Панславизм Данилевского и русское лидерство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Панславизм Данилевского и русское лидерство



 

Вопрос различения русского национализма и «славянского» стоит не просто отдельной работы, но обширного исследования. В рамках данного текста оговоримся лишь, что в трудах Н.Я. Данилевского чётко прослеживается взаимосвязь «славянства» и «русского», на той основе, что именно Российская Империя и русский народ должны развить славянский культурно-исторический тип и сыграть в его формировании ключевую роль.

Основным трудом, где указаны взгляды Данилевского на русский этнос, является книга «Россия и Европа». В ней автор приводит собственную теорию международных отношений и мировой истории, а так же цивилизационную модель, которая связана с выделенными им «культурно-историческими типами». Касательно русского народа автор пишет следующее:

Россия и русский народ являются «единственным независимым представителем славянского мира». «Религия составляла самое существенное, господствующее (почти исключительно) содержание древней русской жизни, и в настоящее время в ней же заключается преобладающий духовный интерес простых русских людей; и поистине нельзя не удивляться невежеству и дерзости тех, которые могли утверждать (в угоду своим фантазиям) религиозный индифферентизм русского народа». «Самый характер русских, и вообще славян, чуждый насильственности, исполненный мягкости, покорности, почтительности, имеет наибольшую соответственность с христианским идеалом. С другой стороны, религиозные уклонения, болезни русского народа - раскол старообрядства и секты - указывают: первый - на настойчивую охранительность, не допускающую ни малейших перемен в самой внешности, в оболочке святыни; вторые же, особенно духоборств, - на способность к религиозно-философскому мышлению».

Мы полагаем, что объёмное цитирование первоисточника в данном случае оправдано тем, что автор сам даёт подробное мнение о том, каким является русский народ.

Данилевский говорит и о «политических» свойствах русского народа, а именно: «глубокий политический такт»; «одарённые политическим смыслом»; «своеобразная политическая мысль и чувство». Высшая власть олицетворяется для русского человека в лице царя. Касательно свободы автор говорит следующее: «Едва ли существовал и существует народ, способный вынести большую долю свободы, чем народ русский, и имеющий менее склонности злоупотреблять ею».

В данном случае мы вновь сталкиваемся с акцентированием внимания на религиозном аспекте характерных черт русского человека и склонностью его к сильной централизованной власти.

«Святая Русь» И.А. Ильина

 

И.А. Ильин занимался в числе прочего исследованием национализма. Он выделил опасности, связанные с возможными ошибками в национальных чувствах, которые заключались в отождествлении нации с территорией, а не духом и проявлении т.н. негативной идентичности. Однако русский народ имеет определённые механизмы, которые не допускают данные отрицательные явления. Суть этих механизмов заключается в особой религиозности и идеи «Святой Руси».

«Святая Русь» подразумевает правоверную Россию, т.е. признающую своим главным делом православную конфессию, которая устанавливается как особая черта земного существования. Православие является отличительной особенностью русского народа. Всё время русский человек осмыслял свою жизнь и бытие не государством, войнами и хозяйством, а верой и её духовным содержанием. Войны, которые велись русским народом, велись в ограждение духовной свободы и самобытности. Самосознанию русского народа чужд этатизм и империализм; успехи войны, власти и хозяйства также находились на втором плане.

Ильин выделяет такие характерные черты русского человека, как простодушие, скромность, природный юмор, умение заимствовать опыт других народов, терпимое отношение к другим культурам и преувеличение, порой, своих недостатков. Также русскому человеку свойственно уважение к побеждённому.

Тем не менее, основополагающей чертой русской нации и причиной роста национального духа является именно православная вера, и аспект веры устанавливается как первейший отличительный признак русского человека.     

«И вот, русский национализм есть не что иное, как любовь к этому исторически сложившемуся духовному облику и акту русского народа; он есть вера в это наше призвание и в данные нам силы; он есть воля к нашему расцвету; он есть созерцание нашей истории; нашего исторического задания и наших путей, ведущих к этой цели; он есть бодрая и неутомимая работа, посвященная этому самобытному величию грядущей России. Он утверждает свое и творит новое, но отнюдь не отрицает и не презирает чужое. И Дух его есть дух Иоанновского христианства, христианства любви, созерцания и свободы, а не дух ненависти, зависти и завоевания».

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.005 с.)