при­ лагательных с существительными.

№1 Назовите те слова, которые необходимы для похода.

 

рюкзак, телевизор, еда, мяч, плащ, спальный мешок, диван, палатка, зонт, спички, стол.

 

2. Придумайте к ним прилагательные. Слова для справок:

огромный, походный, вкусная, удобный, четырехместная, уютный и теплый, непромокаемая, болотные.

 

Спички бывают болотные. Головка у таких спичек зеленая.

3.Запишите словосочетания.4. Придумайте рассказ с этими словосочетаниями.

№2 П одбор признаков к предмету. Выберите каждый по дорожке, по которой вы пойдете, обведите ее по контуру и скажите, какая у каждого из вас получилась дорога.

 

  Подберите и запишите  как можно боль­ше признаков к слову ДОРОГА.

Слова для справок: круговая, объездная, извилистая, прямая, ухабистая, ровная, асфальтированная, песчаная.

№3. Прочитайте слова. Соедините линиями слова антонимы. Запишите в тетрадь:

Антонимы – это противополож­ные по значению слова.

 Образец: нужный - бесполезный.

 

ТРУДОЛЮБИВЫЙ          БОЛЬНОЙ

ГОСТЕПРИИМНЫЙ          СМЕЛЫЙ

МОЛЧАЛИВЫЙ              БОЛТЛИВЫЙ

ЗДОРОВЫЙ                   ЗЛОЙ

ТРУСЛИВЫЙ                 ЛЕНИВЫЙ

 1.В подчеркнутых словах выделите корни.

2.Подчеркните слова, обозначающие чер­ты характера, на ваш взгляд, подходящие для жителей НАШЕЙ страны.

№4. Отгадайте загадки.                             Бегу я, как по лесенке,

Он не желтый, он сыпучий.                       По камешкам звеня.                            

Он в мешке насыпан кучей.                        Издалека по песенке                           

Если хочешь, можешь брать                         Узнаешь ты меня.

И лизать, жевать, кусать.                         

                                                                   Неизвестно, где живет,

Извиваясь, словно змейка,                        Полетит - деревья гнет.

Между сосен я бегу.                                

Отгадать меня сумей-ка,                                    И сияет, и блестит,

У тебя я на виду.                                                  Само прозрачное на вид.

                                                                  

№5 . Развитие умений согласования прилагательных с существительными в роде и числе Из чего не гото­вят сок или варенье? Запишите словосочетания. Например:

Вишня+компот, варенье = вишневый компот, вишневое варенье.

оловоло+солдатик, картофель+пюре, консерва+горошек, соль+огурцы, яблоки+сок, тыква+каша, сливки+масло, томат+паста, бумага+корабль.

№6 Работа по словообразованию. Прочитайте слова, записанные на доске, и превратите их в родственные, обозначающие признаки предмета. Запиши­те слова в три столбика по образцу.

Например: врач

какая?                 какой?       какое?

врачебная           врачебныйврачебное

Слова: море, врач, звезда, театр, автобус, окно, город, дом.

№7. Закрепление знаний о согласовании прилагательных с существительными в роде и числе на уровне текста. Послушайте внимательно сказку о трех лягушатах.

Три лягушонка

Жили на белом свете три лягушонка: Веселый, Грустный и Никакой.

Веселый считал, что жизнь - радостная, светлая.

Грустный считал весь мир –   мрачный и скучный, тоскливый, однообразный,  а Никакой говорил, что жизнь –   просто никакая.

 Решили они узнать, кто из них прав. Пошли по свету. На их пути лежала поро­ жистая река. Решили лягушата переправиться через реку. Первым вошел в реку Веселый лягушонок. Он с легкостью преодолел могучую реку. Вторым поплыл Грустный - еле-еле добрался до берега. Последним поплыл Никакой и стал тонуть. Веселый бросился на помощь и вытащил смельчака. Никакой даже не понял, как оказался на противоположном берегу. Побродили по свету лягушата и вернулись домой, так и не разрешив свой спор.

До сих пор думают они над тем, какая жизнь?

 Какой этот мир - грустный, веселый или никакой?

Вопросы:

1.Скажите, почему лягушата не смогли разре­шить свой спор?

2. А по-вашему, какая жизнь?

3.Определите, какие признаки предметов встречаются в сказке, и что они обозначают.

4.Найдите и выпишите словосочетания

Какая бывает жизнь, мир, река.

  Ответы к загадкам: сахарный песок, стекло, песчаная дорога, река, ветер.

ЗАНЯТИЕ 32

Тема: Словоизменение прилагательных. Согласование при­лагательных с существительными в роде и числе.

 

№1.  Из какого материала чаще всего делают вазы?

Как мы назовем такую вазу?

Из чего делают бумагу? А как называется бумага?

Подберите прилагательные к слову бумага. Запишите.

Слова для справок: белая, цветная, чистая, гофрированная, ламинированная, матовая(для фотографий) или глянцевая.

 

№2. Найдите общий суффикс у слов. Перепишите. Какой оттенок слову придает эта часть?  (уменьшительный) Какое слово лишнее?

Стекловата, маловато, рановато, поздновато, холодновато, грязновато.

№3. П одберите к словам прилагательные, запишите словосочетания.

валенки, сапоги, туфли, кеды, ботинки, та­почки, сланцы, босоножки, галоши.

Слова для справок: теплые, зимние и демисезонные,  удобные, непромокаемые, красивые, хрустальные, мягкие, резиновые.

Демисезонные обувь – это обувь, которую носят осенью и весной.

 

1.В подчеркнутом слове выделите 2 корня.

2.Перепишите определение д емисезонная обувь в тетрадь.

3. Какую обувь носят только зимой? Весной и осенью? Летом?

4. Какая обувь бывает? Перепишите в тетрадь.

Слова для справок: новая, старая, поношенная, сменная, модная.

№4 Припоминание сказок и других литературных   произведений. Развитие памяти.

1. В каких сказках зеркала сыграли важную роль в жизни героев?

2. В какой сказке обувь сделала из простой девушки принцессу?

№5. Ра спространение словосочетаний до предложений

К словам в рамке подберите прилагательные. Запишите получившиеся цепочки слов. Например: помидор – красный, зеленый, спелый, маленький, незрелый.

Мокрый, белый, декоративные, желтое, оранжевая, жаркое,        

яркое, холодный, лучистое, круглое, сочная, вырезанные  

треугольная, ласко­вое, спелая, легкие, мытая, бумажные.

Декоративные – это предметы, используемые для украшения помещения. Например, декоративные снежинки, нарисованные сказочные герои, сделанные из картона.

Перепишите в тетрадь определение – декоративные.

7. Вставьте прилагательные. Перепишите текст.

Первая прогулка (2-й класс)

На... тропинку из... кустов выскочил первый цыпленок. Следом за ним второй цыпленок. А потом и... цыплята. Вот показалась мама-курица. Она посмотрела по сторонам и по­вела своих... цыплят на прогулку.

Слова:

1. лесную, широкую, узенькую;

2. остальные, оставшиеся;

3. густых, земляничных, ореховых;

4. крошечных, желтеньких, маленьких, пугливых, испуганных.

Юные лесоводы (3-й класс)

Наступило... утро. На траве еще блестит... роса. На ого­роде уже слышны... голоса. Школьники выращивают... де­ревья на своем... участке. В... бригадах ребята овладевают профессиями лесоводов и садоводов. Многие после школы останутся работать в... деревне.

Слова:

1. летнее жаркое, весеннее прохладное, раннее;

2. утренняя;

3. детские звонкие;

4. березовые, еловые, сосновые, тополиные, осиновые, дубовые, кленовые, рябиновые, яблочные, грушевые.

5. школьном, садовом;

6. нашей, своей, родной.

Вопросы:

1. Прочитайте получившиеся рассказы и назовите слова-признаки. Определите род и число прилагательных.

2. Какая может быть бумага?

3.Придумайте слова, содержащие слово вата, вато.

4. Какой оттенок придает суффикс – вато -?

5..Назовите какие виды обуви вы знаете.

6. Подберите прилагательные к слову обувь.

7.Что такое демисезонная?

8. Что такое декаративное?

9.Какие деревья вам известны?

 

Ответы: «Королевство Кривых зеркал», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Снежная королева»; «Золушка»

 

ЗАНЯТИЕ 33

Тема: Р азвитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

№1 Ответьте на вопросы по образцу:

1. Сок из апельсин какой? – апельсиновый

2. Варенье из клубники какое?

3. Кораблик из бумаги какой?

4. Игрушка из пластилина какая?

5. Буратино из дерева какой?

6. Стакан из стекла какой?

7. Суп из рыбы какой? А как называется суп из рыбы?

8. Цветы из бумаги какие? 

Слова для справок: кораблик, 

2. Развитие слухового внимания.

Послушайте загадки и выпишите из загадок все прилагательные.

  Рукастая, зубастая,                                                                                                                                                                                                                                                                     

  Идет-бредет по улице,

  Идет, и снег сгребается,

  А дворник улыбается.

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот.

 Часто прыгаю упруго,

 Покачусь - и под комод.

№3.Отчетье по образцу:

1. У бабушки книга в руках. Чья книга у бабушки в руках? Бабушкина.

2. У вороны имеется хвост. Чей у вороны хвост?

3. У медведя уши на голове. Чьи уши у медведя на голове?

4. У дедушки машина стоит в гараже. Чья машина стоит в гараже?

5. У кота миска с молоком. Чья у кота миска?

Переписать в тетрадь: Выучите.

Слова, отвечающие на вопросы: Какая? Какой? Какие? Называются качественными прилагательными.

Слова, отвечающие на вопросы: Чья? Чей? Чье? Чьи? Называются притяжательными прилагательными.

№4. Закрепление знаний о цвете предмета. Прочитайте и распределите слова по о цвета по оттенкам  группам.

Как вы объединили в группы? Запишите в тетрадь.

Цвета: синяя, оранжевая, красная, салатовая, зеленая, черная, белая, розовая, голубая, бежевая, хаки, болотный, фиолетовая, сиреневая, желтая, серая, лимонная, малиновая, бордовая.

 

№5.. Закрепление навыков словообразования.

Прочитайте словосочетания и замените их прилагательными по образцу.

Образец: мяч для тенниса - теннисный, вечер в субботу – субботний.

День в воскресение -..   сторож ночью -..

доска в классе -...             часы на стене -...

вилка из металла -...       парта для школьника -...

утро зимой -...                сумка для дамы -...

№6. Физминутка. Дети выполняют вместе с логопедом игрушки из бумаги методом оригами.

№7. Развитие логического мышления.

Логопед дает каждому ребенку круг из картона, разде­ ленный на несколько частей. Переставляя детали данного круга, можно построить различные фигуры. Дети строят по образцу логопеда жирафа, кораблик, птицу, зайчика, подводную лодку, пеликана.

8. Работа на у ровне текста.

Прослушайте текст и по памяти назовите слова, обозначающие прилагательные.

Был осенний день. По небу плыли серые облака. Высоко в небе кружились последние ласточки. Со свистом неслись быстрые стрижи.

№8. Работа на уровне предложения.

Прочитайте предложения, записанные в левой части таб­лицы. Понятно ли вам, о чем в них говорится? Прочитайте слова в правой части таблицы и подберите к ним прилагательные. Составьте предложения и запишите их.

БЫЛ...                                       ...ДЕНЬ.

СМОТРЮ НА...                       ... НЕБО.

ПО НЕБУ ПЛЫЛИ...               ... ОБЛАКА.

ВЫСОКО КРУЖИЛИ...           ... ЛАСТОЧКИ.

СО СВИСТОМ НЕСЛИСЬ...  ... СТРИЖИ.

Послушайте все предложения еще раз и скажи­те, что это такое?

Вопросы:

1. Расскажите все, что вы знаете о прилагательных.

2. На какие вопросы отвечают качественные прилагательные?

3. На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные?

Ответы на загадки: Снегоуборочная машина, Клубок, Небо и снег, Экскаватор.

ЗАНЯТИЕ 34

Тема: Знакомство со словами, обозначающими действия предмета.

Развитие логического мышления

№1. Отгадайте кроссворд и прочитайте слово в выде­ленных клетках. Подумайте, что оно обозначает? На какие вопросы отвечает это слово?

 

1. Что делает пугало?

2. Что делает собака, когда подает голос?

3. Что делают дети в лесу, чтобы не потерять друг друга?

4. Что делает гусь, когда подает голос?

5. Что делает бычок рожками?

6. Что делает птица, когда питается?

Слова действия в предложении подчеркиваются двумя черточками.

№2.  Запишите в тетрадь и выучите.

ПРАВИЛО: Подлежащее, отвечающее на вопрос: КТО? ЧТО? подчеркивается одной чертой, а сказуемое, отвечающее на вопрос: ЧТО делает? Или Что делать? Что Делают? Подчеркивается двумя чертами при разборе предложения.

Соотнесите подлежащие и сказуемое.

Подлежащее: автобус, рак, медведь, самолет.

 

Сказуемое:

 Лазает (по деревьям), ревет, ловит (рыбу), добывает (мед)

пятится, плавает, ползает

 летит, поднимается (в воздух), садится (на посадку), гудит.

 отъезжает от остановки, подъезжает, едет, останавливается.

Перепишите в тетрадь. Подчеркните подлежащие и сказуемое.

Развитие слухового внимания и логического мышления..

№3. Прочитайте загадки и назовите действия, вы­ полняемые предметом. Отгадайте загадки. Подберите и запишите как можно больше действий к каждому отгаданно­му предмету.

В поле мчится,          Он живет в лесу дремучем.

В дверь стучится,     Сам он серый и колючий.

Ворота отворяет,     Ночью ходит, днем он спит,

Пыль поднимает.      Если сердится - ворчит.

Слова для справок: гуляет, подгоняет, шумит, летит, дует, воет; шуршит, фыркает.

 

Развитие слуховой памяти.

№4. Припомните слова, обозначающие действия предметов и запишите их, устно задайте вопрос к каждому слову.

Закрепление знания профессий людей и названиядействий, которые они выполняют.

№5 Назовите профессии людей, изображенных на картинках, составьте словосочетания. Например: повар ва­рит, парикмахер стрижет. Пособие профессии.

Пофессии: врач, учитель, полицейский, спасатель.

№6.Работа по активизации словаря действий на уровнетекста.

Прочитайте текст и вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Перепи­шите тексты.

Лето (2-й класс)

Вот и... долгожданное лето. Митя с отцом... на сенокос.  Пока папа... траву, Митя... ягоды в лесу,... рыбу в бли­жайшем пруду,... в душистом сене. Вечером они... домой. Счастливый Митя с жаром... обо всем маме.

 

Слова для справок: наступило; поехали, пошли; косил; собирал; ловил, удил; валялся; пошли, поехали, вернулись; рассказал, поведал.

 

Ярче светит солнце (3-й класс)

Над полями и лесом  с каждым днем все ярче  ... солнце. На реке... лед. Вот... грачи. На деревьях... липкие почки. Ребя­та...   у скворечников скворцами. Дети весело и радостно... - Скворцы! Скворцы!

Слова для справок: светит, сияет;  тает; прилетели;  распускаются, появились; рассматривают, любуются; кричат.

 

Задание. Назовите слова, которые вы вставили в текст. Какие вопросы вы поставили к этим словам?

Ответы к загадкам Ветер, Ежик. №6 Собака, Дерево, Мячик, Птица

 ЗАНЯТИЕ 35

Тема: Слова-действия.

Развитие зрительного восприятия. Соотнесение слов-действий со схемой.

№1. Рассмотрите картинки на странице 72. и назовите, кто что де­лает?

.

3. Рассмотрите схемы на доске и скажите, какая из них подходит для предложений на картинке.

 

____№3. Развитие и уточнение словаря действий.

Кто как голос подает? Запишите словосочета­ния по образцу: собака лает, гавкает.

Слова: медведь, гусь, воробей, кузнечик, кукушка, курица, лошадь, овечка, боров, бык, змея, тигр, пчела, волк.

Слова для справок: ревет, рычит, стрекочет, чирикает, воет, хрюкает, мычит, гогочет, блеет, ржет, мяукает, мурлычет, кудахчет, кукует, шипит, жужжит.

 

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

№6   . Соберите слово из букв и подберите к нему как можно больше слов-действий. Например: птица — клюет, сидит, высиживает, поет, прилетает, улетает, вьет...

Заглавная буква начало слова.

 

Буквы: П, и т, а, ц- С, о, а, к, б, а -       М, к, и, ч, я - В,л,к,о, - Л,с,а,и-.

Слова для справок: скачет, прыгает, катится, крутится, вертится, летит.

 

№7 Запись слов и обозначение окончаний.

Припомните все действия животных и птиц из предыдущего задания и запишите их ( ка­жите окончания в словах-действиях.

Обогащение словаря.

№8. Подберите к словам как можно больше слов, обозначающих действия.

  Слова: трава, жук, бабочка, мороз, дети.

Слова для справок: растет, сохнет(сено), жужжит, летит, порхает, ударит, морозит, пробирается, играют, танцуют, поют,

Дифференциация глаголов в Форме единственного и множественного числа.

Прочитайте запись и скажите, как можно пре­вратить два предложения в одно, сохранив смысл высказы­вания. Запишите получившиеся предложения.

Образец:

— Сын протирает пыль. Папа пылесосит ковёр. Мама моет
полы. (Семья убирает комнату.)

— Лена надевает кофту. Игорь надевает пальто.

— Мама ест суп. Папа ест котлету.

Слова для справок: Дети одеваются, малыши собираются на прогулку.

 

6. Работа по словообразованию.

 Прочитайте слова, обоз­начающие предметы, и подберите к ним слова, от которых они образованы. Например: скрип — скрипеть.

Слова: журчание -... жужжание -... кваканье -... ржа­ние -... треск -... щебет -... воркование -... писк -...

Логопед: Запишите слова парами (запись на индивиду­ альных листах). Выделите корень и подумайте, являются ли слова в полученных парах родственными, почему?

8. Составление словосочетаний.

 Составь­те из слов 1-го и 2-го ряда словосочетания.

Например: посадить цветы.

Слова:

- 1-й ряд - забивать, сварить, лить, посадить, сыпать, чистить;

- 2-й ряд - молотком, малину, ягоды, воду, сахар, посуду.

Задание.

Прочитайте словосочетания и назовите глаголы. Задайте к нм вопросы.

ЗАНЯТИЕ 36

Тема: Слова-действия.

№1.Подбор действий к предметам. П одберите к подлежащему 5 сказуемых

Например: лиса - охотится, заметает следы, спит, бежит, смотрит, тявкает, роет нору...

Слова: лиса, самовар, листья, деревья, роза, заяц

Слова для справок: Нагревается, стынет, пыхтит, кипит; распустились, пожухли, опадают, вянут, растут, стоят, колышутся, зеленеют, благоухают, расцветают, прыгает, скачет, прячется, грызет, линяет

?1.Где предметы в форме единственного числа, а где - в форме множественного числа?

?2.Почему подбираем слова-действия, обращая внимание на число предмета?

№2..Игра «Загадочные квадраты».

Логопед: Рассмотрите загадочные квадраты и найдите среди букв глаголы.

 

 

3

X т

к

п

и

   
 

Е

Ц 0

ф

Е

р

   
 

К

о п

А

Л

и

   
 

Н

ы А

ц

0

л

   
 

Р

У Е

й

д

в

   
 

0

в т

ч

ы

ы

   

Б

е

л

и

л

и

                         
Б р О с А Л
Е к м и Н Л
Б ю ж э Е Ц
И ъ X щ Ш В
л й ц У К Е
и г р А Е Т

Подбор предметов к действиям.

№2.Прочитайте глаголы и подберите к ним подлежащие..

полз -...           улетела -,..         шагал -...

болело -...       висело -...          играли -...

3. Развитие логического мышления. Отгадайте загадки и выпишите из текста подлежащие и сказуемое.

 

Он пришел, наполнил кадки, Заря-заряница,

Поливал усердно грядки,          Красная девица,

С  шумом окна открывал,          По свету ходила,

На крыльце потанцевал,             Слезы уронила.

Побродил по крыше вволю       Месяц видел,

И ушел по лужам в поле.           Солнце скрыло.

№4. Составьте со словами словосочетания и запишите их.

Об­разец: яблоко висело, тигрята слали...

Слова::

 - (лев), (зебра), (тигрята) - спать;

 - (виноград), (яблоко), (груша) - висеть.

6. Самостоятельная работа.

Прочитайте предложения. Вставьте подходя­щие по смыслу слова-действия.

Всю неделю ______ дождь.

Ночью на небе _______ яркие звезды.

Мальчик на плиту __________чайник.

Лист___________с березы.

Паша __________на трамвае.

Котенок ___________ за осой.

Пчела __________ в улей мед.

Над городом __________тяжелые серые тучи.

 Прочитайте предложения и назовите предметы вместе с совершаемыми ими действиями. В каком числе сто­ят глаголы? Докажите.

Ответы №2. Топает, белили, бросал, играет, копали)

№3.Роса, Дождь.

ЗАНЯТИЕ 37

Тема: Словоизменение. Настоящее время глагола.

Цели и задачи: тренировка в употреблении глаголов в форме настоящего времени, обучение детей умению задавать вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? и отвечать на них.

№1. Развитие слухового внимани я.

Прочитайте отрывки из стихотворений и под­черкните глаголы. Письменно задайте к этим словам вопросы.

И стоит береза               На деревьях и домах

В сонной тишине,          Снег лежит полотном

И горят снежинки          И на солнце блестит

В золотом огне.             Разноцветным огнем.

 Чему посвящены оба отрывка? А где всегда лежит снег?

ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ:

ГЛАГОЛЫ – ЭТО действия предметов и отвечающие на вопросы

 ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?

№2. Определение времени глаголов.

Какие слова стихотворений подходят к словам: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА?

ЧТО ДЕЛАЕТ?

СЕГОДНЯ (НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

ЧТО ДЕЛАЮТ?

№3. Обогащение словаря действий.

Выберите из предложенных слов то, на чём можно передвигаться по снежному Северу. За­пишите транспорт и действие.

Например: вертолет - летит, ледоход - идет...

Картинки: собачья упряжка, лайнер, исследовательское судно, оленья упряжка, самолёт.

Слова для справок: скользит по снегу, плывет.

4. Закрепление знаний о животном мире Севера,

Подберите и запишите как можно больше действий к словам, обозна­чающим животный мир Севера.

Слова: белый медведь, песец, пингвины, касатки, ку­ропатка, северный олень, полярный волк, морж.

5. Практическое употребление глаголов в форме единственного и множественного числа настоящег о времени.

Попробуйте ответить на вопросы ученых целыми предложениями, запишите ответы на доске.                                                    
- Что делает вертолет на стоянке?

- Что делает подводник?                                      

- Что делает тюлень-крабоед?                             

- Что делает радист?

Что делает альбатрос?

 

6. Найдите в тексте слова действия пингвинов. Какие ещё глаголы встречаются в тексте?

Вы знаете, пингвины,            Но пингвины в холод

Живут на белых льдинах.            Никогда не плачут.
А на этих льдинах                   Там, где лед расколот,

Такая холодина!                      Целый день рыбачат.

№7 Работа со сложными словами (задание 11. с. 43).

На Севере живут эскимосы, саами, чукчи. Они строят дома из шкур животных, пасут оленей, охотятся, до­бывают золото, ловят рыбу, вырезают фигурки из слоновой кости.

Найдите в рассказе ответы на вопросы и запишите в тетрадь.

?1.какие народы живут на севере?

?2.Чем они там занимаются?

В тетради: найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.409 с.)