IV. Особенности организации надзорного сопровождения при кратковременном пребывании российских войск на территории иностранного государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Особенности организации надзорного сопровождения при кратковременном пребывании российских войск на территории иностранного государства



 

Кратковременное пребывание российских войск за рубежом, как правило, связано с их участием в военных учениях на территории иностранного государства. Оно регулируется Соглашением между сторонами, участвующими в учениях. Стороны определяют уполномоченные органы, на которых возлагают реализацию Соглашения. Такими уполномоченными органами назначаются, исходя из практики, Министерства обороны Сторон.

В качестве примера рассмотрим участие российских военнослужащих в учениях, проводимых на территории Китайской Народной Республики.

Правовым основанием, временного пребывания воинских формирований России и КНР, на сопредельной территории является Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой «О статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Китайской Народной Республики, и воинских формирований Китайской Народной Республики, временно находящихся на территории Российской Федерации, для проведения совместных военных учений», подписано сторонами 6-8 августа 2005 года.

В статье 1 Соглашения для точного и единообразного толкования перечислены понятия, используемые в настоящем Соглашении, которые к примеру означают следующее:

1.«Личный состав воинских формирований» – военнослужащие и гражданский персонал, входящие в состав воинских формирований, а также лица, командированные в них и являющиеся гражданами государства, которому эти формирования принадлежат;

2.«Исполнение служебных обязанностей личным составом воинских формирований» – действия личного состава воинских формирований по выполнению задач в соответствии с полученными приказами в период проведения учений, в том числе при следовании в район проведения учений и возвращении из него, включая действия личного состава в месте дислокации или районе проведения учений, за исключением случаев:

самовольного оставления мест дислокации или района проведения учений;

добровольного приведения себя в состояние токсического или наркотического опьянения;

совершения деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным;

3.«Движимое имущество воинских формирований» – являющиеся собственностью направляющей Стороны военная техника и вооружение, продовольствие, а также другое материально-техническое имущество, необходимое воинским формированиям на период проведения учений;

4.«Недвижимое имущество» – являющиеся собственностью принимающей Стороны земельные участки, железнодорожные пути, автомобильные дороги, учебные центры и полигоны, аэродромы, порты, военно-морские базы, пункты базирования и расположенные на них строения и сооружения, стационарные средства радиотехнического и навигационного обеспечения, а также другие объекты инфраструктуры, находящиеся с согласия принимающей Стороны во временном пользовании воинских формирований направляющей Стороны;

5.«Ущерб» – смерть, телесные повреждения и иное повреждение здоровья (нанесение увечья), а также уничтожение, повреждение или пропажа имущества;

6.«Место дислокации воинского формирования» – территория, отведенная принимающей Стороной для временного размещения воинского формирования направляющей Стороны.

В Соглашении (статья 4) определены сроки и районы проведения учений, состав и численность воинских формирований, направляемых на учения, места и время пересечения государственной границы, маршруты передвижения и места дислокации воинских формирований, а также другие вопросы, касающиеся организации и порядка проведения учений, согласовываются уполномоченными органами Сторон и оформляются в виде протокола, который ими подписывается.

Направляющая сторона берет на себя обязательство, что личный состав воинских формирований должен уважать суверенитет, законодательство и обычаи принимающей Стороны, не вмешиваться во внутренние дела принимающей Стороны и не участвовать в политической деятельности на ее территории. В связи с этим направляющая Сторона обязана принять необходимые меры по разработке и доведению до личного состава воинских формирований правил поведения на территории принимающей Стороны (статья 5).

Принимающая Сторона (статья 6) обязывается на своей территории обеспечивать безопасность и защиту личного состава и движимого имущества воинских формирований направляющей Стороны, в том числе принимает меры по предупреждению и пресечению любых противоправных действий по отношению к ним.

Статья 20 Соглашения определяет вопросы юрисдикции Сторон в зависимости от места проведения учений, т.е. законодательство какой Стороны действует в тех или иных случаях.

Стороны по вопросам юрисдикции руководствуются следующими принципами: а) в случае нарушения лицом, входящим в состав воинского формирования направляющей Стороны, законодательства направляющей Стороны это лицо подпадает под юрисдикцию направляющей Стороны; б) в случае нарушения лицом, входящим в состав воинского формирования направляющей Стороны, законодательства принимающей Стороны это лицо подпадает под юрисдикцию принимающей Стороны.

Когда право на осуществление юрисдикции имеют обе Стороны, применяются следующие принципы: а) направляющая Сторона имеет преимущественное право на осуществление юрисдикции в отношении правонарушений, совершенных против собственности или безопасности (государственная измена, диверсия, шпионаж или нарушение законодательства об охране государственной тайны или секретных сведений, касающихся национальной обороны, а также иные преступления, направленные против основ конституционного строя) направляющей Стороны, против личности или собственности личного состава воинского формирования направляющей Стороны, а также в случае совершения правонарушения лицом, входящим в состав воинского формирования направляющей Стороны, во время исполнения им служебных обязанностей; б) принимающая Сторона имеет преимущественное право на осуществление юрисдикции вне вышеуказанных случаев; в) если Сторона, обладающая преимущественным правом, принимает решение не осуществлять юрисдикцию, она в возможно короткие сроки уведомляет об этом компетентные органы другой Стороны.

Направляющая Сторона может осуществлять юрисдикцию в случае совершения неустановленными лицами в местах дислокации ее воинских формирований преступлений против направляющей Стороны или членов личного состава ее воинских формирований. При установлении лица, совершившего преступление, действует порядок, определенный настоящим Соглашением.

При оказании правовой помощи компетентные органы Сторон взаимодействуют непосредственно между собой. Право на осуществление непосредственных сношений имеют также командиры воинских формирований Сторон.

Компетентные органы Сторон оказывают содействие друг другу в проведении расследований правонарушений, в сборе и предоставлении доказательств, связанных с правонарушениями, и в передаче лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, Стороне, которая должна осуществлять юрисдикцию.

Принимающая Сторона незамедлительно уведомляет направляющую Сторону о задержании лица, входящего в состав воинского формирования направляющей Стороны.

Направляющая Сторона незамедлительно уведомляет принимающую Сторону о задержании лица, входящего в состав воинского формирования принимающей Стороны.

При задержании, производстве ареста (взятии под стражу), проведении других процессуальных действий, а также при передаче лица, входящего в состав воинского формирования, или оказании правовой помощи Стороны руководствуются национальным законодательством и международными договорами, участниками которых они являются.

Содержание под стражей подозреваемого лица из состава воинского формирования направляющей Стороны, юрисдикцию над которым осуществляет принимающая Сторона, в том случае если это лицо находится во власти направляющей Стороны, осуществляется направляющей Стороной до предъявления обвинения принимающей Стороной.

Компетентные органы Сторон уведомляют друг друга о результатах расследования и судебного разбирательства по всем делам, в отношении которых Стороны имеют конкурирующую юрисдикцию.

В каждом случае, когда в отношении лица, входящего в состав воинского формирования направляющей Стороны, осуществляется уголовное преследование под юрисдикцией принимающей Стороны, преследуемое лицо имеет право на: а) безотлагательное и быстрое проведение расследования и судебного разбирательства; б) получение перед началом судебного разбирательства информации о конкретном выдвинутом против него обвинении; в) встречу со свидетелями обвинения; г) применение процедур привлечения свидетелей защиты, если они находятся под юрисдикцией принимающей Стороны; д) адвокатскую помощь по собственному выбору или бесплатную помощь адвоката; е) услуги переводчика, если преследуемое лицо считает это необходимым; ж) общение с представителем направляющей Стороны и присутствие такого представителя на процессе.

Компетентные органы Сторон могут обращаться друг к другу с просьбой о передаче или принятии юрисдикции в отношении отдельных дел о правонарушениях лиц, входящих в состав их воинских формирований. Такие обращения будут рассматриваться незамедлительно и благожелательно.

Сторонами, при заключении Соглашения разработаны положения о наступлении материальной ответственности сторон, которые изложены в частности в статьях 18 и 19 Соглашения и они следующие:

1. Стороны не предъявляют друг другу претензий в отношении причиненных увечий или смерти лиц, входящих в состав воинских формирований, при исполнении ими своих служебных обязанностей.

2. Принимающая Сторона отказывается от предъявления направляющей Стороне претензий, касающихся возмещения ущерба, нанесенного принимающей Стороне, если такой ущерб был нанесен воинскими формированиями направляющей Стороны в ходе проведения учения или лицом, входящим в их состав, при исполнении своих служебных обязанностей.

3. Порядок возмещения ущерба, который может быть нанесен воинскими формированиями направляющей Стороны или их личным составом принимающей Стороне, в случаях, не оговоренных в пункте 2 настоящей статьи, определяется отдельными договоренностями между Сторонами. Если вопрос о возмещении ущерба не решается путем договоренности, принимающая Сторона имеет право на его рассмотрение в соответствии с национальным законодательством.

4. Направляющая Сторона отказывается от предъявления принимающей Стороне претензий, касающихся возмещения ущерба, нанесенного направляющей Стороне, если такой ущерб был нанесен воинскими формированиями принимающей Стороны в ходе проведения учения или лицом, входящим в их состав, при исполнении своих служебных обязанностей.

5. Порядок возмещения ущерба, который может быть нанесен принимающей Стороной воинским формированиям направляющей Стороны или их личному составу, в случаях, не оговоренных в пункте 4 настоящей статьи, определяется отдельными договоренностями между Сторонами. Если вопрос о возмещении ущерба не решается путем таких договоренностей, он подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством принимающей Стороны.

6. Порядок возмещения ущерба, который может быть нанесен воинскими формированиями направляющей Стороны или их личным составом физическим лицам (гражданам) или юридическим лицам принимающей Стороны, определяется отдельными договоренностями между Сторонами. Если вопрос о возмещении ущерба не решается путем таких договоренностей, он подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством принимающей Стороны.

7. Настоящая статья не исключает права физических лиц (граждан) и юридических лиц принимающей Стороны на предъявление претензий и возмещение ущерба, причиненного в связи с проведением учения.

8. Стороны отказываются от вознаграждения за спасение кораблей, судов и грузов при условии, что спасенные корабли, суда и грузы принадлежали другой Стороне и использовались ее воинскими формированиями в ходе проведения учений (статья 18).

Претензии, заявленные в связи с нанесением ущерба воинским формированием или лицом, входящим в его состав, третьим сторонам, рассматриваются в соответствии со следующими положениями: а) рассмотрение и урегулирование претензий, а также вынесение решений по ним происходят в соответствии с законодательством принимающей Стороны;

б) принимающая Сторона может урегулировать требования по компенсациям за ущерб, причиненный третьей стороне; в) выплата компенсаций за ущерб, причиненный третьим сторонам, производится в результате урегулирования вопроса о возмещении ущерба уполномоченными органами Сторон с участием третьей стороны или вступившего в законную силу решения, вынесенного надлежащей судебной инстанцией принимающей Стороны. Вступившее в законную силу решение о выплате компенсации или об отказе в выплате компенсации, вынесенное надлежащей судебной инстанцией принимающей Стороны, является окончательным и обязательным в споре; г) если степень вины Сторон установить невозможно, то ответственность за выплату компенсации за причиненный ущерб распределяется поровну между Сторонами.

Во всех случаях выплаты производятся в валюте принимающей Стороны.

Стороны сотрудничают в целях получения доказательств и организации беспристрастного рассмотрения претензий в соответствии с настоящей статьей. По решению Сторон может быть создана комиссия для расследования случаев, повлекших за собой причинение ущерба третьим сторонам (статья 19).

Отметим, что подробная регламентация прав и обязанностей лиц, участвующих в воинских формированиях, при проведений военных учений на территории иностранного государства облегчает предмет надзора за соблюдением законности уполномоченными лицами воинских формирований, но вместе с тем имеет и свою специфику, которая определяется кратковременностью дислокации воинских формирований на территории иного государства:

– действием на территории иного государства, где действует законодательство принимающей и направляющей Сторон;

– иные культура, язык и обычаи;

– не постоянным нахождением прокурорских работников в составе кратковременно пребывающих воинских формирований на территории иностранного государства;

– постоянным нахождением личного состава и техники в движении;

– одновременные и совместные действия личного состава воинских формирований направляющей и принимающей Сторон;

– разрешением спорных вопросов между Сторонами путем переговоров;

– отсутствием контактов и связей с административными органами, действующими на территории проводимых учений;

– отсутствием деловых связей и контактов с правоохранительными органами принимающей Стороны;

– существенным различием в законодательстве Сторон.

Еще одним примером надзорного сопровождения действий российских войск могут служить учения на территории Республики Казахстан, в рамках Договора международной региональной структуры – Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), созданной в 2002 году, в которую входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

В настоящее время действует Объединенный штаб ОДКБ. Разработаны и утверждены Основные направления коалиционного военного строительства на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, План коалиционного военного строительства ОДКБ. Определяются основные параметры по группировкам, составу коллективных сил и средств, порядку их планирования, применения и управления, технического оснащения и всестороннего обеспечения.

С учетом многогранности и сложности ситуации, в которой действует Организация, продолжается работа по дальнейшему совершенствованию встроенных в нее структур, адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям.

В рамках данной Организации в период с 3 по 13 июля 2008 года на территории Республики Казахстан проведены совместные учения российских и казахских войск. От России в них участвовала воздушно-десантная бригада ВДВ.

С целью надзорного сопровождения российских войск в их состав вошли прокурорские работники военной прокуратуры Приволжско-Уральского военного округа, которым были направлены указания Главной военной прокуратуры от 3 июля 2008 года № 3у-789-08.

Внимание прокурорских работников акцентировалось на организации надзора по всем основным направленим деятельности, в том числе на вопросах надзора за привлечением к уголовной ответственности военнослужащих, входящих в состав российских войск, в случае совершения ими преступлений. При этом предписывалось руководствоваться статьей 15 «Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности» от 11 октября 2000 года.

В соответствии с названной статьей все совершенные этими лицами преступления подпадают под юрисдикцию Российской Федерации. Уголовную ответственность военнослужащие несут в соответствии с законодательством России.

По указанному Соглашению Россия взяла на себя обязательство осуществлять в соответствии с национальным законодательством уголовное преследование лиц, входящих в состав ее воинских формирований и подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений против другой стороны.

В упомянутом указании Главной военной прокуратуры дано поручение надзирающим прокурорским работникам обеспечит надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и военных следственных органов, обусловленной нахождением российских войск на территории Казахстана в связи с проведением совместных учений.


Международные, законодательные и иные нормативные правовые, ведомственные акты, рекомендованная литература



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.132 (0.024 с.)