Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Логопедическая работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду стали:
1) формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
2) формирование звукопроизношения;
3) формирование навыков дифференциации звуков;
4) формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога;
5) формирование звукослогового анализа и синтеза слова;
6) развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
7) обучение послоговому чтению;
8) подготовка к обучению письму и обучение письму печатными буквами;
9) пропедевтическое формирование орфографических знаний и умений;
10) развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
11) совершенствование пространственно – временных ориентировок;
12) развитие мелкой моторики рук;
13) развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;
14) развитие конструктивного мышления;
15) развитие изобразительно – графических способностей;
16) развитие сукцессивных способностей.
2.2.2. Перспективное планирование работы логопеда и воспитателя в подготовительной группе
I период обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
коррекционно-логопедическая работа
Общие
речевые навыки
| Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.
Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).
Работа по формированию диафрагмального дыхания.
Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
| Звукопроизношение
| Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).
Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [B]-[B’], [Г]-[Г’], [П]-[П’], [T]-[T’], [Ф]-[Ф’], [K]-[K’], [X]-[X’].
Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).
| Слоговая структура слова
| Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост).
Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).
| Языковой анализ
и синтез
| Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы].
Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.).
Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).
Подбор слов на заданные звуки.
Знакомство с согласными звуками: [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [П]-[П’], [T]-[T’], [K]-[K’], [X]-[X’], [C]-[C’], [З]-[З'].
Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», «звонкий» и «глухой».
Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.).
Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.)
Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х.
Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
| Грамматический строй речи
| Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.
Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число.
Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п.
Согласование числительных два и пять с существительными.
| Лексика
| Расширение и уточнение словаря по темам:
«Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи».
«Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», «Поздняя осень».
«Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки».
| Связная речь
| Составление простых распространённых предложений.
Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
Обучение составлению описательных рассказов.
Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
| Мелкая моторика
| Работа по развитию пальчиковой моторики.
Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).
Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
Печатание пройденных букв в тетрадях.
| II период обучения
(декабрь, январь, февраль)
коррекционно-логопедическая работа
Общие
речевые навыки
| Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
| Звукопроизношение
| Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
| Слоговая структура слова
| Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).
Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).
| Языковой анализ
и синтез
| Знакомство со звуками [В]-[В’], [Г]-[Г’], [Ж], [Л]-[Л‘], [Р]-[Р‘], [jэ], [jо], [jа] и буквами Г, Ш, В, Ж, Э, Е, Я, Ё.
Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных букв).
Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом).
Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.
Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».
Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.
Познакомить детей с элементарными правилами правописания:
а) раздельное написание слова в предложении;
б) точка в конце предложения;
в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;
г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.
Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.
Обучить послоговому чтению слов.
| Грамматический строй речи
| Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Согласование существительных с числительными.
Образование названий детёнышей животных.
Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам IIпериода).
Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.
| Лексика
| Расширение и уточнение словаря по темам:
«Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима. Новый год».
«Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие животные», «Животные севера».
«Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап».
| Связная речь
| Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана.
3. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.
| Мелкая моторика
| Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
Работа по развитию конструктивного праксиса.
Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода).
Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради.
Составление букв из элементов.
Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
| III период обучения (март, апрель, май) коррекционно-логопедическая работа
|