Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межличностные отношения малых группСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа, в данном случае отдел. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 - 3 да 20 – 30 человек), занятых каким – либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее бы было сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.д. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально – психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам – от чисто внешних (например, территориальная общность людей, как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами по индивидуальному составу. Особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностными отношениями, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения или обмена деловой и личностной информацией именуют каналами коммуникаций, нравственно – эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют разделяют и изучают малые группы в социальной психологии. Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействий, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально – психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Среди высокоразвитых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей. Не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т. д. Для того, что бы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, иметь хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможности развития как личности, быть способной к творчеству, т. е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности, иметь высокий уровень культурного общения. Психологически развитой как коллектив, считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через понятие нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, эффективности и информированности. Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность так же проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу. Объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями. А так же новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам. Не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик. По которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений. Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает. Разрушает коллектив. Коллективизм – это так же развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии. Для подлинных коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимается хорошие личные, эмоционально – благоприятные, дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку, высокую культуру общения. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними. В хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива. Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояние дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга. Эффективность понимается, как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива, как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений. Социально-психологическую основу всех отношений составляет, складывающихся в группе, составляют принятые в ней нормы и нравственные ценности. Ценностями является то, что в данный момент наиболее значимо, важно и ценно. Из нравственных ценностей обычно вытекают те нормы, которыми в своих отношениях руководствуются члены группы. В управлении деятельностью групп нормы выполняют ряд важнейших функций. Наиболее существенные из них – регулятивная оценочная, санкционирующая, стабилизирующая. Регулятивная функция норм состоит в том, что они определяют (регулируют) поведение людей в группе и за ее пределами (если речь идет о них как о представляющих свою группу), задают образцы их взаимодействий и взаимоотношений, формируют основные требования, предъявляемые к членам данной группы самими ее участниками. Соответствие поведения человека, принятым в группе нормам существенно влияет на его положение в системе отношений данной группы. Влияние это многостороннее: с одной стороны, если человек следует сложившимся и принятым в группе нормам, то повышается его авторитет в глазах окружающих; с другой - признание значимости человека, повышение его статуса влияет на других членов групп. От него в определенной степени начинает зависеть и сама совокупность складывающихся в группе норм и отношений: он становится ее генератором. Представление о правильности или неправильности групповых ценностных ориентаций и норм в известном смысле относительно. Оно бывает различным у людей, которые эту правильность определяют. Поэтому в каждом конкретном случае при определении групповых норм, их приемлемости или неприемлемости целесообразно предварительно уточнить субъекта, с позиций которого они оцениваются. Важно ввести еще одно разграничение. Относительность норм выражается так же и в том, что для одного и того же человека одновременно могут существовать нормы разного уровня (степени) обязательности. Под групповой нормой первого уровня обязательно понимается социальная норма, нарушение которой совершенно недопустимо. Нормой среднего уровня обязательности можно назвать такую, которая допускает некоторые незначительные отклонения от нее. Наконец, нормой низкого уровня обязательности является такая, соблюдение которой считается делом вкуса, а отклонения от нее никакому наказанию не подлежат. К нормам первого уровня относятся, например, юридические нормы, нарушение которых карается по закону; к числу норм второго уровня можно отнести большую часть норм нравственности, не сформулированных в жесткой форме нравственных императивов (например, норма «быть честным» в некоторых случаях жизни допускает отклонения). Нормой низкого уровня обязательности может быть такая, которую человек сам себе устанавливает для себя и которой вовсе не обязательно должны следовать остальные члены группы. К этой категории можно отнести особо высокие нравственные социальные нормы, выступающие в форме идеалов. Носителями этих норм являются обычно передовые люди своего времени. Для характеристики поведения таких людей существует специальное понятие «сверхнормативная деятельность». Сверхнормативная деятельность проявляется в том, что не довольствуясь нормами, которыми руководствуются другие, человек сам для себя выбирает и устраивает более высокие нормы и следует им. Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов группы обычно осуществляется и через официально назначенных лиц – руководителей и через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов данной группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами. Авторитет лидера в группе обычно менее силен, чем авторитет руководителя. Лидер в состоянии поднять, увлечь членов группы на любое дело. Нужен ли лидер в группе и почему он появляется в ней. Права, данные руководителю группы, не всегда достаточны для того, чтобы в любой момент деятельности побудить членов группы на совершение нужных поступков. В жизни группы немало таких моментов, когда нужно убеждать, а не приказывать, просить, а не распоряжаться, и здесь лидер незаменим. В роли лидеров могут выступать и официальные руководители групп, но на практике это встречается редко, так как качества лидера и руководителя, их внутригрупповые функции не только не совпадают, но иногда и прямопротивоположны. Например, задача руководителя в конфликтной ситуации, мешающей работе заключается в том, чтобы снять конфликт и сделать так, чтобы он не мешал работе. Права, данные руководителю, иногда допускают делать это ценой ущерба, наносимого некоторым личным интересам отдельных членов группы. В этой же ситуации задача лидеров будет совсем иной: снять конфликт путем принятия во внимание личных интересов каждого участника, даже ценой нанесения некоторого ущерба работе. В заботах руководителя на первом месте обычно находится дело, а в хлопотах лидера - человек со всеми его эмоциями. Далеко не все руководители успешно справляются с «деловыми функциями» столь же уютно чувствуют себя, когда в группе возникают проблемы межличностных отношений. Часто хороший руководитель является посредственным лидером и наоборот. Но при всех условиях лидер в группе нужен. Его необходимость диктуется тем, что в каждой группе существуют и должны кем-то регулироваться две взаимодополняющие системы отношений: деловые и личные. Если каждая из них не отрегулирована, если отношения, складывающиеся в одной системе противоречат отношениям, культивируемым в другой, то такая группа не может успешно работать, никогда не станет высокоэффективной. Это обстоятельство и требует наличия в группе лидера наряду с официальным руководителем. Кроме понятия лидерства в психологии используется другое уточняющее представление о нем, в частности понятие стиля лидерства. Стиль лидерства - это совокупность средств психологического воздействия, которым пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы, среди которых он имеет высокий статус. Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, едино началом в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомого. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство, подвергать сомнению, оспаривать принимаемые им решения. Он четко разделяет свои собственные права и обязанности ведомых, ограничивая действия последних лишь исполнительскими функциями. Для него идеальный подчиненный - дисциплинированный подчиненный. Демократичный стиль лидерства отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. Он не проводит четкой линии между собственными правами и обязанностями ведомых. Часть своих полномочий он добровольно передает членам группы, они в свою очередь так же добровольно принимают на себя часть его обязанностей, если в этом возникнет необходимость. Демократичный лидер особенно ценит таких подчиненных, кто самостоятелен и инициативен, творчески подходит к работе. Он уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе. Либеральный стиль лидерства - это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы. Все вопросы внутригрупповой жизни в этом случае решаются коллективным мнением, которое в группе принимается как закон, и этому в своем поведении следуют не только рядовые участники группы, но и сам ее лидер. Фактически в данном случае он является лидером лишь номинально. Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. Группа на пути продвижения к коллективу обычно проходит ряд этапов, включающих не только прогрессивные изменения, но и своеобразные кризисы. Всякая группа на пути своего развития как коллектив (если развитость оценивать по психологическому климату) обязательно проходит через период временного спада. В самом начале развития группы наблюдается, как правило подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом, которые затем сменяются более или менее заметным спадом. Вслед за ним, если группе удается сохранить себя как общность и приобретенные ранее коллективистские качества, снова наблюдается подъем, который, однако, не достигает той высоты, на которой коллектив находился вначале. Временный психологический спад в группе объясняется сложными внутренними процессами перестройки групповой психологии, в частности межличностных отношений, по мере продвижения группы к коллективу. Вначале эти взаимоотношения строятся почти исключительно на эмоционально непосредственной основе. Новизна ситуации, первые благоприятные впечатления членов группы друг о друге создают у них эмоционально-положительный настрой, который отражается в показателях психологического климата. Затем вновь созданная группа включается в совместную деятельность, и новый более разносторонний опыт общения друг с другом, получаемый членами группы в процессе их совместной деятельности, обнаруживает, что у каждого есть не только достоинства, которые были заметны вначале, но и недостатки. Обнаружение этого факта, а так же возникающие на основе такого значения трудности взаимопонимания снижают удовлетворенность, получаемую от общения друг с другом, и это сказывается на общем эмоциональном настрое группы. Он временно понижается, но способен подняться, если в ходе совместной деятельности членами группы удастся преодолеть возникающие трудности межличностного характера. Путь движения разных малых групп к коллективу индивидуален, и каждая из них проходит его по-своему, включая период кризиса. Этот кризис может наступить в разные периоды существования группы, быть более или менее глубоким, преодолеваться с разной успешностью и в различные сроки. Но главное в том - и на это надо обратить внимание, - что практически в каждой малой группе остаются свои внутренние проблемы, которые не позволяют подняться до уровня развития идеального коллектива. Содержание понятия коллектива со временем меняется, так как это не только психологическое, но и социально-идеологическое понятие. Оно несет на себе явный отпечаток тех условий, в которых зарождается, живет и развивается коллектив. Если сравнить между собой те определения коллектива, которые давались учеными в первые годы Октябрьской революции, когда еще некоторое время существовал определенный плюрализм политических взглядов и идеологий, а гуманитарные науки еще не находились под тяжелым прессом единственной идеологии, с теми определениями коллектива, которые появились позднее, начиная с 30-х годов, то между ними можно обнаружить серьезную разницу. В определении коллектива предложенным в свое время В. М. Бехтеревым, не подчеркивался приоритет коллективного начала над индивидуальным, общности над личностью, не содержалось идеи доминирования коллектива над личностью, необходимости обязательного подчинения личности коллективу. Это появилось позже в трудах А. С. Макаренко, которые создавались уже в другую эпоху, под прямым идеологическим давлением тоталитарной системы. Сейчас времена меняются вновь, и это естественно, должно отразится на определении коллектива соответствующем новой эпохе. Если в понимании развитии личности на первый план вышли такие категории, как совесть, нравственность, гуманизм, доброта, свобода и ответственность, то нечто аналогичное должно произойти и с пониманием коллектива: ведь теоретически и практически личность и коллектив самым тесным образом связаны друг с другом. Поэтому, определение коллектива на сегодняшний день, существенно отличается от определений, которыми мы совсем недавно, например в 70-е годы, встречались на страницах психологической литературы. Основу прежней коллективности (до начала перестройки) составляло чувство общности, сплоченности, единства. При этом каждый член коллектива выступал не как личность, а как индивид - типичный представитель данного коллектива, и в своей индивидуальности рассматривался как отражение психологии коллектива. Чтобы преуспеть в жизни и работе, каждый человек должен выработать для себя некоторую совокупность правил и принципов и стремиться придерживаться их в различных жизненных ситуациях. Естественно, что правила эти должны соответствовать нормам общечеловеческой нравственности и культуры. Самым верным, простым, неоспоримым требованием человеческой справедливости и морали служит заповедь: «Владей собой настолько, чтобы уважать других как самого себя, и поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Философы тысячелетиями рассуждали о нормах человеческих взаимоотношений, и из всех этих рассуждений выкристаллизовалась эта заповедь. Она так же стара, как и сама история. Конфуций проповедовал ее в Китае двадцать четыре столетия назад. Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга за пятьсот лет до дня рождения Христа. Иисус Христос провозгласил ее среди каменистых холмов Иудеи двадцать столетий назад. Мы все хотим одобрения и понимания со стороны тех, с кем общаемся. Искреннего признания своих подлинных достоинств. Хотим, что бы наши друзья и коллеги были чистосердечны в оценке наших поступков и щедры на похвалу. Поэтому – то и нужно другим давать то, что мы хотели бы получить от них сами. Немаловажную роль в этом играет искусство общения. Потребность в общении и умение общаться, качества, необходимые для проявления этих замечательных черт человеческого характера, возникают, естественно не на пустом месте. Наиболее развиты такие качества у людей, имеющих соответствующие природные задатки – способность к логическому мышлению, самостоятельность суждений и принятия творческих решений, хорошая память (готовая в подходящий момент напомнить о требуемых фактах и событиях), развитое воображение (нужное для широкого взгляда на объект воздействия и всестороннего обоснования решений, проникновения в суть рассуждений собеседника), гибкость (позволяющая избегать шаблона и рутины, быстро приспосабливаться к изменяющейся обстановке), воля и решительность (необходимые для преодоления трудностей, возникающих при исполнении решений), умение точно передавать свою мысль партнеру по общению и др. Наряду с этим нельзя не сказать о таких качествах, как умение общаться, умение быть инициативным в этом общении, уметь и хотеть говорить, легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, стремиться к расширению сферы общения, удовлетворять потребность людей в широком, интенсивном общении. Нельзя забывать и о моральных качествах: милосердии, терпении, такт, умении сопереживать. Наличие и овладевание всеми этими качествами, которые применяются в ежедневном общении в коллективе, дает нам право сделать вывод о культуре общения в коллективе. Отдел по назначению пенсий и оценке пенсионных прав существовал в городе всегда. Только в прошлом он назывался «отдел социального обеспечения», а в простонародье «райсобес». Выполнял функции не только по назначению пенсий и пособий, но и функции по социальной защите населения. Однако в связи с реорганизацией и увеличением объемов работ по социальной защите населения, а так же с повышением внимания к наименее защищенным в социальном плане категориям населения, в 1992 было создано Управление социальной поддержки населения. Часть функций была передана вновь созданному управлению и введении отдела остались вопросы назначения, выплаты пенсий и пособий. На сегодняшний день на учете в отделе состоит 53924 получателя пенсий и пособий. Как правило – это люди пожилого и старческого возраста. В отделе работает 35 специалистов. (смотри приложение 1). Коллектив чисто женский, интернациональный. У нас работают русские, татары, украинцы, белорусы, представители мордвы и башкиры. Если обратиться к истории, то можно сказать, что в системе социального обеспечения, в основном работали специалисты, не имеющие образования, а большинстве случаев – имеющие только среднее образование. Причин тому было немало: это и низкая заработная плата, и непрестижность профессии, и большой объем работы, и большая психологическая нагрузка. Если сравнить заработную плату работников «райсобесов». То она была гораздо ниже заработной платы по стране. Например, средняя заработная плата по стране была в 70-х годах более 150 рублей, а оклад работников «райсобеса» – 60 – 70 рублей. Т. е. уровень заработной платы был более, чем в 2 раза ниже, чем в среднем по стране. А если сравнивать уровень заработной платы в таких ведущих отраслях, как машиностроение, строительство, энергетику, то этот показатель в 4 – 5 раз выше. В 80-х годах уровень заработной платы поднялся, но он все равно был далек от показателей средней заработной платы за тот же период по стране. Например, ведущий специалист в 1981 году имел оклад 95 рублей, в то время, как средняя заработная плата по стране была 174 рубля. Специалисты отдела (они назывались тогда «счетоводы») имели и того меньше. Им устанавливался оклад 60 – 70 рублей. Естественно, что при таком уровне заработной платы не могло быть и речи о качественном подборе кадров. Если коснуться профессионального уровня, то в стране не было ни одного высшего учебного заведения, которое бы готовило специалистов для работы в системе социального обеспечения. В основном специалистов готовили средние специальные заведения – это Челябинский юридический техникум, Армавирский юридический техникум и Ташкентский юридический техникум. В этих учебных заведения учащиеся получали специальность «Правоведение и учет в системе социального обеспечения». Специалистов для нашего региона поставлял Челябинский юридический техникум. Естественно, что таких специалистов было недостаточно, что бы обеспечить ими все отделы социальной защиты. До 1986 года даже заведующий отделом социального обеспечения не имел высшего специального образования. И только, начиная с марта 1986, отдел возглавил выпускник Казанского Государственного Университета, имеющий специальное юридическое образование. Как правило, работа в отделе социального обеспечения требовала знания психологии пожилых людей, инвалидов и других, социально-незащищеных категорий. Естественно, что этому не учили ни в одном учебном заведении, и специалисты, работающие в отделе, руководствовались только интуицией и природными качествами. Немаловажным отрицательным фактором было и то, что в отделе совершенно отсутствовала перспектива роста в профессиональном плане. Все эти перечисленные причины и приводили к тому, что в отделах социальной защиты люди долго не задерживались. Особенно это относилось к молодежи. Средний возраст работающих в отделе социальной защиты в 1986 году был 45 лет. Следствием всех вышеперечисленных причин была большая текучесть кадров. Ситуация начала меняться в лучшую сторону только с мая 1992 года – когда государство «повернулось лицом» к службам социального обеспечения. В связи с проведением экономических реформ с мая 1992 года в отделе было введено новое штатное расписание и увеличены должностные оклады. Следует сказать, что до этого не существовало даже нормативов для работников социального обеспечения, занимающихся вопросами назначения и выплаты пенсий. Новое штатное расписание было составлено с учетом нормативов, разработанных Комитетом по труду и социальным вопросам, а так же с учетом территориальности. И работники отдела теперь стали называться не «счетоводы», а инспектора по назначению и выплате пенсий. С мая 1992 года вступил в силу новый Закон о государственных пенсия в Российской Федерации, который в корне менял существующую до сих пор законодательную базу. Реализация нового закона требовала высоко профессиональных специалистов. Вместе с тем увеличилось количество людей, выходящих на пенсию. Резко поменялся качественный состав люде, достигших пенсионного возраста и имеющих право не пенсию. Если до этого пенсионерами были, в основном, коренные жители города и прилегающих к нему сельских районов, то теперь пенсионного возраста достигли представители рабочего класса и интеллигенции. Естественно, это требовало и иного подхода и к профессиональным качествам, и к моральным качествам, и к таким качествам, как умение общаться, как с обслуживающим контингентом, так и между собой. Именно, начиная с 1992 года, резко выросли требования к специалистам, работающим в отделе социального обеспечения. Вступление в силу Закона о государственных служащих в Республике Татарстан еще выше подняло планку требований к специалистам. Работников системы социального обеспечения, в соответствии с этим Указом, отнесли к государственным служащим. В марте 1996 года все работники прошли государственную аттестацию и, требования предъявляемые к государственным служащим, привели к тому, что 18 специалистов отдела поступили заочно в высшие и средние учебные заведения. Лица, не имеющие среднего специального образования, поступили в Челябинский юридический техникум, а те, кто уже имел среднее специальное образование – в высшее учебное заведение - Московский социальный университет. Впервые, в должностных обязанностях, предъявляемых к специалистам отдела, были такие требования, как владение служебной этикой, соблюдение норм и правил, предъявляемых к государственным служащим (см. приложение 2). Теперь для того, что бы работать в отделе социального обеспечения, недостаточно было иметь соответствующее образование. Большая роль отвадилась и умению общения, и не просто общения, а общения, основанного на знании психологии, умении общаться между собой, умении устанавливать контакты друг с другом, обмениваться информацией для того, что бы строить совместную деятельность, сотрудничество. Необходимо было, что бы специалисты общались беспроблемно. Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. К людям легко, вступающих в контакты и умеющих располагать к себе, мы относимся с симпатией, с замкнутыми, нелюдимыми стараемся общаться, как можно реже. Словом, как сказал поэт, «потолкуешь с одним – возликуешь, потолкуешь с другим – затоскуешь». Помимо общения между собой, к специалистам отдела стали предъявляться и повышенные требования по отношению к пожилым людям. Необходимо умение сопереживать и умение понимать. Ведь в цивилизованном обществе – уважение старости – ведущая нравственная норма. Законы природы неумолимы: у старого человека век недолог, потому надо беречь его жизнь.
Облегчи седому путь, Помоги хоть малость. Сам поймешь когда-нибудь, Что такое старость.
Наличие всех вышеперечисленных качеств, по-моему, должно свидетельствовать о том, можно или нельзя назвать общение культурным. Начиная с 1996 года, на работу в отдел принимались только те люди, которые соответствовали всем вышеперечисленным требованиям. Человек, который принимался на работу в отдел, проходил собеседование со специалистом-психологом. Была разработана и используется методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС- 1). Методика разработана для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Так же, при приеме на работу определяется и учитывается темперамент будущего претендента на должность специалиста по вопросам назначения и выплаты пенсий. Немаловажным фактором при приеме на работу в отдел я считаю и индивидуальное собеседование, проводимое начальником отдела. Первое впечатление, говорят обманчивое, но именно оно, как показывает практика, бывает самым верным. Комплекс всех этих мероприятий позволил создать дружный, сплоченный, работоспособный коллектив, способный не решение любых производственных задач. Если рассмотреть работу отдела, начиная с 1996 года, то можно сказать, что методики отбора специалистов зарекомендовала себя только положительно. Специалисты подобраны не только по профессиональному признаку, но и с учетом особенностей характера каждого индивидуума. Данный отбор дает возможность показывать коллективу более высокие результаты как в профессиональной деятельности, так и в общении между собой. В совместной деятельности межличностное общение порождает такие психологические явления, как сочувствие и сопереживание, коллективные традиции, тесно связанные с нормами трудовой морали, подражание общему настроению мнению. Представление об общем уровне психологического климата в коллективе и об уровне культуры взаимоотношений можно получить с помощью ряда показателей, важнейшими из которых являются: - зрелость коллектива; - константность (постоянство), выражаемая в твердом намерении работников быть именно в данном коллективе; - развитость межличностных отношений; - высокий уровень общения. Если рассматривать все эти показатели, то можно сказать, что все эти показатели в отделе выполняются. Начиная с 1996 года, из отдела не ушел ни один специалист (за исключением только тех работников, которые уволились в связи переменой места жительства и переехали в другую местность). Постоянство коллектива выражается в том, что специалисты отделы проявляют желание работать именно в этом отделе. Об это свидетельствует тот факт, что при реорганизации отдела ни один из работников не изъявил желания перейти в другую структуру, а остался именно в данном коллективе, хотя была возможность перейти на более высокооплачиваемую работу. Немаловажным фактом в развитии межличностных отношений является тот факт, что в отделе существует хорошая традиция проведения совместных праздников. Это и проведение производственных мероприятий, и празднование торжественных дат, и проведение субботников, и празднование таких торжеств, как свадьбы, дни рождения, проводы на пенсию, проведение «Дня пожилого человека» и др. Немаловажным показателем высокого уровня общения в коллективе является такой показатель, как отсутствие в коллективе конфликтов. Многие социологи оценивают конфликт как дефект общения, тогда, как другие усматривают в его отсутствии опасность для нормального функционирования и развития коллектива. Я категорически не согласна с последней точкой зрения. Можно только согласиться с тем, что некоторый конфликт всегда неизбежен и иногда полезен. Цели членов коллектива различны, отличается так же и их восприятие ситуации, информации, которой они обладают. Улучшение коммуникации само по себе может устранить только тот конфликт, который возник из-за искажения информации. Даже на самых высоких уровнях руководства, где существует согласие относительно целей и сходное восприятие реальности, возможен конфликт по поводу средств достижения цели. При проведении тестирования среди работников отдела на предмет определения коммуникабельности, выявлены следующие результаты (см. приложение 3). Анкетирование проводилось с 21 апреля по 26 апреля 2001г. В нем приняло участие 25 специалистов отдела. Все они ответили на 16 вопросов анкеты. После обработки данных анкетирования отдел разделился на три группы. Первая группа – наиболее многочисленная, состоит из 14 опрошенных работников. Эти респонденты набрали от 14 до 18 очков и по результатам получили такую характеристику: нормальная коммуникабельность. Любознательны, охотно слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение. Вторая группа состоит из 8 человек. Количество набранных балов – от 9 до 13. Эта группа респондентов характеризуется следующим образом: весьма общительна (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнять. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.161.43 (0.013 с.) |