Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Простая экстраполяция предполагает расчет простого среднего значения показателя. К методам простой экстраполяции относят: ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
- экстраполяцию по среднему значению уровней ряда; - экстраполяцию по среднему темпу роста; - экстраполяцию по среднему абсолютному приросту. 2. Анализируются значения исходного ряда. Оценивается возможность применения методов простой экстраполяции при обосновании плановых показателей. Рассчитываются прогнозные значения показателя методом простой экстраполяции, которая исходит из предположения относительного постоянства в будущем абсолютных значений среднего уровня ряда, среднего темпа роста, среднего абсолютного прироста: 2.1 Экстраполяция по среднему значению уровней ряда:
где - прогнозируемая величина; - среднее значение уровней ряда; - среднеквадратическое отклонение. При этом среднее значение уровней ряда определяется по формуле: , где - фактическое значение показателя за i-ый период; n – число периодов. Среднеквадратическое отклонение определяется по формуле:
.
2.2 Экстраполяция по среднему темпу роста: , где - прогнозируемая величина; – средний темп роста; - последнее значение фактора в ряду. При этом средний темп роста определяется по формуле: , где n – число периодов; y 1 – первое значение фактора в ряду. 2.3 Экстраполяция по среднему абсолютному приросту: , где - прогнозируемая величина; - последнее значение фактора в ряду; Δ y – средний абсолютный прирост. При этом средний абсолютный прирост определяется по формуле:
,
где y 1 – первое значение фактора в ряду; n – число периодов. 3. Формулируются выводы и предложения. Решение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 20 – Прогноз объема промышленной продукции в регионе на основе простой экстраполяции, млн руб.
Выводы и предложения: _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Методы сложной экстраполяции. Метод аналитического выравнивания динамических рядов Условия задания: Определить объем продаж продукции на основе данных фактического объема продаж за определенный период времени. Специалисты предприятия располагают данными о фактических объемах продаж за 17 лет:
Таблица 21 - Фактический объем продаж товаров, ед.
Необходимо составить прогноз продаж на 18 год работы фирмы. Методические указания: Решение рекомендуется выполнять в следующей последовательности 1. Строится графическое изображение фактического объема продаж продукции за определенный период времени. 2. С помощью метода наименьших квадратов подбирается прямая линия, в наибольшей степени соответствующая полученным данным. 3. Строится линия экспоненциального сглаживания. Коэффициенты сглаживания устанавливаются в соответствии с изменением фактического объема продаж. 4. Делаются выводы и предложения. Решение: 1. Изменение объема продаж во времени можно описать уравнением прямой линии: У = а + b*х, где х – порядковый номер года; У – объем продаж; а и b – параметры уравнения, которые рассчитываются методом наименьших квадратов на основе фактических данных за прошлые годы:
Рисунок 6 - Прогнозирование объема продаж продукции По данным таблицы 22 рассчитываются показатели для подстановки в систему уравнений: n = 17 ∑x = 153 ∑x² = 1785 ∑y = 30935 ∑xy = 343380 Далее решается система уравнений: Таким образом, получим линейную зависимость вида: У = 585 + 137х При х=18; У = 3051(ед.) 2. Для прогнозирования методом экспоненциального сглаживания устанавливаются коэффициенты сглаживания α=0,06. Расчет сглаженного объема продаж проводится по формулам.
Таблица 22 - Расчетные значения для построения графиков
Выводы и предложения: Используя линейный тренд можно достаточно точно определить прогнозную величину объема продаж. В то же время внимательное рассмотрение рис.6. позволяет сделать вывод о том, что не все точки фактического ряда расположены близко к прямой. В данном случае можно применить метод экспоненциального сглаживания, при этом прогнозная оценка в большей степени соответствует тенденциям последних лет. Задание 13. Метод экспоненциального сглаживания Условия задания: Специалисты предприятия располагают данными о фактических объемах продаж за 5 лет. Контрольный показатель продаж на текущий год 2500 ед. Необходимо с помощью прогнозных расчетов определить, сможет ли фирма выполнить контрольные показатели. Определить спрос методом экспоненциального сглаживания на основе данных фактического объема продаж за определенный период времени и при коэффициенте сглаживания 0,2. Таблица 28 - Фактический объем продаж за период
Методические указания: 1. Между достигнутым в текущем году уровнем показателя и уровнями его в прошлые годы существует определенная связь. С увеличением периода времени связь уровней ослабевает, а значит, результаты более поздних наблюдений несут большую информацию об ожидаемом уровне показателя. Поэтому при прогнозировании большее значение следует придавать последним показателям динамических рядов. Данному принципу отвечает метод экспоненциального сглаживания, разработанный Р. Брауном. 2. Экспоненциальное сглаживание – это вид выравнивания особенно сильно колеблющихся динамических рядов в целях последующего прогнозирования. Данный метод позволяет давать достоверные прогнозы на основании рядов динамики, имеющих умеренную связь со временем, и обеспечивает больший учет показателей, достигнутых в последние годы. Сущность метода экспоненциального сглаживания заключается в сглаживании временного ряда с помощью взвешенной скользящей средней.
3. При проведении исследований целесообразно применять метод для линейной и параболической тенденций. При линейной функции тренд выражается двумя членами ряда Тейлора и некоторым малым числом Еt, зависящим от времени. При параболической функции тренд выражается тремя членами ряда Тейлора и некоторым малым числом Еt, зависящим от времени. 4. Основными показателями экспоненциального сглаживания являются: характеристики сглаживания, оценки коэффициентов, начальные условия. При выборе начальных условий коэффициенты рассчитывают путем выравнивания исходного временного ряда способом наименьших квадратов, предполагая, соответственно, линейную (параболическую) тенденцию изменений. 5. Процесс экспоненциального сглаживания основывается на цепочечных расчетах. Сначала определяются исходные параметры выравнивающих кривых, по которым с помощью формул находят начальные условия. На основе начальных условий по формулам определяются характеристики сглаживания, затем – оценки коэффициентов для экспоненциального сглаживания первого значения в исходном динамическом ряду. И, наконец, расчетное значение соответствующей функции. 6. Результаты прогноза в значительной мере зависят от выбора параметра сглаживания. В случае его малых значений при прогнозировании учитываются все прошлые наблюдения, в случае больших значений, в основном, - последние. Существуют различные подходы к выбору параметра сглаживания. 7. Решение рекомендуется выполнять в следующей последовательности 7.1Проводится выравнивание исходного временного ряда способом наименьших квадратов для нахождения параметров линейного уравнения (1) где Y – объем продаж; t – порядковый номер года. Параметры a и b вычисляются с помощью системы уравнений: (2) 7.2Определяются начальные условия: (3) 7.3Рассчитываются характеристики сглаживания: (4) 7.4Вычисляются оценки коэффициентов уравнения связи:
(5) 7.5Прогнозируется объем продаж по формуле: , (6) где - сглаженный объем продаж в текущем периоде; - порядковый номер сглаженного периода; A, B – оценки коэффициентов уравнения связи.
7.6 Определяется коэффициент сглаживания (в интервале от 0 до 1). Его значение мало при не значительных колебаниях продаж и приближается к 1 в случае сильных колебаний. 7.7Определяется погрешность прогноза по формуле: Погрешность = (прогноз – контрольный объем продаж): контрольный объем продаж; 8. Делаются выводы и предложения. Решение: 1) Методом наименьших квадратов определяются параметры линейного уравнения связи: 2) Рассчитываются начальные условия: 3) Вычисляются характеристики сглаживания:
4) Вычисляются оценки коэффициентов для пятого года наблюдений: Уравнение связи примет вид: 5) Таким образом, получен следующий прогноз на текущий год: Yт = Y6 = 2401+99*2=2599 (ед.) Погрешность прогноза составит: П = (2599-2500):2500 = 0,04 или 4,0% Выводы и предложения: Рассчитанный сглаженный прогноз на текущий год выше контрольного показателя продаж и составляет 2599 ед. Погрешность составляет 4,0%. Данный метод прогнозирования применим при условии, что имеется достаточно времени для адаптации и факторы, определяющие уровень продаж, не подвержены резким изменениям. Задание 14. Прогнозирование спроса методом индикаторов покупательной способности Условия задания: Рассчитать индексы покупательной способности для территории, разделенной на 3 части. Определить плановый объем продаж на год по всей территории. Общий плановый объем продаж равен 2500 млн. руб. Таблица 32 - Индикаторы покупательной способности
Методические указания: 1. Определяются основные индикаторы покупательной способности, лучше всего адаптированные к территории. 2. Производится расчет индексов покупательной способности ИПС для каждой зоны по формуле: , где Ni – процент общего числа жителей данной зоны i Ri – процент общего дохода в зоне i Vi – процент розничных продаж в зоне i 1. С помощью ИПС рассчитывается плановый объем продаж по каждой зоне: 2. Делаются выводы и предложения. Решение: 1. Рассчитываются значения индикаторов в процентах на основе данных таблицы 32: Таблица 33 - Индикаторы покупательной способности
2. Рассчитываются индексы покупательной способности для каждой зоны: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Рассчитывается плановый объем продаж по каждой зоне (млн. руб.): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выводы и предложения: В результате оценки привлекательности рынков выявлено, что наибольший потенциал имеют первая и вторая зоны изучаемой территории. В соответствии с выявленным потенциалом планируются объемы продаж по зонам.
Модуль 2. Теоретические и методологические основы планирования Тема 5. Методы планирования деятельности предприятия Задание 17. Классификация методов планирования Методические указания: 1. Методы планирования – это совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых документов. Планирование деятельности предприятия осуществляется с помощью различных методов. Выбирая эти методы, необходимо исходить из определенных требований к ним. Методы планирования должны: - быть адекватными внешним условиям хозяйствования, особенностям различных этапов процесса становления и развития рыночных отношений; - как можно полнее учитывать профиль деятельности объекта планирования и разнообразные средства достижения основной предпринимательской цели - увеличения прибыли; - соответствовать видовым признакам разрабатываемого плана. Классификация наиболее известных методов планирования представлена в таблице 35. Таблица 35 – Классификация методов планирования
Выводы и предложения: Все методы, применяемые в планировании находятся во взаимной связи и нельзя обойтись каким-то одним из них. Для определения целенаправленности плана должен использоваться программно-целевой метод, а для обеспечения пропорциональности в развитии экономики – балансовый метод. Но тот и другой будут эффективными при условии, что в расчетах применяются научно-обоснованные нормы и нормативы потребностей предприятия и населения в различного рода продукции и услугах, а также в степени использования разнообразных ресурсов. Причем в современных условиях многовариантные расчеты показателей комплексных программ и сложных балансов возможны лишь на базе использования экономико-математических методов. Задание 18. Метод системного анализа Условия задания. Используя метод системного анализасделайте заключение об общем уровне конкуренции на рынке и оцените значимость факторов конкуренции по степени проявления их признаков на рынке. Методические указания: 1. Сущность метода системного анализа заключается в том, что экономическое явление или процесс расчленяются на составные части, и выявляется взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. 2. В планировании экономического и социального развития использование аналитического метода требует глубокого изучения сущности экономических явлений, их качественных особенностей и количественных характеристик. Решение достигается экономическим анализом по следующим направлениям: 2.1 Изучение вариантов плановых решений для выбора наиболее экономичных и выявление перспективных резервов на основе определения характера различных факторов и при возможности количественной величины их влияния. 2.2 Оперативное выявление и анализ отклонений от заданных параметров плановых показателей, норм, лимитов и пр. 2.3 Оценка деятельности каждого объекта в целом и структурных подразделений, анализ действующих систем стимулирования. 2.4 Использование данных экономического анализа фактического выполнения плана, оценка эффективности использования ресурсов. 3. Для принятия плановых решений экономическое обоснование является важнейшим. Однако при этом необходимо учитывать и другие аспекты плановой деятельности – социологические, психологические, правовые. 4. Сам процесс системного анализа того или иного комплекса экономических явлений и процессов как системы подразделяется на несколько стадий: - постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; - структурный анализ данной системы; - разработка концепции и возможных вариантов развития системы; - непосредственный анализ отдельных вариантов решений и их последствий. 5. Для всестороннего, комплексного изучения экономических явлений и процессов используются различные методические и технические приемы (сравнение, группировка, цепные подстановки, индексы и т.п.). Результаты системного анализа используют при составлении текущих и перспективных планов, государственных заказов и т.п. Решение: 1. Оценка степени подверженности рынка процессам конкуренции проводится на основе анализа факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции. Согласно модели М. Портера, учитываются следующие группы факторов: - ситуация в отрасли, т.е. соперничество между конкурентами; - влияние товаров-заменителей; - влияние потенциальных конкурентов (товаров-новинок); - влияние поставщиков; - влияние покупателей. 2. Основные факторы, определяющие уровень конкуренции в отрасли, объединенные в группы, а также признаки их проявления, представлены в таблице 8. Производится оценка этих факторов по 3-балльной шкале. Производится оценка прогноза изменения факторов конкуренции на данном рынке по шкале «усиление – стабильность – ослабление действия фактора». 3. Анализируются факторы, входящие в группу «ситуация в отрасли». 3.1 Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке, определяют уровень конкуренции. Интенсивность конкуренции считается наибольшей, когда на рынке присутствует значительное количество конкурентов приблизительно равной силы. Но необходимо учитывать, что степень конкуренции может значительно изменяться в зависимости от отрасли и сферы деятельности. 3.2 Унифицированность сервисных услуг. Наличие на рынке большого числа конкурирующих фирм, имеющих высокую степень диверсификации услуг, свидетельствует о невозможности ухода в «нишу», т.е. специализации в каком-либо виде деятельности. Высокая степень унификации сервисных услуг по товару в отрасли действует в сторону понижения конкуренции на рынке. 3.3 Изменение платежеспособного спроса усиливает или ослабляет действие первых двух факторов. 3.4 Степень диверсификации товара снижает степень конкуренции. 3.5 Издержки переключения клиента с одного производителя на другого, особенно при значительных объемах послепродажного обслуживания, снижает степень конкуренции, т.к. заранее предусмотренные особенности поставляемого продукта могут сделать невыгодным приглашение сторонней фирмы для послепродажного обслуживания. 3.6 Барьеры ухода с рынка работают в направлении повышения конкуренции. 3.7 Барьеры проникновения на рынок тесно связаны с предыдущим фактором и действуют в прямо противоположном направлении, т.е. повышение барьеров способствует снижению конкуренции и наоборот. 3.8 Ситуация на смежных товарных рынках оказывает значительное влияние на конкурентную борьбу на данном рынке. Высокий уровень конкуренции на смежных рынках, как правило, ведет к обострению борьбы на данном рынке. 3.9 Стратегии конкурирующих фирм, действующих на рынке, рассматриваются с целью выявить различия и общность стратегических установок конкурентов. Если большинство фирм придерживается одной и той же стратегии, то уровень конкуренции относительно понижается. 3.10 Привлекательность рынка данного продукта значительно определяет уровень конкуренции, т.е. резкое расширение спроса вызывает бурный приток конкурентов. 4. Влияние потенциальных конкурентов. 4.1 Трудности входа на отраслевой рынок снижают уровень конкуренции. 4.2 Доступ к каналам распределения снижает уровень конкуренции. 4.3 Отраслевые преимущества снижают уровень конкуренции. 5. Влияние поставщиков. Поставщики взаимодействуют с фирмами, оказывая на них непосредственное влияние, которое усиливается в следующих случаях: - продукция поставщиков сильно дифференцирована или уникальна, следовательно, покупателю сложно сменить поставщика; - фирмы отрасли не являются важными для поставщика; - затраты на переход к другому поставщику. Давление поставщиков может быть снижено посредством создания альтернативных каналов поставок. 6. Сила влияния покупателей на конкуренцию в отрасли возрастает в следующих случаях: - продукция стандартизирована или не дифференцирована; - покупаемые товары не занимают важного места в приоритетах покупателя; - покупатель имеет хорошую информацию обо всех возможных поставщиках. Влияние покупателей ослабевает при расширении границ отраслевого рынка, дифференциации и специализации продукта, координации усилий производителей отрасли, отсутствии товаров-заменителей. 7. Товары-заменители. Конкуренция со стороны заменителей зависит от того, легко или трудно потребителям переориентироваться на него, какова стоимость переориентации. Чем ниже цена заменителя, меньше стоимость переориентации на заменитель и выше качество товара, тем сильнее давление конкурентных сил со стороны заменителей. 8. Факторы оцениваются экспертами по следующей шкале: 1 балл – фактор не проявляется на рынке или отсутствует; 2 балла – фактор проявляется слабо; 3 балла – фактор проявляется четко. 9. Для учета относительной значимости факторов определяется «вес» фактора. 10. Оценка степени влияния каждой из пяти сил конкуренции на рынке рассчитывается по формуле: bij = , где bij - балльная оценка j-го эксперта степени проявления i-го фактора; n - количество экспертов; ki - коэффициент важности i-го фактора; m – число рассматриваемых факторов. 11. Оценка степени влияния силы конкуренции производится по шкале, представленной на рисунке 10.
12. Осуществляется прогноз развития конкуренции на рынке на основе прогнозных оценок изменения действия каждого из факторов на основе шкалы: «+ 1» - действие фактора будет усиливаться; «0» - действие фактора останется стабильным; «-1» - действие фактора будет ослабевать. 13. Оценка прогноза развития сил конкуренции определяется по формуле: сij = , где сij - балльная оценка j-го эксперта прогноза развития i-го фактора. Таблица 36 – Факторы конкуренции на рынке отрасли
|