Исследование особенностей социализации подростков в неформальной группе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование особенностей социализации подростков в неформальной группе



 

Опытно-экспериментальная работа проводилась среди подростков в возрасте 12-17 лет. Для исследования особенностей социализации подростков в неформальных группах были поставлены следующие задачи:

.   подбор комплекса методик, необходимых для определения исходного уровня социализации подростков в неформальной группе;

.   разборка программы, способствующей повышению уровня социализации подростков в группе;

.   анализ и интерпретация полученных результатов.

Для того чтобы разработать практические рекомендации по работе с «неформалами», мы, в результате индивидуальных бесед с подростками выявили две наиболее устойчивые неформальные группы. Первое неформальное объединение условно обозначим А (экспериментальная группа), в её составе представители движения ЭМО (12 человек). Второе объединение, которое представляют «Бэймиксеры» из 10 человек - Б (контрольная группа).

Для достижения цели констатирующего эксперимента мы разработали диагностический комплекс, включающий в себя:

·   Анкету «Оценка отношений подростков с группой»;

·   Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) (см. приложение 2.1.)

Среди методов, используемых в процессе данного исследования, так же были использованы опрос, интервьюирование.

Социализация личности подростка во многом зависит от характера межличностного восприятия неформальной группы, а так же от множества факторов, таких как: социальные установки, прошлый опыт, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге и т.д. Оно во многом будет влиять и на процесс социализации подростка.

Для выявления особенностей взаимодействия личности подростка с неформальной группой была составлена анкета «Оценка отношения подростка к неформальной группе». Дадим характеристику данной методике.

Предполагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения её «полезности» для индивида. Отдаётся предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных её членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистским».

На основании трёх описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у испытуемого индивида.

Анкета состоит из 11 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных набора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует типу восприятия индивидом группы. Обработка результатов(см. прил. 2.2.).

Инструкция испытуемому. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначаемые буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберете тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

. Лучшими партнёрами в группе я считаю тех, кто:

А - умеет больше, чем я

Б - все вопросы стремится решать сообща

В - не мешает другим

2. Я рад когда мои друзья

А - знают больше, чем я, и могут мне помочь

Б - умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успеха

В - помогают другим, когда представится случай                  

3.       Больше всего мне нравиться, когда в группе

А - некому помогать

Б - не мешают при выполнении той или иной задачи

В - остальные слабее подготовлены к жизненным неприятностям, чем я.

4. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда

А - я могу получить помощь и поддержку со стороны других

Б - мои усилия достаточно вознаграждены

В - есть возможность проявить инициативу, полезную для всех

5. Мне нравятся коллективы в которых

А - каждый заинтересован в улучшении результатов всех

Б - Каждый занят своим делом и не мешает другим

В - каждый человек может использовать других для решения своих задач.

6. Больше всего удовлетворение в жизни даёт

А - возможность работать, когда тебе никто не мешает

Б - возможность получения новой информации от других

В - возможность сделать полезное для окружающих

7. Основная роль должна заключаться

А - в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими

Б - в подготовке приспособленных в самостоятельной жизни людей

В - в подготовке людей, умеющих извлекать помощь из общения с другими людьми.

8. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я

А - предпочитаю, чтобы другие решили эту проблему

Б - предпочитаю действовать самостоятельно не полагаясь на других

В - стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы

9. Нет ничего хуже того случая, когда

А - ты не в состоянии решить проблему самостоятельно

Б - чувствуешь себя ненужным в группе

В - тебе не помогают окружающие

10. Больше всего я ценю

А - личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей

Б - общий успех в котором есть и моя заслуга

В - успех, достигнутый ценой собственных усилий

11. Я хотел бы

А - взаимодействовать с группой, в которой доминируют приемы и методы совместной работы

Б - решать все проблемы самостоятельно

В - взаимодействовать с людьми, которые могли бы помочь.

Эксперимент по выявлению типа восприятия подростком неформальной группы проводится в группе А, одновременно был осуществлен контрольный срез в контрольной группе Б. На основе ответов испытуемых (22 человека), были получены следующие данные (см. табл. 1).

 

Таблица №1

Прагматический тип

Индивидуалистический тип

Коллективистский тип

Группа А Группа Б Группа А Группа Б Группа А Группа Б
3 5 3 6 2 3

8

9

5

 

Таким образом, для большинства подростков, входящих в неформальную группу характерны прагматическая и индивидуалистическая направленность, членство в группе воспринимается как средство способствующее достижению индивидуальных целей.

Для того чтобы узнать насколько неформалы агрессивно настроены по отношению к социуму, а так же понять подростков и их проблемы, был проведён тест по выявлению агрессивности в группах А и Б. В результате было выявлено, что более половины настроены агрессивно по отношению к обществу, а оставшиеся ещё не знают какой путь им выбрать.

После теста была проведена беседа с целью пополнения знаний о подростках, об их проблемах, об их перспективах и планах на будущее, эта беседа была попыткой «копнуть» немного глубже. В результате её мы так же выявили коммуникативные особенности и потребности подростков - «неформалов», насколько развита у них коммуникативная сфера, как они ведут себя в ситуациях, когда надо обратиться к кому-либо, что то спросить, в какой форме они это делают, каков их словарный запас. Проводя анализ результатов беседы, мы выяснили, что большинство «неформалов» с трудом могут установить контакт с незнакомым человеком, им трудно заговорить первыми. Если они оказываются в ситуации, когда надо самостоятельно что-то спросить, узнать, то подростки чувствуют себя неуверенно или наоборот могут спросить, но в грубой или не очень вежливой форме.

Результаты наблюдения, не смотря на высокий уровень сплочённости, плохо организованы, не имеют конкретной структуры (см. табл. 2)

Таблица№2

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
сплоченность Конфликтность (в основном конфликты возникают между членами разных групп) структурированность организованность

На основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, мы определили содержание формирующего эксперимента.

Основная цель формирующего эксперимента: разработать социально-педагогическую программу и рекомендации по эффективному взаимодействию образовательного учреждения, семьи с неформальными группами подростков.

Для реализации этой цели в течении одного месяца (20 апреля 2011г. - 20 мая 2011г.) нами была проведена работа по реализации программы.

Главная задача программы - повышение уровня социализации подростков в неформальной группе. Основными формами работы с подростками стали активные формы взаимодействия подростков между собой и взрослыми. Программа включала тренинги, игры, занятия, рефлексии и т.д.

Ниже приводим пример занятия из экспериментальной программы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.016 с.)