Проблема нравственной ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема нравственной ответственности



Человек и его детство

Основные проблемы Авторская позиция  
1.Проблема роли детства в формировании личности.     Что «прорастает» из детства? Являются ли военные детские годы школой жизни? Именно в детстве закладываются важнейшие качества личности, в том числе уважение к труду, умение преодолевать жизненные трудности.  В.Катаев «Сын полка». Ваня Солнцев рано повзрослел, потому что многое испытал.Он потерял родителей, видел близко врага, смерть проходила рядом. Поэтому, попал к разведчикам, он согласился идти в разведку. Он не чувствовал себя ребёнком, который нуждается в защите взрослых. Ваня готов был воевать наравне со взрослыми                М.Горький «Детство» . Алёша            Алёша в детстве был жестоко избит своим дедушкой. Он сразу повзрослел и на всю жизнь сохранил обострённое чувство справедливости, сострадания ко всем.  
2.Проблема воспитания. Что необходимо сознательно культивировать в семье и школе? Ребёнка с детства необходимо приучать к труду, к преодолению жизненных трудностей, к тому, что потребует от него в дальнейшем жизнь. Детство Обломова было безоблачным, родители оберегали его от всех трудностей, поэтому он стал человеком, неспособным на поступки    
3.Романтика детства и рациональный мир взрослых Марк Твен «Приключения Тома Сойера».Том во всём видит повод для фантазии, активно вмешивается в происходящее вокруг него Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей».Незнайка- собирательный образ ребёнка, который многого не знает об этом мире, но стремится всё понять и попробовать.
4.Мудрость детства Ребёнок часто видит больше, чем взрослые, потому что взгляд его не замутнён привычным образом мира. Он бывает правдив в своих оценках и суждениях. Об этом сказка Г.Андерсена «Голый король».Только ребёнок сказал правду о короле. Взрослые льстили и обманывали. Антуан Экзюпери «Маленький принц» В образе принца писатель воплотил ребёнка, пытающегося познать этот суровый мир взрослых. Каждый взрослый для него целая планета. Но принц оказывается мудрее взрослых, с которыми он встречается. Именно он делится своей мудростью с рассказчиком.
5.Сироты 2)В.Короленко «В дурном обществе»Вася, сын судьи, потеряв мать, искал поддержи среди ровесников, потому что не находил её у отца. Он встретил Валека и Марусю, детей, живущих в подземелье без родительской помощи и ласки. Вася почувствовал ответственность за своих друзей. Он носил им еду, взял куклу у свой сестры, пытаясь продлить жизнь умирающей Марусе. Это общение изменило жизнь героя. Отец и сын впоследствии нашли взаимопонимание. А Вася решил всю свою жизнь помогать обездоленным  

.Андрей Платонов «Никита»,Л.Н.Толстой «Детство»

.

 

 

 2. Молодёжь,молодость, выбор жизненного пути

Проблемы .Самоопределение человека в молодости.Мечта в жизни человека. Выбор профессии .Выбор цели, жизненного пути Отношение к своей молодости. Взросление под влиянием жизненных обстоятельств 1)Артур Грэй из произведения Александра Грина «Алые паруса» с детства мечтал стать капитаном корабля. В пят надцать лет он бежал из дома, чтобы стать моряком на корабле. Впоследствии он стал капитаном и осуществил мечту Ассоль об алых парусах. 2)Александр Суворов мечтал стать военным. Родители были против этого выбора, так как у мальчика было слабое здоровье. Суворов закалялся, ездил верхом и смог укрепить здоровье. Он всё-таки стал военным и осуществил свою мечту.
  1) В поисках своего предназначения бродил герой произведения Николая Лескова «Очарованный странник».Он был обещан матерью Богу, но пе6репробовал множество профессий, прежде чем стал монахом. 2)Евгений Онегин из одноимённого романа А.Пушкина – «лишний человек», не смог найти своего предназначения и был несчастлив.
  1)Борис Васильев «Завтра была война». Выпускники 1941 года быстро повзрослели. Они были готовы к личному подвигу, а не к личному счастью. Читая страницы этого произведения, мы чувствуем, какими взрослыми были эти мальчишки и девчонки. Они интересуются политикой, вникают в жизнь своих товарищей, высказывают зрелые суждения о жизни. Мы понимаем, что именно такие люди шли в бой и побеждали.

.

 

                          

 

 

                     

                      3.Отцы и дети. Отношение повзрослевших детей к родителям

1) А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Дуня оставила своего отца на долгие годы. Самсон Вырин  умер в одиночестве.Она была счастлива и приехала проведать отца, но было уже поздно.

 2) И.С.Тургенев «Отцы и дети». Базаров любит своих родителей, но не спешит к ним после долгой разлуки.

3)Д.Фонвизин т»Недоросль». Митрофанушка вырос безнравственным эгоистом, потому что его избаловала мать.Он видел жестокое отношение матери к её мужу, слугам и вырос безжалостным, избалованным человеком. Он оттолкнул мать, когда она нуждалась в поддержке.

Образование.

1.Д.И.Фонвизин «Недоросль»(сатирическими красками показан подросток, который не научился даже читать. Автор показывает, что такой человек не может выполнять свои гражданские обязанности. Воспитание и образование –дело государственной важности

2.А.С.Грибоедов «Горе от ума». Представители фамусовского общества считают образование ненужным, от него все беды. А на самом деле, непросвещёнными людьми легче управлять, насаждать такой порядок, какой выгоден обществу фамусовых и скалозубов.

                                                        6. Философские проблемы

1. В чём смысл жизни?Надо ли бороться за жизнь?

Смысл жизни в самой жизни. Бороться за жизнь надо, несмотря ни на что. В романе Толстого «Война и мир»главный герой искал смысл жизни. Он ошибался, но не сдавался.-

-Шекспир «Гамлет».Главный герой тоже ищет ответ на мучительный вопрос о смысле жизни.

           - М.Лермонтов «Герой нашего времени». Главный герой спрашивает себя: «Зачем я жил?»

И не находит ответа. Он разочарован, он несчастлив и делает несчастными людей, которые его любят.

2. Осмысление законов жизни.

Один из законов жизни - это борьба за существование. «Бороться и искать, найти и не сдаваться,» -говорили герои произведения Каверина «Два капитана».

 

3. Что такое добро?

Добро есть назначение человека, смысл его существования. Добро создаёт гармонию.      Следование путём добра- единственный верный   путь для человечества. Об этом писал академик Д.С.Лихачёв.

4. Что такое истина?    

    -Герои романа Достоевского «Преступление и наказание» пытаются найти ответы на мучительные вопросы о смысле человеческого существования. Библия даёт им ответы

4.Что такое свобода?

  -  Свобода бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя свобода-это отсутствие боязни выразить своё внутреннее содержание. Внешняя свобода зависит от условий, создаваемых государством. Внутренней свободой обладали некоторые писатели и поэты, жившие в эпоху тоталитарного государства: Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Александр Солженицын.

-Герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита» пишет роман на запрещённую тему, потому что для творчества нет запрета.

  - Романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» бежал из монастыря, чтобы в полной мере ощутить свободу. Всего три дня жизни на свободе стали для него настоящим счастьем.

-Катерина из произведения Островского «Гроза» идёт на конфликт с обществом, отстаивая своё право на свободу

 

5. Что такое равенство? Что такое справедливость?

-Раскольников из романа «Преступление и наказание» считал мир несправедливым и поэтому пошёл на преступление.

6. Счастье и совершенство.

Счастье каждый понимает по-своему.

- В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» герои искали счастливого человека. Им оказался тот, кто жил не ради своего счастья, а ради счастья других людей.

-В  романе Толстого «Война и мир» после ошибок и разочарований Наташа Ростова обрела счастье в семье, в любви.

- Возможно ли всеобщее счастье? Может быть, и нет, но верить надо. Разочарование во «всеобщем счастье» Раскольника, героя романа Достоевского «Преступление и наказание», привело его к разрушительным идеям.

7. Эволюция и революция.

     -В Маяковском революция отозвалась трагическим эхом. В его стихотворениях звучит признание в любви Революции. Именно в судьбе Маяковского вида роль революции в формировании нового сознания, и в разрушении человека как личности.

  - Революция несёт не только изменения в устройстве государства. Это безумное время может сильно изменить жизнь человека. В романе Шолохова «Тихий Дон» главный герой вынужден оторваться от родной земли и воевать то с белыми против красных, то с красными против белых.

Эта невозможность выбора разрушает Григория Мелихова как личность.

8. Мировая бессмыслица и мировой смысл.

9. Самопознание.

-Самое трудное- познать самого себя. Об этом говорили ещё древние мудрецы.

- Герой романа «Преступление и наказание» сам для себя загадка, и на протяжении всего романа пытается себя разгадать. Заглянув в себя, в свою душу, он ужаснулся. На страницах всего романа происходит борьба человека с самим собой. Как говорил герой другого романа: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы-сердца людей».

-Герой романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Общество и политика

Проблемы

1. Конфликт старых идей с новыми взглядами.

                В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров отстаивал новые взгляды, ему противостоял Павел Петрович Кирсанов.

Ф .М.Достоевский «Преступление и наказание». Идеи Раскольникова

2. Неизбежен ли конфликт человека с обществом?

Интересы отдельного человека не всегда совпадают с интересами общества, государства.

 В  поэме Пушкина «Медный всадник» главный герой потерял возлюбленную во время наводнения в Петербурге. Он обвиняет в своём горе Петра, построившего Петербург в таком неудобном месте.

 В произведении Платонова «Котлован» люди на строительстве гибнут во имя счастья будущих поколений.

 В романе Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров противопоставлял себя обществу. Этот конфликт основывался на несовпадении общепринятых взглядов на культуру, любовь, природу и теории нигилизма, которую отстаивал Базаров.

3. Какую роль играет политика и политические лидеры  в жизни общества?

                Важную роль для развития России сыграли реформы Петра. Они были неизбежны, способствовали процветанию страны, но мучительны для народа. Пушкин в произведении «Медный всадник» создаёт образ Петра 1. Медный всадник-символ государственной власти, освобождённой от человеческого начала.

4. 2) Л.Н.Толстой «Война и мир».Образы Кутузова и

5. Идея ответственности за всё происходящее вокруг нас.

 Мы отвечаем за всё, что происходит вокруг нас    

1) Печорин из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» погубил Бэлу из-за своей прихоти

 

2) В произведении Толстого «После бала» герой отказывается от мечты стать военным после того, как видит сцену наказания солдата за побег. Он почувствовал ответственность за происходящее.

        Антуант Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это значит, что мы несём ответственность за людей, которые любят нас, за животных, за всю природу, которая нас окружает.

          В пьесе Чехова «Чайка» Тригорин из-за своей прихоти погубил влюблённую в него девушку.

.

6. Что такое демократия?

              Демократия-это власть народа. Отсутствие демократии неизбежно приводит к конфликту человека и государства. Трагично складывались судьбы писателей, живущих в тоталитарном государстве. Это Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Анна Ахматова и другие.

              В романе Замятина «Мы» отражён конфликт идеи свободы и идеи Единого Государства. Люди, лишённые свободы, превращаются в винтики государственной машины.

8. Чинопочитание,страх перед чиновниками

1) Н.В.Гоголь «Ревизор»( все боялись мнимого ревизора,а Хлестаков пользовался этим страхом)

Человек и научный прогресс

Вред или пользу несёт обществу информатизация?

          На некоторые вопросы нет однозначных ответов. Информатизация облегчает жизнь человека, делает её удобной. В то же время компьютер не может заменить человеку живого человеческого общения, книги, театр.

        Вспомним произведение американского фантаста Рея Бредбери. «451 градус по Фаренгейту»  В них описывается общество будущего, в котором экран заменяет людям всё: путешествия, встречи с родными, общение с родителями. В итоге человечество гибнет. Не хотелось бы такого будущего.

Рей Брэдбери «Вельд».Дети избавляются от родителей, лишивших их комнаты с электронным миром саванны.

Неизбежен ли прогресс? О чём нельзя забывать в погоне за новыми технологиями?

          Научно-технический прогресс, наверное, неизбежен. Но нельзя в погоне за новыми технологиями забывать о человеке. Нельзя, чтобы в погоне за комфортом, материальными благами, мы забыли о своей духовной сущности.

1)Михаил Булгаков «Собачье сердце». Профессор Преображенский создаёт нового человека- Шарикова.Для Полиграфа Полиграфыча нет понятий добра и зла, чести и бесчестия.

        2)Вспомним произведения американского фантаста Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту». В нем описывается общество будущего, в котором экран заменяет людям всё: путешествия, встречи с родными, общение с родителями. В итоге человечество гибнет. Не хотелось бы такого будущего.

   3) английская писательница Мери Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».Искусственный человек, созданный учёным, убивает своего создателя. Это предупреждение о том, что созданное человеком детище может погубить его.

 

                                                                            9. Война и мир

Проблемы

1. Ценность человеческой жизни и неестественность смерти.

2. Что помогает выжить на войне?

3. Память о войне.

4. Скрытая теплота патриотизма.

5. Дети на войне.

Произведения:

1. Л.Н.Толстой «Война и мир» (герои Бородинского сражения проявили стойкость)

2. М.Шолохов «Судьба человека» (главный герой Андрей Соколов испытал все ужасы войны, но не сломался)

3. В.Астафьев «Пастух и пастушка»

4. А.Твардовский «Василий Тёркин»

5. В.Быков «Сотников»(о нравственном выборе)

6. Б.Васильев «А зори здесь тихие…»(о героизме женщин на войне)

7. Б.Васильев «Завтра была война»(о выпускниках школы 1941 года накануне войны с фашистами)

8. В.Катаев «Сын полка»(о детях войны)

9. 9.М.Ю.Лермонтов «БОРОДИНО»

10. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста», «Я убит подо Ржевом…»

                                                                   10. Человек и труд

Проблемы

6. Состояние современного языка

7. Богатство и бедность нашей речи.

8. Развитие языка.

9. Язык литературный и разговорный.

Произведения

1. Легенда о древнегреческом баснописце Эзопе.Эзоп и философ Ксанф. Философ приказал Эзопу принести самое лучшее, что есть на свете.Он принёс языки. В другой раз Ксанф приказал принести самое худшее, что есть на свете. Эзоп снова принёс языки. Это говорит о том, что язык может и соединять,и разъединять людей, быть орудием Добра или Зла.

2. И.С.Тургенев в произведении «Русский язык» писал о великом, могучем и свободном русском языке.

3. В.Г.Короленко в произведении «Без языка» сказал, что без языка человек как слепой или малый ребёнок.

4. Эллочка  из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»обходилась тридцатью словами для выражения всех своих мыслей и эмоций.

5. Нора Галь  в статье «Слово живое и мёртвое» писала об опасности канцеляризмов, излишних заимствований

6. Анна Ахматова «Мужество». «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»

7. А.Грибоедов «Горе от ума»Чацкий говорит о заимствованиях. Над словом «сударыня» смеются,а слово «мадам» признаётся всеми.

Искусство, роль искусства.

    Проблемы

Искусство истинное и ложное
1. Влияние искусства на человека. Роль искусства в жизни. Соотношение искусства и реальной действительности. Понимание искусства Познание и воспроизведение мира средствами искусства.

 

1)В произведении Вересаева «Состязание» рассказывается о состязании двух художников, один их которых нарисовал идеальную девушку, а другой - свою любимую жену.Вторая картина была признана лучшей, потому что пробуждала добрые чувства. Люди по-другому посмотрели на своих жён. Искусство помогает видеть прекрасное вокруг нас.

2)В произведении Гоголя «Портрет » главный герой, растерявший свой талант, замер перед картиной настоящего художника. Он хотел сказать слова критики, но не смог. Картина, казалось, парила над залом, завораживала зрителей. Вот так талант воздействует на людей.

-3)В блокадном Ленинграде звучала музыка Шостаковича, стихи Анны Ахматовой. Встреча с искусством давала людям силы жить дальше.

 

 

Литература, роль чтения в духовном развитии.

 

7.Роль чтения в духовном развитии человека.

1) «Люди перестают мыслить, когда перестают читать,»-говорил Д.Дидро.«Следует читать много, но не многое,»-писал Тициан.

2)Алёша из повести М.Горького «Отрочество» много читал. Книга спасла его от «свинцовых мерзостей жизни»,он понял, что есть счастливаяжизнь, есть другие люди и другие страны.

3) Сам Максим Горький много читал и впоследствии стал писателем.

4) Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».Автор предупреждает о том, что произойдёт с человечеством, если оно откажется от книги.

А.С.Пушкин «Пророк»

Историческая память

Необходимо сохранять память о своих предках, сохранять исторические памятники. Это даёт духовную силу народу, обеспечивает связь поколений. Без прошлого у народа нет будущего.

1)Герой романа Тургенева «Отцы и дети» Базаров пренебрежительно относился к жизненным ценностям «старичков» Кирсановых.  Драматичный финал произведения показывает читателям, что нельзя отрываться от нравственных устоев предков, от культурных традиций своего народа.

2) В.Солоухин «Чёрные доски». Автор пишет о том, что в 20 веке было уничтожено много церквей, похищено и уничтожено много икон.Это была попытка ослабить народ, лишить его прошлого, традиций и веры.

3) Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей книге «Русская культура» пишет о том, что для русского народа культура очень много значит. Она объединяет народ, укрепляет его силу.

4)Разрушение Пальмиры в Сирии террористами. Когда хотят уничтожить культуру народа, начинают с уничтожения памятников. Нет памятников культуры -нет народа.

5)Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своё время много сделал для того, чтобы сохранить Невский проспект в Санкт-Петербурге, не изменять его внешний облик. А ведь были идеи сделать его современным.

Человек и природа

Проблемы

1.Человек и природа.

2.Восприятие окружающего мира.

3.Отношение к природе.

4.Природа-храм или мастерская?

5.Изучение и охрана природы.

6.Равнодушное отношение к природе.

7.Потребительское отношение к природе.

8.Соблюдение равновесия в природе.

    Что же будет с человечеством,которое вступает в конфликт с природой? Оно обречено. Природа может отомстить. Об этом говорят и многочисленные экологические катастрофы, лесные пожары, происходящие в последнее время.

Произведения:

Отношение человека к природе

Виктор Астафьев в романе «Царь-рыба» пишет о том, что природу нельзя покорить варварским путём. Природа не терпит такого отношения к себе. И царь-рыба- это символ живой природы.

В произведении Распутина «Прощание с Матёрой» остров должен быть затоплен по плану строительства электростанции. А ведь здесь прекрасная земля, могилы предков. Но людям с искорёженной душой не жаль природы, не жаль родной земли.

       Хемингуэй «Старик и море»( борьба человека с силами природы, старик Сантьяго поймал гигантскую рыбу, но привёз домой только скелет. Три дня он вёл бой с акулами. Он вышел победителем, показал мужество и стойкость человека перед силами природы

Примеры из жизни: Чернобыльская АЭС, разлив нефти в Мексиканском заливе, горят леса в Забайкалье

Влияние природы на человека

1) В произведении Гончарова «Обломов» писатель мастерски изобразил жизнь в дворянской усадьбе, природу этого уголка. Мир, тишина и покой царствуют в природе и в душах людей. Этому миру присущи мягкость, сердечность и человечность. Мы понимаем, откуда у Ильи Обломова,выросшего в деревне, такая «хрустальная» душа.

2)Дуб, лунная ночь в Отрадном из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Леонид Андреев «Кусака»

С.Есенин «Песнь о собаке»

Проблемы

1. Отношение к окружающим.

2. Добро и зло.

3. Достоинство личности. Честь, совесть.

4. Стремление к идеалу.

Произведения

О чести

 В произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка » отец напутствовал героя: «Береги честь смолоду». И главный герой Пётр Гринёв, пройдя множество испытаний, сохранил честь и достоинство.

 М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича..» купец Калашников отстоял честь своей жены, убив опричника Кирибеевича. Он был казнён, но защитил честь соей семьи, своего рода.

Об отношении к родителям

  В произведении К.Паустовского «Телеграмма» дочь не приезжала к своей больной матери долгое время. Та её ждала каждый день, но так и умерла в одиночестве.

 В произведении  Пушкина «Станционный смотритель» дочь Дуня  бросила отца, убежала с офицером. После смерти отца она приехала и плакала на его могиле. Но было уже поздно.

О самопожертвовании

М.Горький «Старуха Изергиль». В легенде о Данко главный герой вырвал своё сердце, чтобы осветить путь людям. Вот пример самопожертвования.

О стойкости и мужестве

1)  В произведении Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» главный герой, лётчик –истребитель, лишился ног, но смог сесть за штурвал самолёта и воевать до конца войны с фашистами.

2) Л.Н.Толстой «Война и мир» ( герои Бородинского сражения)

О дружбе

1) Базаров и Кирсанов

Мысль о том, что чувство дружбы выявляет нравственную сущность человека, можно подтвердить следующим примером. В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров относится снисходительно к своему другу Аркадию Кирсанову, потом без особых переживаний расстаётся с ним. Это говорит об эмоциональной холодности человека, его эгоизме.

 2)Ленский и Онегин из романа «Евгений Онегин»(от делать нечего друзья)

3) Печорин и  доктор Вернер из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»(в дружбе всегда один раб другого)

4) Пушкин и Пущин - лицейские друзья. Стихотворение «Пущину»(«Мой первый друг, мой друг бесценный..»).Приезд Пущина к Пушкину в Михайловское.

 

Человек и его детство

Основные проблемы Авторская позиция  
1.Проблема роли детства в формировании личности.     Что «прорастает» из детства? Являются ли военные детские годы школой жизни? Именно в детстве закладываются важнейшие качества личности, в том числе уважение к труду, умение преодолевать жизненные трудности.  В.Катаев «Сын полка». Ваня Солнцев рано повзрослел, потому что многое испытал.Он потерял родителей, видел близко врага, смерть проходила рядом. Поэтому, попал к разведчикам, он согласился идти в разведку. Он не чувствовал себя ребёнком, который нуждается в защите взрослых. Ваня готов был воевать наравне со взрослыми                М.Горький «Детство» . Алёша            Алёша в детстве был жестоко избит своим дедушкой. Он сразу повзрослел и на всю жизнь сохранил обострённое чувство справедливости, сострадания ко всем.  
2.Проблема воспитания. Что необходимо сознательно культивировать в семье и школе? Ребёнка с детства необходимо приучать к труду, к преодолению жизненных трудностей, к тому, что потребует от него в дальнейшем жизнь. Детство Обломова было безоблачным, родители оберегали его от всех трудностей, поэтому он стал человеком, неспособным на поступки    
3.Романтика детства и рациональный мир взрослых Марк Твен «Приключения Тома Сойера».Том во всём видит повод для фантазии, активно вмешивается в происходящее вокруг него Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей».Незнайка- собирательный образ ребёнка, который многого не знает об этом мире, но стремится всё понять и попробовать.
4.Мудрость детства Ребёнок часто видит больше, чем взрослые, потому что взгляд его не замутнён привычным образом мира. Он бывает правдив в своих оценках и суждениях. Об этом сказка Г.Андерсена «Голый король».Только ребёнок сказал правду о короле. Взрослые льстили и обманывали. Антуан Экзюпери «Маленький принц» В образе принца писатель воплотил ребёнка, пытающегося познать этот суровый мир взрослых. Каждый взрослый для него целая планета. Но принц оказывается мудрее взрослых, с которыми он встречается. Именно он делится своей мудростью с рассказчиком.
5.Сироты 2)В.Короленко «В дурном обществе»Вася, сын судьи, потеряв мать, искал поддержи среди ровесников, потому что не находил её у отца. Он встретил Валека и Марусю, детей, живущих в подземелье без родительской помощи и ласки. Вася почувствовал ответственность за своих друзей. Он носил им еду, взял куклу у свой сестры, пытаясь продлить жизнь умирающей Марусе. Это общение изменило жизнь героя. Отец и сын впоследствии нашли взаимопонимание. А Вася решил всю свою жизнь помогать обездоленным  

.Андрей Платонов «Никита»,Л.Н.Толстой «Детство»

.

 

 

 2. Молодёжь,молодость, выбор жизненного пути

Проблемы .Самоопределение человека в молодости.Мечта в жизни человека. Выбор профессии .Выбор цели, жизненного пути Отношение к своей молодости. Взросление под влиянием жизненных обстоятельств 1)Артур Грэй из произведения Александра Грина «Алые паруса» с детства мечтал стать капитаном корабля. В пят надцать лет он бежал из дома, чтобы стать моряком на корабле. Впоследствии он стал капитаном и осуществил мечту Ассоль об алых парусах. 2)Александр Суворов мечтал стать военным. Родители были против этого выбора, так как у мальчика было слабое здоровье. Суворов закалялся, ездил верхом и смог укрепить здоровье. Он всё-таки стал военным и осуществил свою мечту.
  1) В поисках своего предназначения бродил герой произведения Николая Лескова «Очарованный странник».Он был обещан матерью Богу, но пе6репробовал множество профессий, прежде чем стал монахом. 2)Евгений Онегин из одноимённого романа А.Пушкина – «лишний человек», не смог найти своего предназначения и был несчастлив.
  1)Борис Васильев «Завтра была война». Выпускники 1941 года быстро повзрослели. Они были готовы к личному подвигу, а не к личному счастью. Читая страницы этого произведения, мы чувствуем, какими взрослыми были эти мальчишки и девчонки. Они интересуются политикой, вникают в жизнь своих товарищей, высказывают зрелые суждения о жизни. Мы понимаем, что именно такие люди шли в бой и побеждали.

.

 

                          

 

 

                     

                      3.Отцы и дети. Отношение повзрослевших детей к родителям

1) А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Дуня оставила своего отца на долгие годы. Самсон Вырин  умер в одиночестве.Она была счастлива и приехала проведать отца, но было уже поздно.

 2) И.С.Тургенев «Отцы и дети». Базаров любит своих родителей, но не спешит к ним после долгой разлуки.

3)Д.Фонвизин т»Недоросль». Митрофанушка вырос безнравственным эгоистом, потому что его избаловала мать.Он видел жестокое отношение матери к её мужу, слугам и вырос безжалостным, избалованным человеком. Он оттолкнул мать, когда она нуждалась в поддержке.

Проблема нравственной ответственности

1)Л.Н.Толстой «После бала». Герой, увидев, как наказывают солдата за побег, не захотел стать военным

2)А. Экзюпери «Маленький принц». «Мы в ответе за тех, кого приручили».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.15 с.)