Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исламские обряды и праздники.
Один из основных обрядов – суннат (обрезание). Мальчиков примерно в семилетнем возрасте подвергали этой операции. В исламе обряд обрезания 7-летних мальчиков служит своего рода религиозным символом принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребёнка, переход его в новое, “взрослое” состояние. Вытерпеть боль – дело чести мальчика. После обрезания мальчик более уже не возвращался на женскую половину дома: его отделяют от сестёр и приобщают к мужчинам дома (семьи). Ещё один важный семейный обряд – свадьба. Молодых венчает один из служителей ислама. Торжественно, со специальными ритуальными обрядами, отмечается в семье мусульманина и рождение ребёнка, особенно сына. И, наконец, последний из серии обрядов – похороны. Этот обряд совершается обычно в день смерти и исполняется с участием духовных лиц. Все семейные обряды мусульман сопровождаются праздниками. Один из всеобщих религиозных праздников – ураза-бойрам, праздник разговенья. Длится 3 дня. Другой большой мусульманский праздник приходится на 7-ой день после окончания поста. Это – курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения. Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего. Этот праздник тянется не менее 4-х дней. Ещё один праздник, связанный с памятью пророка – раджаб-байрам, праздник в честь великого вознесения Мухаммеда. Другой праздник приходится на 27-й день месяца рамазана, то есть на конец поста. В честь него – обильные пиршества не устраиваются – всё-таки ещё пост. Мусульмане в этот день усиленно молятся, обращаясь к Аллаху и читая Коран.
Ислам в России. Российская Федерация – государство с безусловно преобладающим русским этносом, с соответствующей культурно-конфессиональной доминантной. Ислам, несмотря на глубокие исторические корни, многовековое присутствие на нынешней территории России, на инкорпорированность в российскую субцивилизацию, является религией меньшинства. Это, в конечном счёте, и определяет место мусульман в конфессиональном и этнополитическом ландшафте российского общества. С другой стороны, положение ислама в российской культурной традиции, а мусульман в российском обществе неординарно и “весьма значимо”.
В Российской империи, а затем в Советском Союзе сложились три обширных, устойчивых мусульманских ареала: собственно российские мусульмане – татары, башкиры, частично исламизированные древние народы Поволжья, в силу ряда причин подвергшихся более или менее жёсткой ассимиляции; мусульмане Северного Кавказа, которые, несмотря на постоянную с момента вхождения в состав Российской империи борьбу за политическую независимость и этнокультурную самобытность, постепенно включались в российское общество; мусульмане Средней Азии, позже других вошедшие в состав империи и сохранившие этнокультурную и конфессиональную самостоятельность, образ жизни и традиционные экономические уклады, что в конечном счёте позволяет рассматривать их в качестве своего рода “ассоциированного члена” российского, а затем советского общества. Отношение к мусульманам было лучше и терпимее, чем отношение к исламу. Неоднозначно отношение самих мусульман к России: одни согласны с тем, что совместное проживание в одном государстве оказалось продуктивным, другие настаивают на чуждости ислама российской традиции, считая оптимальным их раздельное существование, что на практике может быть реализовано лишь в форме выхода мусульман из состава России. В России проживает от 11 до 22 млн. мусульман, принадлежащих к более чем 40 этносам. Крупнейшими мусульманскими этносами России являются: Татары – свыше 5 млн. (3,8% общей численности населения и второе место после русских); Башкиры – свыше 1 млн.; Чеченцы – около 1 млн.; Аварцы – свыше 0,5 млн.; Кабардинцы – свыше 360 тыс.; Даргинцы – около 300 тыс.; Ингуши – свыше 170 тыс. Кроме того, в России проживают свыше 1 млн. азербайджанцев, до 1 млн. казаков, а также десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков. Все они с полным основанием могут быть отнесены к верующим. Да и критерии того, кого следует считать верующим, до сих пор не обрели строгих научных определений. Тем не менее, есть основание считать, что подавляющее большинство представителей мусульманских этносов всё-таки может быть отнесено к носителям исламской конфессионально-культурной традиции.
В условиях, когда христианская Россия оказалась перед проблемой сохранения в системе международных отношений статуса великой державы, вполне допустима ситуация, при которой стабильность и развитие её отношений с мусульманским миром может стать одним из существенных факторов поддержания её авторитета и независимого от Запада политического курса. В свою очередь, мусульманские государства заинтересованы в существовании сильной России, способной хоть как-то ограничивать военно-политическое господство Запада.
СМИ и Ислам. Данные о положении дел в мусульманской общине можно почерпнуть из обычных, Российских средств массовой информации. Наиболее интересные и пространные посвящённые исламу печатаются в “Независимой газете”, которая с 1997 года издаёт специальное приложение “НР-религии” с отдельной мусульманской страницей. Обращаются к исламу либеральные “Известия”, “Сегодня”, “Московский комсомолец”, еженедельник “Московские новости”, “Завтра”, “Советская Россия”, “Аль-кодс” и др.
Религии Древней Индии.
И всё же даже по сравнению с мусульманским Ближним Востоком Индия – подлинное царство религии. Религиозные системы Индии – если сравнить их с ближневосточно-средиземноморскими монотеистическими – в ряде аспектов, особенно в связи с проблемами онтогенеза, изначального единства макро- и микромира, природы и человека и т.п. представляются более глубокими и философски насыщенными. В них разум явно господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога. Важная особенность индийских религий – их интровертивность, то есть явственная обращённость вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасения и освобождения для себя. Интровертивность религиозной культуры оказала огромное влияние на психологию и социальное поведение индийцев, склонных интересоваться туманными абстракциями и погружаться в глубокий самоанализ.
Боги Ригведы (Пантеон Вед)
Ригведа – самхита из 1028 гимнов, собранных в 10 разделах-мандалах. Каким же богам молились, приносили жертвы жители древней Индии? Старейшим из них был Дьяус – бог неба, отец богов. Центральной и наиболее популярной фигурой ведического пантеона был их первенец Индра – бог тепла и света, дождя и бури. Очень известным и почитаемым ведическим богом был Агни – бог огня. Он считался покровителем семьи и дома, дарителем счастья и здорового потомства, был всеми любим. Важное место занимал Сама – бог опьяняющего напитка, необходимого для церемонии жертвоприношения. Менее известным и почитаемыми были жёны богов. Лишь немногие играли самостоятельную роль в пантеоне.
Брахманизм.
Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики – прямой наследник ведической культуры. Однако брахманизм – явление уже новой эпохи. Появились сословия – варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, торговцев) и шудра (рабов). Сословие жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания.
Усилиями жрецов-брахманов были составлены так называемые брахманы – прозаические тексты. Итак, брахманы-жрецы, появившиеся идеи верховного Брахмана-Абсолюта – всё это привело к формированию брахманизма – религии древних брахманов. Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов. Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали плату: считалось, что без этого жертва бесполезна. Согласно брахманам – комментариям, существовали 4 формы платы: золотом, быками, лошадьми и одеждой.
Джайнизм.
Джайнизм сыграл не малую роль в истории, культуре Индии. Возникновение этого учения связывается с именем Махавиры Джины, жившего в VI веке до Н.Э. В начале последователи Джины были лишь аскеты, которые отказались от всего материального ради великой цели спасения, освобождения от кармы. Все члены ранней общины джайнов – миряне, жрецы, аскеты-монахи, мужчины и женщины – подчинялись некоторым общим законам, соблюдали определённые нормы поведения и запреты. Учения джайнов исходили из того, что дух, душа человека выше его материальной оболочки. Достичь спасения и полного освобождения душа может, если она освободится от всего материального. Мир состоит из двух вечных несоздаваемых категорий: дживы (душа) и адживы (неживое, материальное начало). Доктрина джайнов интровертивна, то есть ориентирована на индивидуальный поиск спасения для каждого в отдельности.
Буддизм в Индии.
Буддизм как религиозная система несравненно значительнее джайнизма. Появление его легенда связывает с именем Гаутамы Шакьямуни, известному миру под именем Будды, просветленного. Учение Будды. Жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть и т.д. – всё это страдание. Оно происходит от жажды бытия, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний – вот путь к уничтожению страданий. Будда разработал подробный восьмиступенный путь, метод постижения истины и приближения к нирване. Буддизм Махаены в первые века нашей эры довольно быстро распространился в Средней Азии, проник в Китай, через него – в Корею и Японию, даже во Вьетнаме. В некоторых из этих стран буддизм стал играть очень важную роль, в других превратился в государственную религию. В индии же к концу I тысячелетия, буддизм и вовсе практически престал играть сколь-нибудь заметную роль в её истории и культуре, в жизни её народа. На смену ему пришел индуизм.
Индуизм. В процессе соперничества буддизма с брахманизмом, как результат продолжения возник индуизм. На высшем уровне религиозной системы индуизма учёные брахманы, аскеты, монахи, йоги сохраняли и развивали тайный смысл их доктрин. Народный индуизм воспринял и сохранил древние представления о карме с её этической основой, о святости вед. В упрощённом и переработанном для нужд широких народных масс индуизма на передний план вышли новые божества, новые ипостаси древних богов. Важнейшими из богов индуизма считаются трое – Брахма, Шиву, Вишну. Они как бы поделили между собой основные присущие верховному богу функции – созидательную, разрушительную и охранительную. Жрецами индуизма, носителями основ его религиозной культуры, ритуального обряда были члены брахманских каст. Как в системе индуизма, так и в социально-политической структуре Индии, брахманы по-прежнему занимали видное место. Из их числа цари выбирали себе советников и чиновников. Брахманы были домашними жрецами в богатых семьях. Во время обрядов домашний жрец-брахман выполняет все необходимые ритуальные действия прямо в доме. Свадебный обряд наиболее торжественен: молодые обходят вокруг жертвенного огня, в который бросают различные продукты, и только после этого брак считается заключённым. Обряд похорон тоже отличается особенностями. В Индии нет кладбищ – только священные места.
Религия в Древнем Китае. Если Индия – царство религий, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, то есть свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни. В Китае тоже есть высшее божественное начало – Небо. Но китайское Небо – это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Будда. Это высшая верховная всеобщность, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подрожать. В системе китайской мысли существовали, кроме Неба, и Будда, и Дао. Жрецов Древний Китай не знал. Обязанности первосвященника в ритуалах исполнял сам правитель, а функции ассистировавших ему жрецов выполняли служившие правителю чиновники. Эти жрецы-чиновники в первую очередь были чиновниками гос.аппарата, помощниками правителя. Жреческие функции они обычно выполняли в дни обрядов и жертвоприношений. Конфуций и конфуцианство. Конфуций (551-479гг. до Н.Э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека – цзюнь-цзы. Высокоморальный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Истинный цзунь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде.
“Благородный человек” Конфуция – умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Общество должно состоять из двух основных категорий: верхов и низов – тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства – Мэн-цзы считали вечным и неизменным. Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка изменённых древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало б о льшим, нежели просто религия. Конфуцианство – это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – основа всего китайского образа жизни. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь.
Даосизм.
Даосизм возник в Китае практически одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всём, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни.
Китайский буддизм.
Буддизм проник в Китай из Индии. Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Уже в IV веке китайские буддисты, пытались доказать, что Будда – воплощение Дао. Дао-ань – первый известный китайский патриарх буддизма. Он ввёл для китайских буддистов-монахов фамильный знак Ши. Вторым после Дао-аня авторитетом китайских буддистов был Хуэй-юань. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась в установлении культа Будды Запада-Амитабы. Буддизм просуществовал в Китае почти 2 тысячелетия. Он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру (искусство, литература, архитектура).
Религиозный синкретизм в Китае.
Система синкретизма складывалась, прежде всего, на нижнем уровне, в рамках народных верований и обычаев. Среди необразованного крестьянства и малограмотных горожан она господствовала практически абсолютно. Средний китаец обычно не видел разницы между тремя религиями. На верхнем уровне тоже наблюдалось некоторое сближение и взаимовлияние доктрин. Система в целом вобрала в себя все основные особенности духовной китайской культуры. Так, незначительная роль мистики и метафизика в религии и философии Китая обусловили то, что в китайской традиции не было существенной грани между богом, героем и обычным человеком, особенно после его смерти. Любой покойник мог быть обожествлён, стать божеством или героем, патроном или бессмертным. Система богов, ритуалов и культов в рамках гигантской культуры религиозного синкретизма была сложной и многоярусной. К числу богов относились основатели 3-х религий: Конфуций, Лао-цзы и Будда.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.041 с.) |