Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.



Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

Обработка:

Суммировать количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность - 15 - 20 баллов; средняя -7 - 14 баллов; низкая - 1-6 баллов.

Методы математической статистики:

Для отслеживания эффективности предложенных методов коррекции страхов у младших школьников мы использовали методы математической статистики, позволяющие выявлять различия между группами в уровне исследуемого признака. Мы использовали критерий φ* - угловое преобразование Фишера.

Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект, и позволяет определить, действительно ли один из углов статистически достоверно превосходит другой при данных объемах выборок.


Результаты исследования страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР

 

Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка.

Детям предлагалось рисовать на темы: "В школе", "На улице, во дворе", "Семья", "Что мне снится страшное или чего я боюсь днём", "Что было со мной самое плохое или самое хорошее", "Кем я хочу стать".

Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросила принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях было предложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали: медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д. После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводились два раза в неделю и затрагивали одну или две темы.

Рисунки на тему "В школе" получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только школу и учителя; другие рисовали только своих сверстников; третьи же рисовали только себя в центре внимания. У большинства детей были выявлены страхи в рисунках.

В связи с этим существует необходимость коррекции страхов у испытуемых школьников. С этой целью все испытуемые были разбиты нами на 2 группы: контрольную и экспериментальную. Была проведена диагностика страхов у детей данных групп.

Для оценки статистической значимости полученных результатов нами был использован j критерий Фишера, который имеет следующую формулу:

 


 

Мы оценивали значимость процентных различий в экспериментальной и контрольной группе.

Критические значения φ* составляют: φ*кр =1,64 для p£0,05, φ*кр =2,31 для p£0,01.

 

Таблица 1. Исследование страхов с помощью рисунков

Рисунок и результаты ЭГ КГ
  % %
Рисунок на тему "В школе"    
В центре внимания сам ребенок 20 15
Мало друзей среди сверстников 46 55
Нет друзей среди сверстников 40 35
Рисунок на тему "Семья"    
Ребёнок между родителями 33 50
Ребёнок ближе к маме или к папе 60 50
Рисунки на тему "Что мне снится страшное или чего я боюсь днём".    
Не нарисовали страх 33 40
Нарисовали страх 73 60
Рисунки на тему "Самое хорошее или самое плохое"    
Хорошие, радостные эпизоды 80 85
Неприятные события 20 15

 

Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

В группах присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтической ориентированной беседы с ними. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.

Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере. Выявил скрытые детские страхи.

Статистическая обработка не выявила достоверных различий в группах испытуемых, следовательно, в группах отмечается примерно одинаковый уровень страхов.

Результаты качественного анализа рисунков, выполненных по тестовой методике Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, представлены в табл. 2.

Были получены следующие результаты:

Низкий уровень - индекс тревожности меньше 20%

Средний уровень - индекс тревожности больше 20%, но меньше 50%

Высокий уровень - индекс тревожности больше 50%.

Для оценки статистической значимости полученных результатов нами был использован j критерий Фишера. Мы оценивали значимость процентных различий в экспериментальной и контрольной группе. Критические значения φ* составляют: φ*кр =1,64 для p£0,05, φ*кр =2,31 для p£0,01.

 

Таблица 2 Распределение показателей тревожности в выборке, %

Уровень тревожности ЭГ КГ
Низкий 33 27
Средний 27 53
Высокий 40 20

 

Рис. 1 Распределение показателей тревожности в выборке, %


В экспериментальной и контрольной группе был выявлен высокий и средний уровни тревожности, статистически значимые различия в уровне тревожности у детей данных групп выявлены не были. Следовательно, у детей обеих групп отмечается повышенный уровень тревожности.

Далее была проведена диагностика количества страхов (тест: "Страхи в домиках". М.А. Панфиловой).

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.

Для оценки статистической значимости полученных результатов нами был использован j критерий Фишера. Мы оценивали значимость процентных различий в экспериментальной и контрольной группе. Критические значения φ* составляют: φ*кр =1,64 для p£0,05, φ*кр =2,31 для p£0,01.

 

Таблица 3 Страхи, которым подвержен ребёнок, %

Страхи, которым подвержен ребёнок ЭГ КГ
  % %
1. Темнота 80 75
2. Сказочные персонажи 10 20
3. Кровь 40 50
4. Стихии 15 15
5. Врач 50 65
6. транспорт 10 10
7. Животные 20 20

 

Исходя из данных таблицы, была построена диаграмма выраженности страхов детей (рис.2).


Рис. 2 Распределение страхов в выборке, %

 

Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети, выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови (хотя боязнь крови занимает большое число процентов), меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.

Как видно из диаграммы, прослеживается положительная динамика уменьшения количества страхов у детей.

Вывод:

Анализ данных констатирующего среза показывает, что для детей с задержкой психического развития лет характерен достаточно высокий уровень тревожности и различных страхов, что говорит о необходимости проведения с ними коррекционной работы по их снижению.

В контрольной и экспериментальной группе статистически значимых различий в уровне страхов не было выявлено. С этой целью в экспериментальной группе проводилась работа по коррекции страхов с помощью специально подобранных игр и упражнений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.009 с.)