Вопрос 1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ.



 Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является министерство юстиции Российской Федерации.

Возложенные на эту систему задачи выполняются как непосредственно самим министерством, так и через органы юстиции: министерства (управления) юстиции субъектов федерации. В систему министерства юстиции РФ входят также некоторые учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют определенные управленческие и методические функции: адвокатура, нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов и других изданий.

 Правовое положение Министерства юстиции РФ определяется Конституцией РФ, законом РФ “О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации”, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 4.11.93 г., Постановление Правительства РФ “Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации” от 7.10.96 г. и рядом иных нормативных актов.

 В соответствии с Положением и иными нормативными актами на Министерство юстиции РФ возлагается выполнение следующих задач:

 1. участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;

 Указом Президента РФ от 2.05.96 г. на Министерство юстиции РФ возложена юридическая экспертиза проектов федеральных законов и иных нормативных актов, вносимых в Правительство РФ. На министерство возложен также контроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным законам, Указам Президента РФ.

 2. проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ;

 Постановлением Правительства РФ от 3.06.95 г. № 550 “О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации” на министерство возложена обязанность проведения юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 3. государственная регистрация ведомственных нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;

 Указом Президента РФ от 21.01.93 г. “О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации” учреждена государственная регистрация нормативных актов федеральных министерств и ведомств, затрагивающих права и свободы граждан или носящих межведомственный характер. Акты не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

 4. регистрация уставов общественных и религиозных организаций;

 Регистрация уставов религиозных и общественных организаций закрепляет их правовой статус: только зарегистрированное объединение получает права юридического лица. Задача по государственной регистрации уставов общественных объединений возложена на органы юстиции в соответствии с Федеральным законом РФ “Об общественных объединениях” от 19.05.95 г. № 82-ФЗ. В соответствии с Указом Президента РФ “О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации” от 2.05.96 г. № 642 органы юстиции наделены полномочиями осуществлять контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется в соответствии со ст.11 Федерального закона РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 26.09.97 г. № 125-ФЗ.

 5. государственная регистрация юридических лиц;

 Принятие нового Гражданского кодекса Российской Федерации выдвинуло вопрос о системе регистрации юридических лиц и в настоящее время эти права предоставлены министерству юстиции, которое включает их в единый государственный реестр юридических лиц. Но, вместе с тем, в настоящее время до введения закона о регистрации юридических лиц регистрацией юридических лиц занимаются также муниципальные власти, и специально созданные регистрационные палаты.

 6. государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

 Данная регистрация производится органами юстиции на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом РФ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Она включает в себя:

- проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

- проверку наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

- государственную регистрацию права;

- выдачу документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

- выдачу информации о зарегистрированных правах.

 7. государственная регистрация актов гражданского состояния;

 Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Этот вид деятельности Минюста осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона РФ “Об актах гражданского состояния” от 15.11.97 г. № 143-ФЗ.

 Данный Федеральный закон определяет:

- органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;

- порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;

- порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния;

- порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния;

- порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния;

 8. обеспечение установленного порядка деятельности судов

 Одной из центральных задач судебно-правовой реформы в Российской Федерации является реформирование исполнительного производства и создание специальной службы обеспечения установленного порядка деятельности судов.

Исходя из Федеральных законов РФ “О судебных приставах” от 21.07.97 г. № 118-ФЗ и “Об исполнительном производстве” от 21.07.97 г. № 119-ФЗ принудительное исполнение судебных и иных решений является прерогативой и обязанностью не судебной, а исполнительной власти. В соответствии с данными законами создана служба судебных приставов, которая включает в себя две категории должностных лиц:

- судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;

- судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

 Им присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов - воинские звания. Судебным приставам может быть гражданин РФ, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья

 9. обеспечение исполнения уголовных наказаний

  В соответствии с Указом Президента РФ от 8.10.97 г. “О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации” органы уголовно-исполнительной системы РФ переданы в ведение министерства юстиции РФ.

  Правовую основу деятельности органов уголовно-исполнительной системы составляют Конституция РФ, Федеральные законы: “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы”, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.

 Систему органов исполнения наказаний составляют центральный орган (Главное управление исполнения наказаний) и территориальные органы в субъектах Российской Федерации (управления исполнения наказаний).

 Основными задачами ГУИН являются:

- организация исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;

- организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждений, содержащихся в них осужденных, а также охраны объектов уголовно-исполнительной системы;

- организация привлечения осужденных к труду;

- организация обеспечения основного общего и начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных;

- обеспечение надлежащих условий отбывания наказания, охраны здоровья осужденных и заключенных;

- содействие другим правоохранительным органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в работе по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений.

 10. организация и развитие системы юридических услуг;

 Министерство осуществляет регистрацию и выдачу лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия юридической деятельностью по оказанию правовых услуг. Выдача лицензий на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг определяется Положением о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 г. Выдавшие лицензию органы юстиции осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом установленных законом требований. Органы юстиции вправе приостановить и аннулировать действие лицензий. Министерству юстиции дано право назначать нотариусов, как работающих в государственных нотариальных конторах, так и занимающихся частной практикой, право контролировать исполнение профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, а также осуществлять государственный контроль за деятельностью нотариата в целом. Органы юстиции в соответствии с Федеральным законом РФ “О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства о нотариате” от 6.10.95 г. получили право истребовать от нотариуса сведения о совершенном нотариальном действии и иные документы; утверждать (или не утверждать) решения, принимаемые нотариальными палатами. Органы юстиции вправе направлять в суд ходатайство о лишении нотариуса лицензии на право нотариальной деятельности, а также право приостанавливать деятельность нотариуса.

 11. реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности;

 Данная задача возложена на органы юстиции Указом Президента РФ от 2.05.96 г. № 642 “О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации”.

  12. руководство деятельностью судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений юстиции;

 13. руководство системой органов и учреждений юстиции, обеспечение кадрами органов, организаций и учреждений юстиции, повышение квалификации кадров;

 14. участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.

  Таким образом,министерство юстиции, как орган, осуществляющие юридическую помощь гражданам, структурно состоит из департаментов (конституционного, социального, экономического, гражданского законодательства, законодательства о государственной безопасности и правоохранительной деятельности, судебных приставов и др.). Департаментам подчиняются службы. Имеются Федеральный центр судебной экспертизы и Научный центр правовой информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.014 с.)