Памятник Петру I Антокольского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятник Петру I Антокольского



 

На пересечении Монплезирской аллеи и Марлинской перспективы в парке Петродворца в Петергофе в 1884 году установлен памятник Петру I. Бронзовый Петр в мундире Преображенского полка энергично шагнул, опираясь на трость, к берегу Финского залива. В его левой руке крепко зажата подзорная труба. Взгляд Петра, вся его фигура выражают решительность полководца и государственного деятеля - преобразователя России. Памятник создан замечательным русским скульптором XIX в. Марком Матвеевичем Антокольским(1843- 1902). Цельность, энергия, порыв присущи этому произведению, в котором воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема России.

Создавая Петра I, автор хотел представить его героем, олицетворяющим собой один из знаменательных периодов отечественной истории. Отсюда торжественная приподнятость образа, далекая, однако, от внешней парадности академических статуй. Наряду с этим, Антокольский стремился сохранить историческую конкретность, которая, по его мнению, должна была проявляться не только в наружности и характере, но и в мелочах облачения императора. Марк Матвеевич скрупулезно разрабатывал незначительные подробности: швы и петли на обуви, пуговицы мундира, шпоры на сапогах.

Форма портретной статуи, допускающая значительную индивидуализацию и психологическую сложность, в данном случае должна была уступить монументально-обобщенной форме решения, которая больше отвечала сути замысла Антокольского.

Фигура Петра, данная во весь рост, воспринимается во всем своем величии. Она наделена скрытой энергией и внутренней силой. Поднятая голова Петра, отведенная в сторону правая рука, образующая угол с тростью, выступающая вперед нога, откинутые ветром пола мундира и шарф усиливают впечатление динамики, порыва. Рассчитывая на восприятие статуи с разных точек зрения, скульптор стремится к пространственному развитию композиции, обогащает характеристику героя, делая ее более многообразной и сложной. Каждый ракурс открывает особую грань в развитии композиционного выражения. Лепка в этой статуе более обобщенная, чем это было прежде. Выразительностью моделировки отличается лицо Петра с плотно сжатыми, напряженными губами, нахмуренными бровями, резко очерченным профилем, пристальным пытливым взором.[16, с. 37]

Скульптор трактует его, как могучего, полного внутренней силы, ума, энергии человека. Как смелого и решимого преобразователя. Антокольский исполнен уважения к Петру I и восхищен его просветительской и патриотической государственной деятельностью. Он изобразил Петра в исполненной величественности и вместе динамики позе, в целях монументальности делает фигуру значительно больше натуры.

Образ Петра, изображен с отставленной назад ногой, опирающуюся на трость рукой, с устремленными вдаль глазами, полон стремительности и неукоримой воли, устремленный в будущее. Ветер, треплющий полы его камзола и офицерский шарф, напоминает о бурности петровской эпохи и одновременно вызывает впечатление, что Петр стоит где-то "на берегу пустынных воян". Антокольский со всеми подробностями передает сложный военный костюм Петра I. Но главное не во внешнем, а во внутреннем - в передаче характера Петра, психологией, его дум и переживаний. [20, с. 293]

Антокольский создавал образ Петра Великого особыми методами. Все было построено на целеустремленности, уверенном движении. Выпрямлен стан, мощно развернуты плечи и властно поднята голова, тверд и зорок взгляд, обращенный вдаль. Преодолевая напор ветра, царь идет вперед, как воплощение всепобеждающей силы разума. Его движениям, при всей их стремительности, присущи неторопливость и величавая внутренняя сдержанность. Не замкнутый в себе, а полный сознания своей правоты и ясности великой цели - таков царь М.М. Антокольского.

 


Заключение

 

Петровская тема в искусстве, меняясь и преображаясь. Разумеется, разные эпохи по-разному трактуют в зависимости от господствующего мировосприятия, отношения к истории России и понимания личности Петра. Каждый портрет Петра I - страница истории. Художники изображавшие Петра I в первую очередь понимали значимость императора в истории России. Изображение такого темпераментного и своеобразного человека, в котором энергия и разносторонность сочетались с грубостью, весьма не легкая задача. Каждый художник пытался сделать это по-своему. В передаче образа императора кого-то интересовал патриотизм и историческая роль Петра, других же сложность его натуры. Многие художники пытались изобразить его как героя, олицетворяющим собой один из знаменательных периодов отечественной истории. Первые изображения императора, как в скульптуре, так и в живописи прославляли Петра I как властелина, повелителя, великого преобразователя. И все средства идут на усиление образа Петра, как главы великого государства, на передачу активности и взволнованности образа. Последующих художников интересовал образ Петра, как человека прошедшего тяжелый жизненный путь, имеющего неповторимую человеческую сущность. При этом не было стремления к идеализации образа, а наоборот придавали наибольшую реалистичность. В XIX веке образ Петра I в исторической живописи приобретает новый смысл, император выступает как исторический деятель, прежде всего преданный своей стране. Художники не осуждают поступки Петра, они понимают истинную правоту дела императора. Однако, и не прославляют действия Петра I, а отражают скорее человеческий характер. Итак, в целом можно сказать, общими чертами в изображении Петра I является передача воли, неукротимого характера, величия и силы.


Список использованной литературы

 

1. Аркин Д.Е. Образы скульптуры.- М: Искусство, 1961.

2. Аркин Д.Е. Э.-М. Фальконе. История русского искусства.- М: Искусство,1961. Т. VI. С. 38

.   Архипов Н., Раскин А. Бартоломео Карло Растрелли 1675-1744.- М: Искусство, 1964

.   Васильчиков А. О портретах Петра Великого.- М: Искусство, 1972 г.

.   Вейнберг А. Л. Два неизвестных портрета работы Луи Каравака. Русское искусство ХVIII - первой половины ХIX в.- М: Искусство, 1971. С. 234-236.

.   Верещагин А.Г. Николай Николаевич Ге.- Ленинград: Художник РСФСР, 1988

.   Всеобщая история искусств. В 6 томах - Искусство 17-18 веков, Том 4/под общей редакцией Колпинского Ю.Д. и Ротенберга Е.И. - Москва: Искусство, 1963 - с.1067

.   Всеобщая история искусств. В 6 томах- Искусство 19 века, Том 5/под общей редакцией КолпинскогоЮ.Д. и Яворской Н.В.- Москва: Искусство, 1964 - с.1200

.   Евангулова О., Карев А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века.- М: Искусство, 1994

.   Жидков Г. Русское искусство XVIII века.- М: Искусство, 1951

.   Ильина Т. В., Римская-Корсакова С. В. Андрей Матвеев.- М: Искусство,1984. С. 69.

.   Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. Учебник для студентов высших учебных заведений.- М: искусство,1999.

.   Каганович А. Медный всадник. История создания монумента.- Ленинградское отделение: Искусство, 1975

.   Кеменов В.С. Суриков В.И. Историческая живопись 1870-1890.- М: Искусство, 1987

.   Коваленская Н. История русского искусства первой половины XIX века.- М:Искусство, 1951

.   Кузнецова Э.В. Марк Матвеевич Антокольский 1843-1902.- Ленинград: Худож РСФСР, 1986

.   Лебедева Т.А. Иван Никитин.- М: Искусство, 1975

.   Лебедев Г.Е Русская живопись первой половины XVIII века.- М:Искусство, 1938.

.   Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера: Канцелярия живопись первой пол. XVIII в. - М: Искусство, 1965. С. 44-45, 84-85

.   Очерки по истории русского искусства./ под редакцией Б.В. Вишнякова. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1954

.   Петинова С.Ф. Растрелли Б.К. 1675-1744.- Ленинград: Художник РСФСР, 1979

.   Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века./ Под ред. А.Леонова.- М: Искусство, 1954

.   Рязанцев И. Русская скульптура второй половины XVIII - XIX века. Проблемы содержания.- М: Искусство, 1994

.   Шарандан Н.П. Русская портретная живопись петровского времени.- Ленинград: Художник РСФСР, 1987

 


Список иллюстраций

 

1. Таннауер И.Г. Профильный портрет Петра I. Холст, масло.1710-е гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

2. Таннауер И.Г. Конный портрет Петра I на фоне Полтавской баталии. Холст, масло. 1724 г., Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

.   Таннауер И.Г. Портрет Петра I на фоне морского сражения. Холст, масло. 1716г. Музей-заповедник Московский Кремль

.   Карвавакк Л. Пётр I, командующий четырьмя соединёнными флотами. Холст, масло. 1716-1716 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

.   Каравакк Л. Портрет Петра I. Холст, масло. 1722г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

.   Никитин И.Н. Портрет Петра I. Холст, масло. 1721г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

.   Никитин И.Н. Портрет императрицы Екатерины I. Холст, масло.1717г. Италия

.   Никитин И.Н. Портрет Петра I, Холст, масло. Италия

.   Никитин И.Н. Петра на смертном одре. Холст, масло. 1725г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

.   Матвеев А.М. Портрет Петра I. Холст, масло. 1724-1725 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

.   Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Холст, масло1871г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

.   Суриков В.И. Утро стрелецкой казни. Холст, масло. 1881г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

.   Растрелли Б.К. Бюст Петра. Бронза. 1723г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петребург.

.   Растрелли Б.К. Посмертная маска Петра I. Воск. 1725 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

.   Растрелли Б.К. Восковая персона. Дерево, воск, металл, эмаль. 1725г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

.   Растрелли Б.К. Конный монумент Петру I. Бронза, мрамор. 1716 - 1744 Михайловский замок. Кленовая аллея. Санкт-Петербург.

.   Фальконе Э.М. Медный всадник. 1768-1770гг. Гранит, бронза. Сенатская площадь, Санкт-Петербург

.   Фальконе Э.М. Медный всадник. Фрагмент.1768-1770гг. Гранит, бронза. Сенатская площадь, Санкт-Петербург

.   Антокольский М.М. Памятник Петру I. Бронза. 1872 Петергоф, Санкт-Петербург.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.019 с.)