Принцип изображения советского солдата в военной прозе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип изображения советского солдата в военной прозе



Принцип изображения советского солдата в военной прозе


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. «ЛЕЙТЕНАНТСКАЯ» ПРОЗА КАК ОСОБОЕ ЯВЛЕНИЕ В ВОЕННОЙ ПРОЗЕ 40-60 ГГ.

Выводы

ГЛАВА 2. ПРИНЦИП ИЗОБРАЖЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЛДАТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ В.НЕКРАСОВА «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА»

Образ главного героя лейтенанта Керженцева

Типичное и неожиданное в изображении советских солдат на примере образов второстепенных героев

Выводы

ГЛАВА 3. ПРИНЦИП ИЗОБРАЖЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЛДАТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Ю.БОНДАРЕВА «ГОРЯЧИЙ СНЕГ»

Принцип изображения советского солдата у Ю.Бондарева: от генерала до лейтенанта

Психологичность изображения в произведении на примерах образов Кузнецова, Уханова, Дроздовского

Выводы

ГЛАВА 4. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЛДАТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.НЕКРАСОВА И Ю.БОНДАРЕВА

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена исследованию принципа изображения советского солдата в русской военной прозе 40-60 г.г. на примерах В.Некрасова «В окопах Сталинграда» и Ю.Бондарева «Горячий снег».

Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящей работе будут рассмотрены принципы изображения советского солдата в «лейтенантской» прозе, как особом явлении в русской военной прозы 40-60 г.г.; показаны сходство и различие данного принципа у В.Некрасова и Ю.Бондарева, чем это обусловлено и как выражено.

Основной целью данной работы является раскрытие принципа изображения советского солдата в русской военной прозе 40-60 г.г. на примерах В.Некрасова «В окопах Сталинграда» и Ю.Бондарева «Горячий снег». Достижение поставленной цели требует решения следующих частных задач:

показать особенность «лейтенантской» прозы в рамках военной прозы 40-60 гг.

рассмотреть главные и второстепенные образы произведений В.Некрасова и Ю.Бондарева;

провести сопоставительный анализ принципа изображения советского солдата в произведениях В.Некрасова и Ю.Бондарева.

Основная цель и задачи работы определили структуру данного исследования. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

В качестве материала исследования использовались произведения В.Некрасова («В окопах Сталинграда») и Ю.Бондарева («Горячий снег»), критические статьи.

Во введении определяется общее направление работы, формулируются основная цель и задачи исследования, устанавливается научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе рассматривается лейтенантская проза как особое явление в военной прозе 40-60 г.г. Центральной проблемой второй и третьей глав становится исследование принципа изображения советского солдата в произведениях В.Некрасова «В окопах Сталинграда» и Ю.Бондарева «Горячий снег». В четвертой главе проводится сопоставительный анализ принципа изображения советского солдата в произведениях В.Некрасова и Ю.Бондарева. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.

Прошлое не отяжеляет рассказ о настоящем, а сообщает ему большую драматическую остроту, психологизм и историзм. Так поступает Юрий Бондарев со своими персонажами: внешний облик и характеры его героев показаны в развитии и только к концу романа или со смертью героя автор создаёт его полный портрет. Подобное изображение требует от автора особой зоркости и непосредственности в восприятии персонажей, ощущения их реальными, живыми людьми, в которых всегда остаётся возможность тайны или внезапного озарения, тем более в таких резких, грубо, подчас бесповоротно меняющих психику человека обстоятельствах, каковым является война.

Виктору Некрасову оказался ближе толстовский подход к изображению войны: без лакировки и пафоса, но со «скрытой теплотой патриотизма». Поскольку повествование «В окопах Сталинграда» ведется от первого лица, то все события, происходящие в повести, увидены глазами главного героя - Юрия Керженцева. Тем не менее нельзя назвать изображение персонажей излишне личностным, переданным лишь сквозь отношение к ним главного героя. Некрасов показывает солдат и через отношение их друг к другу, и по их поведению в бою и на отдыхе, и в тылу, в относительно мирной жизни, сталкивая их порой с людьми, хоть и не далекими от войны, то, во всяком случае, не настолько к ним приближенными, как его герои.


Выводы

 

Война, прокатившаяся по людям и судьбам, оставила нам неизгладимый след и немалое наследство в литературе. И особняком в военной литературе выделяется проза «лейтенантского поколения». Поколения, чью молодость забрала и безжалостно искалечила война. Поколения, ушедшего на войну детьми, а вернувшегося стариками.

"Литература лейтенантов" показала нам войну во всех ее проявлениях: передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945 года, тыл… Лейтенантская проза стала тем самым необходимым основанием всего накопленного культурного, нравственного, социального опыта людей, переживших такое тяжелое событие, как Великая Отечественная Война, и сумевших вынести из неё уроки таких необходимых для существования человека качеств, как надежда, мужество и толерантность, опытом, который было важно, не растеряв ни крупинки, передать следующим поколениям, ради которых они сражались и погибали. Войдя в состав «военной прозы», «литература лейтенантов» задала главные темы художественных поисков для этого жанра.

В «лейтенантской прозе» особенно ясно прозвучала тема судьбы и нравственного выбора. На войне, перед лицом постоянно ожидаемой смерти, человек просто вынужден делать свой нравственный выбор: сказать правду или солгать, струсить и предать или же погибнуть, но остаться верным долгу. И от его выбора зависит, останется ли он человеком или лишь сломанной войной бездушной марионеткой.

«Лейтенантская проза» из всей военной литературы стала наименее агитационной, беспристрастно судя не рядовых и офицеров, не трусов и храбрецов, не патриотов и предателей, даже не советских солдат и немецких, а лишь Человека, как он есть. Ибо на войне человек становится тем, что есть на самом деле, без единого слоя наносной фальши.


Выводы

 

Таким образом, мы выяснили один из главных принципов изображения людей на войне в произведении В.Некрасова - не судить. Некрасов в своей повести не осуждает никого, но и не оправдывает. Он лишь беспристрастно показывает образы и события войны, изредка давая неназойливую оценку устами главного героя, тем не менее, незаметно подчеркивая, что эта оценка - вовсе не истина в последней инстанции, и не обязана приниматься читателем. Морали как таковой, в повести почти. Некрасов, как и Бондарев, предоставляет читателю самому делать выводы и расставлять акценты.

Героев В.Некрасова лишь условно можно разбить на положительные и отрицательные. Никого Некрасов не показывает «черным» подлецом, намеренно несущим гибель, совершающим предательство. Никого не изображает этаким образцом советского солдата, «без страха и упрека» идущего на подвиг.

Образы в повести живые, человечные. Герои боятся, совершают ошибки, имеют личные неприязни и симпатии. Но их личные человеческие качества почти никак не отражаются на их боеспособности (не считая эпизода с Абросимовым). Порой даже кажется, что война сама по себе, а люди сами по себе. Это происходит от того, что о самих военных событиях и заданиях В.Некрасов рассказывает как бы мимоходом, между делом, не заостряя внимания читателя, говоря о смертях и сражениях спокойным обыденным тоном, смешивая страшные события с курьезными и бытовыми.

А вот образы своих героев В.Некрасов выписывает очень внимательно. Каждый, даже самый эпизодический герой, даже набросанный мельком, видится ясно и четко, не менее ярко, чем герой главный. Эта яркость образов, присущая многим произведениям «лейтенантской прозы», происходит, как мы уже выше упоминали, из особенно усиленных реакций человека на войне.


Выводы

 

Итак, мы можем сказать, что основной принцип изображения советских солдат (от рядовых и до генералов) у Юрия Бондарева основан на контрастности и динамичности.

Образы у Бондарева не статичные, не застывшие. Они развиваются в ходе развертывания повествования, раскрываются полнее, больше, и иной раз совсем с неожиданной стороны, сбрасывая маски и фальшь, представая перед читателем в другом свете.

Контрастность в изображении Бондарева состоит в его принципе сводить противоположные на первый взгляд образы, сталкивать их, но из этого сталкивания выводить не противопоставление, а наоборот, сближение. Из различий образов Бондарев выводит их конечное сходство и сближает то, что, казалось бы, сближенным быть не может.

Динамика образов у Бондарева - тоже несомненный факт, хотя это касается не всех героев. Давлатян, к примеру, никак не развивается в ходе повествования, не меняет своей сущности, как это случается с Дроздовским.

А вот где динамика образов, несомненно, проявлена, так это в изображении Кузнецова, Уханова, Бессонова, Дроздовского, Зои, Рубина. Все эти образы меняются, порой полностью и бесповоротно. Они контрастируют и оттеняют друг друга, как Кузнецов и Бессонов, они сталкиваются автором в конфликтах, чтобы ярче выделить ту или иную черту характера героев, показать их в развитии.

Иные из образов, поначалу кажущиеся монолитными, впоследствии тоже будут увидены развивающимися, предстающими перед читателями с иной, неожиданной стороны. Так, к примеру, это происходит с образами Бессонова и Дроздовского. И те из героев, чьи образы статичны и неизменны, служат, однако, чтобы оттенять и помогать большем раскрытию и развитию динамичным образам (Давлатян, Сергуненков, Скорик).

 


Выводы

 

Таким образом, мы выяснили, что основные отличия принципа изображения советского солдата в произведениях В.Некрасова и Ю.Бондарева - это, во-первых ракурс изображения: у Некрасова мы видим все и всех вокруг глазами главного героя, воспринимаем других героев через призму взгляда главного; у Бондарева же видение войны разделено между двумя героями и раздвоено между двумя пространствами. Мы видим бойцов батареи, солдат вокруг глазами Бессонова, строгого командующего, отмечающего каждый недочет, старающегося запомнить старших офицеров, цепляющего зорким глазом отношения между солдатами и командирами.

Во-вторых, основные качества, по которым можно противопоставить образы героев Некрасова и образы героев Бондарева - зрелость / инфантильность. И если у Некрасова мы видим в основном зрелых воинов, опытных бойцов, рано повзрослевших молодых мужчин, уже приспособившихся к тяготам войны и мало о них упоминающих, то у Бондарева, напротив, мы видим целый ряд героев, в чьих образах проступает инфантильность. Даже на простом перечислении интерьера/ экстерьера в произведении можно увидеть разницу, где Керженцев осматривая новую обстановку, оценивает прежде всего боеспособность нового места, а не го комфорт. Герои Некрасова крайне редко жалуются на банальные бытовые неудобства, которые с такой щедростью преподносит война. Мы совсем мало слышим жалоб героев, где им пришлось спать, что им пришлось есть. Другое дело - герои произведения Бондарева. Мы часто замечаем жалобы на холод, на неудобства, на усталость после переходов, на дурную водку, запаздывающее питание - все то, о чем деликатно молчит Некрасов.

Основные же сходства в принципе изображения советского солдата в произведениях Некрасова и Бондарева - это реалистичность, непафосность, избегание изображения ложного героизма, желание показать образы героев, такими, какими запомнились их прототипы авторам. Цель и того, и другого писателя - показать всю горькую правду войны, не замутняя истины.

И поэтому очень важно сделать образы героев живыми, дышащими, страдающими, показать читателю сквозь призму их сознания лихорадку боя, горечь потери товарищей, радость победы, все невзгоды и радости, через которые их проводит война. И потому очень важна для писателей правда характеров, жизненность образов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особняком в военной литературе выделяется проза «лейтенантского поколения», показавшей нам войну во всех ее возможных проявлениях: передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945 года, тыл. Войдя в состав «военной прозы», «литература лейтенантов» задала главные темы художественных поисков для этого жанра: тема судьбы и нравственного выбора.

На войне, перед лицом постоянно ожидаемой смерти, человек просто вынужден делать свой нравственный выбор: сказать правду или солгать, струсить и предать или же погибнуть, но остаться верным долгу.

Главных принцип изображения людей на войне в произведении В.Некрасова - не судить. Образы в повести человечные, настоящие. Герои боятся, совершают ошибки, имеют личные неприязни и симпатии. Но их личные человеческие качества не отражаются на их боеспособности.

Основной принцип изображения советских солдат (от рядовых и до генералов) у Юрия Бондарева основан на контрастности и динамичности.

Образы у Бондарева не статичные, не застывшие. Они развиваются в ходе развертывания повествования, раскрываются полнее, больше, и иной раз совсем с неожиданной стороны, сбрасывая маски и фальшь, представая перед читателем в другом свете.

Контрастность в изображении Бондарева состоит в его принципе сводить противоположные на первый взгляд образы, сталкивать их, но из этого сталкивания выводить не противопоставление, а наоборот, сближение. Из различий образов Бондарев выводит их конечное сходство и сближает то, что, казалось бы, сближенным быть не может.

Динамика образов у Бондарева - тоже несомненный факт, хотя это касается не всех героев.

Основные отличия принципа изображения советского солдата в произведениях В.Некрасова и Ю.Бондарева - это, во-первых ракурс изображения: у Некрасова мы видим все и всех вокруг глазами главного героя, воспринимаем других героев через призму взгляда главного; у Бондарева же видение войны разделено между двумя героями и раздвоено между двумя пространствами.

Во-вторых, основные качества, по которым можно противопоставить образы героев Некрасова и образы героев Бондарева - зрелость / инфантильность. И если у Некрасова мы видим в основном зрелых воинов, опытных бойцов, рано повзрослевших молодых мужчин, уже приспособившихся к тяготам войны и мало о них упоминающих, то у Бондарева, мы видим целый ряд героев, в чьих образах проступает инфантильность.

Основные же сходства в принципе изображения советского солдата в произведениях Некрасова и Бондарева - это реалистичность, непафосность, избегание изображения ложного героизма


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Вайль Б. Некрасов Виктор Платонович. БЭС.- С. 329

2. Гладилин А. «Пишу Вам как подписчик „Огонька“» // Огонек, 1989, 8-15 апр.

.   Горбунова Е. Юрий Бондарев: очерк творчества. - М.: Сов. Россия, 1989. - 432.с.

.   Дзюба И. Не сдавшийся лжи // Радуга.- Киев.- 1990.- №2.

.   Идашкин Ю.В. Грани таланта: О творчестве Юрия Бондарева. М.: 1983

.   Положий В.И. Концепция героической личности в творчестве Ю.Бондарева. М.: 1983

.   Бондарев Юрий Васильевич. Горячий снег: Роман / Бондарев Юрий Васильевич. - М.: Соврем. писатель,1994. - 366с

.   Некрасов Виктор Платонович. В окопах Сталинграда: Роман. Рассказы. Повесть / Сост. Т.П. Голованова. - Л.: Лениздат, 1991

Принцип изображения советского солдата в военной прозе


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. «ЛЕЙТЕНАНТСКАЯ» ПРОЗА КАК ОСОБОЕ ЯВЛЕНИЕ В ВОЕННОЙ ПРОЗЕ 40-60 ГГ.

Выводы

ГЛАВА 2. ПРИНЦИП ИЗОБРАЖЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЛДАТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ В.НЕКРАСОВА «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА»

Образ главного героя лейтенанта Керженцева

Типичное и неожиданное в изображении советских солдат на примере образов второстепенных героев

Выводы

ГЛАВА 3. ПРИНЦИП ИЗОБРАЖЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЛДАТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Ю.БОНДАРЕВА «ГОРЯЧИЙ СНЕГ»

Принцип изображения советского солдата у Ю.Бондарева: от генерала до лейтенанта

Психологичность изображения в произведении на примерах образов Кузнецова, Уханова, Дроздовского

Выводы

ГЛАВА 4. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЛДАТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.НЕКРАСОВА И Ю.БОНДАРЕВА

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена исследованию принципа изображения советского солдата в русской военной прозе 40-60 г.г. на примерах В.Некрасова «В окопах Сталинграда» и Ю.Бондарева «Горячий снег».

Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящей работе будут рассмотрены принципы изображения советского солдата в «лейтенантской» прозе, как особом явлении в русской военной прозы 40-60 г.г.; показаны сходство и различие данного принципа у В.Некрасова и Ю.Бондарева, чем это обусловлено и как выражено.

Основной целью данной работы является раскрытие принципа изображения советского солдата в русской военной прозе 40-60 г.г. на примерах В.Некрасова «В окопах Сталинграда» и Ю.Бондарева «Горячий снег». Достижение поставленной цели требует решения следующих частных задач:

показать особенность «лейтенантской» прозы в рамках военной прозы 40-60 гг.

рассмотреть главные и второстепенные образы произведений В.Некрасова и Ю.Бондарева;

провести сопоставительный анализ принципа изображения советского солдата в произведениях В.Некрасова и Ю.Бондарева.

Основная цель и задачи работы определили структуру данного исследования. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

В качестве материала исследования использовались произведения В.Некрасова («В окопах Сталинграда») и Ю.Бондарева («Горячий снег»), критические статьи.

Во введении определяется общее направление работы, формулируются основная цель и задачи исследования, устанавливается научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе рассматривается лейтенантская проза как особое явление в военной прозе 40-60 г.г. Центральной проблемой второй и третьей глав становится исследование принципа изображения советского солдата в произведениях В.Некрасова «В окопах Сталинграда» и Ю.Бондарева «Горячий снег». В четвертой главе проводится сопоставительный анализ принципа изображения советского солдата в произведениях В.Некрасова и Ю.Бондарева. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.

Прошлое не отяжеляет рассказ о настоящем, а сообщает ему большую драматическую остроту, психологизм и историзм. Так поступает Юрий Бондарев со своими персонажами: внешний облик и характеры его героев показаны в развитии и только к концу романа или со смертью героя автор создаёт его полный портрет. Подобное изображение требует от автора особой зоркости и непосредственности в восприятии персонажей, ощущения их реальными, живыми людьми, в которых всегда остаётся возможность тайны или внезапного озарения, тем более в таких резких, грубо, подчас бесповоротно меняющих психику человека обстоятельствах, каковым является война.

Виктору Некрасову оказался ближе толстовский подход к изображению войны: без лакировки и пафоса, но со «скрытой теплотой патриотизма». Поскольку повествование «В окопах Сталинграда» ведется от первого лица, то все события, происходящие в повести, увидены глазами главного героя - Юрия Керженцева. Тем не менее нельзя назвать изображение персонажей излишне личностным, переданным лишь сквозь отношение к ним главного героя. Некрасов показывает солдат и через отношение их друг к другу, и по их поведению в бою и на отдыхе, и в тылу, в относительно мирной жизни, сталкивая их порой с людьми, хоть и не далекими от войны, то, во всяком случае, не настолько к ним приближенными, как его герои.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.037 с.)