Понятие «Локомотивное хозяйство» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «Локомотивное хозяйство»



Локомотивное хозяйство - отрасль железнодорожного транспорта, которая обеспечивает перевозочную работу железнодорожными тяговыми средствами (локомотивами и др. видами тягового подвижного состава), техническое обслуживание этих средств и содержание их в работоспособном техническом состоянии.

Локомотивное хозяйство - одна из ведущих отраслей железнодорожного транспорта по основным фондам, потребляемым энергетическим, материальным и трудовым ресурсам и по выполняемой работе.

Управление локомотивным хозяйством осуществляется по территориально-отраслевому принципу. Руководство в оперативном и техническом отношениях деятельностью локомотивного хозяйства всех железных дорог РФ осуществляется МПС РФ.

Каждая железная дорога является государственным производственным предприятием и имеет в своей структуре службу локомотивного хозяйства, которая руководит деятельностью всех локомотивных предприятий железной дороги.

Локомотивному хозяйству принадлежит одно из важнейших мест в обеспечении перевозочного процесса. Доля локомотивного хозяйства в стоимости основных фондов железнодорожного транспорта превышает 12%, в эксплуатационных расходах - 36%. Из общей численности работников железных дорог, связанных с движением поездов, 22% занято в локомотивном хозяйстве. Его техническая оснащенность и организация эксплуатации локомотивов предопределяют развитие материально-технической базы железнодорожного транспорта.

Локомотивное хозяйство предназначено для ремонта, технического обслуживания и экипировки поездных и маневровых локомотивов, а также мотор-вагонного подвижного состава.

Основные функции локомотивного хозяйства: обеспечение железных дорог исправными локомотивами для выполнения плана перевозок; организация на основе передовой технологии обслуживания и ремонта локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава; создание условий для соблюдения установленного порядка труда и отдыха локомотивных бригад.

В комплекс сооружений и технических устройств локомотивногохозяйства входят следующие объекты: депо основные электровозные, тепловозные, паровозные и моторвагонные с цехами, мастерскими, служебными и бытовыми помещениями; пункты технического обслуживания, совмещенные с экипировкой локомотивов; устройства для наружной очистки, обмывки и продувки локомотивов на открытой площадке или в закрытом стойле с производственными и служебно-бытовыми помещениями; установки для реостатных испытаний тепловозов с электрической передачей на открытой площадке; устройства для экипировки локомотивов на открытой площадке или в закрытых стойлах с производственными и служебно-бытовыми помещениями; устройства для экипировки локомотивов на приемо-отправочных путях станции с производственными и служебно-бытовыми помещениями; склады топлива, смазки и песка; дома отдыха локомотивных бригад; пути для стоянки локомотивов, готовых к работе и запасных; пути ходовые, обгонные, экипировочные и служебные; устройства для поворота локомотивов.

Рассмотрим каждый из перечисленных выше объектов локомотивного хозяйства подробнее.

Локомотивное депо

Основной производственной единицей локомотивного хозяйства является локомотивное депо, которое сооружается на определенных участковых, сортировочных и пассажирских станциях. Локомотивное депо - являются основными линейными предприятиями локомотивного хозяйства.

Их сооружают на участковых, сортировочных и пассажирских станциях, выбираемых на основе технико-экономического сравнения различных вариантов. Локомотивные депо можно классифицировать по различным видам.

Классификация локомотивных депо

Основные депо имеют приписной парк локомотивов для обслуживания грузовых или пассажирских, необходимые производственные здания, мастерские, технические средства и штат работников для технического обслуживания, выполнения текущего ремонта и экипировки локомотивов. Под экипировкой понимают комплекс операций (по снабжению локомотивов топливом, водой, песком, смазочными и обтирочными материалами), связанных с их подготовкой к работе. Основные депо являются самостоятельными хозрасчётными предприятиями. Основные локомотивные депо располагаются на участковых или сортировочных станциях, к ним приписан парк локомотивов и мотор-вагонных поездов, которые проходят все виды текущего ремонта, включая только «лёгкие» ТР1, и технического обслуживания Т04, ТОЗ, или «тяжёлые» - ТР2 и ТРЗ. На сети железных дорог имеются также ремонтные депо, как правило, не имеющие своего приписного парка и выполняющие только ТР2 и ТРЗ тягового подвижного состава, приписанного к другому депо.

Оборотные депо располагаются на станциях, находящихся на границах участков или зон обращения локомотивов (в конце тягового плеча, где оборачиваются локомотивы для обратного следования в основное депо), и обеспечивают их техническое обслуживание и экипировку. На станциях с оборотными депо находятся, как правило, пункты технического обслуживания и экипировки локомотивов, экипировочные устройства, пункты смены и дома отдыха локомотивных бригад, находящихся в ожидании поездов для обратного следования.

В зависимости от объёма выполняемой работы основные и оборотные депо подразделяются по балльной системе на 4 группы.

По виду тяги различают тепловозные, электровозные, мотор-вагонные и смешанные депо. По назначению или типу локомотивов депо подразделяют на грузовые, пассажирские, маневровые и объединенные, в приписном парке которых есть локомотивы и мотор-вагонный подвижной состав.

По роду своей деятельности депо подразделяются на эксплуатационные, ремонтные и эксплуатационно-ремонтные. В эксплуатационном депо с приписным парком магистральных локомотивов выполняют внеплановые ремонты по устранению отказов локомотивов, текущий ремонт локомотивов TP-I, техническое обслуживаниеТО-2, ТО-3 и ТО-4 (обточку колесных пар) и экипировку: осмотр, очистку, снабжение топливом, смазочными материалами, песком, обтирочными материалами, охлаждающей водой.

Ремонтные депо не имеют приписного парка локомотивов и предназначены для ремонтов различного вида.

В эксплуатационно-ремонтном депо с приписанным к ним парком локомотивов дополнительно к тем видам ТО и ТР, которыевыполняются в эксплуатационном депо, осуществляется текущийремонт ТР-2 и ТР-3 как для нужд самого депо, так и для другихпредприятий.

В крупных железнодорожных узлах со специализированными станциями - пассажирскими и сортировочными - предусматривают отдельные локомотивные депо для грузовых и пассажирских локомотивов.

Здания локомотивных депо по конфигурации бывают прямоугольные, ступенчатые и еще частично сохранившиеся веерные.

Прямоугольные и ступенчатые депо сооружают со сквозными или тупиковыми путями. Натупиковых путях при двух и более стойлах значительно затрудненыпостановка и вывод подвижного состава, однако в них лучше сохраняется теплота в зимнее время. Веерные депо с поворотным кругом обычно являются паровозными.

Современные депо насыщены подъемно-транспортным оборудованием: мостовыми кранами, кран-балками, электропогрузчиками, электрокарами; различными моечными и очистными машинами, позволяющими производить обмывание полного комплекта узлов и деталей локомотива, поступившего в текущий ремонт.

Надежная работа современных локомотивов с электрической передачей во многом зависит от состояния электрических машин иособенно тяговых двигателей и генераторов. Поэтому содержанию, ремонту и испытаниям электрических машин уделяют большое внимание. В электромашинных цехах депо, где выполняется текущий ремонт, предусмотрено специальное оборудование: станки для обработки коллекторов, балансировки роторов, бандажировки якорей, различные прессы, сушильные печи, оборудование для пропитки и стенды для испытания машин, оборудования и испытательные стенды для ремонта и испытания электроаппаратов электровозов, тепловозов, электропоездов и дизель-поездов.

Тепловозные депо, кроме того, оснащены стендами для испытаний топливной аппаратуры дизелей, секций холодильников, компрессоров и другого оборудования. Испытание и регулирование дизель-генераторов производят на жидкостных нагрузочных реостатах трех типов: для дизелей мощностью 736, 1470 и 2200 кВт. Нашли применение установки для испытания дизель-генераторов тепловозов с отдачей электрической энергии в сеть. В локомотивных депо в аккумуляторных отделениях производят осмотры и ремонты аккумуляторов, тренировочные заряды-разряды и окончательный заряд. Предусмотрена возможность подзарядки батарей без снятия их с локомотивов.

Уделяется внимание оформлению как депо в целом, так и отдельных цехов, рабочих мест.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.007 с.)