Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального



Вкуса молодежи

Одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой коллектив МБУ КДО «Праздник» является создание условий для организации экспериментальной базы развития всей сферы досуга. Поэтому, приступая в январе 2010 г. к планированию видов деятельности, МБУ ДКО организовал многоаспектный анализ досуговых предпочтений населения, уровня сформированности умений качественно организовывать свой досуг, в том числе и анализа уровня сформированности музыкального вкуса молодежи.

В исследование было включено 200 человек, посетителей учреждений культуры, действующих на территории Мариинского района, в возрасте от 15 до 18 лет. Для эксперимента была разработана анкета, по результатам которой выявили, какой музыке молодежь отдает предпочтение и привлекает ли вообще она их внимание (Приложение 1).

Так же для реализации данной цели были подобраны и адаптированы для молодежного возраста следующие методики, используемые для изучения уровня сформированности музыкального вкуса учащихся общеобразовательных школ на уроках музыки.

«Открой себя через музыку»

Цель методики - определить, как впервые услышанное произведение влияет на молодого человека, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.

Исследователь просит респондентов прослушать произведение М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (не называя названия произведения) и ответить на вопросы: можно ли, не зная названия произведения, определить, о чем хотел сказать композитор? Отобразить в виде образов, цветовой гаммы на листе бумаги то, что вызвало у респондента прослушанное произведение.

Исследователь оценивает выполнение задания по 5 балльной системе:

5 баллов, если молодой человек различает характер произведения, лад, в котором оно написано, наиболее близко передают музыкальный образ в рисунке, логически верно находят ему название.

2 балла, если он допустил неточности в различии настроения произведения и соотношении его с музыкальным образом.

0 баллов - если молодой человек не понимает характер произведения, его настроение, отказывается представить произведение в виде графического образа.

«В гостях у сказки»

Цель методики - выявить уровень музыкального вкуса через сочинение респондентом рассказа по прослушанному произведению.

Исследователь предлагает респондентам на основе услышанного произведения («Петрушка» И. Стравинского) придумать свою удивительную историю.

На основе полученных рассказов исследователь делает вывод о том, как музыка повлияла на внутренний мир молодого человека, насколько глубоко он ее услышал и смог передать словами. Результаты оценивались по трехбалльной системе: «высокий», «средний», «низкий».

Высокая оценка ставилась тогда, когда «речь» респондента была образная, эмоциональная, яркая, если они наиболее точно передали замысел композитора, сумели услышать незначительные «детали» произведения.

Средний результат - если молодой человек недостаточно точно смог прочувствовать произведение, «речь» их мало эмоциональная.

Низкий результат - отсутствие собственного мнения, «речь» сухая, неэмоциональная, краткая.

«Море волнуется - раз…»

Цель методики - определить способность «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние.

Исследователь с респондентами вспоминает известную всем игру «Море волнуется - раз…». Предлагает эту игру озвучить. Для этого используются произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Респонденты слушают произведения, а потом инсценируют их.

Исследователь смотрит, насколько эмоционально и ярко молодые люди передают предложенный им образ, как они чувствуют музыку и умеют ее передать в движении. Результаты оценивались по трехбалльной системе: «высокий», «средний», «низкий».

Высокая оценка ставилась, если респонденты точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения.

Средняя оценка - если были какие-то неточности в передаче образа, респондент был мало эмоционален, стеснялся.

Низкая оценка - если респондент неверно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.

Качественный анализ содержания каждой методики осуществлялся по следующим критериям развития музыкального вкуса, представленных в таблице Приложения 2.

В процессе проведения замера уровня сформированности музыкального вкуса были получены следующие данные:

Молодые люди с высоким уровнем музыкального вкуса характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Они воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности.

Так, например, в методике «Открой себя через музыку» Женя Ч. точно определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом, можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину. Большинство же испытуемых были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать, что они не очень радостные. Молодые люди просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из молодых людей копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.

Результаты исследования можно обозначить в таблице №1:

Таблица 1. - Уровень сформированности музыкального вкуса молодежи

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
10% 20% 70%

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, музыкальные вкусы молодежи очень разнообразны, они охватывают стили и направления как современной, так и классической музыки. Но не у всех молодых людей развит музыкальный вкус. Многие не знают, какая музыка им нравится, не знают о том, какая музыка вообще существует, какую роль играет в жизни человека.

На основании вывода была подготовлена и проведена опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса молодежи. Для этого включили в план работы мероприятия, носящие просветительский характер, которые помогли молодым людям заинтересоваться историей музыки, творчеством композиторов-классиков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.007 с.)