Позиция вводных компонентов в предложении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позиция вводных компонентов в предложении



Кроме главных и второстепенных членов в предложении встречаются слова и группы слов, которые не являются членами предложения и не вступают в синтаксические связи с ними - вводные и вставные конструкции. Они тесно связаны со смыслом предложения, и поэтому их нельзя исключить без нарушения смысла предложения. Вводными называются такие грамматически не связанные с членами предложения и не являющиеся членами предложения слова и сочетания слов, которые в основном служат для выражения отношения говорящего к высказываемой речи. Располагаются они в начале «препозиция», середине «интерпозиция» и в конце предложения «постпозиция».

У М.А.Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» вводные конструкции могут располагаться в любой части предложения.

 

Таблица 8. Позиции вводных компонентов в предложении.

Позиция в предл. «московские» главы «ершалаимские» главы
интерпозиция 224 54
препозиция 51 18
постпозиция 2  

 

Как показывает таблица, наиболее употребительны вводные единицы в интерпозиции, образующие 278 высказываний. Препозиция также характерна для М.А.Булгакова, она встречается в 69 предложениях, в отличие от постпозиции, которая встречается всего 2 раза в тексте произведения.

Наиболее сильной позицией для вводных конструкций в романе является интерпозиция, которая составляет 278 компонентов. Интерпозиция (лат. inter - между, среди, взаимно; positio - положение) - помещение зависимого элемента между частями господствующего элемента (служебного слова внутри словосочетания, придаточного предложения внутри главного и т. д.). В этой позиции у вводного компонента свободное положение в структуре предложения, возможность перестановки, но при этом сохраняется его интонационная характеристика, поскольку произносится с ускорением темпа речи и понижением тембра, как это и свойственно вводным предложениям. М.А.Булгаков предпочитает предложения с таким положением вводных единиц, так как в этом случае конструкции носят разговорный ненормативный характер и усиливают значимость разворачиваемого речевого хода.

В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома.

Были ли эти силуэты или они только померещились пораженным страхом жильцам злосчастного дома на Садовой, конечно, с точностью сказать нельзя.

Из первого подъезда выбежал швейцар, поглядел вверх, немного поколебался, очевидно, не сообразив сразу, что ему предпринять, всунул в рот свисток и бешено засвистел.

Препозиция вводных единиц встречается в 69 предложениях. Препозиция - это(лат. praepositio - постановка впереди) положение слова или предложения перед другим словом или предложением, связанным с ним. Препозитивное местоположение модально-вводных компонентов «конечно, разумеется» может изменять модальный план высказывания: согласие дополняется модальными оттенками уверенности, «может быть» в свою очередь придает возможному оттенок неуверенности и т.п. Использование М.А.Булгаковым таких предложений с вводными словами в препозиционном положении позволяет подготавливать читателя к восприятию, когда всё содержание предложения сводится к утверждению или отрицанию, согласию или несогласию и к общей модальной высказывания.

Конечно, ни Иванушка, ни этот клетчатый не толкали под трамвай несчастного председателя МАССОЛИТа, физически, так сказать, его падению под колеса не способствовал никто.

А может быть, не было никаких этих слов, а были другие на эту же музыку, какие-то неприличные крайне.

Например, за ним погонишься, а догнать его нет возможности. А с ним еще парочка, и тоже хороша, но в своем роде: какой-то длинный в битых стеклах и, кроме того, невероятных размеров кот, самостоятельно ездящий в трамвае.

Постпозиция вводных структур в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» встречается довольно редко. Постпозиция - это(от лат. post -после + positio -положение) постановка одного из двух связанных между собой элементов после другого. Булгаков практически не использует такие конструкции, так как вводные элементы в данном случае трудны к восприятию информации, замедляют чтение.

Живут, наверное, бедно, - объяснила Ксения Никитишна, - ну, а у нас, конечно

Нет, Фагот, нет, - задумчиво ответил Бегемот, - ты, дружочек, ошибаешься. В лице сиреневого джентльмена чего-то не хватает, по-моему.

Вводные слова и сочетания слов, стоящие на границе однородных членов или частей сложного предложения и относящиеся к следующему за ними слову или предложению, не отделяются от него запятой (вторая запятая опускается с целью указания на отнесенность вводного слова к последующей части предложения).

В романе имеют место быть вводные конструкции, которые тяготеют в предложении к сказуемому. Занимают такие структуры исключительно интерпозицию, но такое положение наблюдается именно в данном произведении М.А.Булгакова, так как они могут стоять в любой части высказывания.

Однако, послушав меня, он стал смягчаться, - наконец бросил деньги на дорогу и сказал, что пойдет со мною путешествовать…

Ну, одолели наконец, погрузили в машину, - гудел Варенуха, - выглядывая из-за листа и ладонью прикрывая синяк.

Я все расскажу, - действительно рассказала о том, что случилось.

Таким образом, в анализируемом нами произведении 278 вводных компонентов, относящихся ко всему предложению, занимают интерпозицию, 69 относятся к препозиционному положению и лишь 2 к постпозиционному. 3 раза в романе встречаются вводные единицы, тяготеющие к сказуемому. М.А.Булгаков стремится использовать вводные конструкции в их основном значении, поэтому в произведении очень мало примеров с тяготением вводных компонентов к каким-либо членам предложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.007 с.)