Устройство и набор инструментов в современной китайской музыке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройство и набор инструментов в современной китайской музыке



 

Современный китайский оркестр строится схожему с европейским принципу, т.е. делится на 4 главные секции:

.   Деревянные духовые

.   Ударные

.   Смычковые струнные

.   Щипковые струнные

В китайском оркестре две секции струнных, различающиеся по стилю игры. Хотя технически все струнные могут быть использованы как щипковые для достижения определенного эффекта, в то время как янцинь хотя и относится к щипковым, но по струнам на самом деле бьют палочками в стиле цимбалы (струнный ударный инструмент). Хотя в принципе можно объединить эти две секции просто как струнные

Некоторые западные инструменты, такие как виолончель, литавры, контрабас, включаются в оркестр, чтобы возместить нехватку басовых традиционных инструментов.

Ниже мы постараемся рассмотреть каждую секцию более подробно.

Струнные

Чусэ (楚瑟) - многострунный инструмент, старейший предшественник гуслей. По видимому изначально имел 23 струны, однако до сих пор неизвестно как настраивался этот инструмент.

Сэ (瑟) - струнный инструмент, род настольных гуслей. Коробчатый корпус изготавливался из древесины. Под каждой струной имеется подставка, настраивался инструмент при помощи передвижения этих подставок. «Инструмент очень дрвений и существует еще со времен династии Чжоу. В Шицзине имеются упоминания этого инструмента. Иногда включался в состав придворных оркестров.»

В современных оркестрах применяется модификация сяосэ. Известно два способа игры на сяосэ: двумя руками и или одной рукой играют, а второй глушат струны. Сяосэ используется как сольного исполнения так и для аккомпанемента.

Чжэн - (筝) струнный щипковый инструмент типа настольных гуслей - одна из последних модификаций сэ. Чжэн часто применяется в оркестрах, как для сольного исполнения так и для аккомпанемента. Количество струн варьируется от 13-ти до 16-ти, под каждой струной как и у эрху имеется подставка, с помощью которой во время игры повышают тон или делают

вибрато. Настраивают инструмент тоже как эрху путем передвижения подставок. В чжэнах современного изготовления используются колки.

Цисяньцинь - (七弦琴) струнный щипковый инструмент, древнейший предшественник цитры. Корпус цисяньцина изготовлен из древесины и покрыт толстой лаковой пленкой. Головной частью инструмента считается более широкий конец инструмента. На деке размещены 13 небольших точек, которые заменяют лады. Струны настраиваются при помощи колков, расположенных на тыльной стороне головы инструмента. Цисяньцинь использовался как сольный так и оркестровый инструмент, входил в состав оркестров яюэ. В современных оркестрах используются потомки этого инструмента, например, цитра.

Кунхоу - (箜篌) Струнный щипкой инструмент, рода арфы. Кунхой имеет 21 струну, укрепленные одним концов в отверстия деки, а другим на колки на верхней части рамы инструмента. Кунхоу инструмент не китайского происхождения, в Китае он появился при династии Тан, но откуда он был привезен неизвестно. Начиная со времен Юань и Мин инструмент начал выходить из употребления и в настоящее время встречается очень редко.

Пипа -(琵琶) струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого семейства. Согласно преданиям, слово пипа обозначает звук, издаваемый этим инструментом. «Изначально все инструменты похожие на лютню в Китае именовали пипа. Начиная с Хань, были изготовлены самые разнообразные вариации лютни, включая и те которые сейчас зовуться пипа, и жуань, и юэцинь.»

Пипу, которую мы знаем сейчас раньше называли «цюйсянпипа», т.е. пипа с загнутой шейкой. Во времена Тан была ведущим инструментом в оркестре, выступление и по сей день очень часто начинает именно пипа.

Хулэй - (忽雷) струнный щипковый инструмент семейства лютни, ближайший родственник пипы. Существовало два вида иснтрумента - дахулай и сяохулай. В современных оркестрах инструмент не используется. Санъсянь (三弦)- струнный щипковый инструмент двух разновидностей: большой саньсянь и малый саньсянь. Саньсянь - трехструнный музыкальный инструмент, что собственно понятно из названия. Современные саньсяни применяются в основном для стиля под названием «шочан»(пение, перемежающееся речитативом). Часто применяется в оркестре.

Жуанъ (阮)- струнный щипковый музыкальный инструмент. «Впервые появился во времена правления У Ди. Очередная вариация на тему пипы,» только что она имеет круглую форму и прямую шейку. В настоящее время распространены два вида: трехструнный и четырехструнный. Жуань - инструмент с неподвижными ладами, т.е. с фиксированным звукорядом. Корпус изготовлен из дерева, центральная часть из меди или латуни, а струны из крчуного шелка. Юэцинь, шуанцинь и циньцинь - это измененные разновидности жуаня.

Юэцинъ - (月琴) струнный щипковый инструмент - так называемая лунообразная лютня. Это не самостоятельный инструмент, а модифицированный жуань.

Шуанцин - (雙清) струнный щипковый инструмент, еще одна модификация жуаня, отличается тем что ладов у него 13.

Хуньбусы - (浑不似) струнный щипковый инструмент. Инструмент иностранного происхождения, сейчас используется редко.

Даньбур - (丹不爾) струнный щипковый    инструмент, распространен среди уйгуров. Это пятиструнный инструмент с длинным грифом, на который навязаны лады из шелковых ниток. Надо полгать, что этот инструмент не что иное, как ирано-арабский танбур.

Дутар - (獨他爾) струнный щипковый инструмент. Имеет всего 2 струны, на щдлинном грифе(15-17 ладов). Есть основания полагать, что и этот инструмент был завезен из заграницы.

Лавабо - (拉瓦波) струнный щипковый инструмент. Популярен в осноном среди уйгуров. Корпус инструмента сделан из дерева, имеет форму полусферы, на которую натянута кожа. К корпусу крепится длинный гриф с навязными ладами. Инструмент опять же не китайского происхождения.

Ячжэн - (轧筝) струнный смычковый музыкальный инструмент, существовал еще со времен Тан. Начиная с эпохи Цин появилось еще одно название - лацинь. Раньше использовали натертый канифолью стебель бамбука, но сейчас используют соврменный смычок.

Эрху - (二胡) струнный смычковый инструмент. Наименование эрху состоит из двух китайских слов: эр - два и ху - сокращения от хуцинь. Эрху - один из наиболее популярных инструментов в Китае, применяется как для сольной игры так и для игры в ансамблях, оркестрах и т.д.

«Корпус эрху полый и шестигранный, закрыт с одной стороны декой из змеиной кожи, гриф, круглый в сечении, проходит через всю деку и образует как бы небольшую ножку. Обе струны крепятся к ножке, проходят по костяной подставочке и натягиваются при помощи двух колков на голове грифа. Играют на эрху (смычком, волос которого продевают между струнами) сидя, опирая инструмент ножкой о колено; пальцами левой руки нажимают на обе струны, но не прижимая их к грифу.»

Сыху - (四胡) струнный смычковый инструмент. Одна из разновидностей хуциня, но имеет четыре струны. Корпус чаще всего цилиндрический, способ игры такой же как и на эрху.

Банъху- (板胡) струнный музыкальный инструмент. Баньху является главным аккомпанирующим инструментом в северной драме жанра «банцзыцян», а сейчас используется и в оркестровой музыке.

Баньху двухструнный инструмент, разновидность хуциня, отличается от эрху тем, что корпус его обычно представляет собой усеченную скорлупу кокоса, закрытую тонкой деревянной декой. Настраивается инструмент на октаву выше эрху.

Тицинь - (提琴) струнный смычковый инструмент. Тицинь существовал уж во времена Минской династии. Но популярность обрел лишь после реконструкции Ян Чжун-сюем из области Тайцан и игры на нем композитора Вэй Лян-фу. Тицинь и в наше время очень популярен и часто используется в оркестровой музыке. Также стоит отметить, что словом тицинь китайцы также называют европейскую скрипку.

Чжуйцзы - (墜子) струнный смычковый музыкальный инструмент, применялся исключительно для аккомпанемента при исполнении сказов в жанре под названием «чжуйцзышу».

Чжуйцзы создан в результате реконструкции саньсяня, деку заменили на деревянную и стали извлекать звук при помощи смычка.

Матоуцинь- (马头琴) струнный смычковый инструмент.

«Создание матоуциня принадлежит монголам. Корпус инструмента состоит из кожаной деки, расписанной орнаментом, четырех деревянных обечаек, также покрытых орнаментами. Гриф выполнен точно так же, как и у эрху, и заканчивается наверху резным изображением конской головы. Струны сплетены из конского волоса. Волос смычка, трость которого изготавливается обычно из бамбукового прута, проходит между струнами. При игре часто пользуются флажолетами и двойными нотами.»

Янцинь - (扬琴) струнный ударный музыкальный инструмент, род цимбал. Как показывает название инструмент опять же заморский, завезен при Минской династии из Аравии.

В настоящее время применяется в народных оркестрах, небольших ансамблях и музыкальной драме и опере.

Гуцинь - (古琴) семиструнный щипковый инструмент (в какой-то степени напоминающий цитру), был широко распространён в эпоху Чжоу, и часто использовался в игре вместе с другим струнным инструментом «сэ».

Для гуциня характерен узкий и длинный деревянный корпус с 13-ю круглыми метками на поверхности, предназначенными указывать позиции обертонов или мест, где следует располагать пальцы при игре. Вообще говоря, высокие ноты гуциня чисты и благозвучны, средние сильны и отчетливы, его низкое звучание мягко и неуловимо, с ясными и чарующими обертонами. Звуки верхней тональности «гуцинь» чистые, звонкие, приятны на слух.

Звуки средней тональности - громкие, а нижней тональности - нежные и мягкие. Вся прелесть звучания «гуцинь» заключается в переменчивом тембре. Он используется как сольный инструмент, так и в ансамблях и в качестве аккомпанемента пению. В наше время существует более 200 разновидностей техник игры на «гуцинь».

 

Ударные и перкуссия

 

Различают инструменты, как уже было сказано выше, по особенностям своей конструкции на: пластиночные, мембранные и самозвучащие.

Мембранные ударные инструменты

Мембранные инструменты, названы так из-за туго натянутой мембраны, хорошо известной по обычным барабанам. Звук получается вследствие удара по мембране. После рассмотрения основных групп ударных, можно перейти к обзору конкретных инструментов, использующихся в китайском оркестре.

Бяньчжун (编钟) - набор бронзовых чжунов(колоколов), каждый из которых имеет свою определенное звучание. Этот инструмент известен еще со времен династии Чжоу и использовался только в придворных оркестрах.

Дяньгу (点鼓) - мембранный ударный инструмент, представляющий собой двухсторонний плоский барабан. Он больше похож на бубен, чем на барабан. Для игры на нем используют палки-колотушки.

Иногда исполнитель на дяньгу играет одновременно на пайбане, в этом случае это называется губань. Оба этих инструмента используются в оркестре для ритмических целей (пайбань - для выделения сильной доли, дяньгу - для слабой). Исполнитель держит пайбань левой рукой, а запястьем правой руки прижимает дяньгу, который лежит у него на коленях и ударяет в него палочкой, которую держит в правой руке.

Дабу (逹布) - мембранный ударный инструмент, своего рода бубен. Состоит из гнутой деревянной обечайки, на которую натянута перепонка, и имеет форму правильного круга, иногда имел прорези в обечайке куда помещались маленькие металлические пластинки, как у тамбурина.

Баньгу (板鼓) - мембранный ударный инструмент, больше всего напоминающий малый барабан без нижней мембраны. Корпус его представляет собой повернутую вверх дном чашу из массивной древесины. Кожаная перепонка натягивается на дно и крепится маленькими гвоздиками. «Также имеет название цзегу, что означает «ритмовый барабан». В оперных оркестрах его часто использует сам дирижер для условных сигналов(например, предвещение чего- либо на сцене или в оркестре). Играют на нем двумя палочками, варьируя звучание изменением места удара». Во время игры устанавливают баньгу на треножную подставку.

Шугу (书鼓) - мембранный ударный инструмент, имеющий вид двухстороннего малого барабана. Корпус барабана - фигурное кольцо из твердой древесины. Пергаментные перепонки натянуты на корпус с обеих сторон. Шугу применяется в основном для аккомпанемента различных представлений. При игре его устанавливают на треножник и играют деревянными палочками.

Сянцзяогу (象脚鼓) - мембранный ударный инструмент, похож на одностороннюю литавру. «Деревянный корпус имеет форму опрокинутого усеченного конуса, установленного на цилиндрическую колонну-стойку, - отсюда и название(сянцзяо - нога слона)» Перепонка натянута на корпус при помощи кожаных ремней. Сянцзяогу обычно используется как сольный инструмент, в этом случае исполнитель подвешивает на себя инструмент и держит его в наклонном положении, играя ладонями и пальцами.

Гангу (缸鼓) - мембранный ударный инструмент, род двухстороннего барабана. «Свое название он получил от формы корпуса, напоминающего сосуд(ган - сосуд, чан)» Играют на нем деревянными палочками-колотушками. Гангу применяется вместе с другими инструментами в различных оркестрах.

Тангу (堂鼓) - мембранный инструмент, очень схожий с гангу, также имеет строение двухстороннего барабана. Корпус тангу выпуклый, изготавливается из древесины лиственных пород, хорошо поддающихся сгибанию. Мембраны натягиваются с двух сторон и крепятся маленькими гвоздиками, а по бокам крепятся кольца для подвязывания тангу. В наше время данный инструмент широко распространен, и используется как в народных, так и в профессиональных оркестрах. Играют на нем двумя палочками.

Целый ряд барабанов различающихся по размеру: Тангу, Дагу, Сяогу.

Дагу (打鼓), по размеру - это один из видов большого барабана, на деревянный каркас которого натянута кожа. Исполнитель деревянной палочкой выбивает на нем звуки, богатые по содержанию, так как большая площадь поверхности создает расходящиеся от центра различные звуки, которые сильно зависят от силы удара. В древние эпохи его обычно ставили на поле сражения и барабанным боем воодушевляли бойцов. Сяогу, по размеру меньше, чем Тангу. Барабаны небольшие, но регистр звука высокий.

Пайгу (排鼓) - комплект из 5-6 барабанов, поставленных в ряд по регистру звуков, имеется установка, с помощью которой осуществляется подбор звука, т. е. изменяется регистр и тембр звуков. Пайгу является результатом усовершенствования такого инструмента как тангу и уже занял

свое место в оркестре народных инструментов. Пайгу часто применяют в качестве солирующего инструмента.

Чжаньгу (战鼓) - Самый большой из китайских барабанов, похож на большую бочку. Барабан стоит на платформе в горизонтальном положении, то есть мембраны его перпендикулярны полу. Барабан издает очень громкий низкий звук. Раньше барабаны этого типа использовались в сражениях - это обусловило название (чжань - война). Играют на нем стоя двумя палками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.80.94 (0.024 с.)