Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт Ботанического сада в Иркутске в реабилитации детей и подростков с девиантным поведением и специальными нуждами

Поиск

ботанический сад флора терапия

После прохождения некоторыми сотрудниками Ботанического сада ИГУ стажировки в Чикагском ботаническом саду, в том числе по программе садовой терапии, стало возможным с 1999 г. применить некоторые методы в нашей работе с трудными подростками, а также детьми-сиротами и инвалидами в Иркутске. Садовая терапия как подход имеет коррекционную направленность, т.е. предполагает исправление недостатков развития личности девиантных подростков, коррекцию особенностей психики и поведения детей и подростков с некоторыми нарушениями психического развития через активное вовлечение в процесс выращивания растений.

Многие дети и подростки имеют проблемы с адаптацией в социальной среде. Особенно это относится к подросткам, не имеющим родителей либо из неблагополучных семей. Им сложно адекватно воспринимать окружающую среду и найти себе место в обществе. Часто они ничем не заняты, предоставлены сами себе, вынуждены самостоятельно искать себе пропитание. Поэтому многие идут на преступления, становятся наркоманами и алкоголиками, попадают в специальные учреждения. Такие дети часто бывают жестокими, замкнутыми, эмоционально неустойчивыми, их поведение трудно предсказать.

Отягощенная наследственность, проявляющаяся у воспитанников как патологические отклонения в состоянии здоровья, связана с различной патологией их родителей, родовыми травмами. Характерны снижение интеллектуального уровня, узость кругозора, замедленность мышления, снижение памяти, слабость волевых процессов, моторная расторможенность, проявление психического инфантилизма. Почти у 100% из них, как показывают данные обследования психического здоровья, отмечаются признаки невротизации, у некоторых - выраженные неврозы, обусловленные психическими травмами, связанные с неблагополучием в семье или с потерей родителей. Анализ результатов ежегодных углубленных медосмотров показывает, что здоровых детей в этой среде практически нет. Кроме того, их негативный опыт общения со взрослыми ведет к возникновению чувства недоверия к окружающему миру, т.е. восприятия окружающей социальной среды как враждебной, небезопасной. Многим таким детям и подросткам ставится диагноз «задержка умственного развития в различной степени тяжести».

Трудные подростки. С 1999 года сотрудники Ботанического сада ИГУ (БС ИГУ) совместно с педагогами и психологами начали инициативный проект по применению садовой терапии для детей и подростков специальной иркутской школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (возраст 11-14 лет), имеющих криминальное прошлое. Подростки были изолированы в специальной школе в связи с совершением особо тяжких преступлений (убийства, изнасилование, грабежи и т.п.). Эти воспитанники регулярно в течение всего года участвуют в садовых работах в оранжереях и на коллекционных участках БС ИГУ. Также эти ребята занимаются огородничеством, ухаживают за садовыми и комнатными цветами на территории своей школы. Самые увлеченные дополнительно занимаются в кружке "растениеводство".

Формы работы с детьми в Ботаническом саду - овладение практическими навыками ухода за растениями во флористических коллекциях. Сюда входит также изготовление флористических композиций, проведение тематических викторин, уроков, тематических игр и праздников по согласованному со школой плану. Программа занятий с каждой группой рассчитана на 3 года (с 5 по 7 класс средней школы).

При первом посещении Сада для детей и подростков проводится обзорная экскурсия (оранжереи, дендрарий, коллекционные и экспозиционные участки). Такие дети, как правило, видели в своей жизни мало хорошего, и сильное положительное эмоциональное впечатление от посещения Ботанического сада отпечатывается в их сознании надолго. В течение трехлетнего курса занятий, приходя в БС ИГУ один раз в неделю, дети получают знания и практический опыт, работая с различными группами растений (овощные, цветочные культуры, плодово-ягодные и декоративные древесно-кустарниковые растения, комнатные растения).

Под руководством сотрудников Сада они учатся готовить различные типы почвенных субстратов, сеять семена овощных, цветочных и древесно-кустарниковых культур, пикировать сеянцы, высаживать рассаду, черенковать комнатные растения и ягодные культуры, прививать плодовые культуры, подкармливать, мульчировать и т.д. - то есть осваивают практические навыки выращивания растений. Кроме того, перед началом работы сотрудники Ботанического сада проводят вводные занятия - практикумы с объяснением того, что, как и почему следует делать. В зимнее время несколько занятий посвящаются работе с флористическим материалом - изготовлению коллажей, настенных панно. Материал для таких занятий дети заготавливают сами осенью.

Занятие флористикой, как в Ботаническом саду, так и в школе позволяет развивать творческие способности у детей. Сотрудники БС ИГУ организуют выездные занятия с детьми в спецшколе.

Для воспитания чувства ответственности у каждого ребенка есть закрепленное за ним растение, за которым он имеет возможность регулярно наблюдать и ухаживать. Каждый ребенок ведет дневник наблюдений, где он отмечает все изменения, происходящие как с растением, так и лично с ним. Совместное с сотрудниками проведение праздников, например, Дня знаний, Нового года значительно расширяет круг общения таких подростков, прививает навыки поведения в обществе. Важно отметить, что среди воспитанников спецшколы подростки, состоящие в так называемой «садоводческой бригаде», пользуются особым уважением. Они очень дружны между собой и считаются своеобразной "элитой" спецшколы, т.к. посещение Ботанического сада - одна из немногих возможностей для подростков выйти за пределы режимного учреждения.

Методы садовой терапии позволяют привить подросткам определенные трудовые навыки и дать им знания, которые в дальнейшем помогут либо получить профессию, либо будут просто полезными на протяжении всей жизни при работе на личных земельных участках, что особенно важно для проживания в условиях Сибири. Психологи спецшколы постоянно тестируют подростков из «садоводческой бригады». Наблюдаются существенные изменения в личностной сфере воспитанников спецшколы, проходящих курс садовой терапии. По сравнению с началом занятий уже к середине учебного года у подростков значительно снижается уровень личностной тревожности. Большая часть таких подростков адекватно оценивают свои способности и возможности в достижении успеха в деятельности и общении. Эти учащиеся отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большой продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. У всех воспитанников, проходящих курс садовой терапии, позитивное отношение к себе и окружающим.

В садоводческой группе выявляется более благополучный уровень межличностных отношений. Подростки стремятся к сотрудничеству, у них выражена готовность помогать и сочувствовать окружающим, ответственность, доброжелательность, коллективизм. Развивается самостоятельность, умение принимать решения. Работа с разными видами растений, знание их названий способствует расширению кругозора, развитию памяти, стремлению к познанию нового, повышению экологической грамотности. Работа с мелкими семенами (в процессе их сбора, очистки, посева) способствует развитию моторики рук, улучшается зрительно-моторная координация.

В целом, психологами отмечается положительная динамика личностного роста воспитанников спецшколы, проходящих курс садовой терапии в БС ИГУ. Работа с подростками, имеющими криминальное прошлое, осуществляется все эти годы на инициативной основе без какого-либо специального финансирования, хотя используются учебные, растительные и другие ресурсы Ботанического сада с вовлечением сотрудников на добровольной безвозмездной основе. Следует отметить, что для реализации Садовой терапии не требуются какие-либо исключительные или дорогостоящие ресурсы. У сотрудников БС ИГУ присутствует чувство морального удовлетворения потому, что бывшие малолетние преступники, работая с растениями, становятся более внимательными по отношению к окружающим, более доброжелательными, уравновешенными.

Дети, прошедшие курс садовой терапии, положительно отличаются от остальных воспитанников школы. Поэтому с уверенностью можно говорить о положительном влиянии садовой терапии на воспитание девиантных подростков, коррекцию их поведения, направление его в социально-положительное русло. Опыт Ботанического сада ИГУ показывает, что садовую терапию можно рекомендовать для испытания и внедрения в других ботанических садах России как элемент системы воспитания и дополнительного образования.

Программа садовой терапии в Чикагском ботаническом саду (Чикаго, штат Иллинойс, США)

 

Программа садовой терапии в Чикагском ботаническом саду имеет 20-летнюю историю сотрудничества с 150 социальными агентствами, занимающимися здоровьем людей. Их цель - представить тысячам людей с ограниченными возможностями и пожилым людям мир садоводства и природы. Специалисты предлагают программы, как в Саду терапии, так и выездные программы в специализированных учреждениях (реабилитационные центры, госпитали, дома престарелых, специальные школы для умственно отсталых детей, школы для людей с проблемами зрения, психиатрические больницы и коррекционные учреждения). Предлагаются публикации и сертифицированные профессиональные образовательные программы. Джин Ротерт, руководитель программы Садовой терапии, считает, что для этой программы нужно обеспечить три компонента: адаптировать сад, адаптировать садовника и адаптировать растения.

Сад терапии (The Buehler Enabling Garden) в Чикагском ботаническом саду занимает площадь около 1000 кв. м и является демонстрационным для людей с ограниченными возможностями, профессионалов - социальных и медицинских работников и ландшафтных архитекторов. Кроме того, все посетители учатся, с помощью каких способов можно сделать садоводство более легким. Сад терапии представляет широкий круг приспособлений, инструментов, материалов, структур и растений, которые делают садоводство более доступным для людей с ограниченным возможностями, свободным от барьеров. Это поднятые гряды, вертикальные сады, подвесные корзины, специально подобранные растения, дисплей специальных садовых инструментов. Многие идеи могут быть адаптированы для домашнего садоводства.

Круглогодичные программы, реализуемые по контрактам с различными учреждениями, обеспечивают: осенью и зимой - программы в помещениях и в оранжереях, весной и летом - под открытым небом. Используемые ресурсы Ботанического сада - это материалы для проведения программ, которые включают инструменты, растения и другие необходимые материалы; посадку растений в саду и уход за ними совместно с участниками программы; легкий набор необходимого оборудования для проектов, реализуемых в помещении; поурочные планы для круглогодичных программ; семинары-тренинги для сотрудников социальных учреждений. Чикагский Ботанический сад предлагает занятия, симпозиумы и специальные мероприятия по терапевтическому использованию растений. Ботанический сад ежегодно предлагает Календарь мероприятий для населения. Проводит консультации для всей страны в следующих областях:

1. Планирование и разработка программ садовой терапии. Сотрудники помогают социальным работникам и специальным учреждениям разрабатывать программы садовой терапии;

2. Дизайн свободных от барьеров Садов терапии. Акцент делается на возможности доступа в сад людей на инвалидных колясках, включая поверхность и размер дорожек, поднятые гряды и адаптированные вертикальные сады и корзины;

.   Выбор растений. Сотрудники помогают подобрать сенсорные растения и использовать их для программ. В Саду терапии 3100 растений, их выбор основан на красоте и способности вызывать одновременно несколько чувств. Это растения с яркими красками, приятным ароматом и интересной текстурой.


Заключение

Ботанический сад - территория <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F>, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются, изучаются и демонстрируются растения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F> разных частей света и различных климатических <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82> зон.

В России первый ботанический сад - это «Аптекарский огород <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4>», старейший ботанический сад России, основанный Петром I <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I> в Москве в 1706 году. Следующий был основан в 1714 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1714_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> Петром I в Санкт-Петербурге <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3> под названием Аптекарского сада <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B0%D0%B4_%D0%91%D0%98%D0%9D_%D0%A0%D0%90%D0%9D>. В первой четверти XVIII века были устроены ботанические сады в Москве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0> (графом А. К. Разумовским <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>), Дерпте <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%83> и Вильне <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8E%D1%81>. К концу XIX века ботанические сады существовали во всех университетских <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82> городах России. Из университетских ботанических садов самый старый - московский, основанный в 1804 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1804_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, затем дерптский - в 1806 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1806_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, принадлежавший к наиболее выдающимся достопримечательностям города, лучший в России в начале XIX века кременецкий <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86>, руководимый В. Бессером <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80,_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4_%D0%93%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> - в 1807 году, харьковский <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2> - в 1809 году, заложенный В. Н. Каразиным <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>. Много разнообразных видов содержали также киевский <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2> и варшавский <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%B2%D0%B0> ботанические сады. В Петербурге, кроме Императорского ботанического сада <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B0%D0%B4_%D0%91%D0%98%D0%9D_%D0%A0%D0%90%D0%9D>, имелся ещё ботанический сад при Лесном институте <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F> и ботанический сад при Санкт-Петербургском университете <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82>, основанный в 1868 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1868_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>.

Современный ботанический сад - это городская особо охраняемая природная озеленённая территория <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE_%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F>, на основе ресурсов которой управляющая организация создаёт документированные коллекции живых растений и ландшафтные сады для целей научных исследований, образования, публичной демонстрации, сохранения биоразнообразия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B5>, туризма и рекреационной деятельности, производства услуг и товарной продукции для улучшения благосостояния людей.

Как правило, при ботанических садах действуют вспомогательные подразделения или учреждения - оранжереи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F>, гербарии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9>, библиотеки <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0> ботанической <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0> литературы, питомники, экскурсионно-просветительские отделы.

Ботанические сады, в которых изучаются, в основном, деревья, называются дендропарками <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9>, или арборетумами; кустарники <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA> - фрутицетумами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D1%83%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B5%D1%82%D1%83%D0%BC>; лианы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%8B> - витицетумами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B5%D1%82%D1%83%D0%BC>. Некоторые ботанические сады носят очень узкий научный характер и закрыты для посещения публики.

Наблюдается общемировая тенденция усиления экологических, природоохранных и социально значимых функций ботанических садов на урбанизированных территориях. В связи с этим, например, Американская ассоциация ботанических садов и арборетумов (дендрариев) недавно изменила свое название на новое - Американская ассоциация публичных парков и арборетумов (дендрариев) <http://en.wikipedia.org/wiki/American_Association_of_Public_Parks_and_Arboreta>, а некоторые африканские ботанические сады переименовываются в «экологические центры».


Список литературы

 

1. Архив природы России. / http://природа.рф.

2. Джексон П.В. Анализ коллекций и научно-технической базы ботанических садов. / Информационный бюллетень СБСР и ОМСБСОР. Вып. 12. - М., 2001. − С. 59-65.

.   Кузеванов В.Я., Сизых С.В. Ресурсы Ботанического сада Иркутского государственного университета: Образовательные, научные и социально-экологические аспекты. Справочно-методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2005. − 243 с.

.   Лапин П.И. Ботанические сады СССР. - М.: Колос, 1984.

.   Официальный сайт ботанического сада ботанического института им. Комарова В.Л. РАН. / http://www.binran.ru.

.   Официальный сайт ботанического сада МГУ им. Ломоносова М.В. / http://www.hortus.ru.

.   Официальный сайт главного ботанического сада им. Цицина. / http://www.gbsad.ru/.

.   Роль ботанических садов в сохранении и обогащении биологического разнообразия видов. / Под ред. В.П. Дедкова, Н.Г. Петровой. - Калининград: Российский гос. ун-т, 2005. - 133 с.

.   Сизых С.В., Кузеванов В.Я., Белозерская С.И., Песков В.П. Садовая терапия: использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации. Справочно-методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2006. - 390 с.

10. Сизых С.В., Кузеванов В.Я. Реабилитация и социальная адаптация проблемных подростков с использованием американского опыта садовой терапии. / Ботанические сады России в системе непрерывного экологического образования: Материалы 1-й Всероссийской конференции по экологическому образованию в ботанических садах (13-17 мая 2003 г.). - М., 2004. − С. 64-68.

11. Chicago Botanic Garden. The Buehler Enabling Garden: Gardening for People of All Abilities. // Brochure VP0115. − 2000. − 4 p.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.167.229 (0.008 с.)