Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демократический режим: понятия и признаки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа. Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Признаки демократического государства: Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом.
Государство не может обойтись без профессионального управленческого аппарата, именуемого в социологии бюрократией (социологи не вкладывают в этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли) Политико-правовая культура отражается, во-первых, непосредственно на содержании и форме конституционно-правового регулирования общественных отношений, во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования.
25. Понятие формы правления Форма современных государств различается разнообразием. Форма правления - это организация верховной государственной власти. Она влияет на структуру высших государственных органов и принципы их взаимодействия. В государственном праве принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Для монархии характерно то, что власть главы государства передается по наследству, и она считается независимой от какой-либо другой власти, государственного органа или избирателей. Для республики характерным является то, что глава государства - президент - является выборным и сменным, а власть считается производной от представительного органа или избирателей. В настоящее время разница в степени демократичности между монархией и республикой является относительной. В индустриально развитых государствах разница между монархией и республикой заключается в структуре государственных органов и взаимоотношениях. Монархическая форма правления имеет сейчас место в ряде государств мира, большинство из которых индустриально развиты. Архаичный институт монарха сохранился как традиционный институт и как резервный институт защиты существующего строя. В истории человечества имели место несколько разновидностей монархической формы правления. Прежде всего, это абсолютная монархия, ее основная черта - всевластие монарха и отсутствие конституции. Эта форма правления встречалась в государствах феодального типа и в современных развитых государствах практически не встречается.
Для конституционной монархии характерно ограничение полномочий главы государства и наличие конституции. Конституционная монархия, в зависимости от степени ограничения полномочий монарха, делится на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической монархии власть принадлежит монарху и парламенту. В законодательной области полномочия монарха сильно ограничены, но зато достаточно широки в области осуществления исполнительной власти. В настоящее время в чистом виде такая форма правления не встречается. Наиболее сейчас распространенной формой монархического государства является парламентарная монархия, она имеет место в ряде индустриально развитых стран: Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия. В парламентарной монархии власть монарха в области законодательства практически отсутствует и в значительной степени ограничена и в области исполнительной власти. Республиканская форма правления - самая распространенная в современных государствах. По сравнению с монархической формой правления, республиканская является наиболее прогрессивной. Две наиболее распространенные ее формы - это президентская и парламентарная республики. В президентской республике президент обладает значительными полномочиями и является одновременно главой государства и главой правительства. Пост премьер-министра тут отсутствует, и правительство формируется внепарламентским путем. Правительство не ответственно перед парламентом, и президент избирается независимо от парламента. Характерная черта президентской республики - жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу. В парламентарной республике формирование правительства происходит на парламентской основе, и оно ответственно перед ним. Глава государства выполняет главным образом представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть широкими, однако правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной. Президент избирается, как правило, парламентом и осуществляет свои полномочия с одобрения правительства. В мире существуют и такие формы республиканского правления, которые носят черты и парламентарной, и президентской республики, - смешанная, или полупрезидентская республика. Примером такой республики является Франция. При такой смешанной форме президент избирается внепарламентским путем и обладает широкими полномочиями. Он формирует правительство без участия парламента, но возглавляет его премьер-министр. Однако, президент в этом случае обладает полномочиями направлять деятельность правительства. Примеры: Россия, Финляндия, Португалия.
Нельзя также обделить нашим влиянием и суперпрезидентские республики, где глава государства имеет широчайшие полномочия. Примером такой республики является ряд государств в Латинской Амереке.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.009 с.) |