Предпосылки и этапы создания предприятий малого бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки и этапы создания предприятий малого бизнеса



 

Малые предприятия как коммерческие организации создаются в соответствии с принципами, установленными ГК РФ, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности, другими законодательными и нормативными актами, регулирующими весь процесс создания и функционирования предпринимательских организаций.[16;с.33]

Создание малых предприятий в той или иной организационно-правовой форме предполагает существование у будущего (или действующего) предпринимателя по крайней мере следующих основных предпосылок:

- наличия имущества для формирования первоначального капитала;

- наличия определенного объема финансовых средств, необходимых для формирования минимального уставного (складочного) капитала;

- наличия нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации и осуществления намеченных видов деятельности;

- предварительного изучения предполагаемого рынка, на который предприниматель будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности;

- формирования команды квалифицированных учредителей (партнеров) собственного дела.

Будущий предприниматель должен быть компетентным в той области деятельности, в которой он намеревается создать собственное дело. Для выбора карьеры в малом бизнесе необходимо провести четкий анализ своих качеств, способностей и возможностей. Предприниматель должен уметь хорошо рассчитывать предполагаемые последствия риска, сохранять предпринимательскую тайну, владеть всей информацией о деятельности собственного малого предприятия, потребителях продукции, клиентах, поставщиках, конкурентах в особенности.

Будущий малый предприниматель непременно должен понимать важнейшее правило: в организации своего бизнеса (дела) он должен рассчитывать на собственные силы. Задумав собственное дело в форме малого предприятия, будущий предприниматель должен ответить на ряд ведущих вопросов:

- для кого будет работать его фирма, кто его будущие потребители (покупатели). Поэтому процесс принятия предпринимательского решения должен начинаться с оформления идеи – для кого производить продукцию, товары, выполнять работу, кому оказывать услуги (в зависимости от вида и типа рынка);

- что производить, какие конкретно товары, какие конкретно выполнять услуги, а затем уже определить, есть ли у него все условия и факторы для своей деятельности;

- как производить продукцию (товары), выполнять работы, оказывать услуги, на какой технической и технологической основе, с какими качественными характеристиками, с какими издержками, с каким уровнем конкурентоспособности. Поэтому очень важно знать, какое сложилось соотношение на рынке между спросом и предложением товара, который собирается предложить предприниматель, причем не вообще на рынке, а на определенном территориальном рынке. Если спрос большой и устойчивый, то есть смысл создавать собственное дело и производить данные товары (работы, услуги).

Будущий предприниматель, планируя создать собственное дело, должен руководствоваться важнейшими рыночными принципами, среди которых можно выделить следующие:

- во-первых, нужно найти потребность и удовлетворить ее, поскольку предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей. Предприниматель работает не для себя, а для удовлетворения конкретных потребностей, а сам соответственно получает прибыль (доход);

- во-вторых, производить товары следует с более низкими издержками (себестоимостью), иначе рынок может не признать эти товары, а предприниматель не сумеет их реализовать (продать) и получить планируемую прибыль;

- в-третьих, предприниматель, устанавливая цену на производимые товары, должен учитывать поведение конкурентов, покупательский спрос потребителей, уровень насыщения рынка. Завышенная оптовая (розничная) цена не позволит своевременно продать товары, а заниженная – получить необходимый объем прибыли. Проблема ценообразования играет существенную роль в механизме создания и функционирования собственного дела, общий алгоритм которого можно выразить следующей краткой схемой:

 

предпринимательская идея

цели предпринимателя

разработка предпринимательского проекта

  реализация его в виде создания собственного дела

функционирование организации (первая стадия жизненного цикла)

Рис.1 Схема функционирования собственного предприятия

 

Предпринимательская идея – это потенциальная возможность и необходимость собственной самореализации индивида для достижения собственных целей путем удовлетворения потребностей других.[5;с.73]

Предпринимательская деятельность как процесс как раз и начинается с идеи, которая при определенных условиях реализуется в конкретный предпринимательский проект, суть которого должна базироваться на принципе: найти потребность и удовлетворить ее. Значит, процесс создания малого предприятия есть процесс реализации предпринимательской идеи в конкретной форме – в форме создания и функционирования малого предприятия.

Важно на этапе создания малого предприятия (а может быть, и раньше) определить, что необходимо для реализации предпринимательской идеи, четко сформулировать цели, определить предполагаемые пути.

Этапы создания малого предприятия.

Практически любой предприниматель, задумав создание собственного малого предприятия, осуществляет следующие этапы этого непростого решения:

- возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;

- постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи;

- формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме;

- подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового малого предприятия;

- определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования предприятия;

- разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;

- проведение комплекса организационных мероприятий по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др.;

- разработка обоснованного бизнес-плана;

- государственная регистрация предприятия в установленном порядке;

- постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения предприятия (месту жительства индивидуального предпринимателя);

- открытие в установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других счетов;

- заключение договоров (контрактов на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;

- получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;

- проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям и методов формирования цен на продукцию или услуги;

- заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) с потребителями и др.;

- проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг);

- организация учета доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с нормативными документами Минфина РФ и др.[1;с.182]

Несомненно, все этапы создания собственного дела крайне важны, но решающий – это обоснование предпринимательской идеи, поскольку именно на этом этапе выявляется экономический интерес (мотивы) предпринимателей в осуществлении конкретных видов деятельности (конкретных товаров, работ, услуг, информации, технологий и др.), но главное – идея должна быть реализована в те результаты, которые будут признаны рынком.

Идея должна базироваться на простом и важнейшем рыночном принципе: найти потребность и удовлетворить ее. Сначала поиск неудовлетворенной потребности, а затем – организация процесса по ее удовлетворению.

Идея материализуется в целях предпринимательства: удовлетворение потребностей для систематического получения прибыли. На этом этапе создания собственного дела целесообразно оценить возможности реализации идеи. Для этого формулируются стратегические и тактические цели, осуществляются количественные расчеты определенных показателей функционирования малого предприятия.

Важный этап создания малого предприятия – решение вопроса о финансах, которые необходимы для формирования уставного (складочного) капитала, т.е. решение вопроса, где взять денежные средства, необходимые для создания собственного предприятия, а значит, для приобретения сырья, материалов, энергии, топлива, найма рабочей силы и других факторов производства. Источниками средств могут быть собственные накопления, средства, взятые в долг у родственников, знакомых, в банках; средства будущих потребителей; средства, полученные от выпуска и реализации ценных бумаг, а также помощь государственных органов, занимающихся поддержкой малого предпринимательства.

На этом этапе определяются возможности приобретения или взятия в аренду недвижимости, получения необходимой информации, использования новых технологий и др. На этом этапе определяются конкретные цели по созданию всех необходимых условий для функционирования предприятия и получения прибыли.[14;с.226] Данный этап реализуется посредством разработки проектов отдельных разделов бизнес-плана, который получает окончательное формирование (и экспертную оценку) при завершении создания собственного малого предприятия.

На предыдущих стадиях предприниматель (совместно с партнерами) должен принять решение о выборе организационно-правовой формы малого предприятия исходя из предполагаемых целей, финансово-экономических возможностей, опыта, знаний и других факторов. На выбор организационно-правовой формы малых предприятий в определенной степени влияют внешние факторы: политическая стабильность, макроэкономические процессы и структурная перестройка экономики, экономические кризисы и инфляция, государственная поддержка и регулирование предпринимательской деятельности, состояние рынка и другие факторы, которые необходимо учитывать при создании собственного дела и выбора предмета деятельности. Важное значение для успеха деятельности имеют: месторасположение, наличие инфраструктуры деятельности фирмы, благоприятное отношение к предпринимателям местных органов самоуправления.

Большое (если не определяющее) значение играет роль скорость оборота вложенных при создании собственного дела средств. Как известно, наибольшая скорость оборота денежных средств наблюдается в торгово-посредническом предпринимательстве, а наименьшая – в производственном. Поэтому в Москве, например, до 50% малых предприятий сосредоточили свою деятельность в торговле и сфере обслуживания населения.

Важную роль в процессе создания собственного дела играет разработка учредительных документов малого предприятия (в зависимости от организационно-правовой формы и числа учредителей), устанавливающих фактически весь механизм функционирования предприятия. Будущий предприниматель при разработке устава и (или) учредительного договора должен руководствоваться положениями ГК РФ, положениями федеральных законов об отдельных организационно-правовых формах предпринимательства и другими нормативными актами.

 

1.3 Бизнес – план как инструмент создания малого бизнеса

 

Одно из ведущих мест в деятельности предпринимателей, как на стадии создании собственного дела, так и на стадии функционирования предпринимательской организации, занимает разработка плана мероприятий по созданию собственного дела с указанием конкретных функций (задач), которые необходимо выполнить к определенному сроку, а затем – краткосрочных и долгосрочных планов развития, чтобы добиться поставленной цели. Основную роль в процессе бизнес – планирования, как правило, играет разработка и реализация бизнес-плана предпринимательского проекта, бизнес-плана развития организации.[21;с.39]

Научно разработанный бизнес-план является в руках предпринимателя тем компасом, который помогает найти свой путь в будущем море бизнеса и без больших потерь привести свой корабль (бизнес) к желанному берегу удачи.

Бизнес-планирование на данном этапе развития экономики имеет определенные особенности, которые предпринимателям необходимо учитывать при разработке планов развития организации:

- при планировании своей деятельности предприниматели прежде всего должны учитывать такие факторы, как нестабильность экономического развития, меняющиеся правила хозяйствования;

- относительная незащищенность предпринимателей от внешней среды, зачастую весьма агрессивной, требует от предпринимателей при разработке бизнес-планов более обоснованно учитывать неопределенность исхода предпринимательской деятельности;

- при разработке бизнес-плана необходимо учитывать все внешние факторы и определять их влияние на все разделы бизнес-плана количественно;

- российские предприниматели должны сами уметь рассчитывать количественные параметры всех разделов бизнес-плана, учитывать конкурентные возможности партнеров;

- российским предпринимателям не следует завышать свои притязания, учитывая определенную непредсказуемость принятия решений органов государственной власти.

Бизнес-план – это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.[11;с.322] Научно обоснованный бизнес-план должен быть количественным и качественным ориентиром как для самого предпринимателя, так и для его партнеров и кредиторов.

Следовательно, бизнес-план – это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта). Вместе с тем бизнес-план выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнеров. Поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Количественная информация, характеризующая разделы бизнес-плана, должна быть четкой, емкой, но в то же время относительно краткой. Объем бизнес-плана зависит от цели (проекта), но главное - он должен конкретно характеризовать и конечную цель, и все направления деятельности в результате реализации которых будет обеспеченно достижение цели. Как правило бизнес-план разрабатывается на три – пять лет, но первый год он должен быть конкретным плановым документом.

Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:

 - Введение.

 - Описание предприятия (организации).

 - Описание продукции (работы, услуги).

 - Анализ рынка.

 - Конкуренция.

 - Маркетинговый план.

 - План производства.

 - Финансовый план.

 - Приложения.

 Структура плана финансового оздоровления (бизнес-плана), утверждённая Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве), включает следующие разделы:

- Общая характеристика предприятия.

- Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

- Анализ финансового состояния предприятия.

- Мероприятия по восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

- Рынок и конкуренция.

- Деятельность в сфере маркетинга предприятия.

 Бизнес-план – официальный документ, для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана и в данном аспекте заслуживает внимания предварительная разработка его рабочего варианта. В него включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний, формулирования своих идей до расчётов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана. Таким образом, соблюдаются требования основополагающих принципов бизнес - планирования.

Оформление и стиль бизнес-плана.

 Оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес-плана, чем его содержание.[2;с.297] Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдёт понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта.

 Специалисты по бизнес-планированию рекомендуют выполнять следующие правила составления и оформления бизнес- плана:

- предложения должны быть короткими, ясными, чёткими, энергичными. Не нужно попусту тратит слова и чрезмерно расцвечивать текст. Не стоит вкладывать в текст слишком много эмоций. Не рекомендуется употреблять многозначительные и расплывчатые выражения (например, “некто” или “господин Х”, если можно конкретно назвать человека). Читатель плохо воспринимает слишком академичное, наукообразное сочинение.

- не нужно увлекаться использованием технического жаргона. Иначе читатель может подумать, что автор недостаточно хорошо владеет предметом, о котором пишет. Глубокое знание дела в первую очередь выражается в том, что специалист может рассказать о нём ясно и доходчиво, не прибегая к специфическим, ходовым выражениям.

 - бизнес-план должен включать только относящуюся к делу (релевантную) информацию.

 - не стоит увлекаться общими рассуждениями, экскурсами в чистую теорию или области, не связанные с данным бизнесом. Например, рассматривая циклический характер продаж своего товара, не нужно целиком излагать теорию делового цикла.

 - идеи, представленные в бизнес-плане, не должны быть чрезмерно амбициозными.

 - не нужно завышать планку будущих достижений без учёта реальных возможностей бизнеса - даже если это предпринимается в рекламных целях. Потенциальные инвесторы- банки, государство, венчурные компании и т. п. – часто гораздо лучше осведомлены о реальном положении дел. Особенно точной и хорошо обоснованной должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста, запланированной доле рынка фирмы.

 - очень помогает уяснение положений плана использование фотографий, диаграмм, графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно повышает впечатление о бизнес-плане.

Объём бизнес-плана завит от его цели. Если это план внутрифирменного развития, то объём его не регламентируется. Для получения небольших или средних инвестиций бизнес-план обычно состоит из 20 – 25 листов, а бизнес-план, цель которого – привлечение крупного инвестиционного капитала, может состоять из 50 – 80 страниц, без учёта приложений.

Необходимо позаботится о чёткой структуре плана. Материал должен быть разделён на короткие, хорошо выделенные параграфы. Для обозначения различных частей бизнес-плана можно использовать разные цвета, образцы шрифта и т. д. Хорошо структурированный и оформленный материал легко читается, быстрее попадает в поле зрения. Нельзя позволить своему бизнес- плану утонуть в массе подобной продукции, лежащей на столе у потенциального инвестора. Ваш бизнес-план должен выделяться на общем фоне. Нужно особо выделять основные предложения бизнес-плана, его главные выводы.

Не стоит утяжелять основные разделы бизнес-плана различной объёмной информацией. Если она действительно необходима и разъясняет суть дела, выбрасывать её из бизнес-плана не нужно. Важно правильно выбирать время для работы над бизнес-планом. Это занятие требует большой сосредоточенности, поэтому бизнес-план нужно писать тогда, когда над вами не тяготеют серьёзные проблемы и всё идёт относительно гладко.[14;с.314]

При составлении бизнес-плана нельзя забывать о таком важном принципе, как гибкость планирования. Необходимо определять основные положения бизнес-плана так, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в среде фирмы. Нужно помнить, что разрабатывая бизнес-план, необходимо обратить особое внимание на возможность возникновения в процессе реализации предпринимательских проектов – рисков.

Многие решения при осуществлении деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей часто приходится принимать в условиях неопределенности, когда следует выбирать одно решения из нескольких возможных вариантов, конечный результат реализации которых сложно предсказать. Риски присуще любой сфере человеческой деятельности, что связанно с множеством условий и факторов, влияющий на положительный или отрицательный исход принимаемых индивидами решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.05 с.)